Цель урока – познакомить учеников с географическим положением и населением Древней Индии.
Задачи:
познакомить учеников с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии.
продолжить формирование умений работать с исторической картой, иллюстрацией, сравнивать природные условия разных стран, составлять рассказ, получать информацию из кинофрагмента, поиск стратегии решения проблемы, применять свои навыки на практике.
воспитание уважения к другой культуре, здорового образа жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Люди и природа Древней Индии.»
Урок 5 класс
Тип урока – изучение нового материала.
Цель урока – познакомить учеников с географическим положением и населением Древней Индии.
Задачи:
познакомить учеников с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии.
продолжить формирование умений работать с исторической картой, иллюстрацией, сравнивать природные условия разных стран, составлять рассказ, получать информацию из кинофрагмента, поиск стратегии решения проблемы, применять свои навыки на практике.
воспитание уважения к другой культуре, здорового образа жизни.
Понятия – джунгли.
Оборудование: мультфильм «Книга джунглей», карта «Древний Восток: Китай и Индия», иллюстрации, журнал «Сто человек: Будда» шахматы, фигурка слона, сахар.
Ход урока
Организационный этап.
Актуализация темы.
Ребята давайте вспомним, какие страны мы посетили на уроках истории, на уроках истории.
Египет, Финикию, Междуречье, Ассирию, Израиль.
Какая река дала жизнь Египту?
Нил.
Какие реки мы ещё изучили?
Тигр, Иордан, Евфрат.
Какие изобретения были сделаны финикийцами?
Стекло, пурпур, алфавит.
Как называли Ассирию в Древнем мире? И почему её так называли?
Ассирию называли «логовищем львов», а Ниневию «городом крови», потому что основным занятием ассирийцев была война.
А теперь мы отправимся в новую страну. А в какую, узнаем из фрагмента фильма.
Просмотр фрагмента мультфильма «Книга джунглей»
Ребята, а как называется мультфильм, фрагмент которого мы просмотрели?
Мультфильм называется «Книга джунглей»
А кто из вас знает по книге, какого автора создан мультфильм?
«Маугли»
Автором этого произведения является английский писатель Р.Киплинг. А в какой же стране происходят события «Маугли»?
Ученики не могут ответить на этот вопрос.
Р. Киплинг много лет прожил в Индии, поэтому действия таких его произведений как «Рикки-Тикки–Тави» и «Маугли» происходят в этой стране. Вот и мы с вами отправимся в эту страну, но не в XIX в., в котором жил автор, а в во времена Древней Индии. Тема нашего урока «Природа и люди Древней Индии». Давайте запишем её в нашей тетради.
Изучение нового материала.
1.Георгафическое положение и природные условия Индии».
Учитель показывает на карте географические объекты, сопровождая это рассказом.
- В первую очередь мы как всегда посмотрим, где располагается государство, о котором мы сегодня будем говорить.
Индия располагается на юге Азии, с востока, юга и запада её омывает Индийский океан. С севера Индию прикрывают самые высокие в мире горы Гималаи. В Индии, как и в Междуречье две реки, называются они - Инд и Ганг. А как назывались реки в Междуречье?
- Тигр и Евфрат.
- В Индии много густых, труднопроходимых лесов, которые называются джунгли. А какие животные живут в Индии?
- В Индии стали выращивать сахарный тростник и хлопчатник. Священным животным у индийцев была и остаётся корова. В наше время, если машина едет по дороге, а на ней лежит корова, то он не сигналит, а объезжает её. А как вы думаете, почему именно это животное?
- Потому что давала молоко, простоквашу, творог,
- И в России уважительно относятся к корове, её называют кормилицей. Смерть коровы считалась трагедией, по ней скорбели как по члену семьи. А в Индии даже не едят мясо коровы.
3. Религиозные верования индейцев.
- Давайте вспомним, в Египте и Междуречье жители верили в одного бога или несколько богов? Как их называли?
- Амон, Осирис, Гор, Тот, Маат, Шамаш, Эа,Син.
- Также как и у египтян, шумеров индийцы верили во множество богов, т.е. были язычниками.
- Давайте посмотрим на с.96. кого мы там видим?
- Бога Ганеша.
- В образе, какого животного представлен бог?
- В виде слона.
- Индийцы верили в то, что души людей переселяются. Об этом нам расскажет (имя ученика)
- Проект ученика
- В Индии зародилась одна из старейших религий мира – буддизм. О том кто такой Будда расскажет (имя ученика)
- Был некогда в Индии юный царевич Гаутама. Жил он в прекрасном дворце. Слуги держали над его головою белый зонт, чтобы не коснулись его лучи солнца или капли дождя. Он думал, что повсюду жизнь так же прекрасна, и даже не предполагал, что существуют горе, боль и смерть. Но однажды он встретил дряхлого старца и понял, что старость неизбежна. Встретил больного и понял, что не вечно будет здоров. Он задумался о смерти и решил стать отшельником. Долго странствовал он, голодал и терпел лишения. И однажды, когда он сидел под огромным деревом, скрестив ноги, предаваясь глубокому размышлению, он - обрел мудрость. С тех пор его стали называть Будда (Просветленный, Мудрец).
- Долгих 7 лет Гаутама жил вдали от людей. Что же заставило Будду вернуться к семье? Ответ вас удивит. Но сначала скажите, какое блюдо вы любите больше всего?
- Дети называют.
- А кто из вас любит кашу рисовую?
Дети поднимают руки.
- Так вот рис, сваренный на молоке с пряностями и сахаром, заставил Будду вспомнить о семье. Сахар это одно из открытий индийцев. Но они же изобрели ещё и шахматы. Кто из вас умеет играть в шахматы?
- Дети поднимают руки.
Учитель вызывает одного из учеников и просит рассказать, как называются фигуры и как они ходят.
Закрепление изученного материала.
А теперь решим кроссворд.
1.
2.
3.
4.
5.
1. Священное животное индийцев.
2. Одна из рек Индии.
3. Животное, в образе которого изображали индийского бога Ганеша.
4. Животное, которое жило в Индии, а в Междуречье превращалось в реку.
5. Самые высокие горы в мире.
Итак, ключевое слово – каста, термин пока нам не известен, но на следующем уроке мы узнаем, что это слово означает.