Разработка открытого урока в 10 классе
Форма: семинарское занятие
Рассчитано на 2 часа Тема: Либеральные реформы.
Цели: сформировать представление о сущности реформ проводимых Александром –II; уяснить их основные положения;выявить значение реформ для страны и жизни людей;проанализировать их прогрессивные стороны и «крепостнические пережитки»; дать оценку роли Александра-II в претворении реформ; делать сравнения и выводы, проводить анализ исторических фактов;
понимать значимость для развития России проводимых реформ.
План семинарского занятия:
1 урок:
Введение в тему.
1.Подготовка отмены крепостного права.
2.Реакция на отмену крепостного права.
3. Сравнительная работа: ожидания крестьян и царский манифест.
4. Содержание реформ и их анализ.
а. крестьянской реформы;
Домашнее задание: Провести анализ:
б. земской реформы .
в. городской реформы .
г. судебной реформы .
д. военной реформы .
е. реформы образования.
2 урок:
5.Содержание реформ и их анализ.(проверка домашнего задания)
6.Претворение реформ в жизнь, роль в этом императора Александра-II.
7.Значимость проводимых преобразований.
8.Итоговый контроль по теме семинара. (тестовая проверочная по теме)
Домашнее задание: параграф №32 , уметь отвечать на вопросы самопроверки.
Словарь урока:отрезок, временнообязанный, мировой посредник, рескрипт, временнообязанные, отрезки, прирезки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Либеральные реформы 19 века »
Семинарское занятие по теме:
«Либеральные реформы»
Разработка открытого урока в 10 классе
Форма: семинарское занятие
Рассчитано на 2 часа
Тема: Либеральные реформы.
Цели:
сформировать представление о сущности реформ проводимых Александром –II;
уяснить их основные положения;
выявить значение реформ для страны и жизни людей;
проанализировать их прогрессивные стороны и «крепостнические пережитки»;
дать оценку роли Александра-II в претворении реформ;
делать сравнения и выводы, проводить анализ исторических фактов;
понимать значимость для развития России проводимых реформ.
План семинарского занятия:
1 урок:
Введение в тему.
1.Подготовка отмены крепостного права.
2.Реакция на отмену крепостного права.
3. Сравнительная работа: ожидания крестьян и царский манифест.
4. Содержание реформ и их анализ.
а. крестьянской реформы;
Домашнее задание: Провести анализ:
б. земской реформы .
в. городской реформы .
г. судебной реформы .
д. военной реформы .
е. реформы образования.
2 урок:
5.Содержание реформ и их анализ.(проверка домашнего задания)
6.Претворение реформ в жизнь, роль в этом императора Александра-II.
7.Значимость проводимых преобразований.
8.Итоговый контроль по теме семинара. (тестовая проверочная по теме)
Домашнее задание: параграф №32 , уметь отвечать на вопросы самопроверки.
Словарь урока:
Отрезок - участок земли, отошедший помещику, отрезанный от участка, которым ранее пользовался крестьянин.
Временнообязанный - крестьянин, не расплатившийся за землю.
Мировой посредник - осуществлявший контроль
между крестьянином и помещиком за правильностью выполнения выкупной сделки.
Рескрипт - письмо монарха к подданному.
Крестьяне, несущие повинности в пользу помещиков до начала выкупной операции, назывались временнообязанными.
Крестьяне получили гражданские права (свобода вступления в брак, самостоятельного ведения хозяйственной деятельности, переходить в другое сословие и пр.). Они были названы «свободными сельским обывателями».
Отрезки — часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861 в пользу помещиков. Производились, если надел превышал высшую норму, установленную Положениями 19 февраля 1861;
Прирезки — земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу при освобождении, если он был меньше низшей нормы.
Наша цель в конце 1 урока семинарского занятия проанализировав содержание реформы по отмене крепостного права, определить черты прогрессивного и пережитков крепостничества крестьянской реформы, а дома вы такую же работу проделаете с содержанием оставшихся либеральных реформ
2.Слабое развитие капиталистических отношений в деревне;
3.Наемный труд не мог получить широкого распространения;
4.Невозможность поднять производительность труда в сельском хозяйстве;
5.Тормоз в развитии капиталистической промышленности;
6.Низкая покупательная способность населения;
7. Узкий внутренний рынок.
Задание 2. Что побудило царское правительство провести в 1861 г. крестьянскую реформу?
а) поражение в Крымской войне;
б) требования дворянства освободить крестьян;
в) борьба разночинной интеллигенции за освобождение крестьян.
1 вопрос плана.
Подготовка отмены крепостного права.
Сообщение ученицы Калининой Марии, опора для рассказа таблица-постер №1.
Уточняющие вопросы к классу:
Сколько лет шла разработка реформы?
С какими трудностями пришлось столкнуться?
Почему вначале это был секретный комитет?
Кто препятствовал разработке реформы?
Как дворяне отнеслись к разработке реформы по отмене крепостного права?
Что зависело от императора?
2 вопрос плана.
Реакция на отмену крепостного права.
Сообщение ученицы Калининой Анастасии.
Уточняющие вопросы к классу:
Как вы думаете, почему так восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права?
Отвечали ли условия отмены крепостного права крестьянским ожиданиям?
Работа по домашней таблице. Схемы постеры на доску после ответов.
№2 Права и свободы дарованные Манифестом крестьянам. Сохранившиеся пережитки.
№3 Основные положения. Значение.
№4. Порядок совершения выпускной сделки
3 вопрос плана.
Сравнительная работа: ожидания крестьян и царский манифест.
Многие крестьяне не хотели верить тому, что было написано в царском манифесте. Среди крестьян появлялись люди, которые убеждали их в том, что царский манифест подменен чиновниками, и предлагали свои толкования этого документа.
Прочитайте отрывки «Манифеста о воле», составленный крестьянами Лебединского уезда Харьковской губернии в апреле 1861 года.
Задание: Определите, какие меры были предусмотрены по статьям крестьянского манифеста в правительственном варианте реформы по отмене крепостного права. Работаем по группам. Первый пример разберём вместе.
Крестьянский манифест
Статья 2. Работать на барщине мужикам два, а женщинам один день с тягла...
Статья 3. Во время жатвы на работу к помещикам не ходить, пусть собирает хлеб со своим семейством, что соберет, то и его, а если будет оставаться несобранный хлеб, то собрать миром и миром разделиться.
Статья 4. Податей и повинностей пять лет никаких не платить, государь прощает.
Статья 5. Помещик должен пахать на своем участке сам сохою, и если не умеет направить сохи, то крестьянин, который тут случится, и пан его будет просить, должен направить, но не смеяться...
Статья 7. Дворовым каждому семейству пан должен построить хату с постройками, дать лошадь, корову, соху, борону, и все хозяйственные принадлежности, и по 100 руб. сер. на каждого, а буде сего не исполнит, то все его имущество и постройки продать и раздать на мир.
Статья 8. Помещику остается земли пахотный участок на его семью такой же, как и мужику, а больше ничего.
Работа с документом и привлечение домашней работы – таблицы и домашнего параграфа № 31.
Подвести итог по этому вопросу нам поможет
ЗАГАДКА от государственного деятеля:
Министр внутренних дел П.А.Валуев записал в дневнике: «Сегодня объявлен Манифест об отмене крепостного состояния. Он не произвел сильного впечатления в народе и по содержанию своему не мог произвести этого впечатления.»
Что означают слова министра?
Ответы учащихся.
Подвести к выводу: Учесть интересы двух противоположных групп - помещиков и крепостных, чтобы не вызвать ни у кого недовольства было просто невозможно. И как мы видим, опора самодержавия – дворянство при проведении реформы была менее всего обижена. Вся тяжесть переходного периода была возложена на крестьян. Император преследовал цель – возродить могущество России, а главным препятствием было крепостное право.
4 вопрос плана.
Содержание реформ и их анализ.
а. крестьянской реформы;
Путем коллективного обсуждения мы должны ответить на вопросы: каковы прогрессивные черты реформ, которые ведут к возрождению могущества России? какие крепостнические черты сохранились?
Данные будем заносить в таблицу. Наша цель в конце 1 урока семинарского занятия определить черты крестьянской реформы, а дома вы такую же работу проделаете с содержанием оставшихся реформ.
Анализ содержания реформ.
Название
реформы
Прогрессивные черты реформ
Сохранение крепостнических пережитков
Подвести итог по крестьянской реформе:
Когда был провозглашена реформа отмены крепостного права?
Какую цель преследовал император, проводя крестьянскую реформу?
Как крестьяне встретили реформу?
С какими трудностями встретились при проведении реформы?
Постер-схема №5. Значение и последствия крестьянской реформы.
Вводный вопрос:
Почему нельзя отменить одно лишь крепостное право, почему прошла система реформ?
Почему они получили название либеральных реформ?
Домашнее задание: Закончить таблицу «Анализ содержания реформ»
2 урок. Организационный момент: дата, тема та-же. Наша цель в конце 2 урока семинарского занятия проанализировав содержание либеральных реформ выявить роль императора,сделать вывод о значимости реформ, написать тестовую проверочную работу по этой теме.
Опрос домашнего задания:
Вводный вопрос:
Почему нельзя отменить одно лишь крепостное право, почему прошла система реформ?
Почему они получили название либеральных реформ?
5 вопрос.
Содержание реформ и их анализ:
б. земской реформы .
в. городской реформы .
г. судебной реформы .
д. военной реформы .
е. реформы образования.
В заключении ответов постер-схема №6. Либеральные реформы.
6 вопрос плана.
Претворение реформ в жизнь, роль в этом императора Александра-II.
Работа с документами.
...Наследник не только престола, но и образа мыслей отца, он очутился между жерновами исторической необходимости отмены крепостного права и привычного стереотипа консервативного мышления... С самого начала самодержец, решившись на крестьянскую реформу, вовсе не думал открыть все камеры тюрьмы, в которой находилось российское общество, ограничившись только снятием наручников с него.
Из книги историка Б. Г. Литвака «Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская инициатива»
Мы имеем дело уже не со случайным преемником Николая, — а с мощным деятелем, открывающим новую эру для России, он столько же наследник 14 декабря, как Николая. Он работает с нами — для великого будущего. Из статьи А. И. Герцена (1857)
Россия стала другой. Был сделан пусть первый, но заметный шаг по пути превращения страны в буржуазную монархию. Можно сказать, что тип российской жизни определился на несколько десятилетий, по меньшей мере до 1905 г. Часто и постоянно пишут, что реформы могли быть много лучше. Осмелимся заметить, что за короткий срок было все же сделано немало: так оценивать велит принцип историзма, меряющий события по законам той эпохи, а не по критериям более поздним.
Из книги историка Н. Я. Эйдельмана «Революция «сверху» в России»
Если бы Александр II в условиях общественного подъема завершил цепь реформ созданием представительного, пусть... только законосовещательного учреждения... это было бы шагом к конституционной монархии. Разбег преобразований 60-х годов не достиг своего финиша, самодержец до «революции сверху» не дошел.
Из книги историка Б. Г. Литвака «Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская инициатива»
Задание:
Что вы можете сказать на основании приведенных высказываний о роли императора?
ВЫВОД: Многие положения реформ претворенные с бумаги в жизнь невписывались в традиционную политическую структуру страны. Император не мог позволить, чтобы проводимые им преобразования привели к нарушению спокойствия и стабильности в стране и поэтому допускал введение «исправлений» и «улучшений» в реформы. Разработкой реформы занимались сторонники реформ, а проведением противники преобразований. Многое зависело от монарха. Она была готова к экономическим преобразованиям, а вот к политическим реформам была не готова. Социально-экономические изменения, чем дальше, тем больше опережали политические. В таком противоречии таилась серьёзная угроза. Одним из таких последствий станет убийство народовольцами Александра 1марта 1881 года.
7вопрос .
Значимость проводимых преобразований.
В таблице №1 последняя колонка – «Значение реформ для развития страны и жизни людей.»
Высказываться по отдельным реформам или общее.
ВЫВОД:1.возможность развития рынка;
2.вступление на путь капитализма и т.д.
социально-экономическое развитие.
8вопрос.
Итоговый контроль по теме семинара. (тестовая проверочная по теме)
Если останется время по цепочке проверить устно, тетради сданы.