kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Либеральные реформы 19 века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока в 10 классе
Форма: семинарское занятие
Рассчитано на 2 часа        Тема: Либеральные реформы.

Цели: сформировать представление о сущности реформ проводимых Александром –II; уяснить их основные положения;выявить значение реформ для страны и жизни людей;проанализировать их прогрессивные стороны и «крепостнические пережитки»;  дать оценку роли Александра-II в претворении реформ; делать  сравнения и выводы, проводить анализ исторических фактов;
  понимать значимость для развития России проводимых реформ.

План семинарского занятия:

1 урок:
Введение в тему.
1.Подготовка отмены крепостного права.
2.Реакция на отмену крепостного права.
3. Сравнительная работа: ожидания крестьян и царский манифест.
4. Содержание реформ и их анализ.
    а. крестьянской реформы;

Домашнее задание: Провести анализ:
б. земской реформы .
в. городской реформы .
г. судебной реформы .
д. военной реформы .
е. реформы образования.

2 урок:
5.Содержание реформ и их анализ.(проверка домашнего задания)
6.Претворение реформ в жизнь, роль в этом императора Александра-II.
7.Значимость проводимых преобразований.
8.Итоговый контроль по теме семинара. (тестовая проверочная по теме)

Домашнее задание: параграф №32 , уметь отвечать на вопросы самопроверки.

Словарь урока:отрезок, временнообязанный, мировой посредник, рескрипт, временнообязанные, отрезки, прирезки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Либеральные реформы 19 века »


Семинарское занятие по теме:

«Либеральные реформы»


Разработка открытого урока в 10 классе

Форма: семинарское занятие

Рассчитано на 2 часа


Тема: Либеральные реформы.


Цели:

  • сформировать представление о сущности реформ проводимых Александром –II;

  • уяснить их основные положения;

  • выявить значение реформ для страны и жизни людей;

  • проанализировать их прогрессивные стороны и «крепостнические пережитки»;

  • дать оценку роли Александра-II в претворении реформ;

  • делать сравнения и выводы, проводить анализ исторических фактов;

  • понимать значимость для развития России проводимых реформ.


План семинарского занятия:


1 урок:

Введение в тему.

1.Подготовка отмены крепостного права.

2.Реакция на отмену крепостного права.

3. Сравнительная работа: ожидания крестьян и царский манифест.

4. Содержание реформ и их анализ.

а. крестьянской реформы;


Домашнее задание: Провести анализ:

б. земской реформы .

в. городской реформы .

г. судебной реформы .

д. военной реформы .

е. реформы образования.


2 урок:

5.Содержание реформ и их анализ.(проверка домашнего задания)

6.Претворение реформ в жизнь, роль в этом императора Александра-II.

7.Значимость проводимых преобразований.

8.Итоговый контроль по теме семинара. (тестовая проверочная по теме)


Домашнее задание: параграф №32 , уметь отвечать на вопросы самопроверки.


Словарь урока:

Отрезок - участок земли, отошедший по­мещику, отрезанный от участка, которым ранее пользовался крестьянин.

Временнообязанный - крестьянин, не расплатив­шийся за землю.

Мировой посредник - осуществлявший контроль

между крестьянином и помещиком за правильно­стью выполнения выкуп­ной сделки.

Рескрипт - письмо монарха к подданному.

Крестьяне, несущие повинности в пользу помещиков до начала выкупной операции, назывались временнообязанными.

Крестьяне получили гражданские права (свобода вступления в брак, само­стоятельного ведения хозяйственной деятельности, переходить в другое сосло­вие и пр.). Они были названы «свободными сельским обывателями».

Отрезки — часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861 в пользу помещиков. Производились, если на­дел превышал высшую норму, установленную Положениями 19 февраля 1861;

Прирезки — земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу при осво­бождении, если он был меньше низшей нормы.


ХОД УРОКА:

1 урок.

Организационный момент: дата, тема, . раздаточный материал.

Наша цель в конце 1 урока семинарского занятия проанализировав содержание реформы по отмене крепостного права, определить черты прогрессивного и пережитков крепостничества крестьянской реформы, а дома вы такую же работу проделаете с содержанием оставшихся либеральных реформ


Введение в тему:

Задание 1. Установите причинно-следственные связи:

1.Крепостная зависимость крестьян от помещиков;

2.Слабое развитие капиталистических отношений в деревне;

3.Наемный труд не мог получить широкого распространения;

4.Невозможность поднять производительность труда в сельском хозяйстве;

5.Тормоз в развитии капиталистической промышленности;

6.Низкая покупательная способность населения;

7. Узкий внутренний рынок.


Задание 2. Что побудило царское правительство провести в 1861 г. крестьянскую реформу?

а) поражение в Крымской войне;

б) требования дворянства освободить крестьян;

в) борьба разночинной интеллигенции за освобождение крестьян.

1 вопрос плана.

Подготовка отмены крепостного права.

Сообщение ученицы Калининой Марии, опора для рассказа таблица-постер №1.

Уточняющие вопросы к классу:

Сколько лет шла разработка реформы?

С какими трудностями пришлось столкнуться?

Почему вначале это был секретный комитет?

Кто препятствовал разработке реформы?

Как дворяне отнеслись к разработке реформы по отмене крепостного права?

Что зависело от императора?


2 вопрос плана.

Реакция на отмену крепостного права.

Сообщение ученицы Калининой Анастасии.

Уточняющие вопросы к классу:

Как вы думаете, почему так восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права?

Отвечали ли условия отмены крепостного права крестьянским ожиданиям?


Работа по домашней таблице. Схемы постеры на доску после ответов.

2 Права и свободы дарованные Манифестом крестьянам. Сохранившиеся пережитки.

3 Основные положения. Значение.

4. Порядок совершения выпускной сделки


3 вопрос плана.

Сравнительная работа: ожидания крестьян и царский манифест.

Многие крестьяне не хотели верить тому, что было написано в царском манифесте. Среди крестьян появлялись люди, которые убеждали их в том, что царский манифест подменен чиновниками, и предлагали свои толкования этого документа.

Прочитайте отрывки «Ма­нифеста о воле», составленный крестьянами Лебединского уезда Харьковской губернии в апреле 1861 года.

Задание: Определите, какие меры были предусмотрены по статьям крес­тьянского манифеста в правительственном варианте реформы по отмене крепостного права. Работаем по группам. Первый пример разберём вместе.


Крестьянский манифест


Статья 2. Работать на барщине мужикам два, а женщинам один день с тягла...


Статья 3. Во время жатвы на работу к помещикам не ходить, пусть собирает хлеб со своим семейством, что соберет, то и его, а если будет оставаться несобранный хлеб, то собрать миром и миром разделиться.


Статья 4. Податей и повинностей пять лет никаких не платить, государь прощает.


Статья 5. Помещик должен пахать на своем участке сам сохою, и если не умеет направить сохи, то крестьянин, который тут случится, и пан его будет просить, должен направить, но не смеяться...


Статья 7. Дворовым каждому семейству пан должен построить хату с постройками, дать лошадь, корову, соху, борону, и все хозяйственные принадлежности, и по 100 руб. сер. на каждого, а буде сего не исполнит, то все его имущество и постройки продать и раздать на мир.


Статья 8. Помещику остается земли пахотный участок на его семью такой же, как и мужику, а больше ничего.


Работа с документом и привлечение домашней работы – таблицы и домашнего параграфа № 31.


Подвести итог по этому вопросу нам поможет

ЗАГАДКА от государственного деятеля:

Министр внутренних дел П.А.Валуев записал в дневнике: «Сегодня объявлен Манифест об отмене крепостного состояния. Он не произвел сильного впечатления в народе и по содержанию своему не мог произвести этого впечатления.»

Что означают слова министра?


Ответы учащихся.

Подвести к выводу: Учесть интересы двух противоположных групп - помещиков и крепостных, чтобы не вызвать ни у кого недовольства было просто невозможно. И как мы видим, опора самодержавия – дворянство при проведении реформы была менее всего обижена. Вся тяжесть переходного периода была возложена на крестьян. Император преследовал цель – возродить могущество России, а главным препятствием было крепостное право.


4 вопрос плана.

Содержание реформ и их анализ.

а. крестьянской реформы;

Путем коллективного обсуждения мы должны ответить на вопросы: каковы прогрессивные черты реформ, которые ведут к возрождению могущества России? какие крепостнические черты сохранились?

Данные будем заносить в таблицу. Наша цель в конце 1 урока семинарского занятия определить черты крестьянской реформы, а дома вы такую же работу проделаете с содержанием оставшихся реформ.


Анализ содержания реформ.


Название

реформы

Прогрессивные черты реформ

Сохранение крепостнических пережитков




















Подвести итог по крестьянской реформе:

Когда был провозглашена реформа отмены крепостного права?

Какую цель преследовал император, проводя крестьянскую реформу?

Как крестьяне встретили реформу?

С какими трудностями встретились при проведении реформы?


Постер-схема №5. Значение и последствия крестьянской реформы.


Вводный вопрос:

Почему нельзя отменить одно лишь крепостное право, почему прошла система реформ?

Почему они получили название либеральных реформ?


Домашнее задание: Закончить таблицу «Анализ содержания реформ»


2 урок. Организационный момент: дата, тема та-же. Наша цель в конце 2 урока семинарского занятия проанализировав содержание либеральных реформ выявить роль императора,сделать вывод о значимости реформ, написать тестовую проверочную работу по этой теме.

Опрос домашнего задания:

Вводный вопрос:

Почему нельзя отменить одно лишь крепостное право, почему прошла система реформ?

Почему они получили название либеральных реформ?


5 вопрос.

Содержание реформ и их анализ:

б. земской реформы .

в. городской реформы .

г. судебной реформы .

д. военной реформы .

е. реформы образования.


В заключении ответов постер-схема №6. Либеральные реформы.

6 вопрос плана.

Претворение реформ в жизнь, роль в этом императора Александра-II.

Работа с документами.

...Наследник не только престола, но и об­раза мыслей отца, он очутился между жерно­вами исторической необходимости отмены крепостного права и привычного стереотипа консервативного мышления... С самого на­чала самодержец, решившись на крестьян­скую реформу, вовсе не думал открыть все камеры тюрьмы, в которой находилось рос­сийское общество, ограничившись только снятием наручников с него.




Из книги историка Б. Г. Литвака «Пе­реворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская ини­циатива»

Мы имеем дело уже не со случайным пре­емником Николая, — а с мощным деятелем, открывающим новую эру для России, он столько же наследник 14 декабря, как Нико­лая. Он работает с нами — для великого бу­дущего. Из статьи А. И. Герцена (1857)


Россия стала другой. Был сделан пусть первый, но заметный шаг по пути превраще­ния страны в буржуазную монархию. Можно сказать, что тип российской жизни опреде­лился на несколько десятилетий, по мень­шей мере до 1905 г. Часто и постоянно пишут, что реформы могли быть много луч­ше. Осмелимся заметить, что за корот­кий срок было все же сделано немало: так оценивать велит принцип историзма, ме­ряющий события по законам той эпохи, а не по критериям более поздним.

Из книги историка Н. Я. Эйдельмана «Революция «сверху» в России»


Если бы Александр II в условиях общест­венного подъема завершил цепь реформ со­зданием представительного, пусть... только законосовещательного учреждения... это было бы шагом к конституционной монар­хии. Разбег преобразований 60-х годов не достиг своего финиша, самодержец до «революции сверху» не дошел.

Из книги историка Б. Г. Литвака «Пе­реворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская инициатива»

Задание:

Что вы можете сказать на основании приведенных высказываний о роли императора?

ВЫВОД: Многие положения реформ претворенные с бумаги в жизнь невписывались в традиционную политическую структуру страны. Император не мог позволить, чтобы проводимые им преобразования привели к нарушению спокойствия и стабильности в стране и поэтому допускал введение «исправлений» и «улучшений» в реформы. Разработкой реформы занимались сторонники реформ, а проведением противники преобразований. Многое зависело от монарха. Она была готова к экономическим преобразованиям, а вот к политическим реформам была не готова. Социально-экономические изменения, чем дальше, тем больше опережали политические. В таком противоречии таилась серьёзная угроза. Одним из таких последствий станет убийство народовольцами Александра 1марта 1881 года.


7вопрос .

Значимость проводимых преобразований.

В таблице №1 последняя колонка – «Значение реформ для развития страны и жизни людей.»

Высказываться по отдельным реформам или общее.

ВЫВОД:1.возможность развития рынка;

2.вступление на путь капитализма и т.д.

социально-экономическое развитие.


8вопрос.

Итоговый контроль по теме семинара. (тестовая проверочная по теме)

Если останется время по цепочке проверить устно, тетради сданы.


6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Либеральные реформы 19 века

Автор: Грибенникова Валентина Анатольевна

Дата: 19.08.2014

Номер свидетельства: 112216

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "либеральные реформы во второй половине 19 века "
    ["seo_title"] => string(51) "libieral-nyie-rieformy-vo-vtoroi-polovinie-19-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "172230"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423771430"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "план урока по истории 8 класс "Либеральные реформы 1870 годов 19 века" "
    ["seo_title"] => string(73) "plan-uroka-po-istorii-8-klass-libieral-nyie-rieformy-1870-ghodov-19-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "146070"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419072578"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Работа в группах по теме: "Либеральные реформы 60-70-х годов 19 века" "
    ["seo_title"] => string(76) "rabota-v-ghruppakh-po-tiemie-libieral-nyie-rieformy-60-70-kh-ghodov-19-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "204860"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429743816"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Либеральные реформы 1860-70-х годов "
    ["seo_title"] => string(40) "libieral-nyie-rieformy-1860-70-kh-ghodov"
    ["file_id"] => string(6) "242319"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445438951"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Урок - игра по теме "Либеральные реформы 60 -70-х гг.19 века" "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-ighra-po-tiemie-libieral-nyie-rieformy-60-70-kh-ghgh-19-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "189519"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426944766"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства