Урок по теме "Либеральные реформы 19 века". Содержит задания фронтального опроса, тестирование по предыдущему уроку, содержание важнейших реформ (земская, городская, военная, судебная, реформа просвещения), задания к новому материалу. Приложения содержат информацию о деятелях времени реформ, документы для работы с важными источниками по эпохи реформ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Либеральные реформы 1860-70-х годов »
Открытый урок в 8 классе
Тема урока:Либеральные реформы 60-70-х годов 19 века
Цель урока:сформировать представление о сущности буржуазных реформ 60-70-х годов 19 века
Ход урока:
1. Организационный момент. Целеполагание
Доброе утро!
Какие ждут нас в будущем дела? Об этом думать вы должны все чаще, И если гражданин ты настоящий, Большой отдачи ждет от нас страна. И подымай, бездумью вопреки, Свою решимость до конца бороться. И может от одной твоей руки Зависит все, что будущим зовется.
Ребята, вам нужно осознать свою роль в истории государства. От вас зависит будущее нашего Отечества. Известно, чтобы не допустить ошибки в будущем, нужно хорошо знать прошлое. Сегодня нам предстоит исследовать преобразования 1860 - 1870 годов, выявить их особенности, проанализировать достоинства и недостатки реформ.
Опрос.
Фронтальный опрос (листок «Накануне реформ»)
Тестирование по теме «Крестьянская реформа»
1 вариант.
1. Что даровала реформа 1861 года крестьянам:
А) равные сословные права с мещанами
Б) землю без всякого выкупа
В) личную свободу
2. Какие крестьяне считались временнообязанными:
А) не заключившие выкупные сделки со своими помещиками после объявления реформы
Б) крестьяне сибирских губерний
В) государственные крестьяне
3. На каких условиях реформа 1861 года предоставляла крестьянам землю:
А) полностью за счет государственной казны
Б) бесплатно
В) за выкуп при содействии государства
4. Что такое отрезки:
А) земля, которой наделялись крестьяне по реформе 1861 года
Б) земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян
В) часть крестьянского надела, оказавшаяся «лишней» по сравнению с установленной в 1861 г. нормой
5. К прогрессивным чертам крестьянской реформы относятся:
А) освобождение крестьян с правом иметь промыслы, заключать сделки, покупать землю
Б) сохранение помещичьего землевладения
В) отрезки
Г) чересполосица
2 вариант
1. Какой срок был установлен для внесения крестьянами выкупных платежей за землю:
А) 70 лет
Б) 10 лет
В) 49 лет
2. Для осуществления выкупа земли крестьянин единовременно должен был внести 20-25% всей выкупной суммы. Кто оплачивал помещикам остальную часть:
А) государство
Б) земство
В) помещики
3. Временнообязанные крестьяне должны были:
А) платить оброк или отбывать барщину в пользу своего бывшего владельца
Б) бесплатно трудиться на государство 2 раза в неделю
В) принимать участие в общественных работах в своем уезде
4. Кто такой мировой посредник:
А) представитель нейтрального государства, организующий мирные переговоры
Б) доверенное лицо крестьянской общины, участвующее в разрешении споров между общиной и властями
В) представитель помещиков, исполняющий административно-полицейские функции в ходе реализации крестьянской реформы
5. Отмена крепостного права представила личную свободу крестьянам:
А) без земли и без выкупа
Б) с землей за большой выкуп помещикам
В) за небольшую плату правительству
Г) без земли с ограничением личных прав
Таким образом, реформа 1861 года имеет большое историческое значение: крестьяне получили свободу, гражданские права; наделы земли, хотя и некоторое время оставались временнообязанными. Отмена крепостного права повлекла за собой ряд других реформ. Какие были проведены реформы, почему они так назывались, каковы их особенности - вот проблема нашего урока, которую нужно решить.
II. Изучение новой темы
План урока:
Реформы местного самоуправления
Судебная реформа
Военные реформы
Реформы в области просвещения
Земская реформа
Отмена крепостного права стала первой среди реформ, которые предстояло провести в России. Ликвидировав крепостничество, Александр 2 и реформаторы в правительстве понимали, что за этим шагом должны последовать другие преобразования.
Первой из назревших реформ стало учреждение органов местного самоуправления – земств. Закон о местном самоуправлении, принятый в 1864 году, определял структуру земских учреждений и их компетенцию. Земства вводились в уездах и губерниях, и каждое из них имело распорядительные и исполнительные органы. Распорядительные органы (земские собрания) состояли из представителей всех сословий в лице избранных гласных (на 3 года). Председатель собрания – предводитель дворянства. Земские собрания выбирали управы.
Уездные собрания избирались по разрядам (куриям). Ими были частичные земледельцы, сельские общества, городские избиратели. В каждой курии был свой имущественный ценз, т.е. нужно было иметь определенное количество земли, определенный годовой доход, соответствующий разряду.
Губернские собрания избирались на уездных заседаниях из числа выбранных населением уездов депутатов.
Выборы депутатов в земские собрания от первых двух курий были прямыми, а по третьей – многоступенчатыми. Попытайтесь объяснить, что такое прямые и многоступенчатые выборы?
Прямые выборы – порядок проведения выборов, при котором избиратели прямо и непосредственно избирают депутатов в представительские органы.
Многоступенчатые выборы– избирательная система, при которой депутаты представительного органа избираются нижестоящими органами или избирательными коллегиями, в состав которых входят избранные населением выборщики и/или депутаты нижестоящих представительных органов.
Какой наиболее демократический способ формирования представительских учреждений?
Как вы думаете, почему правительство Александра ll избрало эту такую систему выборов?
Итак, сначала сельские сходы выбирали представителей на волостные сходы. На волостных сходах избирали сначала выборщиков, которые затем выдвигали представителей в уездные органы самоуправления.
Работа с документами
Задачи этой реформы различные общественные группировки страны понимали по-разному. Император считал земства своеобразной компенсацией дворянству, потерявшему возможность использовать бесплатный труд крепостных крестьян.
Чиновничество видело ничего не значащий пропагандистский шаг правительства.
Земства сыграли большую роль в решении местных хозяйственных и культурных задач: в устройстве почт, дорожном строительстве, в развитии страхования, в медицинской и ветеринарной помощи на селе, в деле народного просвещения. К 1880 г. было открыто 12 тыс. земских школ. В них получили образование до двух миллионов крестьянских детей. Земства подготовили за свой счет 45 тыс. учителей и значительно подняли материальный и общественный статус народного учителя. Земские школы считались лучшими. В земской школе акцент делался главным образом на содержательной стороне образования.
Вот типичный пример из методического пособия по обучению русскому языку в земских школах: «Метла имеет две части: голик, состоящий из голых прутьев, связанных в пук, и метловище – палка, воткнутая в голик». Церковно-приходская школа во главу угла ставила воспитательные задачи, обучение основам православия и русской традиции.Как вы думаете, в какую школу крестьянин отдаст своего сына, и на какую из них пожертвует деньги? Почему?
Медицинские учреждения на селе, хотя еще и малочисленные, целиком были созданы земствами. Благодаря усилиям земских врачей показатель смертности среди крестьян сократился. Велика роль земств в статистическом изучении народного хозяйства, в первую очередь крестьянского. Российская статистика считалась самой лучшей в мире по богатству, точности и ценности собранных ею сведений. И поныне изучение экономики пореформенной России невозможно без привлечения ее материалов.
2. Судебная реформа
1) Слушаем текст, отвечаем на вопросы.
2) Работа с документами
3) Примеры приводит учитель
Отрицательное отношение: Консерватор Катков писал: «Если в силу закона уличная толпа приводиться в зал судебных заседаний и если здесь ее случайные суждения получают силу приговора, то всякий здравомыслящий человек скажет, что в этом безобразии виновата не толпа, а те судебные учреждения, которые вручают ей неподобающую власть».
Пример состязательности на суде: Старушка украла чайник (дело рассматривалось в Московском суде). По закону - совершена кража, за которую следуют разные наказания, в том числе и лишение свободы. Прокурор на суде сам сказал, что кража незначительная, старушка нуждается. Тем не менее, он потребовал наказания, поскольку собственность неприкосновенна и «если позволить людям посягать на нее, страна погибнет». В суде выступал выдающийся адвокат Ф.Н.Плевако. Речи адвокатов длились несколько часов, как правило. А в этом случае - не более минуты. Ф.Н.Плевако произнес: «Много бед и испытаний пришлось претерпеть России за ее более чем тысячелетнее существование. Печенеги ее терзали, половцы, татары, поляки. Двенадцать языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь… старушка украла чайник ценою в 50 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно». Благодаря этой речи старушка была оправдана.
3. Военные реформы
Одним из наиболее последовательных и важных преобразований Александровского царствования стала военная реформа. Ее начало относится к 1860-1861 годам, завершение к 1874 году. Реформа продолжалась 12-13 лет. Успеху этой реформы способствовало то, что руководил ее подготовкой и проведением Д.А.Милютин.
Сообщение о Милютине
Главное достижение военной реформы – переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности. Закон был утвержден 1 января 1874 года. Это дало возможность в военное время при минимальных затратах разворачивать воинские силы за счет подготовки резервистов.
Работа с документом
4. Реформы просвещения
III. Закрепление
Эпитетом «Великие» наградили реформы, проведенные в царствование Ал. 2 их современники. По задачам, содержанию, конкретным действиям они действительно вышли за пределы обычных, время от времени осуществляемых изменений. Они преобразовали практически все сферы жизни русского общества, изменяли основополагающие принципы традиционного строя. Чрезвычайно важно поэтому понять, что они дали стране и перед чем были вынуждены отступить.
Крестьянская реформа высвободила десятки млн крепостных, дала мощный толчок развитию рыночных отношений, позволила совершить экономический рывок, превратила крестьян-рабов в граждан российской империи. Но она сохранила при этом помещичье землевладение, обременила крестьянское хозяйство непосильным выкупом, увековечила общинное землевладение и землепользование, которое тормозило предпринимательскую инициативу крестьян и промышленников.
Не были реализованы и все возможности земельной реформы. Дело прежде всего в том, что земства не стали действительно всесословными органами самоуправления.
Крестьяне в них, конечно, заседали, но в целом, земства остались органами дворянства.
С 70-х годов началось наступление на судебную реформу. Новые судебные органы, как и земства, раздражали правящую бюрократию. Независимые суды, адвокатура, присяжные заседатели не вписывались в традиционную систему страны.
Через 10-12 лет после введения судебных уставов правительству удалось ограничить принцип несменяемости судей, изъять из ведения суда присяжных дела по политическим преступлениям, изменить состав прокуратуры, урезать права адвокатов.
А.2 не мог позволить, чтобы проводимые им реформы привели к нарушению спокойствия и нарушению спокойствия в стране. Он считал, что сохранить порядок в обществе можно, если строго соблюдать сложившееся в высших эшелонах власти равновесие. Именно поэтому разработкой реформ реформ занимались одни, ярые сторонники перемен, а их проведением в жизнь другие, по сути дела противники преобразований.
Учащиеся выписывают недостатки, отступления от реформ
Крестьянская реформа
Помещичье землевладение
Общинное землевладение
Большой выкуп
Земская реформа
Выборы по сословному признаку
Выборы по имущественному цензу
Круг вопросов ограничен.
Судебная реформа
IV. Подведение итогов
В ходе этих реформ мирно вместо России Феодальной рождалась Россия Буржуазная. Однако самодержавие не решилось до конца использовать свой шанс – довести до конца буржуазные реформы. И эта упущенная возможность позже вылилась в большие потрясения – убийство Александра ll, контрреформы Александра lll, и, наконец, открыла путь к революциям ХХ века.
Приложение Дми́трий Алексе́евич Милю́тин (1816—1912) — граф, русский генерал-фельдмаршал, один из ближайших, наиболее энергичных и наиболее заслуженных сотрудников императора
Родился в 1816 году в небогатой дворянской семье, брат Н. А. Милютина. Первоначальное воспитание Милютин получил в университетском пансионе в Москве, где рано выказал большие способности к математике. Из пансиона Милютин поступил в гвардейскую артиллерию, был произведён в офицеры. Окончил курс в военной академии. С 1839 до 1844 гг. он служил на Кавказе, принимал участие во многих делах против горцев и был ранен пулей навылет в правое плечо, с повреждением кости.
В 1845 г. назначен профессором военной академии по кафедре военной географии. Затем он опять на Кавказе. Участвовал в овладении укрепленным аулом Гунибом, где был взят в плен Шамиль. В 1861 г. занял пост военного министра и сохранял его в течение двадцати лет. Задачи министерства в это время были очень сложны: нужно было реорганизовать все устройство и управление армией, все стороны военного быта, давно уже во многом отставшего от требований жизни. Милютин исходатайствовал Высочайшее повеление о сокращении срока военной службы с 25 лет до 16. Одновременно им был принят ряд мер к улучшению быта солдат — их пищи, жилища, начато обучение солдат грамоте. Особенно заметно сказалось влияние Милютина при издании закона 17 апреля1863 г. об отмене жестоких уголовных наказаний — шпицрутенов, плетей, розг, клеймения, приковывания к тележке и т. п.
Самой важной мерой Милютина было введение всеобщей воинской повинности. Воспитанные на привилегиях высшие классы общества весьма не сочувственно относились к этой реформе; купцы даже вызывались, в случае освобождения их от повинности, за свой счёт содержать инвалидов.
Милютин был щедр на предоставление льгот по образованию. Непосредственно для распространения образования в среде войска Милютин было также сделано очень много. Помимо издания книг и журналов для солдатского чтения, были приняты меры к развитию самого обучения солдат. В 1864 г. им были учреждены юнкерские училища. Число военных учебных заведений вообще было увеличено. Специальные меры привели к значительному подъему умственного уровня русских офицеров. Ему же русское общество обязано основанием женских врачебных курсов, которые в Русско-турецкую войну 1877—78 гг. оправдали возлагавшиеся на них надежды. Раздавались голоса, что подготовка для солдат, по новому положению, мала и недостаточна, но в Русско-турецкую войну 1877—78 гг. молодое преобразованное войско, воспитанное без розог, в духе гуманности, блестяще оправдало ожидания преобразователей. За труды свои во время войны Милютин. возведён в графское достоинство. В 1881 г Милютин выходит в отставку. Он почти безвыездно жил до конца своей долгой жизни в Крыму (прожил 96 лет).Там он писал свои знаменитые "Дневники" и "Воспоминания", являющиеся ценнейщим историческим источником.