Конспект урока по теме "Либеральные реформы 60 х - 70 х годов XIX века".
Конспект урока по теме "Либеральные реформы 60 х - 70 х годов XIX века".
Конспект урока по истории России по теме "Либеральные реформы 60 - 7 0 годов". ....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Либеральные реформы 60 х - 70 х годов XIX века". »
Тема: Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века
Класс 8
Цель урока:
Изучить основные положения судебной, военной реформ и реформы в области просвещения 60-70-х гг. XIX в., сформировать представление об их значении в истории России.
Закрепить навыки работы с текстом учебника, обобщения исторических фактов, умение делать выводы, решать проблемную ситуация и аргументировать свою точку зрения. Формировать умение работать с текстом исторических источников.
Учебно-методическое комплекс
Данилова А.А. История России, XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение, 2012 г.
Документы: а) Положение о начальных народных училищах (1864 г.).
б)Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения (1864 г.).
Ход урока.
I. Орг. момент. Повторение ранее изученного материала.
Учитель: Сегодня на уроке мы завершаем изучение реформ Александра II. Наша задача познакомиться с содержанием судебной, военной реформ и реформы в области просвещения и оценить историческое значение всех реформ 60–70-х гг. XIX в.
Какие реформы Александра II вы уже знаете, почему он вошел в историю как царь-освободитель?
Ученики: Крестьянская (1861 г.), освободившая крестьян от крепостной зависимости, земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы
Учитель: Либеральные реформы 60–70-х гг. XIX в. активно изучались и изучаются историками. Историки XIX – начала XX в. оценили эти реформы как великие, а советские историки считали их незавершенными и половинчатыми.
Реформы
Значение
Недостатки
Крестьянская
(1861 г.)
Переломный момент, грань между двумя эпохами – феодализмом и капитализмом, создала условия для утверждения капиталистического уклада в качестве господствующего.
Сохранила крепостнические пережитки (помещичье землевладение, повинности временно обязанных крестьян); крестьяне не получили землю в полную собственность, должны были платить выкуп, потеряли часть земли (отрезки).
Земская (1864 г.)
Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. Деятельность была направлена на улучшение положения народных масс.
Сословность выборов; ограничен круг вопросов, решаемых земствами.
Городская (1870 г.)
Как и земская реформа, способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления , что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общество и правового государства.
Деятельность городского самоуправления контролировалась государством.
II. Изучение нового материала
Учитель: Продолжим изучение реформ Александра II и заполнение таблицы.
1. Судебная реформа 1864 г.
Охарактеризуйте основные положения военной реформы.
Записываем в таблицу значение и недостатки реформы.
2. Военная реформа 1874 г.
Учитель: Крымская война показала отсталость русской армии. Как она комплектовалась? Что такое рекрутская повинность? Был ли у армии запас?
Охарактеризуйте основные положения военной реформы.
Записываем в таблицу значение и недостатки реформы.
3. Реформы в области просвещения (1863–1864 гг.)
Учитель: В первой половине сформировались три ступени образования: начальная, средняя, высшая. Реформы затронули каждый из них.
Поработаем по рядам с документами, выясним, что изменилось в каждом уровне образования.
1-й ряд. Работает с Положением о начальных народных училищах (1864 г.)
Вопросы:
1. Какие учебные заведения создавались данным Положением?
2. Что изучалось в народных училищах?
3. Как решался вопрос об оплате за обучение?
2-й ряд. Работает с Уставом гимназий и прогимназий Министерства Народного Просвещения (1864 г.)
Вопросы:
1. Какие виды гимназий создавал Устав? Чем они различались?
2. Кто и сколько лет мог обучаться в гимназиях?
3. Было ли обучение в гимназиях доступно для всех?
Учитель: Реформы создали условия для развития женского образования: появились женские гимназии, открывались высшие женские курсы (Бестужевские курсы в Петербурге), женщины стали допускаться в университеты как вольнослушатели, т. е. не получали дипломов о высшем образовании.
III. Итог урока.
Учитель: Оцените историческое значение либеральных реформ 60–70-х гг. XIX в. Объясните свою оценку.
Запись домашнего задания: п. 20 (работа с документами).