Просмотр содержимого документа
«"Кыпчакского ханство"»
Средняя общеобразовательная школа №20 г.Уральска
Учитель: сапарова Б.К.
Тема урока: Кыпчакское ханство
Цель урока: формирование понимания роли кыпчаков в этногенезе казахского народа, особенностей этногенеза казахского народа. Активизация и углубление знаний учащихся, создание условий для формирования исторического мировоззрения.
Задачи: Образовательная: создать условия для активизации знаний учащихся, усвоения новых знаний, понимания роли кыпчаков в этногенезе казахского народа; Развивающая: способствовать развитию познавательных интересов учащихся, умения рассматривать процессы во взаимосвязи и взаимообусловленности, самостоятельно находить пути решения поставленной учителем проблемы; развитие информационно-коммуникативных умений и навыков Воспитательная: воспитание отношений сотрудничества, уважения к истории своей родины, патриотизма, гражданственности.
Тип урока: изучение новой темы Оборудование: интерактивная доска, слайды, карта Казахстана, семантическая таблица «Ранние средневековые государства»
Ход урока.
1. Оргмомент Эмоциональный настрой
2. Опрос домашнего задания
В течение прошлых уроков мы говорили с вами о сложении казахского народа. Мы с вами выяснили, что процесс этногенеза народа сопровождается глоттгенезом, культурогенезом, расогенезом. Вспомните и дайте определение терминам: этногенез, глоттогенез, расогенез, культурогенез, этнос, народность.
Потребовалось четыре тысячелетия для сложения казахского народа. За это время племена пережили периоды древности, средневековья. На прошлом уроке мы познакомились с тюркским периодом этногенеза казахского народа.
Вспомните исторические факты, связанные с историей каганатов раннего средневековья.
Показываются слайды с заданиями (см. в приложении№1)
Сегодня мы продолжим изучение тем, рассматривающих процесс формирования казахского народа.
Ребятам предлагается просмотр видеоролика «Дешт-и - Кипчак»(1мин. 30 сек.) Что вы почувствовали при просмотре нашего видеоролика? Да широкая степь Казахстана, запахи степного ветра, топот быстроногих лошадей никого не оставят равнодушными.Тема нашего урока «Кыпчакское ханство»
План новой темы
1.Кто такие кыпчаки?
2. Расселение, этнический состав кыпчаков
3.Общественный строй Кыпчакского ханства
4.Политическая история Кыпчакского ханства
5.Хозяйство, культура кыпчакских племен
Задача урока: выяснить роль кипчаков в формировании казахского народа
Учитель: Среди множества проблем по этнополитической истории кыпчаков наиболее сложным является вопрос их происхождения. По легенде об Огуз кагане, приведенной у Рашид-ад-Дине, кыпчаки были одним из 24 племен огузов. Мифический мальчик, которому Огуз каган присвоил имя кыпчак и по имени которого назвали его племя, родился во время неудачного похода на племя ит-барак. Чтобы переправится через реку, Огуз каган приказал срубить деревья и соорудить плот. Во время переправы он, якобы, сказал ребенку, только что родившемуся на плоту, сооруженному из деревьев: «О, будь, ты, также князем, как и я, и пусть твое имя будет Кыпчак» Абулгазы хан замечает: «На древнетюркском языке кыпчак означает «дуплистое дерево»»
Можно предположить, что кыпчаки происходили из той местности, в которой лес постепенно сменяется степью. Ученые предполагают, что первоначальным пребыванием кыпчаков были южные склоны Саяно-Алтайских гор и степей.
Это легенда, а что говорят исторические письменные источники?
3.1Выступление 1-ой группы «Кто такие кыпчаки?»(опережающее задание)
Далее закрепление по вопросам задания (см. в приложении №3)
Дополнительное сообщение ученика
Сопоставляя разные источники историки пришли к выводу, что кыпчаки или определенная часть кыпчаков обладала специфическими чертами внешности, отличающие их от большинства окружающих их народов. Они несли в себе черты европеоидной примеси, проявлявшиеся, прежде всего, в цвете глаз и волос. Когда они в XI веке появились на границе древнерусских княжеств кыпчаки стали известны в русских летописях под именем половцы, получив его, скорее, из-за своего внешнего вида. Слово половы производное от старославянского «плава-солома», а отсюда половый-беловато-соломенный цвет
Но имя свое они могли получить и совсем по другой причине, не имеющей никакого отношения к внешности кипчаков. Слово «желтый» может здесь обозначать не цвет волос, но лошадиную масть — слово «половый» в значении светло-желтый дожило до наших дней как раз в приложении только к лошадям. Тогда половцы — это просто люди, разъезжающие на половых лошадях. Есть и совсем иной вариант. Половцы-куманы-кипчаки — тюркский народ. А цвета в тюркских названиях могут иметь и чисто символическое значение, в частности с их помощью обозначают стороны света. Тогда слово куманы надо переводить как средние или центральные.Это вполне возможно. Половцы ведь получили свое тюркское имя в то время, когда еще жили в Средней Азии (а может быть, еще в южной части Западной Сибири), а в ту пору и западнее, и восточнее, и южнее, и севернее их жили другие тюркские народы, по отношению к которым, кипчаки-куманы находились как раз в центре. Если происхождение названия именно таково, не надо искать желтизну ни в цвете волос кипчаков, ни в масти их лошадей.
3.2Выступление второй группы «Расселение и этнический состав кыпчаков»
Закрепление по вопросам (см. в приложении)
3.3 Презентация группы по вопросу «Общественный строй».
Закрепление по вопросам (см. в приложении№3)
3.4 Презентация группы по вопросу «Политическая история»
Закрепление по вопросам (см. в приложении№3)
3.5 Презентация группы по вопросу «Хозяйство, культура»
Учитель:
«В степях Центрального Казахстана на склонах Улутау, а бассейнах р. Кара был встречен тип каменного изваяния, который пока нигде, кроме этих мест не обнаружен. У этих изваяний, явно женских, отсутствует прорисовка глаз, носа, рта. В поэме « Искандер-намэ» великого поэта средневековья Низами, жившего в XII в., имеются интересные данные, которые он получил, возможно, от своей жены Аппак, кыпчаки по происхождению. Интерпретируя эти данные, можно получить ответ, когда и почему некоторые каменные изваяния Центрального Казахстана стали изображаться без определенных черт лица.
Хотя героем поэмы Низами является Александр Македонский, описанные действия происходили в кыпчакских степях Казахстана. В далеких степях за Джейханом (Сырдарья) кочевали многочисленные племена кипчаков, у которых женщины имели обычай не закрывать лицо. Женщины кипчаки были:
«Там кыпчакских племен увидал он немало,
Там лицо милых жен серебром заблистало.
Были пламенны жены и были нежны.
Были солнцем они и подобьем луны.
Узкоглазые куколки сладостным ликом
И для ангелов были б соблазном великим».
Они, естественно, смущали суровое войско завоевателя. Тогда Александр стал убеждать старейшин ввести обычай мусульман, у которых женщины закрывали чадрой свои лица.
« Целый день посвятил он заботе об этом:
Всех кыпчакских вельмож он призвал и, с приветом
Выйдя к ним, оказал им хороший прием.
И возвыся их всех в снисхожденье своем,
Тайно молвил старейшинам: «Женам пристало,
Чтобы в тайне держало их лик покрывало.
Та жена, что чужому являет себя,
Чести мужа не чтит, свою честь погубя.
Будь из камня она, из железа, но все же
Это — женщина. Будьте, старейшины, строже»
Получив отказ, Македонский приказал одному своему мастеру иссечь каменное изваяние женщины и «чадрой беломраморной скрыл ее лик».
«И познавший людей молвил шаху: «Внимаю
Мудрой речи твоей, твой приказ принимаю.
Здесь, в одной из равнин, талисман я создам,
Сказ о нем пронесется по всем городам.
Сотни жен, проходящих равниною тою,
От него отойдут, прикрываясь фатою.»
Гордые кыпчакские жены, «узрев, что всех жен она строже, устыдясь, прикрывали лицо свое тоже».
Приведенные строки Низами полны легендарных деталей. Понятно, что полководец и государственный деятель IV в. до н.э. Александр Македонский не имел никакого отношения к кипчакам, жившим в начале 2 тыс. н.э. Трудно определенно сказать, какими трудами пользовался Низами, воссоздавая реальную обстановку вымышленного похода Александра в Дешт-и Кипчак. Но это говорит о том, что в XII в. определенная часть кипчаков, а именно сыгнакская группа, исповедовала мусульманскую религию.»
Закрепление по вопросам (см. в приложении№3)
3. Рефлексия.
Учитель: Как вы думаете, что позволяет нам говорить о том, что на территории Казахстана в 11- 13 веках шло становление кыпчакской народности?