Данный урок можно проводить в рамках курса истории России в основной школе, средней школе и учебных заведениях системы НПО и СПО
План-конспект содержит богатый исторический материал по представленной теме, ход урока, вопросы для закрепления пройденного материала, а также прилагаются исторические задачи для обучающихся по теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Культура и быт России 17 века.»
Культура и быт России 17 века. (план-конспект урока)
Цели урока: 1. Обучающиеся (знания). К концу урока обучающиеся должны знать: - особенности развития русской культуры - основные достижения русской культуры 17 века - быт различных сословий 17 века 2. Развивающиеся (умения) В ходе урока формировать у обучающихся умения: - воспроизводить изученный материал - быть внимательными слушателями - отбирать исторический материал и готовить сообщение по теме - презентации итогов своей работы 3. Воспитательные. - воспитание уважительного отношения к истории и культуре своего государства, бережного отношения к памятникам культуры и истории План урока: 1. Особенности развития русской культуры 17 века. 2. Образование, просвещение и наука. 3. Литература и устное творчество. 4. Архитектура и изобразительное искусство. 5. Русский театр 17 века. 6. Быт сословий России 17 века.
Примечание: педагог делает презентацию к уроку, подбирает иллюстрационный материал, дает опережающее задание: подготовить одному из обучающихся сообщение о Симеоне Полоцком, сообщение одному, двум обучающимся и небольшую презентацию о быте сословий.
Ход урока: 1. Организационный момент: знакомство с темой урока, цели урока, знакомство с планом урока (план урока на классной доске). 2. Особенности русской культуры 17 века. Педагог: 17 век занимает особое место в культурном развитии нашей страны. До этого времени развитие культуры шло под сильнейшим влиянии религии, церковь была главным очагом искусства, просвещения, хранительницей традиций, знаний; образование находилось под полным ее контролем. 17 век стал временем, когда в культуру начинает проникать светское (нерелигиозное), гражданское начало. Так начался процесс обмирщения культуры – на духовную жизнь народа, на его деятельность в области науки, искусства, архитектуры и литературы влияла теперь не только религия, но и повседневная жизнь, реальный человек с его печалями и радостями, войнами и спокойными годами, новыми открытиями и традициями прошлого. Предложить обучающимся записать в тетрадь определение: обмирщение – это освобождение общества от влияния церкви. 3. Образование, просвещение и наука. Педагог:17 век – время значительного расширения кругозора русских людей. Уже не только священники или лица, принадлежащие к знати, владеют грамотой. Все больше грамотных людей появляется среди простых жителей и крестьян. Среди купцов грамотных было почти 100 процентов. В 1634 году неоднократно различные учебные пособия – «Букварь» Василия Бурцева, «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. Появляется «Считание, удобное для купующих или продающих» - так называлась тогда таблица умножения. В «Букваре» Кариона Истомина к буквам были размещены рисунки. Множество книг печатает Московский печатный двор. Половина из напечатанных книг носила светский характер, стали печатать книги, переведенные с латыни, польского и немецкого языков. В 17 веке возникает ряд частных школ, в которых «учильные люди» обучали грамоте, арифметики и закону Божьему. В 1655 году в Москве при Заиконоспасском монастыре открыли школу, которую возглавил известный белорусский просветитель Симеон Полоцкий. Сообщение обучающегося: Симеон Полоцкий (в миру – Самуил Гаврилович Петровский – Ситнианович) (1629-1680)- окончил Киево-Могилянскую академию и принял монашество в Полоцком Богоявленском монастыре. В 1664 году Симеон появляется в Москве, его знания, начитанность, умение вдохновенно проповедовать открывают ему путь к царскому двору. Царь Алексей Михайлович, любящий и благоволивший к образованным людям, делает его учителем царевича Алексея, а после его смерти – царевича Федора и царевны Софьи. В сложные годы Раскола Русской Православной Церкви Полоцкий занимает своеобразную примиренческую позицию. Он выступает против резких мер патриарха Никона, но не принимает и позицию раскольников. Его трактат «Жезл правления», написанный в 1667 году, направлен и против Никона и против лидеров раскола. Симеон Полоцкий был личностью, призванной просвещать народ. Именно он был основателем типографии в Кремле, где было напечатано много книг и не только религиозного содержания. Полоцкого можно считать «первым поэтом России» - его называют основоположником поэтического и драматического жанров в русской литературе. В 1648 году он пишет стихи на русском, белорусском, украинском и польском языках. Его перу принадлежит стихотворный перевод одной из книг Библии – «Псалтыри». В своем стихотворении «Монах» он дает наставлении как должен вести себя монах: …«Монаху подобает в келии седети, В посте молиться, нищету терпети, Искушения врагов сильно побеждати И похоти плотские в труде умервщляти. Если хочет в небеси мзду вечную взяти,- неоскудным богатством проебиловати. Пагубно же одному по граду ходити, из едина в другой дом переходяще пити»… Педагог: в 1680 году возникает школа при Печатном дворе, а в 1687 году в Москве открывается первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинское училище, преобразованное впоследствии в академию. (записать в тетрадь). В 17 веке начинается процесс накопления научных знаний. Возникает наставление по описанию земель «Книга сошного письма», в 1629 году наставление по военному делу «Устав ратных, пушечных и других дел». Иван Венедиктов из Аптекарского приказа составляет «Фармакопею» - пособие по лечебным травам. Освоение новых земель, колонизация Сибири способствовали расширению географических знаний. На рубеже 16-17 веков появляется новая карта государства. В 1627 году составили уточненный «Новый чертеж» земель между Доном и Днепром. Появляются географические справочники – «Дорожники». В 1674 году в России появляется «Синопсис» - первая печатная книга по истории (записать в тетрадь). 4. Литература и устное творчество. Педагог: культурный подъем в России, начавшийся после ликвидации последствий Смутного времени, обусловил расцвет народного творчества. Особой популярностью в это время пользуются исторические песни об «Азовском сидении» донских казаков (вспомнить) и о Стеньке Разине (вспомнить) …«Ты взойди, взойди, красно солнышко, Обогрей ты нас, людей бедных. Добрых молодцев, людей беглых. Мы не воры-то, не разбойнички, Стеньки Разина работнички, Есауловы все помощнички!»… В 17 веке возникает новый литературный жанр – сатирическая повесть. Среди объектов сатиры – церковь, суд, боярская знать, служилое дворянство. Это «Повесть о куре и лисе», «Сказание о попе Савве и его великой славе». В литературе этого времени и отражаются события общественно-политической жизни страны: так смутное время описывается в «Сказании» Авраамия Палицына, келаря Троице-Сергиева монастыря, «Казачье написание» - о Сибирском походе Ермака Тимофеевича. Выдающимся памятником русской литературы стала автобиографическая повесть одного из лидеров старообрядческого движения (вспомнить событие) Аввакума «Житие протопопа Аввакума», которое он сам написал. В «Житие» автор показал борьбу раскольников с «никонианами», красочное описание нравов церковных правителей, трагическую судьбу самого автора. 5. Архитектура и изобразительное искусство. Педагог: для архитектуры 17 века характерно влияние народных традиций и дальнейшее развитие шатрового(вспомнить) стиля. Прекрасным образцом жилой архитектуры шатрового стиля стал дворец в селе Коломенском- любимая резиденция царя Алексея Михайловича, прозванная современниками «восьмым чудом света». В это время усиливается стремление к декоративности: церкви и другие строения украшают «римской плиткой» (цветными изразцами), декоративным цветным кирпичом. Хорошо представляет этот стиль названная «Дивной» Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе. В 17 веке постепенно оформляется новый архитектурный стиль – московское (или «нарышкинское») барокко, представленное нарядными, многоярусными строениями, отличающимися пышной декоративной отделкой, наличием многочисленных колонн в оформлении зданий. Свое название этот стиль получил по имени богатого рода Нарышкиных, в имениях которых строились подобные строения. Примером такого рода строений была церковь Покрова в подмосковной деревни Фили, выстроенная в 1693 году. Черты светскости в 17 веке наблюдаются в живописи. Появляются парсуны-произведения портретной живописи, изображающие реальных людей (определение записать в тетрадь). Крупным художественным центром становиться Оружейная палата Московского Кремля- здесь работает известный русский живописец Симон Ушаков. В его иконах «Богоматерь Владимирская», «Спас Нерукотворный» явственно проступают человеческие, небожественные черты образов. А его икона «Древо государства Российского», созданная в 1668 году, содержит многочисленные портреты российских правителей. В награду за свое творчество Ушаков был возведен царем в дворянство. 6. Театр 17 века. Педагог: царь Алексей Михайлович по инициативе боярина Матвеева поручил в 1672 году организацию театра Иоганну Готфриду Грегори, пастеру лютеранской церкви из Немецкой слободы в Москве. Он набрал труппу из 60 иноземных актеров, потом появились и русские актеры. Играли на русском и немецком языках и ставили пьесы на библейские темы. После кончины царя 1676г. театр закрыли, и он больше не возобновлял свои постановки. 7. Быт сословий 17 века. Педагог: Самый устойчивый компонент жизни людей –быт, и тот испытал в 17 веке изменения. В наименьшей степени у крестьян: по-прежнему большинство их жило в «черных», или «курных», избах без трубы, и потому дым из топившейся печи выходил через отверстие в крыше; в окнах бычий пузырь вместо слюды или стекла, вечером свет давала лучина. Вместе с людьми зимой в избе находился скот: телята, куры, овцы. Спали на деревянных лавках, ели из деревянной посуды. Ели крестьяне черный хлеб, гречневую кашу, капусту, морковь, свеклу. Мясо подавали только по праздникам. Пили квас и пиво, которое готовили сами. Одежду крестьяне шили из домотканого холста, который красили в разные цвета. Летом носили лапти, зимой валенки. Посадские люди жили тоже в основном в деревянных избах; у зажиточных избы были просторней, они имели всякие постройки: погреба, амбары, конюшни. Появились и каменные палаты под железо. В доме столы и лавки вдоль стен, имелись шкафы, кресла, зеркала на западноевропейский манер. Для платья заводили специальные сундуки и ларцы. Хозяйство в домах простых людей вели расчетливо, все в семье неукоснительно подчинялись хозяину, соблюдали церковные обряды и вели себя благочестиво. Гораздо больше иностранных новшеств наблюдается в дворянском и особенно княжеско-боярском быту. Бояре имели большие каменные дома, украшенные снаружи резными карнизами, наличниками. Стены внутри украшали коврами, зеркалами, гравюрами. В комнатах стояла заграничная мебель, дорогая посуда. Еду подавали самую разнообразную, из мяса, рыбы, птицы, солеными лимонами. Лимоны были большой роскошью, доступной только для богатых людей. Из Астрахани привозили фрукты. Из напитков предпочитали квас, пиво, меды на ягодах, привозные вина. Одежду для богатых людей шили из шелковых, суконных материй, часто заграничных, украшали жемчугом, шитьем из золота и серебра. Бояре и дворяне начинают брить бороды и стричь волосы, заводят иностранные книги и музыкальные инструменты. Входит в моду курение табака. Важную роль в жизни простого народа играли обряды: песни и причитанья, ряженье и гаданье; в ночь на Ивана Купалу – вязали венки и прыгали через костер. Любили смотреть представление скоморохов. В боярской среде также соблюдали старинные обычаи, слушали сказки и смотрели представления скоморохов. 8. Закрепление пройденного материала. Педагог: 17 век стал эпохой, подготовившей победу светского, нерелигиозного начала в русской культуре. На основе новых черт, возникших в 17 веке, расцвело русское искусство 18 столетия. Вопросы для закрепления. 1. Что означает понятие обмирщение? 2. Чем известен в истории Симеон Полоцкий? 3. Как называлось первое высшее учебное заведение в России, когда и где оно было открыто? 4. Какие научные знания появились в России в 17 веке? 5. Как называлась первая печатная книга по истории? 6. Какой архитектурный стиль возник в России в 17 веке, почему он так назывался? 7. Что значит парсуна? 8. Чем известен в истории России Симон Ушаков?
Исторические задачи по теме: «Культура и быт России 17 века». 1. В 17 веке возникла насмешливая поговорка: «Аз, буки, веди страшат что медведи». Что она означала и против кого была направлена, о каких переменах в общественной жизни свидетельствовала? Ответ: Так в 17 веке насмешливо называли тех, кто не желал учиться грамоте, что свидетельствовало о понимании народом того, как важно овладевать грамотой, быть образованными людьми. 2. Можно ли было в 17 веке прочитать московские Куранты? Кто мог это сделать? Ответ: «Куранты» - так назывались выписки из иностранных газет, сделанные в посольском приказе, которые предназначались для царя и его ближайшего окружения. 3. Какое архитектурное сооружение 17 века современники прозвали «восьмым чудом света»? Ответ: дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском? 4. В 17 веке церкви и другие строения стали украшать «римской плиткой». Что это такое? Ответ: цветные изразцы. 5. «По «привилегии», давшей программу образования, последнее должно стать не только церковным, но и общим. Здесь постигали «семена мудрости» из наук церковных и гражданских – весь школьный цикл от низших до высших классов, начиная с грамматики и кончая философией, этикой и богословием. Первые преподаватели, профессора были греки: братья Лихуды, Иоанникий и Софроний. В учебное заведение принимали людей «всякого чина, сана и возраста». В первый год учеников было 28, на следующий – 32». О каком учебном заведении идет речь? Где и когда оно было открыто? Ответ: Славяно-греко-латинское училище, 1687г, Москва. 6. Один из первых учебников русской истории «Синопсис» весьма оригинально объяснял происхождение людей и государства. Каким образом? Ответ: Бог, создавший землю и людей, передал затем управление ими своему наместнику – монарху.
Список использованной литературы. 1. Горяйнов С.Г., Егоров А.А. История России 9-18вв. Учебник для учащихся средних школ, гимназий, лицеев и колледжей. Ростов-на-Дону, Издательства «Феникс», 1996.-416с.
2. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца 17 века: Учеб.для 10 кл. общеобразоват. учреждений. 6-е изд.-М.: Просвещение, 2000.-303с.
3. Тугусова Г.В. История в 10 классе. Поурочное планирование с проверочными заданиями и контрольными тестами. М.: 2002.-112с. (Серия «Поурочное планирование»).