Цели: 1.Обобщить знания учащихся по истории и литературе России первой половины 19 века; создать у учащихся представление об образе жизни и общении дворянства первой половины 19 века.
2.Развивать творческие способности и познавательную активность учащихся через игру, развивать интерес к истории и литературе родной страны, ее традициям и обычаям, развивать речь учащихся.
3.Воспитывать эстетический вкус, культуру общения, чувства патриотизма, чести, достоинства на примере лучших представителей русского дворянства первой половины 19 века.
Оборудование: иллюстрация салона З.А.Волконской;
декорации салона первой половины 19 века;
портреты Николая I и З.А.Волконской;
эскизы костюмов первой половины 19 века;
М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»;
романсы на стихи А.С.Пушкина «Я вас любил» (муз. И.Кюи),
«Признание» (муз. Глинка) в исполнении И.Архиповой;
репродукции картин К.Брюллова и Федотова.
Опережающее задание: за месяц до проведения мероприятия ребята делятся на три группы: для работы с дополнительной литературой по истории 19 века, живописи и музыке; готовятся костюмы, декорации, распределяются роли.
Вступительное слово:
Наше занятие мы хотим посвятить первой половине 19 века. Его называют «золотым веком русской культуры».
-Как вы думаете, почему?
Действительно, это время небывалого расцвета русской культуры и особенно литературы.
- Вспомните, именами каких писателей и поэтов мы обязаны 19 веку?
Чем же объясняется феномен русского «золотого века»? Он был подготовлен историей мировой и отечественной культуры, был ответом на глубочайшие запросы времени, ведь чем сложнее проблемы эпохи, тем больше потребности в духовной культуре. А 19 век признают эпохой нарастания освободительной борьбы, где главным действующим лицом оказалась интеллигенция: сначала дворяне, а затем разночинцы. Литература, театр, музыка, живопись, скульптура, архитектура развивались в условиях широкого распространения новых эстетических взглядов и роста национального самосознания.
- Вспомните имена художников, скульпторов, композиторов 19 века.
Чтобы понять феномен «золотого века», давайте погрузимся в его быт, проблемы, которые волновали лучших его представителей, что-то вспомним, поделимся своими знаниями с другими, а может быть, узнаем что-то новое.
Важным элементом дворянского быта первой половины 19 века был салон.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция "Литературный салон 19 века" »
Муниципальное образовательное учреждение
Мирновская средняя общеобразовательная школа
Чердаклинского района Ульяновской области
ЛИТЕРАТУРНЫЙ САЛОН XIX ВЕКА
интегрированный урок в 9 классе
Разработала: учитель русского языка и литературы Пядышева О.Н.
Цели: 1.Обобщить знания учащихся по истории и литературе России первой половины 19 века; создать у учащихся представление об образе жизни и общении дворянства первой половины 19 века.
2.Развивать творческие способности и познавательную активность учащихся через игру, развивать интерес к истории и литературе родной страны, ее традициям и обычаям, развивать речь учащихся.
3.Воспитывать эстетический вкус, культуру общения, чувства патриотизма, чести, достоинства на примере лучших представителей русского дворянства первой половины 19 века.
Оборудование: иллюстрация салона З.А.Волконской;
декорации салона первой половины 19 века;
портреты Николая I и З.А.Волконской;
эскизы костюмов первой половины 19 века;
М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»;
романсы на стихи А.С.Пушкина «Я вас любил» (муз. И.Кюи),
«Признание» (муз. Глинка) в исполнении И.Архиповой;
репродукции картин К.Брюллова и Федотова.
Опережающее задание: за месяц до проведения мероприятия ребята делятся на три группы: для работы с дополнительной литературой по истории 19 века, живописи и музыке; готовятся костюмы, декорации, распределяются роли.
Вступительное слово:
Наше занятие мы хотим посвятить первой половине 19 века. Его называют «золотым веком русской культуры».
-Как вы думаете, почему?
Действительно, это время небывалого расцвета русской культуры и особенно литературы.
- Вспомните, именами каких писателей и поэтов мы обязаны 19 веку?
Чем же объясняется феномен русского «золотого века»? Он был подготовлен историей мировой и отечественной культуры, был ответом на глубочайшие запросы времени, ведь чем сложнее проблемы эпохи, тем больше потребности в духовной культуре. А 19 век признают эпохой нарастания освободительной борьбы, где главным действующим лицом оказалась интеллигенция: сначала дворяне, а затем разночинцы. Литература, театр, музыка, живопись, скульптура, архитектура развивались в условиях широкого распространения новых эстетических взглядов и роста национального самосознания.
- Вспомните имена художников, скульпторов, композиторов 19 века.
Чтобы понять феномен «золотого века», давайте погрузимся в его быт, проблемы, которые волновали лучших его представителей, что-то вспомним, поделимся своими знаниями с другими, а может быть, узнаем что-то новое.
Важным элементом дворянского быта первой половины 19 века был салон.
Ученик. В объявленный день без специального приглашения сходилась определенная группа людей, чтобы побеседовать, обменяться мнениями, помузицировать. Ни застолья, ни танцев, ни карт такие собрания не предусматривали. Традиционно салон формировался вокруг женщины – она вносила дух интеллектуального кокетства и изящества, которые создавали непередаваемую атмосферу салона.
В 1824 году в Москве на Тверской улице в доме, унаследованном после смерти отца, поселилась княгиня Зинаида Александровна Волконская, урожденная Белосельская-Белозерская. Дом был одним из самых больших и лучших в Москве, в классическом стиле, с гербом на фронтоне и двумя стильными балконами. В этом доме Волконская устроила салон. Он был изящным местом для собраний всех замечательных личностей современного общества. Тут соединялись представители большого света, сановники и красавицы, молодежь и возраст зрелый, люди умственного труда, профессора, писатели, журналисты, поэты, художники. Все в этом доме носило отпечаток служения искусству и мысли. Бывали в нем чтения, концерты… Посреди артистов, во главе их стояла сама хозяйка дома. Слышавшим ее нельзя было забыть впечатления, которое производила она своим звучным и полным контральто и одушевленною игрою.
Звучит романс на стихи Пушкина
Ученик. Музыкант, поэт, художник, Зинаида Волконская была всесторонне образована и одарена. Она владела трудным искусством хозяйки салона – умела организовать непринужденную беседу, построить вечер так, что всем казалось, что это сплошная импровизация. Серьезная музыка соседствовала с разыгрываемыми шарадами, стихи – с эпиграммами и шутками.
Инсценировка.
Действующие лица:
Княгиня З.А.Волконская – хозяйка салона,
Княжна А.П.Волконская – ее племянница,
Гусарский офицер С.И.Ильин,
Князь П.А.Вяземский,
Поэтесса К.К.Павлова,
С.А.Соболевский – поэт, друг Пушкина,
А.С.Пушкин,
Лакей.
З.А.Волконская: Господа, позвольте вам представить племянницу, княжну Анну Павловну Волконскую. Княжна совсем недавно закончила Смольный институт благородных девиц в Петербурге и назначена фрейлиной Ее императорского величества. Приехала к нам погостить в Первопрестольную. Ну, как, княжна, вы находите наше общество?
А.П.Волконская: Княжна Ростовцева была права, сказав, что у вас в московском салоне можно встретить все, что только есть именитого на русском Парнасе.
К.К.Павлова: А как вам, княжна, новые апартаменты Зинаиды Александровны? Не правда ли, очень мило? Мы все под таким впечатлением…
А.П.Волконская: Они просто восхитительны, все так красиво, со вкусом подобрано. Я обязательно опишу матушке в письме все это великолепие: столовую зелено-горчичного цвета, с акварельными пейзажами и кавказским диваном, сало цвета мальвы с ярко-желтыми картинами и мебелью зеленого бархата, кабинет, увешанный готическими картинками, с маленькими бюстиками наших царей на консолях, прикрепленных к стенам. Все просто чудо, как хорошо! У вас восхитительный вкус, тетушка. А ваш дом можно назвать музеем.
С.И.Ильин: Княгиня, а почему вы устроили салон в Москве, а не в Петербурге?
З.А.Волконская: Москва сохраняет в моих глазах устойчивость национальных традиций, она лишена официозной нормативности в быту. Все это создает благоприятные условия для осуществления моей идеи о встрече двух культур: традиционно русской, национальной и западной, европейской.
С.И.Ильин: К тому же Москва нисколько не уступает северной столице по уровню художественной культуры, ибо притягивает к себе таланты с не меньшей силой,чем Петербург. И если в императорской столице культурная активность поддерживается близостью двора, правительства, их вкусами и заказами, то культурное творчество Москвы питается, главным образом, культурной средой древней столицы, ее особым духом и атмосферой.
Ученик: Всякий город имеет свою священную историю, свою идею, предначертание, цель. Все это в совокупности формирует мифологию города – священное предание, влияющее на его развитие, на сознание горожан. Такая мифология имеется и у Москвы. Многие писатели, философы 19 века пытались разгадать ее тайну – почему даже после переноса столицы в Петербург она осталась душой России, ее священным центром, ее некоронованной столицей?
Михаил Николаевич Загоскин в книге «Москва и москвичи» отмечал, что Москва есть душа всей России, ее сердце, наша мечта, любовь, гордость и надежда. Он писал: « Я изучал Москву с лишком 30 лет и могу сказать решительно, что она не город, не столица, а целый мир – разумеется, русский. Как тысячи солнечных лучей соединяются в одну точку, проходя сквозь зажигательное стекло, так точно в Москве сливаются в один национальный облик все отдельные черты нашей русской народной физиономии. В Москве собраны вместе все образчики главных начал, составляющих то огромное тело, которому Петербург служит головою, а Москва – сердцем. Москва оказывается олицетворением русского пути, русской культуры, русского мира».
Москву называли преемницей Византии, третьим Римом. Считалось: Рим первый пал из-за своего нечестия, Рим второй –Византия – от мусульманского засилья, третий Рим – Москва –стоит непоколебимо, а четвертому Риму не бывать.
На фоне музыки М.П.Мусоргского « Рассвет на Москве-реке» звучит стихотворение Ф.Н.Глинки «Москва».
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит,
И над малою рекою
Стал велик и знаменит!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных…
Это матушка Москва!
Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря?
Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?
Ты не гнула крепкой выи
В бедовой своей судьбе:
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе?
Ты, как мученик, горела
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!
И под пеплом ты лежала
Полоненная,
И из пепла ты восстала
Неизменною!
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный,
Град сердечный,
Коренной России град!
Инсценировка.
Лакей: Их сиятельство князь П.А.Вяземский.
З.А.Волконская: Рада вас видеть, князь. Отчего так долго у нас не были?
П.А.Вяземский: Виноват, княгиня, служба. Столько хлопот было в связи с коронационными торжествами и после них. Вы были на коронации?
З.А.Волконская: Нет. Должно быть, в Петербурге Николай чувствует себя императором, а в Москве – царем.
С.И.Ильин: Вы много потеряли, княгиня, оттого, что не видели фонтанов с красным и белым вином.
Рассказ ученика о Николае I.
Немногочисленные друзья называли его « государем-рыцарем», враги именовали Николаем Палкиным. В нашей истории не было, пожалуй, другого такого монарха, личность которого вызывала бы столь противоречивые мнения. Николай – третий сын Павла I и императрицы Марии Федоровны. Императрица хотела отправить Николая с младшим братом Михаилом учиться за границу, но Александр I воспротивился этому и распорядился для братьев создать специальное учебное заведение – Царскосельский лицей в 1811 году. Но Николай там так и не учился: он получил домашнее образование. Он не любил «отвлеченных» наук, зато с упоением предавался военным занятиям. В Отечественной войне 1812 года не принимал непосредственного участия. Был женат на дочери прусского короля Фридриха III – Шарлоте (Александре Федоровне в православии). В семье родилось семеро детей (четыре сына и три дочери). На престол вступил при крайне неудачных обстоятельствах – во время восстания декабристов 14 декабря 1825 года, которое жестоко подавил. Николай I был весьма непритязателен в еде и в быту, ежедневно занимался физическими упражнениями.
Николай считал, что Россия не доросла до либеральных реформ; по его мнению, благоденствие России могла обеспечить только железная дисциплина и строгий контроль над всей общественной жизнью. Он считал, что российскому народу необходима сильная самодержавная власть, которую воспринимал как тяжкую обязанность.
Инсценировка.
З.А.Волконская: А, полно, господа, в Москве только и говорят, что о минувшей коронации нового императора. А об убиенных молчат. А между тем, господа, в каждом доме есть родственники из числа восставших. Молчат… Брата моего мужа сослали в Сибирь. Бедная Мария Николаевна, что с ней станется? Она написала письмо Бенкендорфу с просьбой следовать за мужем в Сибирь. Она живет надеждой… Мне страшно за нас всех. Еще вчера в этой гостиной мы вели свободолюбивые разговоры. Сегодня знаем, что только случайность нас защищает, что в минуту может все измениться, и мы, сидящие в этом салоне, можем оказаться под следствием.
Рассказ о Волконских.
М.Н.Волконская: Она была дочерью прославленного героя 1812 года, генерала Н.Н.Раевского. Старшая сестра, Екатерина, была замужем за генералом, декабристом М.Ф.Орловым. Ранние девичьи годы Марии Николаевны были овеяны нежной, глубокой дружбой с Пушкиным. Пушкину было 20 лет, а Марии Раевской – всего 15. Марии Пушкин посвятил поэму «Полтава». Летом 1824 года С.Г.Волконского представил Маше отец.
С.Г.Волконский: Это был прославленный герой Отечественной войны 1812 года, в 17 лет командовавший полком, в 25 лет – блестящий светский генерал, член Союза Благоденствия, затем – деятельный участник Южного тайного общества. Познакомившись с Раевским, Волконский стал часто бывать у них, но, храбрый на поле боя, он робко держал себя в присутствии Марии Николаевны. Н.Н.Раевский благословил дочь на брак с С.Г.Волконским. Волконскому в то время было 36 лет, а Марии не было еще девятнадцати.
М.Н.Волконская: Из дневниковых записей: «Я вышла замуж в 1825 году за князя С.Г.Волконского, достойнейшего и благороднейшего из людей; мои родители думали, что обеспечили мне блестящую, по светским воззрениям, будущность…».
2 января 1826 года у Марии Николаевны родился сын Николенька. С.Г.Волконский через три дня приехал, повидался с женой и ребенком, уехал. Мария Николаевна узнает, что муж арестован как член Южного общества. И в апреле 1826 года выехала в Петербург, чтобы получить разрешение на свидание. В декабре 1826 года она получила разрешение Николая I на выезд в Сибирь вслед за мужем. Сына ей не разрешили взять с собой…
В Москве Мария Николаевна Волконская остановилась у знаменитой, воспетой Пушкиным «царицы муз и красоты» З.Волконской, с которой была в родстве…
Ученик: Вот как описал встречу мужа и жены Волконских в Сибири Н.А.Некрасов в поэме «Русские женщины»:
Вдруг кто-то воскликнул: «Идет он! Идет!»
Окинув пространство глазами,
Я чуть не упала, рванувшись вперед, -
Канава была перед нами.
« Потише, потише! Ужели затем
Вы тысячи верст пролетели, -
Сказал Трубецкой, - чтоб на горе нам всем
В канаве погибнуть у цели? –
И за руку крепко меня он держал. –
Что б было, когда б вы упали?»
Сергей торопился, но тихо шагал.
Оковы уныло звучали.
Да, цепи! Палач не забыл никого
(О, мстительный трус и мучитель!) –
Но кроток он был, как избравший его
Орудьем своим искупитель.
Пред ним расступались, молчанье храня,
Рабочие люди и стража…
И вот он увидел, увидел меня!
И руки простер ко мне: «Маша!»
И стал, обессиленный словно, вдали…
Два ссыльных его поддержали…
По бледным щекам его слезы текли,
Простертые руки дрожали…
Душе моей милого голоса звук
Мгновенно послал обновленье,
Отраду, надежду, забвение мук
Отцовской угрозы забвенье!
И с криком: «Иду!» - я бежала бегом,
Рванув неожиданно руку,
По узкой доске над зияющим рвом,
Навстречу призывному звуку…
Я только теперь, в руднике роковом,
Услышав ужасные звуки,
Увидев оковы на муже моем,
Вполне поняла его муки.
Он много страдал, и умел он страдать!..
Невольно пред ним я склонила
Колени – и, прежде чем мужа обнять,
Оковы к губам приложила!..
Инсценировка.
К.К.Павлова: Полно, господа, не надо грустить. Давайте верить в лучшее. Быть может, государь помилует восставших.
С.И.Ильин: Княгиня, позвольте составить партию виста.
З.А.Волконская: Не позволю. Я не желаю, чтобы в моем доме играли в карты. Пусть лучше милая Каролина прочтет нам свои стихи.
К.К.Павлова: О, вспомни, друг, когда сиянье
Над краем неба Геспер разольет,
Когда твоя душа в очарованьи
И радости – забудет жизни гнет.
Миг одиночества, в цветеньи сада,
В лучах заката, в нежном полусне,
Когда души коснется сна прохлада,
Друг, вспомни обо мне! (гости аплодируют)
П.А.Вяземский: Стихи столь же прекрасны, сколь их создательница. Вы знаете, господа, я тоже видел государя. При первом взгляде на него невольно бросается в глаза лицо – какая-то беспокойная суровость. Какие долгие, жестокие страдания должен был испытывать этот человек, чтобы лицо его внушало всем страх вместо того невольного расположения, которое обыкновенно вызывают благородные черты.
С.И.Ильин: Скоро у нас всех будут такие лица.
А.П.Волконская: Не поведаете ли нам, сударь, что нынче в моде в Европе?
П.А.Вяземский: С превеликим удовольствием. Туники окончательно вышли из моды.
С.И.Ильин: И слава Богу. Прошлой зимой от переохлаждения погибла красавица Тюфякина.
П.А.Вяземский: В моде по-прежнему шали, шарфы, пелерины. Прически носят без челки, с прямым или боковым пробором и завитыми локонами на макушке. На голове носят чепцы, тюрбаны, береты, богато украшенные камнями, перьями, цветами, драгоценностями. Силуэт дамского платья изменился. Идеалом, как и столетием раньше, являются покатые плечи, тонкая талия. Юбка должна напоминать форму колокола.
С.И.Ильин: Не юбки должны напоминать колокол, а дама – перевернутый бокал. А помнишь, как после 1812 года наши жены разрядились в кокошники и душегреи в порыве патриотизма?
П.А.Вяземский: Как не помнить, если даже при дворе фрейлины носили повойники и сарафаны со шлейфом.
Ученик: Действительно, война 1812 года все перевернула. Французские моды теперь выглядели непатриотично, французских модисток выгнали из Москвы. Дамы отказались от французского языка. Многие из них оделись в сарафаны, одели кокошники. А.П.Вяземский вспоминал о княгине Голицыной: «События 1812 года живо расшевелили патриотическую струю княгини. Помнится, вскоре после окончания войны явилась она в Москве, на обыкновенный бал Благородного собрания, в сарафане и кокошнике, оплетенном лаврами. Невозмутимо и с некоторою храбростью прохаживалась она по зале посреди дам в обыкновенных бальных платьях. С недоумением, а может быть, и насмешливым любопытством смотрели они на эту возрожденную Марфу Посадницу».
В 1817 году Пушкин окончил лицей и, наконец, оказался на свободе в Петербурге. Какие моды застал в столице поэт? Были отменены короткие штаны при башмаках с пряжками и узкие, в обтяжку панталоны с сапогами поверх. Помада новейшего изобретения поставила стоймя зыбкий хохол, и великолепный узел черного атласного галстука прилег к высокой груди.
Изображая день своего героя, Онегина, Пушкин пишет: «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар». Боливар – это шляпа необычайной величины, не сняв такой шляпы, трудно было пройти в узкую дверь. Но были также гулявшие на улице, усвоившие себе правило ходить с непокрытой головой. Молодые модники ходили зимой в белых шляпах и при самых бледных лучах солнца спешили открыть зонтики. Светские кавалеры тех времен носили из трико в обтяжку брюки и гусарские с кисточками сапожки. Жабо у них было пышное, шляпа горшком, на фраках – ясные золотые пуговицы. У часов висели огромные печати на цепочках. У других виднелись небольшие серьги в ушах: обычай носить серьги у мужчин явился с Кавказа, от грузин и армян. Мода на серьги особенно процветала у военных людей в кавалерийских полках. Уверяют, что известная пословица – для милого дружка и сережка из ушка - придумана в то время солдатами. Не считалось странным белиться и румяниться, и иной щеголь так изукрашивал себе лицо румянами, что стыдно было глядеть на него. Военные ходили затянутыми в корсеты: для большей сановитости штаб-офицеры приделывали себе искусственные плечи, на них сильнее трепетали густые эполеты. Волокиты того времени ходили с завитыми волосами, в очках и еще с лорнетом, а так же с моноклем; жилет непременно был расстегнут, а грудь – в батистовых брыжах. Шиком считалось только менять часто шарфы, а не платья.
В 1834 году женился молодой брат Бутурлин, он с удивлением описывает в своих мемуарах наряд молодой москвички, как она собирается на бал: «Вместо не появившихся еще тогда кринолинов были турнюры, сиречь одно или два полотенца, которые впихивались под платье, но только сзади, на той части тела, что из вежливости мы зовем сиденьем. Эта процедура впихивания полотенца и прикалывания его, чтобы не спадало, очень меня забавляла, когда жена моя одевалась на бал. Талии были очень длинные (т.е. низкие), а платья – короткие. Для головной уборки существовал еще с 20-х годов Аполлонов узел. Это был действительно узел или широкий бант из поддельных волос, вышиной не менее, конечно, четверти аршина. Он втыкался вместе с гребнем на самой середине макушки головы. От висков же к глазам закручивались и приклеивались к лицу гуммиарабиком тоненькие крючки из собственных волос, называемые акрошерами. Несмотря на все это искажение, красота брала свое, и вовсе не к лицу причесанная головка кружила множество голов.
Даже серьезный журнал «Московский телеграф» помещал на своих страницах модные картинки для коммерческого успеха. Об этом у Пушкина в «Графе Нулине» Наталья Павловна, героиня поэмы, интересуется парижскими модами:
Как тальи носят? – Очень низко,
Почти до… вот по этих пор.
Позвольте видеть ваш убор;
Так… Рюши, банты, здесь узор;
Все это к моде очень близко.
Ученик: Обычно в гостиной, где собирались гости, мебель стояла уголками, так что все общество распадалось на группы по нескольку человек, занимаясь своими частными разговорами. Создать такое пространство, в котором каждый чувствовал бы себя наилучшим образом – особое искусство хозяйки. Но иногда группы объединялись, обращая внимание на гостя, которым сегодня «угощали».
Инсценировка.
Лакей: Господин Соболевский с господином Пушкиным.
Соболевский: Насилу уговорил его, княгиня, поехать со мной к вам на вечер. Мой друг хандрит и никуда не желает выезжать из дома. Согласился лишь тогда, когда рассказал ему об обществе и о гостеприимной хозяйке.
Ученик: В первый день знакомства Волконская пропела Пушкину его элегию, положенную на музыку.
Звучит романс на стихи Пушкина «Погасло дневное светило».
Инсценировка.
А.С.Пушкин: Я очень тронут, княгиня.
Гости просят Пушкина почитать стихи.
А.С.Пушкин читает «Пророка»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, -
И шестикрылый Серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими, как сон,
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я небо содроганье,
И горный ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
А.С.Соболевский: Друг Пушкин, цензура не дозволит «глаголом жечь сердца людей».
А.С.Пушкин: Что ж, пусть ходит в списках.
А.П.Волконская: А что нового, Александр Сергеевич, вы привезли в Москву?
А.С.Пушкин: Драму «Борис Годунов». Завтра буду читать у Веневитинова.
С.И.Ильин: Что ж, господа, встретимся завтра у Веневитинова.
Гости прощаются.
Заключительное слово учителя: Итак, мы попытались воспроизвести атмосферу первой половины 19 века. Давайте подведем небольшие итоги.
-Какие впечатления остались у вас от нашего мероприятия? Что нового вы узнали? Что понравилось?
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.
Бенуа А.Н. История русской живописи 19 века. М., 1995.
В царстве муз: Московский литературный салон Зинаиды Волконской. 1824 – 1829 гг. / Сост. Муравьев В.М., 1987.
Глинка М.И. Избранные пьесы для фортепиано. // Ред. Музалевский В.И. М., Л., 1947.
Егорова В.И. История России первой половины 19 века. М., 1997.
Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. М., 1998.
Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт 18-19 веков. М., 1997.
Поэт, писатель, историограф, общественный и культурный деятель - Николай Михайлович Карамзин, бесспорно первый в ряду самых известных симбирян: Тургеневых, Языковых, Аксаковых, Дмитриевых, Гончарова. Он родился на Симбирской земле, которая взрастила не одно поколение его предков: уже пращур Карамзина – Дмитрий Семенович – в XVII веке владел поместьями с Симбирском уезде. Карамзин ощущал связь времен и знал, что именно эта земля, освященная семейными преданиями, дала ему силы и творческие таланты, оказавшиеся такими необходимыми для России.
Особое место в памяти Николая Михайловича занимала его малая родина. «В сорока верстах от Симбирска в стороне от пензенского коммерческого тракта среди черноземных полей живописных приютилось около пруда с большими ветлами небольшое село Знаменское… деревянный, с мезонином и террасою… дом, в котором, по преданию, знаменитый Карамзин в первый раз увидел свет. При доме был тогда тенистый сад с липовыми аллеями, с искусственно вырытым водоемов, с кустами по берегам сирени, бузины, тополей и всякой другой зелени. Не затейливо выглядело это деревенское затишье, но оно носило характер безмятежной непричудливой деревенской обстановки, созданной на почве труда и любви…». Дед – Егор Петрович – был хозяином села уже во времена Петра I, создавая здесь свое «дворянское гнездо» и особую атмосферу теплого уюта, семейной любви, деревенской простоты и патриархальной нравственной чистоты, описанной впоследствии Карамзиным в романе «Рыцарь нашего времени». Много бурь и невзгод пережило это место – и хотя ныне видны лишь «… остов церкви, величественный, внушительный и – даже в порухе - красивый… речка Каменка, ивы. Нет пруда, лишь полустертые очертания водоема, еле-еле просматриваются аллейки – всего лишь самая малость осталась от былого ухоженного парка» - для каждого симбирянина оно осияно именем Карамзина. «Деревянный, с мезонином и террасою дом» в декабре 1766 года стал не просто местом рождения и колыбелью, но духовным основанием его незаурядной личности.
Самыми сильными впечатлениями остались – детские, пронизавшие все его творчество: и поэзию, и прозу.
Где в первый раз открыл я взор,
Небесным светом озарился
И чувством жизни насладился;
Где птичек нежных громкий хор
Воспел рождение младенца;
Где я природу полюбил,-
Ей первенцы души и сердца,
Слезу, улыбку посвятил
И рос в веселии невинном,
Как юный мирт в лесу пустынном.
Особое место в своей жизни семейного очага, Знаменского, сознавал и сам Николай Михайлович: «Я жил тогда в деревне, близ Симбирска, был еще ребенком, но умел уже чувствовать, как большой человек… Там воспитывался дух мой в простоте естественной…» Это понимали друзья и современники писателя и историографа. «…Карамзин внес стремление к простоте – и в этом-то и есть выгода его подвига в языке… Он, как и другие писатели, и он более многих из них, подвинул наше отвлеченное общество, подвинул нас к сознанию действительности, к земле нашей… именно что признаем мы за Карамзиным – это его нравственное значение, его чистую душу и искреннюю любовь»,- считал Константин Сергеевич Аксаков.
«Дух простоты», ощущения кровной привязанности к родной земле - всегда были для Карамзина основой свободной и просвещенной человеческой личности, культ которой необыкновенно органично внедрил он в существо русской культуры, сделав неотъемлемым атрибутом национальной духовной жизни. «Источник радостей и благ / Открыть в чувствительных душах…» ставил целью своей жизни Карамзин, в разнообразных творениях своих стремясь показать неограниченные возможности души человеческой.
Создавая в 1790-х годах «Письма русского путешественника», в которых делился с читателем своими впечатлениями от путешествия по Европе, Карамзин выступил как «…благочестивый ученик мудрости, с пламенным рвением к усовершенствованию в себе человека», сформировал образ молодого современного просвещенного человека, для которого знания – смысл жизни. Пафос защиты просвещения свойствен и другим произведениям писателя.
Своими стихами он учил «находить в самых обыкновенных вещах пиитическую сторону», первым сформулировав проблему изображения человеческой души в ее субъективном понимании.
Сочиняя знаменитую теперь повесть «Бедная Лиза», рассказывающую о трогательной любви бедной крестьянки Лизы и молодого дворянина Эраста, Карамзин показал, как важно человеку «иметь и доброе, нежное сердце», раскрыл свою искреннюю веру в то, что люди равны между собой.
Главной заслугой Карамзина-историка стало новое понимание истории как самоочищающей силы, с помощью которой он стремился раскрыть нравственный потенциал прошлого и понять движение к будущему. История есть священная книга народов – это трепетное отношение воспитывал Карамзин.
М.П.Погодин в «Похвальном слове Карамзину» писал: «Много переворотов, бурных или мирных, как то угодно Богу, испытает наш народный быт, но потоки сладкой речи, из златых уст излиявшиеся, будут течь безостановочно чрез все периоды и эпохи, всегда утоляя жажду, всегда освежая животворной влагой усталых делателей…». И до сих пор Карамзин остается «другом и любимцем души нашей», а дарования его сияют «светом немерцающим».
Имя И.А.Гончарова стоит в одном ряду с именами крупнейших русских писателей XIX века. Писатель глубоко и полно отразил в своем творчестве сложную, противоречивую эпоху 40-60-х гг. В романах он мастерски нарисовал целый неповторимый мир.
Писательская судьба Гончарова сложилась непросто. Еще при жизни его называли классиком, романам писателя посвятили свои статьи великие русские критики В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев. Но в то же время творчество Гончарова вызывало и сейчас вызывает самые противоречивые оценки. До сих пор идут споры о значении его творчества, его месте в русской литературе, об идейной направленности его произведений.
Интересно, что противоречивые оценки критиков не мешали читателям любить романы Гончарова. Каждый роман писателя восторженно встречался читателями. Так, например, публикация в журнале «Вестник Европы» романа «Обрыв» увеличил количество подписчиков журнала в два раза. В наши дни произведения Гончарова стали настоящей театральной классикой. Еще одним свидетельством большого интереса к Гончарову в современный период стало создание первого в стране музея писателя на его родине. Музей открылся в 1982 году в перестроенном доме, где родился Гончаров.
Знаменательно, что музей И.А.Гончарова создан на родине писателя. Здесь прошли его детские годы, в Симбирск он приезжал на каникулы из Москвы в юности и из Петербурга уже будучи известным писателем. Образы и впечатления детства и юности всегда жили в сознании художника, они писали его творчество. В 1870-е годы Гончаров писал: «Я сам и среда, в которой я родился, воспитывался, жил – все это, помимо моего сознания, само собою отразилось силою рефлексии у меня в воображении».
Симбирск запомнился Гончарову тихим сонным городом. Вспоминая свое детство, он писал: «Мне кажется, у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытия, безделия и лежания и зародилось неясное представление об «обломовщине».
Но в то же время в своих романах Гончаров дает поэтичные и величавые описания природы родного края. Любимые с детства картины спокойной и величавой природы выработали у художника стремление к идеалу, заставили тосковать о лучшей, более совершенной и духовно богатой жизни людей. Это стремление к идеалу всегда жило в сердце Гончарова.
«Говорят, надо довольствоваться миром и людьми, как они есть: с этим я согласиться не могу. Можно снисходить ко всему этому, пожалуй, с христианской и гуманной точки зрения, даже любить все-таки, несмотря ни на что, но быть покойным и принимать, что это так и должно быть, довольствоваться, - я не могу»,- признавался он в одном из писем.
Своему первому роману Гончаров дал очень емкое название – «Обыкновенная история». С каждым из героев этого романа, с большинством героев двух других происходит своя обыкновенная история. Гончаров не осуждает своих героев, они «обыкновенные», как говорит один из них, люди: автор только с грустью смотрит на их жизнь. Художник заставляет читателя задуматься над судьбой героев, над своей жизнью. Ко всему творчеству Гончарова можно отнести слова, которые Л.Н.Толстой сказал об «Обыкновенной истории»: «Прочтите эту прелесть. Вот где учишься жить. Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но, зато, свой собственный становится умнее и яснее».
Говоря о Гончарове, всегда, прежде всего, вспоминают его великий роман «Обломов». Роман стал для русской литературы «книгой итогов», которая должна была появиться, чтобы стало возможным двинуться дальше в исследовании новых жизненных процессов.
Образ Обломова – один из самых трагических и глубоких образов мировой литературы. Исследователи ставят его в один ряд с Дон-Кихотом, Фаустом, Гамлетом. В романе Гончаров создает совершенно удивительный образ доброты. Обломов – лентяй и лежебока, почти ничего не делает, не совершает никаких поступков во имя доброты. Он просто лежит и порою даже молчит, но окружающие тянутся к нему. Рядом с ленивцем Обломовым отдыхают душой почти все герои романа. Автор показывает, как само присутствие бескорыстия, доброты согревает и очищает.
С тем большей болью рассказывает Гончаров трагедию жизни Обломова, когда в ожидании крупного дела мягкий, умный, обаятельный человек дожил до того, что сделался не способен взять для начала хоть малое счастье, которое шло ему в руки. Всем внутренним пафосом своего творчества писатель убеждает, что человек должен стараться сам сохранить свою душу, свое достоинство, сберечь стремление к свободе и действию.
Последний роман Гончарова «Обрыв» получился многоплановым и многосюжетным. Наверное, в глубине души писатель сознавал, что это его последнее крупное произведение, и в нем автор стремился выразить свое понимание времени и жизни вообще, свои мысли о России, ее будущем.
В своих мечтах он видел свободного человека, который избавится от всех предрассудков, понятий, унижающих его человеческое достоинство, и будет жить только по самым высоким законам нравственности. В 1868 году, работая над «Обрывом», Гончаров писал: «Невольно, бессознательно высказывалась там и объяснилась мне самому – любовь к людям, и к России…» Эти слова можно отнести ко всему творчеству великого русского писателя.
Вариант комплексного анализа текста на уроках русского языка.
ВЫРАЗИТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙ ТЕКСТ:
1. Соблюдай правильный темп, ритм чтения.
2. Произноси слова внятно, отчетливо.
3. Правильно исполняй голосом знаки препинания.
4. Выделяй наиболее важные по смыслу слова усилением голоса (логическим ударением).
5. Соблюдай определенную интонацию.
ОПРЕДЕЛИ ОБЩИЙ ДУХ ТЕКСТА:
1. Выясни общее настроение текста.
Ответь на вопросы:
а) Какие чувства у тебя возникают после первого знакомства с данным текстом? Объясни свой ответ.
б) Что поможет тебе определить общее настроение текста? (Общий смысл читаемого, интонация, конечные знаки препинания, эмоционально окрашенные слова и др.)
2. Найди главное.
а) Укажи количество частей (абзацев) в тексте. Определи главную мысль в каждой части. Если затрудняешься, отыщи и выдели (подчеркни) наиболее «ценные» (опорные, важные) слова.
б) Озаглавь текст (если нет заголовка) или придумай свой вариант заглавия. Тема – широкая или узкая?
в) Найди в тексте место (одно предложение или несколько), где выражается основная мысль или сам ее сформулируй.
3. Назови языковые средства, при помощи которых связаны предложения текста (повторения одного и того же слова, местоимения, слова, близкие по смыслу, союзы и др.).
4. Определи тип текста (повествование, описание, рассуждение). Приведи свои доказательства.
5.Определи стиль текста (разговорный, научный, публицистический, художественный).
ИССЛЕДУЙ ЯЗЫК ТЕКСТА.
1. Кратко охарактеризуй слова (лексику) данного текста с точки зрения употребления. Приведи примеры общеупотребительных и устаревших (если есть) слов.
2. Охарактеризуй слова с точки зрения происхождения. Вспоминая приметы, попытайся отыскать в тексте исконно русские, заимствованные слова.
3. Приведи примеры изобразительных средств языка (эпитетов, метафор, сравнений и др.).
Определи стиль речи по его особенностям.
Название
Обстановка
Где используется
С какой целью
РАЗГОВОРНЫЙ
Неофициальная
При встрече, в беседе с друзьями, близкими, в дружеских письмах, посланиях…
Общение, разговор.
НАУЧНЫЙ
Официальная
В науке и технике, школе (лекция, доклад, учебник, словарь…)
Сообщение точных научных сведений.
ОФИЦИАЛЬНО-
ДЕЛОВОЙ
Официальная
В различных документах (справках, расписках, указах, приказах…)
Точная передача деловой информации.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
Официальная
В художественной литературе (стих, рассказ, пьеса, сказка…)
Воздействие на чувства читателей (слушателей).
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ
Официальная
В газетных (журнальных) статьях, в выступлениях на митингах, собраниях, по радио и телевидению.
Воздействие на читателя или слушателя (призвать, убедить).
Смысловые типы текстов
Основные типы текстов – ПОВЕСТВОВАНИЕ, ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ.
В ПОВЕСТВОВАНИИ обычно говорится о действиях и событиях ( что было сначала, потом, затем… и наконец).
В ОПИСАНИИ изображаются предметы, люди, животные, природа и т.п.
В РАССУЖДЕНИИ излагаются причины явлений и событий, их взаимная связь.
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ОПИСАНИЕ
РАССУЖДЕНИЕ
Что произошло?
Какой?
Почему?
Обычно говорится о последовательных действиях и событиях:
1. СНАЧАЛА
2. ПОТОМ
3. ЗАТЕМ…
4. …И НАКОНЕЦ.
Говорится об одновременных признаках.
Изображаются ПРЕДМЕТЫ, ЛЮДИ, ЖИВОТНЫЕ, ПРИРОДА и т.п.
Излагаются причины явлений и событий, их взаимная связь.
Указанные типы текстов в чистом виде встречаются редко. Чаще всего в тексте представлены элементы и повествования (сообщения-рассказы), и описания (изображения), и рассуждения (доказательства).
Находи свои ошибки
Вид ошибки
Условные обозначения
В чем заключается ошибка
ОШИБКИ В СОДЕРЖАНИИ
С
1. Есть что-то лишнее.
2. О чем-то сказано недостаточно.
3. Не выражена основная мысль.
4. Мысли излагаются непоследовательно.
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ И НЕДОЧЕТЫ
Р
1. Употреблено не то слово.
2. Употреблено лишнее слово.
3.Неоправданно повторяются слова.
4. Использование однообразных по структуре предложений.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Г
1. Неправильно образовано слово или его форма.
2. Неправильно образовано словосочетание.
3. Неправильно построено предложение.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
I
Слово написано неправильно.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ
v
Неправильно поставлен знак препинания.
Основные критерии оценки сочинения.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям: соответствие работы теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, правильность фактического материала, последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных, грамматических.
Оценка
Содержание и речь
Грамотность
5
1.Содержание полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
Допускается:
1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
4
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй достаточно разнообразны.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускается:
2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки, а также 2 грамматические ошибки.
3
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускается:
4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных, а также 4 грамматические ошибки.
Образные значения слова (тропы)
Русский язык обладает всеми средствами
для выражения самых тонких ощущений
и оттенков мысли.
М.Горький.
ТРОПЫ – слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях.
1. СРАВНЕНИЕ – сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого. Сравнение присоединяется союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО, ТОЧНО и др.
Нахмурился, словно туча.
И березы стоят, как большие свечки.
2. ЭПИТЕТ– образное определение предмета или действия.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
А.С.Пушкин.
3. МЕТАФОРА – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Метафора позволяет в краткой форме создать емкий образ.
Горит восток зарею новой…
А.С.Пушкин.
4.ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека.
…Звезда с звездою говорит.
…Спит земля в сиянье голубом.
М.Ю.Лермонтов.
5. МЕТОНИМИЯ – перенос признаков с одного предмета на другой на основании их смежности.
Ликует буйный Рим.
М.Ю.Лермонтов.
6.АЛЛЕГОРИЯ – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах.
Например, в баснях глупость, упрямство воплощаются в образе осла, трусость – в образе зайца и т.д.