Цель урока: Выяснить условия, которые благоприятно повлияли на развитие культуры стран Арабского халифата; выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры; показать роль ислама в развитии культуры; создать представление об арабской архитектуре, науке, искусстве.
Основные понятия и термины: арабески, медресе, мечеть, фарси.
План изучения нового материала:
1.Условия развития культуры стран Арабского халифата.
2. Образование.
3. Научные знания.
4. Искусство.
5. Значение культуры Арабского халифата.
1.Условия развития культуры стран Арабского халифата.
Когда кочевники из Аравии завоевали древние центры цивилизации, казалось, культуре Египта и Двуречья стоило ожидать худшего. Сколько раз бывало в истории, что завоеватели уничтожали культуру, которую не хотели принять. Арабы вели себя иначе. Хотя завоевания неизбежно сопровождались утратами, арабы проявили редкую готовность усваивать знания и традиции покоренных народов. Более того, они сумели связать культурные достижения разных стран воедино и развить их на основе арабского языка и ислама, постепенно вытеснившего языки покоренных народов. Арабский язык стал официальным: на нём составлялись документы, вели переговоры и молились.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Культура стран Арабского халифата»»
«Культура стран Арабского халифата»
Цель урока: Выяснить условия, которые благоприятно повлияли на развитие культуры стран Арабского халифата; выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры; показать роль ислама в развитии культуры; создать представление об арабской архитектуре, науке, искусстве.
Основные понятия и термины: арабески, медресе, мечеть, фарси.
План изучения нового материала:
1.Условия развития культуры стран Арабского халифата.
2. Образование.
3. Научные знания.
4. Искусство.
5. Значение культуры Арабского халифата.
1.Условия развития культуры стран Арабского халифата.
Когда кочевники из Аравии завоевали древние центры цивилизации, казалось, культуре Египта и Двуречья стоило ожидать худшего. Сколько раз бывало в истории, что завоеватели уничтожали культуру, которую не хотели принять. Арабы вели себя иначе. Хотя завоевания неизбежно сопровождались утратами, арабы проявили редкую готовность усваивать знания и традиции покоренных народов. Более того, они сумели связать культурные достижения разных стран воедино и развить их на основе арабского языка и ислама, постепенно вытеснившего языки покоренных народов. Арабский язык стал официальным: на нём составлялись документы, вели переговоры и молились.
Войдя в повседневную жизнь, арабский язык стал языком науки и культуры всего мусульманского востока. Этому способствовало создание в 9 веке при дворе халифов школы переводчиков, которые перевели на арабский язык труды Платона, Аристотеля, Евклида. Многие произведения древних греков дошли до нас только в арабском переводе.
2. Образование.
«Чернила ученого должны цениться на равне с кровью мученика»;
«Тот не умирает, кто отдает жизнь науке»;
«Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая»
???→О чем говорят эти пословицы? О большом уважении к научным знаниям, научной деятельности.
Каждый мусульманин, если собирался занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы были частными. Те, кто мог платить занимались с наёмными учителями. Образование можно было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны и шариата. В больших городах были открыты высшие мусульманские школы – медресе.
В Багдаде был основан «Дом мудрости» - хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги.
Литература и книжная миниатюра. В Средней Азии и Иране активно развивалась поэзия на таджикско-персидском языке – фарси. Самый знаменитый поэт, писавший на фарси, - Фирдоуси, более 30 лет работал над поэмой «Шах-наме» (Книга царей). Идея книги – призыв прекратить междуусобные войны и объединиться для борьбы с внешними врагами, заботиться о благополучии народа и процветании страны.
Книги были рукописные и высоко ценились в мусульманском мире.
3. Научные знания.
Область науки
Что знали и умели
математика
Создали науку – алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами, постепенно они стали называться арабскими.
астрономия
В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе. Ученый аль-Бируни высказал догадку, что центром Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него.
история
Появились предания и сообщения о Мухаммеде. Прославлялись походы арабов, изучалась история римских. византийских правлений.
география
Путешественники и купцы описывали страны халифата, Индию, Китай, проникли в глубь Африки, Восточной Европы. Они составляли карты известных стран и морей.
медицина
Ученый Ибн Сина или Авиценна в своем труде описал признаки многих болезней.
4. Искусство.
Ислам осуждал изображение человека и животных. Живопись и скульптура практически не развивались. Главным искусством была архитектура.
Строители возводили для халифов дворцы, крепости и гробницы. Самым выдающимся памятником гражданской архитектуры является Альгамбра ( учебн. стр 87) резиденция гранадских правителей. Построена она в 13-14 веках. В основе композиции лежит система дворов, расположенных на разных уровнях.
Первоначально обряды мусульман не требовали специальных зданий для молитв. В 665-670 гг. появляются первые построенные мечети ( учебн. стр 88). Во время молитвы все встают лицом к специальной нише – михрабу, направленной в сторону Мекки, и повторяют движения священнослужителя – муллы, или имама. Около каждой мечети возводят один или несколько минаретов – высоких башен, с которых 5 раз в день созывают верующих на молитву.
Убранство мечети по сравнению с христианским храмом очень простое:
- нет мебели;
- нет музыкальных инструментов;
- нет дорогой утвари. Пол застлан коврами, на которых располагаются молящиеся.
В мечетях множество колонн, подковообразных арок, выложенных разноцветным камнем. Постройки украшались резьбой по камню, мозаикой изразцами. Стены зданий покрывали арабески - так европейцы называют сложный геометрический узор из пересекающихся и переплетающихся линий.
5. Значение культуры Арабского халифата. На самостоятельное изучение.
Вопросы по теме «Арабы в 6 – 11 веках»
1. Арабы проживали на полуострове?:
а) Аравийском; б) Балканском;
в) Апшеронском; г) Аппенинском
2. Основное занятие арабов-бедуинов?:
а) земледелие; б) скотоводство;
в) торговля; г) охота
3. У арабов, так же как и у других народов, велись постоянные межплеменные войны. Причина?:
а) из-за власти; б) из-за земли;
в) из-за скота; г) по религиозным причинам
4. Название этого города переводится как «город Пророка». О каком городе идет речь?:
а) Багдад; б) Дамаск;
в) Медина; г) Мекка
5. Вставьте пропущенные фразы: Каждые четыре месяца в Мекке проводились ….. и на это время…..?:
а) снаряжали караваны в соседние страны;
б) люди освобождались от работ;
в) ярмарки – ежегодные торги;
г) Олимпийские игры;
д) прекращались военные конфликты между племенами.
6. Название религии арабов, способствовавшей объединению государства?:
а) язычество; б) ислам;
в) иудаизм; г) буддизм
7. В 8 веке у арабов образовалось государство. Оно называлось?:
а) халифат; б) каганат;
в) королевство; г) империя
8. Как звали основателя религии арабов?
а) Махмед; б) Мухаммед;
в) Мехмед; г) Моджахед
9. Главную силу арабского войска составила?:
а) пехота; б) лучники;
в) легкая конница; г) артиллерия
10. Только в королевстве ….. арабы потерпели поражение и были отброшены на юг?:
а) франков; б) вестготов;
в) берберов; г) остготов
11. Владения Арабского халифата раскинулись от побережья Атлантического океана до реки:
а) Амударья; б) Меконг;
в) Хуанхэ; г) Инд
12. «Домом мудрости» арабы называли?:
а) мечеть; б) школу
в) библиотеку; г) Высшую школу
13. «Латынью Востока» называли язык?:
а) арабский; б) английский;
в) французский; г) китайский
14. Его называли «главой ученых». Прославился он как врач, описав признаки многих болезней, которые до него не умели различать. Как звали этого ученого?:
а) аль-Бируни; б) Авиценна;
в) Фирдоуси; г) аль-Хорезми
15. Арабески – это?:
а) изображения на сырой штукатурке;
Б) изображения на деревянных дощечках;
в) узоры из переплетающихся линий
г) узоры из цветного непрозрачного стекла
16. Как называлась поэма, прославляющая подвиги легендарных героев, рассказывающая о борьбе иранского народа против завоевателей?:
а) «Тысяча и одна ночь»;
б) «Приключения Синбада-морехода»;
в) «Хождение за три моря»;
г) «Книга царей»
Игра «Путаница»: расставьте буквы в нужном порядке и объясните значение слов: