Просмотр содержимого документа
«"Культура народов Казахстана"»
ТЕМА: «КУЛЬТУРА НАРОДОВ КАЗАХСТАНА В 18-19 вв.» ( можно проводить в 8 или 10 классе). ( Рассчитано на два-три урока.)
Цель уроков: продолжить изучение темы «Культура»; показать, что культура многогранна;
-учить видеть прекрасное, развивать интерес к культуре своего народа;
-развивать интерес к культуре других народов; расширение кругозора учащихся; учить сравнивать и делать выводы; учить работать с дополнительной литературой.
Оборудование:
Литература:А.Х. Маргулан «Казахское народное прикладное искусство», Маты-жан К. «Казахская национальная одежда»; образцы одежды (казахская, русская, украинская и т.д.), коврики, кружева. Рисунки учащихся с изображением одежды, буклеты.
Подготовительная работа. Класс заранее разбивается на группы. Каждая группа готовит сообщения и буклеты об одежде, орнаментах, жилище одного из народов Казахстана.
1-й УРОК. На данном уроке больше внимания уделяем одежде.
2-й урок. Орнаменты.
3-й урок. Жилище.
1-й урок. – Приветствие класса.
-Основная часть:
-Мы неоднократно встречались с понятием культура. Вы уже знаете, что это такое. Культура показывает уровень развития человека.Она многогранна. И первый камень, обработанный руками человека, и современная компьютерная техника- всё это является культурой.Мы уже говорили с вами об архитектуре, скульптуре, различных видах ремесла. Сегодня мы остановимся на национальной одежде народов, населявших Казахстан с давних времён.
-«Мозговой штурм»: Какой бывает одежда?- Праздничная и повседневная, рабочая, мужская, женская, детская и т.д.
-Когда и в связи с чем появилась одежда? Как и из чего её изготовляли? Как она менялась? (Ответы учеников.)
-Одежда характеризует человека. Как? (Ответы учеников- аккуратный, не-ряха, строгий, ветреный и т.д.) Одежда-это лицо человека.
-Каждый народ имеет свою национальную одежду.Она связана с бытом, традициями. В каждом образце одежды, в каждом её узоре отражена история народа.Каждая деталь несёт в себе глубокий смысл. В наше время трудно установить по одежде городской ты житель или сельский, какой нации принадлежишь. А впрошлом по одежде можно было определить степняк ты или оседлый, из какого рода-племени, или из какой губернии. И это касалось не только казахов. Одежда настолько разнообразна, что за урок обо всём не расскажешь. Мы остановимся лишь на некоторых видах одежды, которую носили народы Казахстана в 18-19вв.
Сейчас мы побываем в музее одежды этого периода. (На стенде заранее вывешивается казахская, русская, украинская национальная одежда, используем буклеты, слайды, рисунки.) Группа учащихся рассказывает о казахской национальной одежде. Учитель по мере необходимости дополняет.
-Казахстан издавна был многонациональным государством. После присоединения первых земель Казахстана к России (1731г.) сюда стали переселяться русские, украинцы, белорусы и другие народы. Они принесли свою культуру, в том числе, и одежду. Познакомимся с ней поближе. Переходим в зал русской национальной одежды. «Экскурсово-ды» рассказывают о ней.
-Русские девушки носили светлую блузку, сарафаны различного покроя, на голове-лента или невысокий кокошник(что это такое?). На ногах чаще все-го носили плетёные из лыка лапти. У богатых девушек была другая обувь, например, сапожки. (Можно сказать и о причёсках, о значении ленты для девушек). Мужчины ходили в рубахах- косоворотках (почему так называ-лись?), полосатых брюках, на голове- картузы, у бедных на ногах также лапти.
-Украинский зал. – Девушки- украинки носили узкие, чаще всего красные- юбки, расшитые орнаментами светлые блузки, небольшой передник (фар-тук), на голове-венок с лентами- чем больше лент, тем богаче считалась девушка. На ногах сапожки, чаще красного цвета. У мужчин-широкиеша-ровары, рубахи, свитки, сапоги.
-Заканчивая «путешествие по музею одежды»,делаем выводы, сравнива-ем одежду разных народов. -Это далеко не всё, что можно узнать про одежду, вы знаете, что в Казахстане проживает 130 этносов и у всех имеется своя национальная одежда. Конечно, сейчас национальную одежду можно встретить только на праздниках. Однако и в наше время есть народы, которые и по сей день носят традиционную одежду. Назовите эти народы. Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, арабские страны).Сейчас меняется сама одежда, название отдельных её видов, однако, в литературе можно встретить в описании одежды героев не всегда нам понятные слова.(Викторина «О какой одежде идёт речь? Например, А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке.» «…перед ним сидит его старуха в дорогой собольей душегрейке, золотая на маковке кичка…» Что такое «душегрейка» и «кичка»? Как сейчас называем мы эти вещи? И т.д.
-Вы обратили внимание на то, что одежда всех народов украшается орнаментами. Что же это такое? Об этом мы поговорим в следующий раз.
Вам задание подготовить слайды с казахскими орнаментами.
object(ArrayObject)#876 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(226) "Возможности народной игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре народов Казахстана "
["seo_title"] => string(134) "vozmozhnosti-narodnoi-ighry-kak-sriedstvo-priobshchieniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-k-natsional-noi-kul-turie-narodov-kazakhstana"
["file_id"] => string(6) "214664"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1432393928"
}
}