Просмотр содержимого документа
«"Кризис власти на рубеже 16-17вв."»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Берёзовская средняя общеобразовательная школа
п.Берёзовка Карачевского района Брянской области
Разработка урока по истории
в 7 классе
«Кризис власти на рубеже 16-17вв.»
Составитель:
Епихина Алла Викторовна
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
2021 год
Тема урока: Кризис власти на рубеже 16-17веков.
Цель: охарактеризовать кризис власти на рубеже16-17вв.; формировать умения и навыки работы с историческим материалом, выделять главное, обобщать, анализировать, делать выводы
Планируемые результаты:
Личностные: осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к деятельности исторических личностей; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений
Метапредметные: формулировать цель учебной деятельности, предлагать пути решения проблемы или выбирать из предложенных; работая в группе и индивидуально полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других; устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления, делать выводы
Предметные: давать определение понятий «заповедные лета», «урочные лета»; определять предпосылки и причины смутного времени; давать характеристику деятельности Федора Ивановича и Бориса Годунова.
Оборудование: экран, проектор, презентация, раздаточный материал
Ход урока
Орг. момент
Проверка и актуализация знаний
Учащимся предлагается вспомнить какой была внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, итоги и последствия.
Опрос проводится в форме игры-состязания. Учащиеся делятся на две команды. Каждой поочередно формулируется утверждение. Команды должны привести доказательства, подтверждающие его либо доказательства опровергающие данное высказывание.
задание 1 команде задание 2 команде
1.В годы правления Ивана4 площадь страны увеличилась почти в 2 раза?
(ответ: верно, присоединены земли Казанского ханства, Астраханского, Ногайской орды, земли где проживали марийцы, чуваши, удмурты, кабарды, др. земли Сибири)
1. По итогам Плюсского перемирия со Швецией 1583г. Россия присоединила новые территории?
(ответ: нет, Россия потеряла Корелу, Ивангород, Ям, Копорье, часть Финского залива)
2.Целью введения опричнины было желание Ивана Грозного закончить Ливонскую войну. (ответ: нет, целью введения опричнины- желание Ивана4 усилить свою власть, а опричнина- орудие утверждения самодержавной деспотии)
2.Опричнина и Ливонская война разорили страну.
(ответ: верно, упали доходы казны, наблюдалось запустение земель, выросли в 3,5р. подати и т.д)
3.В 1581г. вышел указ о «заповедных летах», который разрешал крестьянам свободный выход от помещика в Юрьев день. (ответ: нет указ вводил запрет на выход в юрьев день; его называли шагом, к утверждению крепостничества)
3.В 1556г. были отменены кормления и проведена реформа местного управления, которая укрепила доверие к центральной власти. (ответ: верно, люди избавились от бояр-кормленщиков; жители посадов, дворянство получили на местах подконтрольную власть.)
4.В правление Ивана4 был нанесен удар по крупному княжескому и боярскому землевладению. (ответ: да, в период опричнины царь расправлялся с противниками, уничтожая их физически опалами, казнями, а земли отходили в казну)
4.Церковь не одобряла введение опричнины. (ответ: верно, митрополит Филипп в 1568г. вступил в конфликт с Иваном4.Осудил его за казни невиновных людей)
Вопрос к учащимся: -Каким же было положение страны к концу 16в.?
Учащиеся дают ответы, учитель подводит итог высказываниям.
-После смерти Ивана4 страна в тяжелом положении: разруха, ухудшение жизни народа, падение авторитета власти.
III. Постановка целей и задач. Мотивационно-целевой этап.
Тема сегодняшнего урока: «Кризис власти на рубеже 16-17веков»
Вопрос: -Как вы понимаете название параграфа?
Ответы учеников.
-Попробуйте определить, о чем пойдет речь на уроке?
Выслушав ответы учеников, учитель подводит итог высказываниям и вместе формулируют цель урока.
Запись темы урока в тетради.
План
Кризис государства и общества в конце 16 столетия.
Последний из потомков Калиты на московском престоле.
Династический кризис.
Царь Борис Годунов.
Зачитывается главный вопрос урока с. 76 учебника: избрание Б. Годунова царем стало началом выздоровления государства или шагом к кризису?
IV. Изучение нового материала
1. Кризис государства и общества в конце 16 столетия.
Учитель: На рубеже 16-17веков Русское государство находилось в политическом и социально-экономическом кризисе. Напряженными оставались отношения в обществе. Система самодержавного управления Ивана 4 привела к недовольству политикой царя все слои населения.
Ливонская война и опричнина привели к кризисным явлениям в экономике. Многие земли оставались в запустении, прекратилась распашка новых, обезлюдело много крестьянских дворов. Экономический кризис привел к усилению крепостничества. Указ о заповедных летах отменил выход крестьян в Юрьев день, чем были недовольны крестьяне. Выход крестьян сменился побегами или вывозом их по договоренности с другим помещиком. В упадке торговля и ремесла. Население находилось под тяжелыми налогами.
Вот в такое непростое время после смерти Ивана Грозного в 1584г. пришел к власти его сын Федор Иванович.
2. Последний из потомков Калиты на московском престоле.
Учитель: Посмотрите на картины с изображением Ивана4 и Федора Ивановича. Предположите по внешнему виду какими чертами характера обладал новый царь.
Рассматриваютпортреты, отвечают на вопрос.
Работа с текстом учебника с.78-79. Учащимся читают п.2 учебника, отмечают верны ли их суждения о Федоре Ивановиче и отвечают на вопросы, выполняют задание:
- Почему Борису Годунову удалось выдвинуться на первые роли при царе Федоре Ивановиче?
(Государь как правитель был слаб. Годунов умен, хитер, опытен, неплохой политик, умел выжидать. Реальная власть находилась в его руках)
-Какие задачи стояли перед государством?
(Задачи: восстановить хозяйственную жизнь, упрочить положение государства)
-Выпишите в тетрадь выделенные даты и события к ним.
(Роль Русской православной церкви более значима. Узаконено ее реальное положение. Она независима, управление внутри страны).
-Как общество отнеслось к введению «урочных лет»?
(Недовольны не крестьяне не помещики. Одни хотели восстановить Юрьев день, а другие не хотели терять права на беглых)
Словарная работа, запись понятия в тетрадь.
«Урочные лета» - срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян.
3. Династический кризис.
Рассказ учащегося о царевиче Дмитрии как возможном претенденте на престол и его гибели в Угличе в 1591г.
4. Царь Борис Годунов.
Учитель: В 1598г. царь Федор умер не оставив наследника. Земский собор избрал царем Бориса Годунова. Но Боярская дума собралась отдельно от Земского собора и призвала присягнуть Думе как высшему органу власти. Таким образом сразу возникла ситуация: либо избрать царя и жить по- прежнему, либо присягнуть Думе, что означало возможность изменений в общественной жизни. Собор был созван в связи с уходом в монастырь супруги умершего царя Федора Ирины. Б. Годунов дважды отказывался от власти, однако потом согласился. Новый царь происходил из боярского рода Годуновых, родоначальником которого был золотоордынский мурза Чет, получивший службу при дворе московского князя около 1330г. Он был женат на дочери влиятельного опричника Ивана 4- Малюты Скуратова.
Исход борьбы за власть решился посадскими людьми, поддержавшими Годунова.
- Как вы думаете, почему Борис Годунов первоначально отказался стать избранным
царем?
Пытаясь восстановить хозяйство, продолжил закрепощение крестьян, своим указом навсегда запретив их переход. Облегчил положение посадских людей: ликвидировал «белые слободы» и все, кто занимался торговлей и ремеслом стали платить подати. Годунов хотел построить процветающее государство, но не вышло.
Самостоятельная работа с текстом учебника с.81-82. Учащиеся характеризуют трудности с которыми столкнулся Годунов.
(дворяне усилили эксплуатацию крестьян; неурожаи, голод; положение народа бедственное; сказывались последствия опричнины в сельском хозяйстве; новшества затрагивали городское население больше. а их 2%.
Учащимся предлагается оценить деятельность Годунова. Ответы учащихся
V. Закрепление материала
1) -Почему Годунов удалось играть первые роли при Федоре Ивановиче?
2) задание №1 в рабочей тетради
3) соотнесение дат на ленте времени с событиями задание3 с. 82 учебника
VI. Рефлексия
Давайте поделимся впечатлениями о работе на уроке. Закончите мои предложения.
-Я узнал (а) то, что….
- Мне понравилось то, что….
-Мне больше всего запомнилось….
-У меня вызвал трудности……
Дом. задание: параграф11. Задания в рабочей тетради №2,4