Цель урока: ученики смогут назвать причины Крестовых походов на Восток, описать действия участников первого крестового похода, используя настенную карту и документы, самостоятельно сделать вывод о значении крестовых походов для средневекового общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методическая разработка урока по истории в 6 классе.
Автор: Сонина Марина Анатольевна, учитель истории и обществознания
МОУ СОШ № 54 Советского района г.Волгограда.
Тема урока: Крестовые походы.
Цель урока:
Ученики смогут назвать причины Крестовых походов на Восток, описать действия участников первого крестового похода, используя настенную карту и документы, самостоятельно сделать вывод о значении крестовых походов для средневекового общества.
Основные понятия: Крестоносцы, духовно- рыцарские ордены, сарацины.
Основные даты: 1095 г.- обращение папы римского с призывом освободить от неверных Иерусалим. 1096-1099 гг. – Первый Крестовый поход.,1099 г. – взятие Иерусалима Крестоносцами, 1187 г. – успешные действия Саладина, потеря христианами Иерусалима. 1204 г.- Осада и взятие Константинополя крестоносцами.
Оборудование: Компьютерная презентация «Крестовые походы» , настенная карта «Крестовые походы», документы: «Взятие Иерусалима крестоносцами», «Осада и взятие Константинополя латинами», рабочая тетрадь с печатной основой, видиофрагмент художественного фильма «Царство небесное»: отвоевание Иерусалима Саладином.
Планируемые результаты:
1) Личностные: осознание неправильности насилия на религиозной почте, воспитание чувства толерантности к представителям других вероисповеданий.
2) Метапредметные: развитие умения работать с различными источниками (текс учебника, карта атласа, документальный фильм); извлекать и анализировать конкретную информацию; умения работе в парах и малых группах; умения давать определение новым понятиям; умения строить монологическое высказывание.
3) Предметные: формирование образа средневекового рыцаря-крестоносца; представления об истинных причинах крестовых походах; умения давать связный рассказ об основных событиях крестовых походов; умения выделять положительные и отрицательные последствия крестовых походов.
Ход урока
1.Проверка домашнего задания. Учитель задает вопрос: В чем смысл и значение соперничества римских пап и германских императоров? ( спор об инвеституре –введение в церковную должность. Победу в споре одержал папа, его власть теперь была выше светской. Сила церкви заключалась в ее влиянии на верующих. Чем больше верующих, тем выше авторитет церкви. Население раздробленной Европы – христиане – находились под властью папы. Кроме того папа короновал императоров, мог отлучить их от церкви. А власть императора распространялась даже не на всех подданных империи, т.к. в средние века существовала поговорка: «Вассал моего…»)
П.Изложение нового материала.
План.
Начало Крестовых походов. Движущие силы.
Первый Крестовый поход.
К чему привели Крестовые походы.
Отвоевание Иерусалима Саладином.
Окончание эпохи Крестовых походов
1. Начало Крестовых походов. Движущие силы.
а) Работа с классом
Учитель проводит небольшой опрос среди учеников, спрашивая, кто и что знает о крестовых походах. После этого учитель говорит, что Крестовые походы – одно из наиболее ярких и уникальных событий в истории Средневековой Европы, что именно в них рождались многие представления о рыцарстве и рыцарских подвигах.
Запись в тетрадях темы урока. ( слайд №1)
Слово учителя
В 1095 г. папа римский обратился к верующим с призывом освободить от неверных Иерусалим. Христианское чувство иногда сильно оскорблялось проявлениями мусульманского фанатизма. (слайд №3,4)
Запись в тетрадях: 1095 г….
б) Проблемная ситуация - сценка с участием учеников класса, иллюстрирующая призыв папы, состав и цели участников похода.( приложение № 1).
Учитель проводит беседу по вопросам:
1. К чему призывал папа римский?
2. Кто отправился в поход?
3. Каковы цели участников похода?( Целью похода было объявлено освобождение от мусульман Палестины, считавшейся Святой землей, поскольку именно с нею были связаны многие события Ветхого и Нового Завета, там проповедовал и был распят Иисус Христос. Освобождение Гроба Господня из рук неверных (то есть нехристиан) – мусульман воспринималось, как грандиозный подвиг во имя веры и церкви, за который можно было заслужить прощение грехов и загробное спасение.)
в)В результате разрешения проблемной ситуации выполняется задание в рабочей тетради № 63 на стр.41.
Кто принимал участие в Крестовых походах? Каковы причины, побудившие этих людей отправиться на Восток?
Участники крестовых походов
Причины
Духовенство,
папа
Новые земли, доходы.
Окончательно закрепить свое положение главы всего христианского мира.
Крупные феодалы
Громкие титулы, завоевание новых земель
Рыцари
Получить новые земли, захватить богатые трофеи.
Купцы
Источник восточных товаров, большие доходы от торговли.
Крестьяне
Освобождение от зависимости , получение собственного надела для обработки земли.
Проверка задания (Слайд № 5.)
2.Первый Крестовый поход.
а) Европейцы не первый раз отправлялись в поход против мусульман. Назовите императора, совершившего поход за Перенеи, который тоже считался богоугодным делом.
(Карл Великий). В чем вам видится различие этих событий? ( Карл отправился в поход по собственной инициативе, как государь единой и могущественной державы. Крестовые походы были вдохновлены призывом папы в раздробленной между разными государями Европе. Это свидетельство возросшей силы и авторитета Католической церкви)
б) Слово учителя.
Участники похода нашивали себе на одежду крест в знак принятия обета освободить Гроб Господень, ссылаясь на слова Нового Завета «И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть моим учеником» (Евангелие от Луки 14,27). (Слайд №6)
Первыми в поход отправились толпы европейских бедняков.
Им удалось добраться до Малой Азии, однако там они были разгромлены в первом же столкновении с сарацинами, как европейцы называли сначала арабов, а затем и всех мусульман.
Рыцари отправились в поход позже из-за долгих и основательных приготовлений.
(Слайд № 7)
Запись в тетрадях: 1097-1099 гг.- Первый Крестовый поход
в) Работа с картой. Показать направление Первого Крестового похода, Константинополь, Иерусалим. (слайд № 8)
г) Работа с документом: (Приложение № 2)«Взятие г. Иерусалима крестоносцами. Вопрос к документу: Как автор описывает действия защитников крепости и действия крестоносцев? (слайд № 9.)
Учитель обобщает: Таким образом, после Первого Крестового похода европейцы утвердились в Палестине.
К чему привели Крестовые походы.
а) Учитель сообщает:
После взятия Иерусалима в Палестине было основано Иерусалимское королевство и несколько вассальных княжеств.
В Палестину начали прибывать новые рыцари и переселенцы. Крестоносцы строили укрепленные замки, возводили новые храмы в Иерусалиме и других городах. Поселенцы получали земли, правители – новые титулы. (слайд № 10-11.)
Самой большой и хорошо организованной силой Иерусалимского королевства со временем стали духовно-рыцарские ордены. Это были братства, созданные по типу монашеских, членами которых были рыцари. (слайд № 12.)
Представители духовно-рыцарских орденов. (слайд №13.)
б) Самостоятельная работа с учебником
Ученики читают раздел «Подробности» «Три рыцарских ордена на стр.149-150 и устно отвечают на вопрос 1 после раздела.
Запись в тетрадях: духовно-рыцарские ордены – госпитальеры, тамплиеры(храмовники), немецкий (тевтонский) орден.
После этого выполняют задание в рабочей тетради № 64 на стр.41-42. (О каких духовно-рыцарских орденах идет речь? ( можно это задание сделать дома).
Отвоевание Иерусалима Саладином.
а)Слово учителя
Однако власть и положение европейцев на Святой земле не было прочным. Для того, чтобы держаться в Палестине, европейцам нужно было беспрерывно противостоять всему мусульманскому миру, окружавшему крестоносцев со всех сторон. С этой целью в 1147 г. Был провозглашен Второй крестовый поход , который завершился ничем, рыцари так и не дошли до Палестины. (слайд №14)
Запись в тетрадь: 1147 – 1149 гг. – второй крестовый поход.
б)Работа с классом
Посмотрите на карту Палестины и оцените, кому было проще организовать переброску войск – крестоносцам, или мусульманам? ( Крестоносцам необходимо было удерживать узкую полоску вдоль моря, куда дополнительные войска можно было доставить лишь короблями, либо пробиваясь через мусульманские владения в Малой Азии. Мусульманские же владения раскинулись со всех сторон от Палестины. Поэтому их войска не испытывали больших затруднений при нападении на Крестоносцев.)
в) Слово учителя
Крестоносцы терпели все больше неудач. В 1187 г. Египетский султан Салах-ад-Дин (Саладин) принудил христиан уйти из Иерусалима. Иерусалимское королевство перестало существовать. ( слайд № 15,16. )
г) Просмотр видеофрагмента фильма «Царство небесное» о падении Иерусалима.
Запись в тетрадях: 1187 г. – успешные действия Саладина, потеря христианами Иерусалима.
Окончание эпохи Крестовых походов.
а) Слово учителя
В ответ на это был провозглашен Третий Крестовый поход, который возглавили германский император Фридрих Барбаросса, английский король Львиное сердце и французский король Филипп П. Однако этот поход не привел к желанной цели – крестоносцам удалось захватить важную крепость Акру, но Иерусалим так и не был отбит. (слайд № 17)
Во время четвертого Крестового похода 1202-1204 гг. Крестоносцы овладели столицей Византии Константинополем и подвергли его страшному разорению. (слайд № 18-19)
Учитель сообщает об окончании эпохи Крестовых походов (слайд 20.)
Постановка проблемного вопроса: Крестовые походы- это освобождение или завоевание? (1. Идея освобождения христианских святынь трансформировалась в завоевание Византийской христианской Византии. 2. Помимо главного мотива – освобождение гроба Господнего, у крестоносцев были захватнические цели (земли, титулы, богатства). (слайд № 21)
III.Закрепление материала. Учащиеся выполняют тест (слайд № 22-26).
IV. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал.
Учитель предлагает учащимся самостоятельно подвести итог урока и определить результативность Крестовых походов.
( По призыву папы римского рыцари и простолюдины отправились на защиту Гроба Господня. Они ожидали найти на Ближнем Востоке лучшую долю. Так что ими двигал не только религиозный фанатизм. Незначительные по размеру армии крестоносцев не смогли соперничать с войсками могущественных мусульманских государств. Военные успехи европейцев скорее составляли исключение, чем правило. (слайд № 27).
V.Домашнее задание:
Прочитать параграф 14-15 Выполнить задания № 70 в рабочей тетради, продолжить работу над проектом «Жизнь средневекового рыцаря»
Приложение 2
Осада и взятие Иерусалима
Документ приводится из «Истории священной войны» архиепископа Вильгельма Тирского (даты жизни – приблизительно 40-90-е годы XII в.)
Город Иерусалим лежит на двух холмах…
В год… тысяча-девяносто-девятый (1099), в седьмой день месяца июня, наши войска расположились лагерем вблизи города. Говорят, что всего-навсего без различия пола, возраста и состояния в лагере было до 40 тысяч человек; из них лиц, способных носить оружие, едва 20 тысяч пеших и 1500 конных; остальные же все состояли из безоружной черни, больных и расслабленных.
В городе, говорили, должно было находиться 40 тысяч отважного и отлично вооруженного войска, ибо из соседних городов и из окрестностей в городе собирались множество народу…
В пятый день (12 июня)… глашатаи возвестили всенародно, что все от мала до велика должны вооружиться и запастись щитом, чтобы быть готовыми к нападению на город; приказанное было исполнено. Все поднялись единодушно и окружили осажденную часть города. Жители отступили в страхе к внутренним стенам от внешних, которые были проломленные нашими, и потеряли всякую надежду на дальнейшее сопротивление.
Когда наступил день (14 июня), все войско в полном вооружении выступило из лагеря, чтобы начать приступ, как о том было возвещено. Все твердо решились или жертвовать жизнью за Христа или возвратить городу христианскую свободу. В целом войске не было старика, или больного, или несовершеннолетнего юноши, которые не горели бы священною жаждой битвы; даже женщины забывали про свой пол и свою слабость и хватались за оружие, принимая на себя мужской труд, превышающий их силы. Вступив с таким единодушием в битву, они старались приблизить к стенам изготовленные машины с тем, чтобы побороть тех, которые им давали отпор, стоя на стенах и башнях. Осажденные же, решившись сопротивляться до последней крайности, пускали копья с бесчисленным множеством стрел, метали камни с руки или машиною и старались отразить наших.
Приложение 3.
Тест
Почему начались крестовые походы?
а) стремление участников походов освободить Святую Землю
б) стремление участников познакомиться с традициями стран Востока.
В) стремление открыть новые торговые пути.
Когда проходил первый Крестовый поход?
а) 1095-1098гг.
б) 1094-1097 гг.
в) 1097-1099гг.
Кто участвовал в Крестовых походах?
а) крестьяне и горожане
б) рыцари
в) крупные феодалы
г) духовенство
д) все, что перечислено под а), б), в). г).
Как называлось главное государство крестоносцев, созданное на побережье Сирии и Палестины?