Всемирная история 7 класс
Тема урока: Крестовые походы (1096-1270 гг.)
Цель урока: сформировать целостное представление о военно-религиозном движении - Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения.
Задачи урока:
Образовательная: формирование умений сравнивать цели и задачи участников крестовых походов;
Развивающая: выделять причины и последствия крестовых походов
Воспитательная: развитие умения отбирать положительный и отрицательный опыт истории для современного поколения; развитие чувства толерантности.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
1. Актуализация знаний: блиц-опрос в виде тестовых вопросов:
1. Когда произошел раскол христианской церкви на католическую и православную? А) 1095 г., б) 1054 г. , в) 988 г.
2. Выберите правильное определение понятия "церковная десятина"?
А) Плата государства церкви; б) Особый налог на содержание храмов и духовенства; в) Часть доходов церкви, которую она платила государству
3. Какой из этих монашеских орденов назывался "нищенствующим"?
А) Францисканский; б) Доминиканский; в) Цистерианский; г) Капуцинов
4. Как назывался церковный суд для преследования ереси?
А) Информатизация; б) Инфляция; в) Инквизиция
5. Как называли противника господствующего вероучения церкви?
А) Аббат; б) Еретик; в) Монах.
2.Разгадайте кроссворд
Глава православной церкви
Глава монастыря
Все служители церкви
Собрание высших священников.
Картина на христианские темы, написанные на деревянной доске, специальными красками
Человек, ушедший от людей и посвятивший свою жизнь Богу
Здание для молитвы, обрядов и служб православных христиан.
Расположение служебных званий в порядке их подчинения.
3.Изучение новой темы:
Объявляется тема урока, записывается в тетрадь, ученики ставят перед собой вопросы, что должны узнать на уроке.
Рассказ учителя и анализ исторического явления.
В начале XIв. Епископы предложили франкскому королю Роберту обязать сеньоров клятвой на Священном писании: «Я не стану отнимать у поселян ни быка, ни коровы, - должны были обещать рыцари, - я не буду хватать ни крестьянина, ни крестьянки, ни купца; я не буду отбирать у них деньги и заставлять их платить выкуп…» Срок действия этой клятвы распространялся на время сева – и только; церковь не осмеливалась требовать большего. Она много раз пыталась установить «Божье перемирие» (запрет на войны и грабежи, хотя бы с вечера пятницы до утра понедельника), а также «Божий мир» (запрет убивать и грабить священников, монахов, женщин, детей, крестьян, купцов) – но безуспешно. Весной 1095 года, когда церковный собор в Пьяченце снова обсуждал вопрос о «Божьем мире» из Константинополя прибыли послы от императора Алексея – они просили помощи против подступавших к городу тюрок. Папа Урбан 2 ухватился за эту мысль: провозгласить крестовый поход против тюрок, за освобождение Святой Земли, Иерусалима и, отправить туда всех рыцарей-разбойников, установить в Европе «Божий мир». Осенью папа созвал новый собор в центре раздираемой войнами Галлии, в Клермоне; он пригласил туда не только священников, но и рыцарей всей Европы. На широкой равнине под Клермоном он обратился к огромной толпе с речью…
Первичное закрепление материала:
Кто был главным организатором походов? (Церковь)
А как же главная заповедь: Не убий? (Мусульмане считались неверными, врагами христиан, христианской церкви, еретиками. По понятиям того времени на них данное правило не распространялась. Ведь с врагами Господа поступали просто –их казнили. Организация похода, с целью уничтожения неверных, считалось богоугодным делом).
Почему походы получили название крестовые? (Рыцари, участники похода, нашивали на одежду кресты).
Под каким лозунгом шли крестоносцы в эти походы? (Так хочет Бог!)
Духовно-рыцарский орден Основной состав Отличительные особенности
Госпитальеры (ионниты) Итальянские рыцари Черный плащ с нашитым на левой стороне белым крестом
Тамплиеры (храмовники) Французские рыцари Белый плащ с красным крестом
Тевтоны Немецкие рыцари Белый плащ с черным крестом
1202 – 1204гг. самым главным событием был разгром города Константинополя, в котором жили христиане.
Вот как пишет летописец об ограблении константинопольских храмов:
Жители города, передавая себя в руки судьи, вышли навстречу латинянам с крестами и святыми изображениями Христа, как это делается в торжественных случаях. Но и это зрелище не смягчило души латинян, не укротило их мрачного и яростного духа: они не пощадили не только частного имущества, но обнажив мечи, ограбили святыни господни и звуком труб побуждали коней к нападению. Не знаю, с чего начать и чем кончить описание всего того, что совершили эти нечестивцы. О, ужас! Святые образа бесстыдно потоптаны! О, горе! Мощи святых мучеников заброшены в места всякой мерзости!..
Всякий должен был опасаться за свою жизнь; на улицах плач, вопли и страдания, на перекрестках рыдания, во храмах жалобные стоны. Знатные родом бродили опозоренными, почтенные старцы плачущими, богатые – нищими. Всех лишали они денег и имущества, жилищ и одежды, совершенно не оставляя ничего тем, кто что-то имел. Время свое они проводили в непотребствах, бесчестных забавах, каждый день пьянствовали и объедались.
А ведь было их только 20 тысяч вооруженных людей, но одолели они с Божьей помощью более 400 тысяч человек в самом могущественном городе.
- Как встретили жители Константинополя крестоносцев? (С крестами и святыми образами)
- Как вели себя крестоносцы? (Устроили пожар, пьянствовали, грабили храмы, отбирали имущество).
- Скажите какой, по вашему мнению, поход доказывает, что у крестоносцев были захватнические цели?
Да, это четвертый поход? А почему?
Крестоносцы не пожалели жителей Константинополя, когда захватывали христианский город в 1204 году, они мечтали получить огромную добычу. Больше их ничего не интересовало, кроме богатств, а слова о гробе господнем были только словами.
Последствия крестовых походов
Для европейцев Для народов Востока
- потеря завоеванных земель в Палестине;
-гибель многих людей;
-ослабление междоусобиц в Западной Европе;
- нововведения в быту (горячие бани, мытье рук перед едой, смена белья и одежды);
-стремление феодалов к роскоши;
-знакомство с техническими изобретениями (ветряные мельницы).
- Знакомство с новыми С/Х культурами: гречиха, рис, лимоны, абрикосы, арбузы, тростниковый сахар.
- Научились изготавливать шелковые ткани, зеркала, стали лучше обрабатывать металл. -усиление позиций турок-османов в связи с ослаблением Византии;
-разорение земель и гибель людей;
- усиление враждебности к
4.Закрепление.
- Кто первым отправился в поход? (Бедняки)
- Почему крестьяне не дождались рыцарей? (В Европе предшествующие годы были неурожайными и голодными, а папа Урбан II обещал богатства).
- Как закончился поход бедняков и почему? (Невооруженные, неподготовленные к длительному походу, они стали легкой добычей сарацин).
- Когда в поход отправились рыцари? (Летом 1096года)
- Чем закончился их поход?(15 июля 1099года крестоносцы захватили Иерусалим. Город был разграблен. На захваченной территории были образованы самостоятельные государства).
- Как назывались государства крестоносцев? Эдесское, Антиохийское, Трипольское, Иерусалимское.
На захваченных землях крестоносцы создали свои королевства. Защитой этих королевства занимались так называемые духовно-рыцарские ордены (госпитальеров, тамплиеров, тевтонов).
5.Рефлексия."Лестница успеха"
6.Выставление оценок.
7.Домашнее задание:
Пар. 11 с. 53 – 57, выполнение заданий по контурной карте.