Краткосрочное планирование уроков по истории Казахстана для 10 класса
Краткосрочное планирование уроков по истории Казахстана для 10 класса
Предмет: История Казахстана
Школа:
Дата:
Учитель:
Класс: 10А, 10Б
Тема: Вопросы формирования казахского народа
Цели урока: (обучающие, развивающие, воспитательные, требования ИОП)
Сформировать у учащихся знания о прохождении этнических процессов на территории Казахстана. ‘nfgjd формирования казахской народности. Развить умения и навыки самостоятельной работы с материалом, применения полученных знаний на практике. Воспитание уважения к истории родного края.
Воспитание товарищества, уважения друг к другу при работе в паре.
Развивать навыки работы в паре. Формировать умение обосновывать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.
Цели урока: (обучающие, развивающие, воспитательные, требования ИОП)
Сформировать у учащихся знания о прохождении этнических процессов на территории Казахстана. ‘nfgjd формирования казахской народности. Развить умения и навыки самостоятельной работы с материалом, применения полученных знаний на практике. Воспитание уважения к истории родного края.
Воспитание товарищества, уважения друг к другу при работе в паре.
Развивать навыки работы в паре. Формировать умение обосновывать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.
Цели урока: (обучающие, развивающие, воспитательные, требования ИОП)
Продолжить формировать у учащихся знания о прохождении этнических процессов на территории Казахстана, и формировании казахской народности. Развить умения и навыки самостоятельной работы с материалом, применения полученных знаний на практике; Воспитание уважения к истории родного края.
Воспитание товарищества, уважения друг к другу при работе в паре.
Развивать навыки работы в паре. Формировать умение обосновывать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.
1.Почему 20-40 года 16 века названы периодом смуты_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Применение
1.Каковы результаты внешней политики Хаккназара в различных направлениях
1.Почему 20-40 года 16 века названы периодом смуты_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Применение
1.Каковы результаты внешней политики Хаккназара в различных направлениях
Основные понятия: Тауекель, Есим хан, Жангир, Тауке хан, Шайбаниды, Аштарханиды, Орбулакское сражение
Ожидаемый результат
Большинство – изучат внутреннюю и внешнюю политику ханов.
Некоторые – определят роль ханов в укреплении Казахского ханства, место изучаемой темы в разделе и определят проблему в политике ханов, предложат свои пути решения
План урока
Время
Запланированная работа
Ресурсы
Начало урока: 2 мин
Эмоциональный настрой: « Я готов свернуть горы..», « Мне сегодня хорошо…», « Я хочу всем пожелать на уроке…»
Листы с вопросами
Опрос дом. Задания
Заслушать ответы учащихся о политике Хаккназар хана( свой план)
Касым- Хаккназар
Факт за факт
Вызов 5мин
Кто правил в эти года?
1.1580-1582 г.г
2.1582-1598 г.г
3.1598-1628г.г
4. 1629-1652г.г
5.1680-1718г.г
Работа с хронологией
( устный опрос)
Осмысление: 30мин
1.Вводное слово учителя.
2.Работа в парах:
1. Перечислите мероприятия Тауекеля и Есим хана
2. Какие задачи стояли перед ними?
3. Работа в группах:
1. Обсуждение задач, стоявших перед ханами.
2. Предложите свой путь решения задач для ханов
Выступления спикеров
Учащиеся занимают позицию того или иного спикера
Учебник, «Займи позицию»
Рефлексия: 5 мин
« Листок достижений»- Что мне сегодня удалось?
« Листок достижений»
Дом. задание:
А- Дать оценку политике Тауке хана
В- Сообщение о Жангир хане
С- Перессказ § 36
Оценивание, итоги урока 3 мин
Освещение итоговых оценок за урок. Взаимооценивание
Основные понятия: Касым, Хаккназар, Тахир, Мамаш, Буйдаш, шайбаниды, моголы, Ногайская Орда, «Правда Касым хана», Тауекель, Есим хан, Жангир, Тауке хан, Шайбаниды, Аштарханиды, Орбулакское сражение Хан, курылтай, султаны, бии, туленгуты, совет биев, «Жеты Жаргы»
Ожидаемый результат
Большинство - повторят материал и проверят свои знания по разделу, определят цель, большинство – смогут обобщить свои знания по разделу, выполняя определенные задания по анализу и синтезу;
некоторые – определят свои пробелы в знаниях по разделу и определят пути решения этих проблем, а также сумеют определить значимость этого раздела по всему курсу
План урока
Время
Запланированная работа
Ресурсы
Начало урока: 2 мин
Эмоциональный настрой:«Никто не знает, что я…» , «Я сегодня рад тому, что…», « Я хочу похвастаться тем, что…»
Листы с вопросами
Опрос дом. Задания
Учащиеся задают вопросы друг другу по формам собственности и видам налогов
Работа с кроссвордами
Осмысление: 30мин
1.Вводное слово учителя.
Тестирование
Учебник, тесты
Рефлексия: 5 мин
« Листок достижений»- Что мне сегодня удалось?
« Листок достижений»
Дом. задание:
Прочитать заключение к разделу, сделать вывод об итогах развития Казахского ханства
Оценивание, итоги урока 3 мин
Освещение итоговых оценок за урок. Взаимооценивание
Цели урока: (обучающие, развивающие, воспитательные, требования ИОП)
Познакомить учащихся с развитием устного народного творчества в период средневековья и образованием традиционной казахской культуры. Знакомство учащихся с устным народным творчеством происходит через сказки и легенды.
Воспитание уважения к культурному наследию своего народа. Воспитание товарищества, уважения друг к другу при работе в паре.
Развивать навыки работы в паре, в группе. Формировать умение обосновывать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.
Большинство: Научатся работать с текстом учебника, работать в паре, группе, правильно распределять время, определят цель урока. Некоторые: сделают анализ и вывод по теме, смогут провести подробную саморефлексию и выведут проблему урока.
План урока
Время
Запланированная работа
Ресурсы
Начало урока:
Эмоциональный настрой: «Улыбнись»
Опрос дом.зад
Заслушать выступления учащихся, сравнить по диаграмме Венна тюркское и согдийское письмо
1. Что вы поняли из сюжета? Какие цели ставил перед собой Ер- Тостик?
2. Работа с текстом учебника в паре
Что вы помните из легенды о Коркыте, Модэ?
Найдите определения слов:
Мифы,бори, тотемизм, тулпартас, петроглифы.
Какую связь имели эти слова с легендами
Объясните пословицы- в группе
"Речь без пословиц, что пища без соли" "Малым - жанымның садақасы, жаным - арымның садақасы" - "Богатством жертвуй ради жизни, жизнью жертвуй ради чести"- Жақсы әйел жаман еркекті хан қылады" -"Ағайынның алтын сарайынан ананың жыртық лашығы артық, "Анасын көріп қызын ал" "Таспен ұрғанды аспен ұр"
« Листок достижений»- сравнивание достижений с целью урока
Что мне сегодня удалось?
« Листок достижений»
Дом. задание:
А- Эссе « Легенды в жизни моего народа»
В- Сравнить легенды разных народов
С- Перессказ § 39
Оценивание, итоги урока
Освещение итоговых оценок за урок. Взаимооценивание
Уроки Казахской мудрости.
"Речь без пословиц, что пища без соли" - гласит казахская мудрость. Как пресно блюдо без соли, так же пресна и скучна речь без пословиц и поговорок. А казахскую речь представить без этих произведений народной мудрости просто невозможно.
Тому, кто более или менее знаком с казахской культурой, известно, что казахи издавно очень высоко ценили силу слова. Мудрые ораторы - Бии с помощью одной единственной меткой, емкой фразы останавливали вражду между родами, разрешали запутанные споры. Благодаря лаконичности, остроумию и глубокому содержанию пословицы и поговорки надолго сохранились в людской памяти, и дошли до наших дней.
В этих мудрых изречениях отражены исторические события, процесс развития народного самосознания, быта, особенности выражения мысли, этических и правовых норм, художественного вкуса. Только в пословицу, коротко и точно можно вместить характеристику целого народа.
"Малым - жанымның садақасы, жаным - арымның садақасы" - "Богатством жертвуй ради жизни, жизнью жертвуй ради чести"- гласит казахская пословица. Как иначе можно передать суть свободолюбивого, независимого народа, для которого честь превыше самой жизни. Пословицы и поговорки - краткие поэтические изречения с открытым и ясным содержанием - отражают историческое прошлое, поэтическую одаренность и мудрость народа. Бесценная сокровищница казахского фольклора включает в себя десятки тысяч пословиц и поговорок. Небольшую часть из них наиболее часто употребляемую в повседневной жизни, мы предлагаем вашему вниманию. Общеизвестно, что семья, отчий дом - қара шаңырақ - самое дорогое сокровище казаха. И что одним из главных канонов в воспитательном кодексе молодых казахов является уважение к старшим, и прежде всего к родителям. А отец и мать святые для каждого казаха понятия. Пословица:
"Ата - асқар тау, Ана - бауырындағы бұлақ, бала - жағасындағы құрақ" - Отец - неприступная гора, мать - родник у подножия горы, дитя - тростник, растущий на берегу реки - тому подтверждение. Отец для казаха - поистине неприступная, недосягаемая гора, непререкаемый авторитет, образец для подражания. По этому поводу казахи говорят:
"Әкеге қарап ұл өсер" - Глядя на отца растет сын.
"Әке көрген оқ жонар" - Сын воспитанный отцом, сам смастерит стрелу. Отец не только наставник, но и главный судья поступкам своих детей.
"Ата - балаға сыншы" - Отец главный критик своего ребенка, - гласит народная мудрость. Быть достойным отцом, гордостью детей - участь нелегкая.
"Атаның жүгі - атанның жүгі" - Ноша отца тяжела, как вьюк верблюда. - Кімнің баласысың? - Чей ты? - спрашивают аксакалы при знакомстве с молодым казахом. И если отец был и есть человек почитаемый, то и его сыну перепадет небольшая доля адресованного отцу уважения и послужит ему своеобразной рекомендацией. Отсюда идет казахская пословица:
"Жақсы әке - жаман балаға қырық жылдық ризық" - Добрая слава отца сорок лет служит непутевому сыну. Несмотря на то, что отец является главой семьи, женщина-мать занимает в семье свое особое место, ибо и мужчина рожден матерью. Достойно оценив важную роль женщины-шеи при мужчине-голове, казахи говорят:
"Жақсы әйел жаман еркекті хан қылады" - Хорошая женщина плохого мужчину сделает ханом. Особо подчеркиваются в казахских пословицах роль женщины-матери в воспитании детей.
"Анасын көріп қызын ал" - Возьми замуж дочь, прежде узнав, кто ее мать.
"Ағайынның алтын сарайынан ананың жыртық лашығы артық" - Дырявый шалаш матери лучше, чем золотой дворец родичей, - говорят казахи.
"Әкесіз жетім - жартылай жетім, шешесіз жетім - бүтін жетім" - Сирота без отца - полусирота, сирота без матери круглая сирота, - гласит народная мудрость, подчеркивая особую близость матери к ребенку. Долг каждого ребенка перед матерью настолько велик, что оплатить его не в силах никто. Недаром народ считает:
"Анаңды Меккеге үш арқалап барсаң да, қарызыңнан құтыла алмайсың" - Даже если трижды мать на себе в Мекку перевезешь - с долгом перед ней не рассчитаешься. Также хорошо известно отношение казахов к детям. Традиционно казахские семьи многодетны, а самое большое несчастье для казаха - отсутствие наследника - Балалы үй - базар, баласыз үй - мазар - Дом с детьми, что базар - шумлив и весел, дом без детей, что могила - тих и печален. Атадан ұл қалса - өзі қалғаны, қыз қалса - ізі қалғаны - Если после отца остался сын - значит, остался он сам, если осталась дочь, значит остался след. При этом нельзя не упомянуть об особенном положении девушки (дочки) в казахской семье. Вопреки устоявшему мнению, казашки никогда не были забитыми и бессловесными. Еще в старину казашки, в отличие от других центральноазиатских сверстниц не носили паранджу. О девушках казахи говорят:
"Қыз жоқ жерде қызық жоқ" - Где нет девушек - нет веселья.
"Астың дәмін тұз келтірер, ауылдың сәнін қыз келтірер" - Вкус пищи - соль, краса аула - девушки.
"Ырыс алды қыз" - Предвестник счастья - дочь.
"Қыз - қонақ" - Дочь - гостья.
"Жібекті түте алмаған жүн етеді, қызды күте алмаған күң етеді" - Не умеющий расчесывать шелк - превратит его в шерсть, не умеющий заботится о дочери - превратит ее в рабыню. Интересны отношения казахов к снохам и зятьям, а главное к сватьям. Если о первых двух казахи говорят:
"Жақсы келін - қызыңдай, жақсы күйеу - ұлыңдай" - Хорошая невестка, как дочь родная; хороший зять, как сын родной, то о свате говорят:
"Күйеу жүз жылдық, құда мың жылдық" - Зять на сто лет, сват на тысячу.
"Досты періште қосады, құданы құдай қосады" - С другом сводит ангел, со сватом сводит сам Бог. Еще одной из главных черт казаха является гостеприимство. Истинный казах радушно примет любого гостя, как божьего посланника со всеми почестями, предложит ему обильное угощение и предоставит ночлег, ибо считается:
"Қонақ келмеген үй - мола" - Дом, в который не приходит гость, подобен могиле.
"Қонаққа кел демек бар да, кет демек жоқ"- Гостю можно говорить "приходи", "уходи" говорить нельзя.
"Таспен ұрғанды аспен ұр" - На удар камня отвечай угощением. Тут будет уместно сказать и об особой любви казахов к мясу. О нем казахи говорят:
"Жесем тісіме кіреді, жемесем түсіме кіреді" - Ем - в зубах застревает, не ем - во сне снится. Как известно издревле основным занятием казахов было - скотоводство. Скот для казаха - и пища, и одежда, и тягло. Именно поэтому многие казахские пословицы и поговорки связаны со скотоводством.
"Малы бірдің жаны бір" - У кого скот общий, у того и душа едина.
"Мал ашуы - жан ашуы" - Боль за скот - боль души.
"Бірінші байлық - денсаулық, екінші байлық - ақ жаулық, үшінші байлық - бес саулық" - Первое богатство - здоровье, второе богатство - семья, третье богатство - наличие скота. Целый ряд изречений служат для воспитания в молодежи трудолюбия, мужества и отваги, любви к своему народу, к родной земле. Традиционна в фольклорных жанрах тема родины и патриотизма.
"Туған жерге туыңды тік" - Водрузи свой флаг на родной земле.
"Жері байдың елі бай" - Кто богат землей, у того богатая страна.
"Ер туған жеріне, ит тойған жеріне" - Человека тянет туда, где он родился, собаку тянет туда, где она наелась. Наиболее часто в обиходе казахи употребляют пословицы, возвышающие и восхваляющие труд:
"Бейнет қыл да зейнет қыл" - Потрудись, а потом и требуй.
"Еңбектің көзін тапқан, байлықтың өзін табады" - Кто найдет источник труда, тот найдет само богатство.
"Жас келсе іске - кәрі келсе асқа" - Молодому дело - старому угощение.
Наша история очень богата и культура на столько сложна в круговороте истории. Наши предки оставили нам богатую страну, большие возможности, а самое главное свою мудрость. Так не забывайте же своих предков, не говорите что они ушли в неботье, не говорите что они умерли, ведь можно ли утверждать что человек умер, если слова его живут в сердцах народа?
Цели урока: (обучающие, развивающие, воспитательные, требования ИОП)
Сформировать знания о развитии музыкальной казахской культуры. Рассмотреть эпосы казахского народа, как источники по истории Казахстана. Определить цель, проблему урока.
Воспитание уважения к культурному наследию своего народа. Воспитание товарищества, уважения друг к другу при работе в паре.
Развивать навыки работы в паре, в группе. Формировать умение обосновывать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.
Основные понятия: « Плач Культегина», « Ер-тостик»,
«Книга Коркыта», «Козы –Корпеш и Баян-сулу», « Кобланды батыр», « Ер – сайын», батыр», «Олжабай», « Кабанбай», « Богенбай».
Ожидаемый результат
Большинство: Научатся работать с текстом учебника, работать в паре, группе, правильно распределять время, определят цель урока. Некоторые: сделают анализ и вывод по теме, смогут провести подробную саморефлексию и выведут проблему урока.
План урока
Время
Запланированная работа
Ресурсы
Начало урока:
Эмоциональный настрой: «Улыбнись»
Опрос дом.зад
Заслушать легенды:
О Модэ- правителе гуннов
Связанные со скотоводством
Заслушать эссе ученика о роли легенд в жизни казахского народа
Тетради учеников
Вызов 5мин
По картинке - О чем она говорит?
Осмысление: 30мин
1.Вводное слово учителя. Определение цели урока
Эпос- от греческого – слово, повествование- совокупность народных героических песен, сказаний, поэм. Объединенных общей темой, общенациональной принадлежностью.
Периоды развития казахского эпоса по А.Х. Маргулану
Цели урока: (обучающие, развивающие, воспитательные, требования ИОП)
Сформировать знания о развитии научных знаний в период средних веков. Показать важность развития научных знаний в период средних веков, какое влияние оказали Аль-Фараби, М. Кашгари, Юсуф Баласагуни, Ходжа Ахмед Яссави на развитие культурного наследия казахского народа.
Воспитание уважения к культурному наследию своего народа. Воспитание товарищества, уважения друг к другу при работе в паре, в группе.
Развивать навыки работы в паре, в группе. Формировать умение обосновывать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.
Основные понятия: Аль-Фараби М. Кашгари, Юсуф Баласагуни, Ходжа Ахмед Яссави.
Ожидаемый результат
Большинство: Научатся работать с текстом учебника, работать в паре, группе, правильно распределят время, определят цель урока. Некоторые: сделают анализ и вывод по теме, смогут провести подробную саморефлексию и выведут проблему урока.
План урока
Время
Запланированная работа
Ресурсы
Начало урока:
Эмоциональный настрой: «Улыбнись»
Опрос домашнего
задания
Утверждение – Да- Нет
1.К социально- бытовым эпосам исследователи относят песню Елим-ай
2.Книга моего деде Коркыта А.Х Маргулан относит к ногайской эпохе
3.Эпос Ер- Едыге это предание Тюркского периода
4.Темой эпических произведений являются межплеменные раздоры
5. Назовите эпосы, и какие исторические факты в них вы нашли?
Тетради учеников
Вызов 5мин
Мотивация познавательной деятельности
Ни великие диктаторы, ни блистательные полководцы не оставляют о себе такой благодарной памяти, как люди творчества. Их гений возводит величественные творения, а святое перо истинного писателя оставляет бессмертные произведения.
Амантай Ахметов
Осмысление: 30мин
1.Вводное слово учителя. Определение цели урока
Ученики отгадывают исторические личности
Он жил в11 веке, его называли Вторым Аристотелем
Благодаря ему в Казахстане стал широко распространяться ислам, он призывал к смирению и аскетизму
Автор знаменитой работы «Кутадгу билик», за эту работу он был удостоен звания великий хасхажип
2.Просмотр видеоресурса
Работа в паре.
Почему Махмуд Кащгари написал свою работу «Дивани Лугат- ат - Тюрк» на арабском языке?
Вы согласны с тем, что работу Махмуда Кашгари называют энциклопедией жизни тюркских народов?
Работа в группе:
Обсудите в группе отрывки из источника «Дивани лугат- ат тюрк»
«Не смотри на лицо, а ищи (в человеке) добродетель» (с.267)
«Удача покидает нечестивого» (с.381)
«Когда (к тебе) приходит гость, с ним
приходят удача и счастье» (с.59)
«Отметины счастья – знание и мудрость» (с.215)
Займи позицию- Актуальны ли сейчас слова Махмуда Кашгари?
Выступления спикеров
«В целом «Словарь» в настоящее время является единственным источником информации о жизни тюрков в ХII веке. Махмуд аль- Кашгари был первопроходцем среди исследователей тюркского языка»
А. Кононов
«Вершина добродетели – в языке: тот, кто постиг красоту речи, обретает достоинство благодаря ей». (ДЛТ, с.66)
Учебник, Просмотр презентации
https://www.youtube.com/watch?v=DHQWguroLuE
Рефлексия: 5 мин
« Листок достижений»-
Что мне сегодня удалось?
Я понял, что …
Мне было легко…
Мне было трудно…
Дом. задание:
А- Дать оценку книге Мухамеда Хайдара Дулати- ПОПС-формула
В- Сравнить работы Юсуфа Баласагуни и Махмуда Кашгари( Диаграмма Венна)
С- Перессказ § 41
Оценивание, итоги урока
Освещение итоговых оценок за урок. Взаимооценивание