kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Краткосрочное планирование уроков по истории Казахстана для 10 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: История Казахстана

Школа:

Дата:

 

Учитель:

Класс: 10А, 10Б

Тема: Вопросы формирования казахского народа

Цели урока:  (обучающие, развивающие, воспитательные, требования ИОП)

 Сформировать у учащихся знания о прохождении этнических процессов на территории Казахстана. ‘nfgjd формирования казахской народности. Развить умения и навыки самостоятельной работы с материалом, применения полученных знаний на практике. Воспитание уважения к истории родного края. 

Воспитание  товарищества, уважения друг к другу при  работе в паре.

Развивать навыки работы  в  паре. Формировать умение обосновывать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник, видеоресурс ЦОР

Основные понятия: этногенез, европеоидная, монголоидная расы, ассимиляция, О. Исмагулов

Ожидаемый результат

Все – изучат материал (каждый на своем уровне), представят информацию в виде схемы и презентуют ее.

Большинство: Научатся работать в группе, правильно распределять время, определят цель урока.

Некоторые: сделают анализ и вывод по теме, смогут провести подробную саморефлексию и выведут проблему урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочное планирование уроков по истории Казахстана для 10 класса»

Краткосрочное планирование уроков «История Казахстана»- №1- 3 четверть


Предмет: История Казахстана

Школа:

Дата:

 

Учитель:

Класс: 10А, 10Б


Тема: Вопросы формирования казахского народа



Цели урока: (обучающие, развивающие, воспитательные, требования ИОП)

Сформировать у учащихся знания о прохождении этнических процессов на территории Казахстана. ‘nfgjd формирования казахской народности. Развить умения и навыки самостоятельной работы с материалом, применения полученных знаний на практике. Воспитание уважения к истории родного края.

Воспитание товарищества, уважения друг к другу при работе в паре.

Развивать навыки работы в паре. Формировать умение обосновывать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник, видеоресурс ЦОР

Основные понятия: этногенез, европеоидная, монголоидная расы, ассимиляция, О. Исмагулов

Ожидаемый результат

Все – изучат материал (каждый на своем уровне), представят информацию в виде схемы и презентуют ее.

Большинство: Научатся работать в группе, правильно распределять время, определят цель урока.

Некоторые: сделают анализ и вывод по теме, смогут провести подробную саморефлексию и выведут проблему урока.

План урока

Время

Запланированная работа

Ресурсы

Начало урока: 2 мин

Эмоциональный настрой:

« Комплименты»

« Комплименты»

Вызов 5мин

Просмотр ЦОР

http://lms.nci.kz/history/view?f=341&id=10&lang=rus

Осмысление: 30мин

1.Вводное слово учителя. Определить цель урока

2. Что такое антропология? – составление схемы и работа с понятиями

3. Работа в парах по рядам:

1. Антропология андроновских племен

2.Антропология раннежелезного века

3. Антропология тюркской эпохи

Выступления по парам

Учебник

Рефлексия: 5 мин

«Чемодан, мясорубка, корзина»

« Чемодан, мясорубка, корзина»

Дом. задание:

А- Эссе «Значение антропологических исследований в Казахстане»

В- Сравнить Раннежелезный век и тюркскую эпоху

С- Перессказ § 31


Оценивание, итоги урока 3 мин

Освещение итоговых оценок за урок. Взаимооценивание












Краткосрочное планирование уроков «История Казахстана»- №2- 3 четверть


Предмет: История Казахстана

Школа:

Дата:

 

Учитель:

Класс: 10А, 10Б


Тема: Формирование казахского народа



Цели урока: (обучающие, развивающие, воспитательные, требования ИОП)

Продолжить формировать у учащихся знания о прохождении этнических процессов на территории Казахстана, и формировании казахской народности. Развить умения и навыки самостоятельной работы с материалом, применения полученных знаний на практике; Воспитание уважения к истории родного края.

Воспитание товарищества, уважения друг к другу при работе в паре.

Развивать навыки работы в паре. Формировать умение обосновывать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник, видеоресурс ЦОР

Основные понятия: Тюркский этногенез, глоттогенез, род, племя, нация, народ, Аллаш- казах, термин «казах».

Ожидаемый результат

Все – изучат материал (каждый на своем уровне), представят информацию в виде схемы.

Большинство: Научатся работать в паре, правильно распределять время, определят цель урока.

Некоторые: сделают анализ и вывод по теме, смогут провести подробную саморефлексию и выведут проблему урока.

План урока

Время

Запланированная работа

Ресурсы

Начало урока: 2 мин

Эмоциональный настрой:

« Комплименты»

« Комплименты»

Опрос дом. Задания

  1. Андроновский период- Сакский период

  2. Сакский период- Тюркский период

Факт за факт

Вызов 5мин

Просмотр ЦОР

http://lms.nci.kz/history/view?f=341&id=10&lang=rus

Осмысление: 30мин

1.Вводное слово учителя.

2. Определить цель урока

3.Работа по группам

1.Условия для формирования народа

2. Глоттогенез

3. Легенда об Алаша- казахе

4.Термин «Казах»

5. Составляют вопросы группам – объясняющие и творческие

Учебник, факт за факт

Рефлексия: 5 мин

« Листок достижений»- Что мне сегодня удалось?

« Листок достижений»-

Дом. задание:

А- Дать оценку формированию казахского народа

В- Ответить на вопрос №6 к § 32- Выбрать и аргументировать наиболее достоверный факт о происхождении казахского народа

С- Перессказ § 32


Оценивание, итоги урока 3 мин

Освещение итоговых оценок за урок. Взаимооценивание




Краткосрочное планирование уроков «История Казахстана»- №5- 3 четверть


Предмет: История Казахстана

Школа:

Дата:

 

Учитель:

Класс: 10А, 10Б


Тема: Основные направления политики казахских ханов



Цели урока: (обучающие, развивающие, воспитательные, требования ИОП)

Сформировать знания о политике казахских ханов в период развитого средневековья, стремлении ханов создать сильное, независимое государство.

Воспитание товарищества, уважения друг к другу при работе в паре.

Развивать навыки работы в паре. Формировать умение обосновывать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник, видеоресурс ЦОР

Основные понятия: Касым, Хаккназар, Тахир, Мамаш, Буйдаш, шайбаниды, моголы, Ногайская Орда, «Правда Касым хана»

Ожидаемый результат

Большинство – изучат внутреннюю и внешнюю политику ханов.

Некоторые – определят роль ханов в укреплении Казахского ханства, место изучаемой темы в разделе и определят значение этой темы.

План урока

Время

Запланированная работа

Ресурсы

Начало урока: 2 мин

Эмоциональный настрой: « Я готов свернуть горы..», « Мне сегодня хорошо…», « Я хочу всем пожелать на уроке…»

Листы с вопросами

Опрос дом. Задания

«Да- Нет»

1.Казахское ханство было создано между реками Волга и Урал

2.Первые казахские ханы откочевали от Есен- буги хана

3.о времени создания Казахского ханства нам сообщает Кадыргали Жалаири

4. Есен буга казахам дал земли, чтобы использовать их в борьбе с эмиром Тимуром.

5. Керей и Жанибек боролись с Шайбанидами за города по Амударье.

Лист с вопросами

Вызов 5мин

Просмотр ЦОР

http://lms.nci.kz/history/view?f=173&id=7&lang=rus

Осмысление: 30мин

1.Вводное слово учителя.

2. Составление хронологии казахских ханов

3.работа в паре

Знание Понимание

1.Какие мероприятия проводил Касым хан для укрепления своего авторитета?

1._______________________________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________________________________

1.Почему 20-40 года 16 века названы периодом смуты_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Применение

1.Каковы результаты внешней политики Хаккназара в различных направлениях

Юго- восток______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запад_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Юг________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4.Ответы учащихся по маршрутному листу

5.Какой спорный вопрос возник у вас в ходе работы, как бы вы его решили?

Учебник, «Займи позицию»

Рефлексия: 5 мин

« Листок достижений»- Что мне сегодня удалось?

« Листок достижений»-

Дом. задание:

А- Как бы вы поступили на месте Хаккназара для преодоления разобщенности в стране

В- Дать оценку правления Касыма

С- Перессказ § 35


Оценивание, итоги урока 3 мин

Освещение итоговых оценок за урок. Взаимооценивание























Маршрутный лист по теме «Основные направления политики казахских ханов» 10 кл

Знание Понимание

1.Какие мероприятия проводил Касым хан для укрепления своего авторитета?

1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.Почему 20-40 года 16 века названы периодом смуты_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Применение

1.Каковы результаты внешней политики Хаккназара в различных направлениях

Юго- восток________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запад_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Юг___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Маршрутный лист по теме «Основные направления политики казахских ханов» 10 кл

Знание Понимание

1.Какие мероприятия проводил Касым хан для укрепления своего авторитета?

1.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.Почему 20-40 года 16 века названы периодом смуты?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Применение

1.Каковы результаты внешней политики Хаккназара в различных направлениях

Юго- восток________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запад_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Юг___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-

Краткосрочное планирование уроков «История Казахстана»- №6- 3 четверть


Предмет: История Казахстана

Школа:

Дата:

 

Учитель:

Класс: 10А, 10Б


Тема: Основные направления политики казахских ханов



Цели урока: (обучающие, развивающие, воспитательные, требования ИОП)

Продолжить формировать у учащихся знания об основных направлениях казахских ханов:Тауекель, Есим хан, Жангир, Тауке хан.

Воспитание товарищества, уважения друг к другу при работе в паре.

Развивать навыки работы в паре, в группе. Формировать умение обосновывать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник, видеоресурс ЦОР

Основные понятия: Тауекель, Есим хан, Жангир, Тауке хан, Шайбаниды, Аштарханиды, Орбулакское сражение

Ожидаемый результат

Большинство – изучат внутреннюю и внешнюю политику ханов.

Некоторые – определят роль ханов в укреплении Казахского ханства, место изучаемой темы в разделе и определят проблему в политике ханов, предложат свои пути решения

План урока

Время

Запланированная работа

Ресурсы

Начало урока: 2 мин

Эмоциональный настрой: « Я готов свернуть горы..», « Мне сегодня хорошо…», « Я хочу всем пожелать на уроке…»

Листы с вопросами

Опрос дом. Задания

Заслушать ответы учащихся о политике Хаккназар хана( свой план)

Касым- Хаккназар

Факт за факт

Вызов 5мин

Кто правил в эти года?

1.1580-1582 г.г

2.1582-1598 г.г

3.1598-1628г.г

4. 1629-1652г.г

5.1680-1718г.г

Работа с хронологией

( устный опрос)

Осмысление: 30мин

1.Вводное слово учителя.

2.Работа в парах:

1. Перечислите мероприятия Тауекеля и Есим хана

2. Какие задачи стояли перед ними?

3. Работа в группах:

1. Обсуждение задач, стоявших перед ханами.

2. Предложите свой путь решения задач для ханов

Выступления спикеров

Учащиеся занимают позицию того или иного спикера

Учебник, «Займи позицию»

Рефлексия: 5 мин

« Листок достижений»- Что мне сегодня удалось?

« Листок достижений»

Дом. задание:

А- Дать оценку политике Тауке хана

В- Сообщение о Жангир хане

С- Перессказ § 36


Оценивание, итоги урока 3 мин

Освещение итоговых оценок за урок. Взаимооценивание




Краткосрочное планирование уроков «История Казахстана»- №7- 3 четверть


Предмет: История Казахстана

Школа:

Дата:

 

Учитель:

Класс: 10А, 10Б


Тема: Политическая и социальная структура Казахского ханства



Цели урока: (обучающие, развивающие, воспитательные, требования ИОП)

Познакомить с политическим и социальным устройством государства. Сформировать знания, представление о государственном устройстве Казахского ханства.

Воспитание товарищества, уважения друг к другу при работе в паре.

Развивать навыки работы в паре, в группе. Формировать умение обосновывать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник, видеоресурс ЦОР

Основные понятия: Хан, курылтай, султаны, бии, туленгуты, совет биев, «Жеты Жаргы»

Ожидаемый результат

Все – изучат политическое и социальное устройство Казахского ханства, определят цель урока.

Некоторые – определят место изучаемой темы в разделе и определят значение этой темы истории средневекового Казахстана.

План урока

Время

Запланированная работа

Ресурсы

Начало урока: 2 мин

Эмоциональный настрой: « Я готов свернуть горы..», « Мне сегодня хорошо…», « Я хочу всем пожелать на уроке…»

Листы с вопросами

Опрос дом. Задания

  1. Этот хан собрал воедино казахские земли

  2. Ему пришлось лавировать между Абдаллахом и Баба султаном

  3. Этот хан позволил Турсун хану править в Ташкенте

  4. При этом хане племена Ногайской Орды были отодвинуты к Дону

  5. Он систематизировал «правду Касым хана» и записал новый свод законов

  6. Он участвовал в походе Абдаллаха через Восточный Туркестан

  7. Он ограничил роль султанов и возвысил власть биев

  8. Он известен в народе, как «Салкам», внушительный, благодаря Орбулакскому сражению

«Угадай- ка»

Вызов 5мин

Просмотр ЦОР

http://lms.nci.kz/history/view?f=346&id=10&lang=rus

Осмысление: 30мин

1.Вводное слово учителя.Определение цели урока

2.Работа с текстом учебника

1. Составьте схему управления Казахским государством

2.Работа в паре

1.Вы согласны с утверждением, что ханов избирали, в зависимости от их имущественного состояния

2. Обсуждение учащихся

3. Работа в группе:

Почему Тауке усилил роль биев?

Как вы расцениваете виды наказаний по Жеты Жаргы?

Как бы вы поступили на его месте?

Выступления спикеров

Учащиеся занимают позицию того или иного спикера

Учебник, «Займи позицию»

Рефлексия: 5 мин

« Листок достижений»- Что мне сегодня удалось?

« Листок достижений»

Дом. задание:

А- Дать оценку системе правления Казахского ханства

В- Составить кроссворд по формам собственности и видам налогов

С- Перессказ § 37


Оценивание, итоги урока 3 мин

Освещение итоговых оценок за урок. Взаимооценивание


















































Краткосрочное планирование уроков «История Казахстана»- №8- 3 четверть


Предмет: История Казахстана

Школа:

Дата:

 

Учитель:

Класс: 10А, 10Б


Тема: Повторение



Цели урока: (обучающие, развивающие, воспитательные, требования ИОП)

Обобщить и систематизировать знания по разделу; продолжить развитие навыков определения цели.

Воспитание товарищества, уважения друг к другу при работе с тестами

Формировать умение работать с тестами, соотносить даты, события, давать определение понятиям

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник, видеоресурс ЦОР

Основные понятия: Касым, Хаккназар, Тахир, Мамаш, Буйдаш, шайбаниды, моголы, Ногайская Орда, «Правда Касым хана», Тауекель, Есим хан, Жангир, Тауке хан, Шайбаниды, Аштарханиды, Орбулакское сражение Хан, курылтай, султаны, бии, туленгуты, совет биев, «Жеты Жаргы»

Ожидаемый результат

Большинство - повторят материал и проверят свои знания по разделу, определят цель, большинство – смогут обобщить свои знания по разделу, выполняя определенные задания по анализу и синтезу;

некоторые – определят свои пробелы в знаниях по разделу и определят пути решения этих проблем, а также сумеют определить значимость этого раздела по всему курсу

План урока

Время

Запланированная работа

Ресурсы

Начало урока: 2 мин

Эмоциональный настрой: «Никто не знает, что я…» , «Я сегодня рад тому, что…», « Я хочу похвастаться тем, что…»

Листы с вопросами

Опрос дом. Задания

Учащиеся задают вопросы друг другу по формам собственности и видам налогов

Работа с кроссвордами

Осмысление: 30мин

1.Вводное слово учителя.

Тестирование


Учебник, тесты

Рефлексия: 5 мин

« Листок достижений»- Что мне сегодня удалось?

« Листок достижений»

Дом. задание:

Прочитать заключение к разделу, сделать вывод об итогах развития Казахского ханства


Оценивание, итоги урока 3 мин

Освещение итоговых оценок за урок. Взаимооценивание


















Краткосрочное планирование уроков «История Казахстана»- №9- 3 четверть


Предмет: История Казахстана

Школа:

Дата:

Учитель:

Класс: 10А, 10Б

Тема: Особенности развития духовной культуры кочевой цивилизации.



Цели урока: (обучающие, развивающие, воспитательные, требования ИОП)

Сформировать знания о развитии национальной казахской культуры. Развить умения и навыки работы с текстом учебника, расширить кругозор;

Воспитание уважения к культурному наследию своего народа. Воспитание товарищества, уважения друг к другу при работе в паре.

Развивать навыки работы в паре, в группе. Формировать умение обосновывать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник, видеоресурс ЦОР

Основные понятия: материальная, духовная культура, юрта, бесик, синкретичность, древнее письмо, тибетское письмо, тоньюкокское письмо, руническое, согдийское , персидское письмо,

Ожидаемый результат

Большинство: Научатся работать с текстом в учебнике, ответят на вопросы по теме, в паре, группе, правильно распределят время, определят цель урока.

Некоторые: сделают анализ и вывод по теме, смогут провести подробную саморефлексию и выведут проблему урока.

План урока

Время

Запланированная работа

Ресурсы

Начало урока:

Эмоциональный настрой: «Улыбнись»


Опрос дом.зад

Работа над ошибками

Тесты, листы с вопросами

Вызов 5мин

Что мы относим к культуре?


Осмысление: 30мин

1.Вводное слово учителя. Определение цели урока

2. Работа с текстом учебника

1. Перечислите этапы письменности кочевых племен

2. У кочевых народов письменность не достигла высокого уровня, как у оседлых народов, поэтому она ярко проявилась в развитии …

3. Какое обращение прочитал исследователь Аманжолов, и какое открытие он сделал?

4. Что обнаружил Вильгельм Томсон из Дании, с чем сравнил находку?

Обсудите в паре

Прочитайте отрывки из письменных источников в честь Бильге кагана и Культегина( с 225)

Проанализируйте источник, к какому периоду относится, какие сведения дает?

Обсуждение в классе по вопросам

1.Вы согласны с утверждением западных авторов, что кочевники не в силах создать собственные культурные ценности....

2. Обсуждение учащихся

Выступления спикеров

Учащиеся занимают позицию того или иного спикера

Учебник, «Займи позицию»

Рефлексия: 5 мин

« Листок достижений»- сравнивание достижений с целью урока

Что мне сегодня удалось?

« Листок достижений»

Дом. задание:

А- Объясните мысль: « Особенностью древнетюркской культуры является ее формирование на местной основе»

В- Составить диаграмму Венна- Тюркское и согдийское письмо

С- Перессказ § 38


Оценивание, итоги урока 3 мин

Освещение итоговых оценок за урок. Взаимооценивание










Краткосрочное планирование уроков «История Казахстана»- №10- 3 четверть


Предмет: История Казахстана

Школа:

Дата:

Учитель:

Класс: 10А, 10Б

Тема: Казахский фольклор



Цели урока: (обучающие, развивающие, воспитательные, требования ИОП)

Познакомить учащихся с развитием устного народного творчества в период средневековья и образованием традиционной казахской культуры. Знакомство учащихся с устным народным творчеством происходит через сказки и легенды.

Воспитание уважения к культурному наследию своего народа. Воспитание товарищества, уважения друг к другу при работе в паре.

Развивать навыки работы в паре, в группе. Формировать умение обосновывать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник, видеоресурс ЦОР

Основные понятия: фольклор, тотемизм, легенды, мифы, петроглифы, Ер- тостик, Коркыт ата, Ойсыл кара, Зенги баба.

Ожидаемый результат

Большинство: Научатся работать с текстом учебника, работать в паре, группе, правильно распределять время, определят цель урока. Некоторые: сделают анализ и вывод по теме, смогут провести подробную саморефлексию и выведут проблему урока.

План урока

Время

Запланированная работа

Ресурсы

Начало урока:

Эмоциональный настрой: «Улыбнись»


Опрос дом.зад

Заслушать выступления учащихся, сравнить по диаграмме Венна тюркское и согдийское письмо

Тетради учеников

Вызов 5мин

Промотр ЦОР

http://lms.nci.kz/history/view?f=349&id=10&lang=rus

Осмысление: 30мин

1.Вводное слово учителя. Определение цели урока

2. Вспомните, какие легенды, мифы вы знаете?

Просмотр сказки «Ер Тостик» , 1 серия

Обсуждение

1. Что вы поняли из сюжета? Какие цели ставил перед собой Ер- Тостик?

2. Работа с текстом учебника в паре

Что вы помните из легенды о Коркыте, Модэ?

Найдите определения слов:

Мифы,бори, тотемизм, тулпартас, петроглифы.

Какую связь имели эти слова с легендами

Объясните пословицы- в группе

"Речь без пословиц, что пища без соли" "Малым - жанымның садақасы, жаным - арымның садақасы" -
"Богатством жертвуй ради жизни, жизнью жертвуй ради чести"- Жақсы әйел жаман еркекті хан қылады" -"Ағайынның алтын сарайынан ананың жыртық лашығы артық, "Анасын көріп қызын ал" "Таспен ұрғанды аспен ұр" 

Сформулируйте проблему

Предложите пути решения

Учебник, «Займи позицию» https://www.youtube.com/watch?v=9rwSBtYDsek

Рефлексия: 5 мин

« Листок достижений»- сравнивание достижений с целью урока

Что мне сегодня удалось?

« Листок достижений»

Дом. задание:

А- Эссе « Легенды в жизни моего народа»

В- Сравнить легенды разных народов

С- Перессказ § 39


Оценивание, итоги урока

Освещение итоговых оценок за урок. Взаимооценивание












Уроки Казахской мудрости.

"Речь без пословиц, что пища без соли" - гласит казахская мудрость. Как пресно блюдо без соли, так же пресна и скучна речь без пословиц и поговорок. А казахскую речь представить без этих произведений народной мудрости просто невозможно.

Тому, кто более или менее знаком с казахской культурой, известно, что казахи издавно очень высоко ценили силу слова. Мудрые ораторы - Бии с помощью одной единственной меткой, емкой фразы останавливали вражду между родами, разрешали запутанные споры. 
Благодаря лаконичности, остроумию и глубокому содержанию пословицы и поговорки надолго сохранились в людской памяти, и дошли до наших дней.

В этих мудрых изречениях отражены исторические события, процесс развития народного самосознания, быта, особенности выражения мысли, этических и правовых норм, художественного вкуса. 
Только в пословицу, коротко и точно можно вместить характеристику целого народа.

"Малым - жанымның садақасы, жаным - арымның садақасы" -
"Богатством жертвуй ради жизни, жизнью жертвуй ради чести"- гласит казахская пословица. Как иначе можно передать суть свободолюбивого, независимого народа, для которого честь превыше самой жизни. 
Пословицы и поговорки - краткие поэтические изречения с открытым и ясным содержанием - отражают историческое прошлое, поэтическую одаренность и мудрость народа. 
Бесценная сокровищница казахского фольклора включает в себя десятки тысяч пословиц и поговорок. Небольшую часть из них наиболее часто употребляемую в повседневной жизни, мы предлагаем вашему вниманию. 
Общеизвестно, что семья, отчий дом - қара шаңырақ - самое дорогое сокровище казаха. И что одним из главных канонов в воспитательном кодексе молодых казахов является уважение к старшим, и прежде всего к родителям. А отец и мать святые для каждого казаха понятия. 
Пословица:

"Ата - асқар тау, Ана - бауырындағы бұлақ, бала - жағасындағы құрақ" - Отец - неприступная гора, мать - родник у подножия горы, дитя - тростник, растущий на берегу реки - тому подтверждение.
Отец для казаха - поистине неприступная, недосягаемая гора, непререкаемый авторитет, образец для подражания. По этому поводу казахи говорят:

"Әкеге қарап ұл өсер" - Глядя на отца растет сын.

"Әке көрген оқ жонар" - Сын воспитанный отцом, сам смастерит стрелу. Отец не только наставник, но и главный судья поступкам своих детей.

"Ата - балаға сыншы" - Отец главный критик своего ребенка, - гласит народная мудрость.
Быть достойным отцом, гордостью детей - участь нелегкая. 

"Атаның жүгі - атанның жүгі" - Ноша отца тяжела, как вьюк верблюда. 
- Кімнің баласысың? - Чей ты? - спрашивают аксакалы при знакомстве с молодым казахом. И если отец был и есть человек почитаемый, то и его сыну перепадет небольшая доля адресованного отцу уважения и послужит ему своеобразной рекомендацией. Отсюда идет казахская пословица:

"Жақсы әке - жаман балаға қырық жылдық ризық" - Добрая слава отца сорок лет служит непутевому сыну.
Несмотря на то, что отец является главой семьи, женщина-мать занимает в семье свое особое место, ибо и мужчина рожден матерью. Достойно оценив важную роль женщины-шеи при мужчине-голове, казахи говорят: 

"Жақсы әйел жаман еркекті хан қылады" - Хорошая женщина плохого мужчину сделает ханом. Особо подчеркиваются в казахских пословицах роль женщины-матери в воспитании детей. 

"Анасын көріп қызын ал" - Возьми замуж дочь, прежде узнав, кто ее мать.

"Ағайынның алтын сарайынан ананың жыртық лашығы артық" - Дырявый шалаш матери лучше, чем золотой дворец родичей, - говорят казахи.

"Әкесіз жетім - жартылай жетім, шешесіз жетім - бүтін жетім" - Сирота без отца - полусирота, сирота без матери круглая сирота, - гласит народная мудрость, подчеркивая особую близость матери к ребенку. Долг каждого ребенка перед матерью настолько велик, что оплатить его не в силах никто. Недаром народ считает: 

"Анаңды Меккеге үш арқалап барсаң да, қарызыңнан құтыла алмайсың" - Даже если трижды мать на себе в Мекку перевезешь - с долгом перед ней не рассчитаешься. 
Также хорошо известно отношение казахов к детям. Традиционно казахские семьи многодетны, а самое большое несчастье для казаха - отсутствие наследника 
- Балалы үй - базар, баласыз үй - мазар - Дом с детьми, что базар - шумлив и весел, дом без детей, что могила - тих и печален.
Атадан ұл қалса - өзі қалғаны, қыз қалса - ізі қалғаны - Если после отца остался сын - значит, остался он сам, если осталась дочь, значит остался след. При этом нельзя не упомянуть об особенном положении девушки (дочки) в казахской семье. Вопреки устоявшему мнению, казашки никогда не были забитыми и бессловесными. Еще в старину казашки, в отличие от других центральноазиатских сверстниц не носили паранджу. О девушках казахи говорят: 

"Қыз жоқ жерде қызық жоқ" - Где нет девушек - нет веселья.

"Астың дәмін тұз келтірер, ауылдың сәнін қыз келтірер" - Вкус пищи - соль, краса аула - девушки. 

"Ырыс алды қыз" - Предвестник счастья - дочь. 

"Қыз - қонақ" - Дочь - гостья.

"Жібекті түте алмаған жүн етеді, қызды күте алмаған күң етеді" - Не умеющий расчесывать шелк - превратит его в шерсть, не умеющий заботится о дочери - превратит ее в рабыню. Интересны отношения казахов к снохам и зятьям, а главное к сватьям. Если о первых двух казахи говорят:

"Жақсы келін - қызыңдай, жақсы күйеу - ұлыңдай" - Хорошая невестка, как дочь родная; хороший зять, как сын родной, то о свате говорят:

"Күйеу жүз жылдық, құда мың жылдық" - Зять на сто лет, сват на тысячу.

"Досты періште қосады, құданы құдай қосады" - С другом сводит ангел, со сватом сводит сам Бог. 
Еще одной из главных черт казаха является гостеприимство. Истинный казах радушно примет любого гостя, как божьего посланника со всеми почестями, предложит ему обильное угощение и предоставит ночлег, ибо считается:

"Қонақ келмеген үй - мола" - Дом, в который не приходит гость, подобен могиле.

"Қонаққа кел демек бар да, кет демек жоқ"- Гостю можно говорить "приходи", "уходи" говорить нельзя.

"Таспен ұрғанды аспен ұр" - На удар камня отвечай угощением. Тут будет уместно сказать и об особой любви казахов к мясу. О нем казахи говорят:

"Жесем тісіме кіреді, жемесем түсіме кіреді" - Ем - в зубах застревает, не ем - во сне снится. 
Как известно издревле основным занятием казахов было - скотоводство. Скот для казаха - и пища, и одежда, и тягло. Именно поэтому многие казахские пословицы и поговорки связаны со скотоводством.

"Малы бірдің жаны бір" - У кого скот общий, у того и душа едина.

"Мал ашуы - жан ашуы" - Боль за скот - боль души.

"Бірінші байлық - денсаулық, екінші байлық - ақ жаулық, үшінші байлық - бес саулық" - Первое богатство - здоровье, второе богатство - семья, третье богатство - наличие скота. 
Целый ряд изречений служат для воспитания в молодежи трудолюбия, мужества и отваги, любви к своему народу, к родной земле. Традиционна в фольклорных жанрах тема родины и патриотизма.

"Туған жерге туыңды тік" - Водрузи свой флаг на родной земле.

"Жері байдың елі бай" - Кто богат землей, у того богатая страна.

"Ер туған жеріне, ит тойған жеріне" - Человека тянет туда, где он родился, собаку тянет туда, где она наелась.
Наиболее часто в обиходе казахи употребляют пословицы, возвышающие и восхваляющие труд:

"Бейнет қыл да зейнет қыл" - Потрудись, а потом и требуй.

"Еңбектің көзін тапқан, байлықтың өзін табады" - Кто найдет источник труда, тот найдет само богатство.

"Жас келсе іске - кәрі келсе асқа" - Молодому дело - старому угощение.

Наша история очень богата и культура на столько сложна в круговороте истории. Наши предки оставили нам богатую страну, большие возможности, а самое главное свою мудрость. Так не забывайте же своих предков, не говорите что они ушли в неботье, не говорите что они умерли, ведь можно ли утверждать что человек умер, если слова его живут в сердцах народа?





















Краткосрочное планирование уроков «История Казахстана»- №11- 3 четверть


Предмет: История Казахстана

Школа:

Дата:

Учитель:

Класс: 10А, 10Б

Тема: Эпические поэмы



Цели урока: (обучающие, развивающие, воспитательные, требования ИОП)

Сформировать знания о развитии музыкальной казахской культуры. Рассмотреть эпосы казахского народа, как источники по истории Казахстана. Определить цель, проблему урока.

Воспитание уважения к культурному наследию своего народа. Воспитание товарищества, уважения друг к другу при работе в паре.

Развивать навыки работы в паре, в группе. Формировать умение обосновывать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник, видеоресурс , презентация

Основные понятия: « Плач Культегина», « Ер-тостик»,

«Книга Коркыта», «Козы –Корпеш и Баян-сулу», « Кобланды батыр», « Ер – сайын», батыр», «Олжабай», « Кабанбай», « Богенбай».

Ожидаемый результат

Большинство: Научатся работать с текстом учебника, работать в паре, группе, правильно распределять время, определят цель урока. Некоторые: сделают анализ и вывод по теме, смогут провести подробную саморефлексию и выведут проблему урока.

План урока

Время

Запланированная работа

Ресурсы

Начало урока:

Эмоциональный настрой: «Улыбнись»


Опрос дом.зад

Заслушать легенды:

  1. О Модэ- правителе гуннов

  2. Связанные со скотоводством

  3. Заслушать эссе ученика о роли легенд в жизни казахского народа

Тетради учеников

Вызов 5мин

По картинке - О чем она говорит?


Осмысление: 30мин

1.Вводное слово учителя. Определение цели урока

Эпос- от греческого – слово, повествование- совокупность народных героических песен, сказаний, поэм. Объединенных общей темой, общенациональной принадлежностью.

Периоды развития казахского эпоса по А.Х. Маргулану


  1. Архаический период- « Плач Культегина, « Куламерген», « Шоламерген», « Ер-тостик», «Ак-бобек»

  1. Огуз- кыпчакская эпоха- ( 6-12 в.в)- «Книга Коркыта», «Козы –Корпеш и Баян-сулу»,.

  1. Ногайская эпоха- (13-16 в.в)- «Боген батыр», «Едиге батыр», « Кобланды батыр», « Ер – сайын», « Камбар батыр».

  1. Эпоха джунгарского нашествия- «Олжабай», « Кабанбай», « Богенбай».

5. Поздняя эпоха – борьба против угнетателей.

Работа с текстом учебника

Найдите в учебнике названия эпосов, запишите, какие исторические события описаны

Промотр видеоресурса – Алпамыс-4 серия- «Первый подвиг: Жигитке жар кымбат, намыс пен ар кымбат»

Обсуждение. Работа в паре.

Что вы поняли из сюжета?

Какие цели ставил перед собой Алпамыс?

Какова основная идея фильма- эпоса?

Работа в группе: Займи позицию

Могут ли эпические произведения служить историческим источником?

Выступления спикеров

https://www.youtube.com/watch?v=DIHWx2PaAo0Учебник, «Займи позицию»

Рефлексия: 5 мин

« Листок достижений»- сравнивание достижений с целью урока

Что мне сегодня удалось?

« Листок достижений»

Дом. задание:

А- Эссе « Мой самый полюбившийся эпос»

В- Изучить отрывок одного из эпосов, найти исторические факты в нем

С- Перессказ § 40


Оценивание, итоги урока

Освещение итоговых оценок за урок. Взаимооценивание




























































Краткосрочное планирование уроков «История Казахстана»- №12- 3 четверть


Предмет: История Казахстана

Школа:

Дата:

Учитель:

Класс: 10А, 10Б

Тема: Мыслители средневековья



Цели урока: (обучающие, развивающие, воспитательные, требования ИОП)

Сформировать знания о развитии научных знаний в период средних веков. Показать важность развития научных знаний в период средних веков, какое влияние оказали Аль-Фараби, М. Кашгари, Юсуф Баласагуни, Ходжа Ахмед Яссави на развитие культурного наследия казахского народа.

Воспитание уважения к культурному наследию своего народа. Воспитание товарищества, уважения друг к другу при работе в паре, в группе.

Развивать навыки работы в паре, в группе. Формировать умение обосновывать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник, видеоресурс , презентация

Основные понятия: Аль-Фараби М. Кашгари, Юсуф Баласагуни, Ходжа Ахмед Яссави.


Ожидаемый результат

Большинство: Научатся работать с текстом учебника, работать в паре, группе, правильно распределят время, определят цель урока. Некоторые: сделают анализ и вывод по теме, смогут провести подробную саморефлексию и выведут проблему урока.

План урока

Время

Запланированная работа

Ресурсы

Начало урока:

Эмоциональный настрой: «Улыбнись»


Опрос домашнего

задания

Утверждение – Да- Нет

1.К социально- бытовым эпосам исследователи относят песню Елим-ай

2.Книга моего деде Коркыта А.Х Маргулан относит к ногайской эпохе

3.Эпос Ер- Едыге это предание Тюркского периода

4.Темой эпических произведений являются межплеменные раздоры

5. Назовите эпосы, и какие исторические факты в них вы нашли?

Тетради учеников

Вызов 5мин

Мотивация познавательной деятельности

Ни великие диктаторы, ни блистательные полководцы не оставляют о себе такой благодарной памяти, как люди творчества. Их гений возводит величественные творения, а святое перо истинного писателя оставляет бессмертные произведения.

Амантай Ахметов


Осмысление: 30мин

1.Вводное слово учителя. Определение цели урока

Ученики отгадывают исторические личности

  1. Он жил в11 веке, его называли Вторым Аристотелем

  2. Благодаря ему в Казахстане стал широко распространяться ислам, он призывал к смирению и аскетизму

  3. Автор знаменитой работы «Кутадгу билик», за эту работу он был удостоен звания великий хасхажип

2.Просмотр видеоресурса

Работа в паре.

  1. Почему Махмуд Кащгари написал свою работу «Дивани Лугат- ат - Тюрк» на арабском языке?

  2. Вы согласны с тем, что работу Махмуда Кашгари называют энциклопедией жизни тюркских народов?

Работа в группе:

Обсудите в группе отрывки из источника «Дивани лугат- ат тюрк»

«Не смотри на лицо, а ищи (в человеке) добродетель» (с.267)

«Удача покидает нечестивого» (с.381)

«Когда (к тебе) приходит гость, с ним

приходят удача и счастье» (с.59)

«Отметины счастья – знание и мудрость» (с.215)

Займи позицию- Актуальны ли сейчас слова Махмуда Кашгари?

Выступления спикеров

«В целом «Словарь» в настоящее время является единственным источником информации о жизни тюрков в ХII веке. Махмуд аль- Кашгари был первопроходцем среди исследователей тюркского языка»

А. Кононов

«Вершина добродетели – в языке: тот, кто постиг красоту речи, обретает достоинство благодаря ей». (ДЛТ, с.66)

Учебник, Просмотр презентации

https://www.youtube.com/watch?v=DHQWguroLuE

Рефлексия: 5 мин

« Листок достижений»-

Что мне сегодня удалось?

Я понял, что …

Мне было легко…

Мне было трудно…


Дом. задание:

А- Дать оценку книге Мухамеда Хайдара Дулати- ПОПС-формула

В- Сравнить работы Юсуфа Баласагуни и Махмуда Кашгари( Диаграмма Венна)

С- Перессказ § 41


Оценивание, итоги урока

Освещение итоговых оценок за урок. Взаимооценивание











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Краткосрочное планирование уроков по истории Казахстана для 10 класса

Автор: Егеубаева Гульназ Галимжановна

Дата: 05.02.2018

Номер свидетельства: 454795

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "краткосрочное планирование по истории Казахстана "
    ["seo_title"] => string(52) "kratkosrochnoie-planirovaniie-po-istorii-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "167630"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423124166"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Среднесрочное планирование по истории Казахстана для учащихся 5 класса "
    ["seo_title"] => string(83) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-po-istorii-kazakhstana-dlia-uchashchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "152053"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420800619"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "краткосрочное (поурочное) планирование история Казахстана 5 класс "
    ["seo_title"] => string(70) "kratkosrochnoie-pourochnoie-planirovaniie-istoriia-kazakhstana-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "115880"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412163957"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Краткосрочное планирование урока по истории Казахстана на тему "Традиционные домашние ремесла" для учеников 10 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "kratkosrochnoie_planirovaniie_uroka_po_istorii_kazakhstana_na_tiemu_traditsionny"
    ["file_id"] => string(6) "410787"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492792343"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "краткосрочное планирование на тему : Развитие литературы"
    ["seo_title"] => string(55) "kratkosrochnoieplanirovaniienatiemurazvitiielitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "272155"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451913370"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства