воспитательные: воспитывать толерантность через умение выслушать и принять другое мнение, чувство ответственности за коллективную работу; воспитывать навыки самопроверки, самоуважения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат 1 вида № 1»
КГБСКОУ СКШИ 1 вида 1
Конспект урока истории в 5 классе
по теме: «Афинский полис».
Выполнила: Говорина Татьяна Иннокентьевна
учитель истории
Хабаровск 2015г.
Тема урока: Афинский полис
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: заочное путешествие.
Цель урока: создать условия для формирования уважения к культуре другого народа.
Задачи
Образовательные: познакомить обучающихся с частью достопримечательностей Древних Афин, выяснить особенности древнегреческой архитектуры в Древней Греции;
Коррекционно-развивающие: развивать умения слушать, анализировать, сравнивать, обобщать, работать в группе, делать выводы, логически излагать свои мысли.
Воспитательные: воспитывать толерантность через умение выслушать и принять другое мнение, чувство ответственности за коллективную работу; воспитывать навыки самопроверки, взаимоуважения.
Оборудование:
1. Карта Древней Греции.
2. Мультимедийная презентация к уроку по теме «Афинский полис».
3. Рабочие тетради по истории древнего мира, автор С.А.Жукова.
4. Клейкие листочки для каждого ученика.
5. Изображения «солнышка» и «тучки» из цветной бумаги для каждого ученика.
6. Музыкальные фрагменты: шум моря, греческие народные мелодии.
7. Учебник по истории древнего мира, автор: Ф. А. Михайловский.
Словарь урока:
Керамик – ремесленный район Афин
Акрополь – укрепленная часть города
Агора – главная площадь Афин
Парфенон – главный храм города
Амфора – сосуд для вина и масла
Ход урока
I. Оргмомент
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Занятие у нас с вами сегодня не совсем обычное. Я предлагаю вам отправиться в удивительное морское путешествие, в котором вы еще не бывали. Прежде чем отправиться путешествовать, необходимо собрать багаж – ваши знания о Древней Греции.
В Северной Греции расположена гора ----, на которой обитали боги и богини.
Работа по карте
Найти на карте Афины, Милеет, Спарту.
Ответить на вопросы: Чему научились греки в VIII – VI веках до н.э.?
Строить из камня? (Да)
Отливать из бронзы и ваять из мрамора? (Да)
Изготовлять железное оружие и орудия труда? (Нет)
Плавать по морям? (Да)
Охотиться и ловить рыбу? (Нет)
Изготовлять стекло и керамику? (Да)
Изготовлять серебряные и медные монеты? (Да)
Добывать пурпурную краску? (Да)
Назовите греческие колонии. Какие из них находились на территории современной России?
Фанагория, Танаис.
Выберите неправильный ответ
Греки основывали колонии на берегах: Средиземного моря, Чёрного моря, Мраморного моря, Тирренского моря, Каспийского моря, Азовского моря.
Мотивация.
Учитель. Сегодня на уроке мы отправляемся в Грецию.
Во время нашего путешествия мы будем осматривать интересные места – достопримечательности одного из городов – полисов древней Греции. Вы должны быть активными, внимательными. А в конце урока вы сами оцените свою работу.
III. Актуализация знаний, объявление новой темы, целеполагание.
Учитель. Вы уже догадались, куда я предлагаю вам отправиться? (В Афины)
Я смотрю на ваши открытые лица, в добрые и умные глаза и надеюсь, что мы сумеем сегодня решить все поставленные задачи. Согласны?
А с какой целью, как вы думаете, мы едем в Афины? (Обучающиеся пытаются сформулировать цель урока.)
Цель урока: воспитывать уважение к культурным памятникам другого народа.
- Итак, мы с вами должны познакомиться с достопримечательностями Древних Афин, бытом его жителей, окунуться в мир гармонии и красоты древнегреческой архитектуры. Узнать правила древнегреческого градостроительства, ведь именно они оказали огромное влияние на градостроительство всей Европы.
Постановка проблемы
В конце нашей экскурсии попытайтесь объяснить, почему афиняне так любили свой город и гордились им. Те, кто из вас будут особенно внимательны и сообразительны, постараются ответить на следующий вопрос: Каковы правила древнегреческого градостроительства? Вы должны быть не просто туристами, а внимательными исследователями, чтобы успешно выполнить все предложенные по ходу урока задания.
Итак, вы готовы к отправлению?
Обучающиеся отвечают и проверяют свой «багаж»: учебники, тетради, ручки, дневники.
Объяснение нового материала
Начало заочной экскурсии: снятие первоначального напряжения (звучит музыка: шум моря).
Учитель. Наш белый теплоход отправляется в путь. Закройте на минутку глаза и представьте себя в уютной каюте. Устройтесь поудобнее. За бортом шумит море, кричат чайки, а мы бороздим просторы Черного, Мраморного и Эгейского морей. Мы у берегов Аттики.
Аттика – это небольшой полуостров в Эгейском море, на котором располагались Афины.
Мы подплыли к порту Пирей.
Рассматривание. Наблюдение. Беседа с обучающимися:
- Кого (что) видите в порту?
- Какие товары ввозят в Афины?
- Какие товары вывозят на продажу?
А вот уже великолепные Афины, этот чудесный город встречает нас.
На холме уже видна статуя богини Афины.
- Кто из богов считался покровителем Афин?
- Почему Афина выиграла спор у Посейдона? Чтение учебника стр.139.
Обучающиеся делают вывод.
Засухи и неплодородные почвы не позволяли выращивать злаки.
Основной культурой в Афинах стали оливки - их ели, из них делали масло.
Второй по значимости культурой был виноград. Из него сушили изюм, давили сок, изготавливали вино.
Учитель. Мы приближаемся к центру города. И вот впереди какое-то оживление, гул голосов.
В это безоблачное летнее утро мы оказались на рыночной площади.
Каждый древнегреческий город имел свое «сердце». У Афин в V веке до н.э. сердцем была агора.
Агора — центр торговли, центр общественной и политической жизни Афин. На Агоре собирались люди на собрания. Это были аристократы и демос.
Что мы можем узнать о жизни в Афинах, побывав на агоре?
Сделайте вывод, какую роль играла агора в Афинах?
Вывод: Агора не только место для торговли, здесь проходила вся общественная жизнь.
На афинской Агоре располагался храм Гефеста (бога кузнеца) и правительственные здания.
По главной дороге мы движемся к священному месту Афин – Акрополю.
Акрополь - «верхний город», высокий холм с обрывистыми склонами.
Путешествие по акрополю.
Работа с терминами. Запись в тетрадь.
Рассказ учителя с элементами беседы.
Учитель. Жемчужина акрополя храм Парфенон (от слова «парфенос» - девушка). Храм как живой из-за бегущих теней от многочисленных колонн.
Греки использовали колонны различных видов для украшения храмов и общественных зданий. Сравните по рисунку: Какие колонны по форме у Парфенона?
В чем особенность храма Эрехтейона?
Многие жители Афин были прекрасными ремесленниками. Афинские амфоры славились на всю Грецию. Сейчас мы идем в район Керамик.
Керамик – это район гончарных мастерских. Керамик был известен далеко за пределами Эллады: здесь жили и трудились искусные гончары и живописцы, создававшие великолепные расписные вазы.
Зрительная гимнастика. Физкультминутка
Выполняем упражненье, Быстро делаем движенья. Надо плечи нам размять, Раз-два-три-четыре-пять. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Наклонился правый бок, (Наклоны туловища влево-вправо.) Наклонился левый бок, А сейчас поднимем ручки (Руки вверх) И дотянемся до тучки. Сядем на дорожку, (Присели на пол) Разомнем мы ножки. Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх) И немного подержали. Головою покачали (Движения головой) И все вместе прямо встали. (Встали)
Руки в стороны потянем. (Потягивания — руки в стороны) И на место снова сядем. (Дети садятся)
IV. Закрепление знаний. Выполнение теста.
Учитель. Вот и закончилась наша экскурсия по акрополю. Откройте рабочие тетради на странице 59 и выполните задание №4. Время выполнения - 2 минуты. Взаимопроверка.
- Найдите и укажите достопримечательности Афинского акрополя. Перед вами схема Афинского Акрополя. Вы должны подписать названия памятников, о которых мы говорили.
Работа с рабочей тетрадью (стр.74)
Вот и закончилась наша экскурсия по Древним Афинам. Если кому-то повезет, вы сможете посетить современные Афины – столицу Греции. Давайте посмотрим, сможете ли вы блеснуть перед греками знаниями Афин.
Стадия рефлексии: блиц-опрос.
1. В какой части Греции расположены Афины? (В Средней)
2. Главная площадь Афин? (Агора)
3. Район Афин, в котором жили гончары? (Керамик)
4. Мраморный храм девы Афины на акрополе? (Парофенон)
5. Главный порт Афинского государства? (Пирей)
6. «Верхний» город, холм с обрывистыми склонами? (Акрополь)
7. Большой сосуд с узким горлом и двумя ручками для переноски и хранения жидкостей? (Амфора)
Возвращение к проблеме.
Греки любили свой город, в нем были храмы на Акрополе, красивые площади и порт Пирей, где шла торговля.
Колонны в строительстве были или ровные, прямые или украшены завитушками.
V. Подведение итогов урока.
Рефлексия в форме самооценки. «Лист самооценки».
По результатам я вижу, что мы славно потрудились. Вы хорошо усвоили материал, заинтересовались данной темой, у вас появилось желание расширить свои знания. Молодцы! Большое спасибо за работу.
Оцените свою работу на уроке:
- Кому на уроке все было понятно?
- Что показалось для вас новым, необычным?
- Что получилось легко?
- В какие моменты урока вы испытывали трудности?
Домашнее задание.
1. Внимательно прочитать § 26.
2. Выучить записи (словарь) в тетради.
3. Устно ответить на вопросы 1 на стр. 143
Эмоциональный итог урока
Я хочу, чтобы, уходя с урока, вы показали с каким настроением вы покидаете класс. Около меня лежат «солнышки» и «тучки». Если вам понравился урок и у вас хорошее настроение, возьмите «солнышко», если не понравился и настроение упало, возьмите «тучку». Урок окончен.
Встают и берут то, что соответствует их душевному настрою.
Пояснение к конспекту.
Урок создан на основе программы История Древнего мира. 5 класс под редакцией Ф.И.Михайловского. Москва «Русское слово» 2008. Он построен таким образом, что прослеживается связь с ранее изученным материалом по теме: «Древняя Греция» (Греция и Крит в эпоху бронзы. Поэмы Гомера. Боги и герои Эллады. Греческие полисы и Великая греческая колонизация).
Это пятый урок по данному разделу. Выбраны наиболее эффективные методы и приемы обучения с неслышащими детьми, использованы разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока. Каждый этап урока сопровождается слайдом, есть мотивация – это урок – путешествие, который начинается с музыки шума моря, что заинтересовывает обучающихся и мотивирует на активную работу. В связи с тем, что на уроке происходит самопроверка, то урок проводится в компьютерном классе, где каждый учащийся имеет возможность работать индивидуально с тренажером.
Отличительные особенности урока - повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: обучающиеся собирали багаж знаний, делали выводы по этапам урока. В конце урока на стадии рефлексии нужно заполнить «Лист самооценки» и выбрать «Солнышко» или «Тучку», чтобы показать, с каким настроением обучающиеся покинут класс.
Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, и с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем.
Таким образом, все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает познавательную деятельность.