ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по истории
Учитель: Бондаренко Николай Константинович
Тема урока: «Опричнина»
Цель: рассмотреть понятие «опричнина», цели, основные события и последствия опричнины.
Тип урока: урок открытия нового знания
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; способствовать нравственному самоопределению личности, умению оценивать чужие поступки, гражданско – патриотическому самоопределению личности.
Метапредметные: формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД: развитие речи; формирование умений анализировать и систематизировать полученные знания; обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие умения находить решение на проблемный вопрос
Предметные: овладение целостными представлениями об опричнине; выделять из него необходимую информацию; развитие умения выделять цели и последствия того или иного события, на примере опричнины; развитие умений анализировать фрагменты из фильмов и извлекать из них необходимую информацию; овладение понятиями опричнина, земщина, опричник.
Методы обучения: эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, метод ролевой игры.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, самостоятельная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: проектор, презентация, раздаточные материалы, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы у доски, карточки с заданиями для работы в группах, тесты, «новгородская грамота».
Основные понятия, изучаемые на уроке: опричнина, земщина, опричник.
Организационный этап.
Приветствуем гостей.
Сообщение о готовности класса
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Здравствуйте ребята, рад вас видеть. Сегодня мы с вами перенесемся в 16 век и узнаем об одном из самых важных событий эпохи Ивана IV, которое существенно повлияет на дальнейшую историю России.
3) Актуализация знаний.
Повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы
Работа по индивидуальным карточкам у доски
Давайте вспомним основные моменты правления Ивана IV.
Кто хорошо знает даты идёт к доске и работает с датами, 2-ой ученик должен выбрать реформы «Избранной рады».
На доске 1 ученик «Напишите даты»
Годы правления Ивана Грозного?
Год венчания на царство?
Год создания Судебника Ивана IV?
Год создания Земского собора?
На доске 2 ученик «Выберите реформы Избранной рады»
Создание Земского собора.
Введение уроков и погостов.
Создание стрелецкого войска.
Отмена кормлений.
Создание Сената.
Создание приказов.
А пока ребята работают у доски, давайте с вами вспомним:
Что такое «Избранная рада?
Кто входил в состав «Избранной рады»? ( слайд 3)
Проверка заданий у доски
Давайте проверим правильность выполнения заданий на доске.
Итак, при Иване IV окончательно закончился процесс централизации государства.
В целом, Иван Грозный в первые годы правления проводил преобразования в государстве и укреплял свою власть с помощью реформ. В это время наблюдался процесс формирования сословно-представительской монархии, когда высшие слои могли участвовать в управлении государством
Слайд 4
Псковский летописец писал: «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение великое Русской земли».
Что, по мнению летописца, является причиной запустения Русской земли?
А вы знаете, что такое опричнина?
Ребята, а как вы думаете, какова тема нашего урока?
3)Постановка цели и задач урока.
Перед вами белые листы, переверните их, на них вы увидите число и тему нашего сегодняшнего урока.
Тема урока «Опричнина».
Итак, опричнина совершенно новое для нас явление, что мы должны узнать о нем? (Что такое опричнина)
А зачем опричнина нужна была…,т.е нам нужно это выяснить…? (цели). Также мы с вами должны узнать и об основных событиях в годы опричнины и о том к чему опричнина привела,т.е. её…? (последствия).
Слайд 5 «Цели урока»
Мы сегодня на уроке должны узнать, что такое опричнина, её цели, основные события в годы опричнины и последствия опричнины.
Проблемный вопрос
Псковский летописец говорил о запустении русской земли после опричнины.
Только ли запустение принесла опричнина, а было ли что-то положительное?
На этот вопрос, ребята, мы постараемся ответить в конце урока.
4) Первичное усвоение новых знаний.
Решение учебной задачи через включение нового материала
Существуют два определения опричнины: в узком и широком смысле.
Слайд 6
Прочтите оба определения и выберите какое определение дано в узком, а какое в широком смысле .
Иван IV считал бояр предателями, т.к. они не присягнули его сыну Дмитрию, во время тяжёлой болезни Ивана IV. Также он подозревал бояр в отравлении своей жены, за что и расправился с «Избранной радой».
3 декабря 1564 года Иван Грозный с семьей неожиданно для всех уезжает из столицы на богомолье. С собой царь берет казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, останавливается в Александровской слободе.
Слайд 7
Люди не знали, что и думать. Спустя месяц царский гонец привёз в Москву два послания, в одном он объявил о своём отречении от престола, по причине «гнева» на бояр из-за их измены. А во втором…
А содержание второго послания вы узнаете, прочитав текст в раздаточном материале №1
О чём говорилось во втором послании?
Иван IV предъявил свои требования, при исполнении которых он соглашается вернуться в Москву:
- предоставить ему право казнить «изменников», то есть неугодных, по своему усмотрению;
- учредить в стране особый порядок, то есть предусматривалось разделение всей территории государства на две части:
1) опричнину – земли, взятые в особое царское управление;
2)земщину – земли, которыми должны ведать бояре.
Слайд 8
В 1565 году Иван IV ввёл опричнину. Годы опричнины 1565-1572. Давайте запишем годы опричнины в рабочие тетради.
Иван IV разделил государство на 2 части опричнину - личный удел царя, которым управлял сам Иван Грозный и земщину – вся остальная территория, которой управляли бояре. В опричнине создавалось своё опричное войско, своя дума, свои приказы.
Слайд 9
В опричнину вошли лучшие земли, прежде всего на северо-востоке, где власть бояр не была сильной.
Слайд 10.
Но, наряду с боярами, Иван Грозный также мог управлять земщиной.
Как я уже и говорил, царь создал своё опричное войско. Перед вами опричник.
Слайд 11 Опричники одевались во всё чёрное, а к сёдлам коней пришивали собачьи головы, означавшие собачью преданность царю, и мётлы, т.е. выметать измену.
Итак, ребята, а теперь давайте вместе сформулируем цели введения опричнины, чего Иван IV хотел добиться?
(Укрепить свою власть хотел. Приструнить бояр. Нужно было ликвидировать вольности Новгорода и удельных княжеств.)
В это время Россия участвовала в Ливонской войне, о которой вы узнали на предыдущем уроке, нужно было собрать все силы для её продолжения.
Слайд11
Цели опричнины (зачитывают по 1 цели)
Установление неограниченной власти царя
Борьба с феодальной аристократией (самостоятельностью боярства)
Ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы)
Сосредоточение главных сил для продолжающейся Ливонской войны за выход в Балтийское море (1558-1583 гг.)
В 1570 г. царь с опричным войском пошёл в поход на Новгород. Он получил донос на новгородцев. А что же было в этом доносе?
Физическая минутка
Перехвачена новгородская грамота. Ребята, поднимайтесь со своих стульчиков и передавайте это послание из рук в руки стоя, это важный исторический документ вам каждому необходимо подержать его в рукахи прикоснуться к истории.
В это время играет Песня Федора Басманова (главы опричников) с опричниками (из к/ф "Иван Грозный" С.Эйзенштейна)
Вы услышали Песню Федора Басманова (главы опричников) (из к/ф "Иван Грозный" С.Эйзенштейна)
Ребята, так это же новгородская грамота!
«Польскому королю Сигизмунду Августу.
Мы, новгородские священнослужители, воинские люди, торговые гости, дьяки, подъячие и весь наш народ, извещаем тебя о своей преданности тебе»
Ребята, что же было в этом доносе, почему Царь Иван Грозный пошёл на новгород? (из-за измены новгородцев)
Вот как этот поход изобразил Андрей Эшпай в своём фильме «Иван Грозный»
После просмотра фрагмента фильма ответьте на вопрос:
Как была ликвидирована новгородская вольность, как вели себя опричники, какими методами они действовали?
5) Первичная проверка понимания
Какие чувства у вас вызвали у вас эти кадры? Вам, наверное, также как и мне больно за этих невинно пострадавших от опричнины людей, за бедный русский народ
Сообщение учеников:
Борьба за власть в Англии.
Борьба за власть во Франции.
Чудесное спасение Пскова.
Опричнина и Ливонская война ослабили Московское государство. Опричники не смогли дать отпор войску крымского хана Девлет-Гирею, и поэтому в 1572 году Иван Грозный отменяет опричнину. После её отмены Иван Грозный казнил большую часть самих опричников.
6) Первичное закрепление.
Итак, ребята, к чему же привела политика опричнины Ивана Грозного?
Давайте, выделим последствия опричнины и поработаем в группах.
Выполнение заданий на карточках. (Нужно распределить предложенные последствия на положительные и отрицательные. Рядом с положительными поставьте «+», с отрицательными « - « . Какая группа первая закончит поднимает руку).
Задание карточки
Тяжёлый экономический кризис «-«
Укрепление самодержавия «+«
Централизация страны, ликвидировалась самостоятельность удельных князей «+»
Укрепление обороноспособности государства «+»
Помогла утверждению крепостного права,
т.к. в 1581 г. введены заповедные лета, т.е. запрещался переход крестьян к другому землевладельцу в Юрьев день. «-«
Называть положительные последствия опричнины.
Теперь ребята мы с вами можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока.
Только ли к отрицательным последствиям привела опричнина?
В целом, мы можем отметить, что Иван Грозный добился желаемых целей, но только какой ценой.
Т.е., мы можем сделать вывод, Иван Грозный учредил опричнину, которая привела к установлению абсолютной монархии в России.
Давайте посмотрим стали ли мы знатоками истории, усвоили ли мы тему «Опричнина»
Перед вами листочки, возьмите их выполните на них тест, обведите кружочком правильный ответ (возможен только 1 вариант ответа). На работу вам даётся 1 минута.
После того как ребята выполняют тест
А теперь, поменяйтесь листочками с соседом, проверьте друг друга.(в это время появляются ответы на экране). Если ваш сосед совершил 1 ошибку поставьте ему «4», если 2, то «3», а если 3, то тогда «2». Если у вас будут ошибки, ничего страшного, ребята, не совершает ошибок только тот, кто ничего не делает. В следующий раз у вас всё получится.
Тест
1. Годы опричнины?
А) 1613-1645
Б) 1565-1572
В) 1558-1583
2. Иван Грозный разделил территорию государтсва на 2 части. На какие?
А) уроки и погосты
Б) полюдье и повоз
В) опричнину и земщину
3. К седлу опричника была привязана собачья голова, которая символизировала?
А) преданность царю
Б) жестокость
В) с тем, что они едут на охоту
4. Из предложенного списка выберите одну из целей опричнины
А) царь хотел царь больше вольностей боярам
Б) укрепление власти царя и централизация государства
В) ослабление государства
5. Опричнина – это
А) удел царя Ивана IV Грозного с особой территорией, войском и государственными учреждениями
Б) территория, которой управляли бояре
В) имя собаки Ивана Грозного
(Осуществляют взаимоконтроль через проверку тестов своего соседа и выставление оценки ему).
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
§25 прочитать, ответить на вопрос №1 на с.231 письменно, в тетрадях.
Дополнительное задание повышенной сложности по желанию
С.232 задание №2 письменно в тетрадях
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Оценивание результатов работы учеников на уроке
Ребята, вы хорошо сегодня поработали на уроке. Молодцы! Я вижу, что сегодня вы все стали знатоками темы «Опричнина»
Ребята, если вы согласны с этим утверждением, то оставьте свой автограф для истории, подойдите к доске и поставьте свою подпись цветными фломастерами на «историческом» документе.
«Сей урок премного полезен и увлекателен был, знаний много дал и мыслить заставил! О чём свидетельствуем, ученики 6 класса».
Ребята, спасибо вам за урок!
Подпишите свои тесты и, уходя, положите их мне на стол. Заранее спасибо.