Тип урока: урок обобщения, систематизации и контроля.
Методы урока: индивидуальная самостоятельная работа учащихся.
Форма урока: письменная самостоятельная работа учащихся.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Выполнение самостоятельной работы в течение урока.
3. Домашнее задание: повторять даты и понятия.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Определяем цели и задачи урока.
2. Выполнение самостоятельной работы учащимися.
Учитель комментирует задания предстоящей работы.
Время на выполнение письменной работы 40 минут.
3. Домашнее задание: повторять даты правления казахских ханов, основных событий изученного периода и учить термины и понятия.
Самостоятельная работа по теме:
"История сложения казахского народа и казахской государственности",
10 класс
1. Работа с картой. Выполни задания:
А) Закрась первоначальную территорию Казахского ханства в середине 60-х годов XV века.
В) Укажи на карте столицы Казахского ханства. Подпиши их.
С) Около какого города состоялось сражение казахских ханов Есима и Турсуна? Укажи нужный город.
Д) Отметь на карте территорию Мавераннахра.
Е) Подпиши на карте территорию Джунгарского ханства.
2. В каком историческом произведении содержится следующее сообщение:
"В то время в Дешт-и-Кыпчаке владычествовал Абулхаир хан.Он причинял много беспокойства султанам джучидского происхождения. Джаныбек хан и Керей хан бежали от него в Могулистан. Исан-Буга хан охотно принял их и предоставил им округ Чу и Козыбаши, который составляет западную окраину Могулистана". Кто автор этих строк?
Е) "Жеты-Жаргы", "Яса", "Исконный путь хана Есима", "Проторенный путь хана Касыма"
5. О каком казахском хане идет речь? Вставь пропущенные имена ханов.
А) Действия хана Абдаллаха вызвали сопротивление султанов. И в начале 1583 года "во время возвращения из похода на Андижан и Фергану, хан _______________ заподозрив хана в недоброжелательстве, покинул его и удалился к себе в Дешт-и Кыпчак".
В) Казахский хан, при котором население Казахского ханства увеличилось до 1 млн. человек, автор свода законов. Всю свою энергию и действия направлял на расширение территории ханства. За это получил прозвище "Собирателя казахских земель". Это хан __________________________________.
С) Он пришел к власти после 15-летнего политического кризиса в ханстве. Присоединил Ногайскую Орду, тем самым расширив территории Казахского ханства до реки Урал. Направив к хану ______________ послов, Иван Грозный поручил им заключить с Казахским ханством военный союз для борьбы с сибирским ханом Кучумом. Хан ______________________ потерял большую часть Жетысу, но заключил "клятвенный союз" с правителем Бухары- узбекским ханом Абдаллахом II. По приказу ташкенского правителя Баба-султана хан ________________ был убит.
Д) Пытался создать централизованное государство. Усилил власть биев. Заключение военного союза с кыргызами и каракалпаками на время приостановило вторжение джунгар на казахские земли. Русский историк А. Левшин писал об этом правителе: "Он своим умом, интеллигентностью и справедливостью всех заставил признать его... Он дал общий для всех закон и по нему выносили решения. Таким образом, он опирался не на силу, а на мудрость и опыт". Это хан _____________________________________.
Е) Время его ханствования прошло в постоянной борьбе с калмыками из-за обладания кочевьями Семиречья и с аштарханидами из-за господства над присырдарьинскими городами. Был прекрасным воином, смелым и решительным. За боевую доблесть его в народе прозвали "Салкам" - "Непобедимый".В 1643 году в Орбулакской битве одержал победу над Джунгарским правителем Батуром хантайши. Речь идет о хане _________________________________________.