Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Внутренняя политика Александра I"»
Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.
Цели: сформировать представление об основных направлениях внутренней политики Александра I и условиях, определивших её характер.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с детством и воспитанием царя, с первыми преобразованиями Александра I, дать оценку этим преобразованиям.
Развивающие: развивать навыки анализа документов, постановки и разрешения проблем; обогащать и усложнять исторический запас учащихся; развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости.
Воспитательные: заинтересовать учащихся изучением данной темы, данного предмета.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод объяснения: объяснительно-иллюстративный.
Технологии: здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения.
Решаемые проблемы: Можно ли Александра I считать реформатором?
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): характеризовать личность Александра I; давать оценку еговнутренней политике в начале XIX в.; объяснять значение понятий: Негласный комитет, министерство, принцип разделения властей, «вольные хлебопашцы».
Планируемые результаты:
Предметные: формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, осмысления жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая её познавательную ценность;расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории России;приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия родного края, России, стремление сохранять и приумножать культурное наследие;создание основы для формирования у школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.
Метапредметные УУД: способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия (как в конце действия, так и по ходу его реализации);владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и пр.);использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов;способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с партнёрами, продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Личностные УУД: воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, историческое прошлое многонационального народа России;осознание учащимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края в контексте общемирового культурного наследия;усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;понимание культурного многообразия мира; уважение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям своего народа, народов России и мира; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Образовательная среда: 1. ДаниловА.А. История России. XIX век: учеб. для 8 кл. / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. — М.: Просвещение, 2013 (далее — учебник). 2. ДаниловА.А. История России. XIX век. Рабочая тетрадь. 8 кл. / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. — М.: Просвещение, 2014. — Ч. 1 (далее — рабочая тетрадь). 3. Градскова Е.П. Школьный атлас по истории России / Е.П. Градскова, А.И. Самсонов. — М., 2001.
Внутрипредметные и метапредметные связи:курс «История России. Конец XVI — XVIII в.», тема «Внутренняя политика Павла I»; курс «Новая история», тема «Европа в начале XIX в.»; курс литературы, тема «Русская литература первой четверти XIX в.».
Основные даты: 1801—1825 гг. — правление Александра I; 1802 г. — реформа высших органов власти; 1803 г. — реформа народного просвещения; 1803 г. — указ о «вольных хлебопашцах»; 1804 г. — аграрная реформа в Прибалтике.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
2.Актуализация знаний по теме «Россия на рубеже 18-19 вв.».
Устный опрос:
-Почему в истории происходит смена одной общественно-экономической формации другой?
-Какое противоречие является решающим в этой смене?
-Что тормозит развитие новых экономических отношений?
-Какие явления, факты характеризуют разложение феодально-крепостнических отношений в России к началу 19 века?
-Какие признаки свидетельствуют о зарождении капиталистических отношений в России?
-Какие противоречия проявились в экономическом развитии России в начале 19 века?
-Каковы были причины этих противоречий и пути их устранения?
3.Переход к изучению нового материала, план:
а) Личность императора Александра I.
б) Негласный комитет.
в) Первые преобразования.
а) Начать урок целесообразно с рассказа учителя о личности императора Александра I, об особенностях его характера, воспитания при дворе Екатерины II, отношениях с отцом. В ходе рассказа можно привлечь уже знакомый учащимся учебный материал по истории царствования Павла I, задать им вопросы, нацеленные на проверку и закрепление знаний по этому материалу.
Затем можно задать вопросы: какие пути развития открывались перед страной после переворота 1801 г.? Какую политическую линию в силу особенностей личных качеств мог предложить обществу Александр I?
Важно показать учащимся роль Ф. Лагарпа в формировании политической программы Александра I.
Ф. Лагарп — швейцарец по происхождению, профессиональный юрист, последователь энциклопедистов, был для Александра с 1783 г. не просто учителем, но и нравственным авторитетом, наставником. Благодаря ему взгляды Александра в юности носили весьма радикальный характер: великий князь симпатизировал Великой французской революции и республиканской форме правления, осуждал наследственную монархию, крепостное право, фаворитизм, взяточничество. Пороки петербургского двора со временем сформировали у Александра отвращение к политике, желание не принимать в ней участие. Впервые уже при жизни Екатерины II он так оценивал её желание возвести его на престол, минуя отца — Павла: «Если верно, что хотят посягнуть на права отца моего, то я сумею уклониться от такой несправедливости. Мы с женой спасёмся в Америку, будем там свободны и счастливы, и про нас больше не услышат». Настроения будущего императора изменились лишь после высылки Лагарпа из Петербурга.
Важно отметить и то, что контакты Лагарпа с Александром сохранялись и после его отъезда за границу. После воцарения Александра Лагарп предостерегал своего воспитанника от радикальных шагов: «Во имя Вашего народа, государь, сохраните в неприкосновенности возложенную на Вас власть, которой Вы желаете воспользоваться только для её величайшего блага. Не дайте себя сбить с пути из-за того отвращения, которое внушает Вам неограниченная власть. Имейте мужество сохранить её всецело и нераздельно до того момента, когда под Вашим руководством будут зав ершены необходимые работы и Вы сможете оставить за собой ровно столько власти, сколько необходимо для энергичного правительства».
Можно предложить учащимся прокомментировать и оценить эти слова Лагарпа.
Рассказ о политических взглядах молодого императора можно дополнить следующим отрывком из его письма Ф. Лагарпу от 27 сентября 1797 г.:
Мой отец, по вступлении на престол, захотел преобразовать всё решительно. Его первые шаги были блестящими, но последующие события не соответствовали им. Всё сразу перевёрнуто вверх дном, и потому беспорядок, господствовавший в делах и без того в слишком сильной степени, лишь увеличился ещё более. Военные почти всё своё время теряют исключительно на парадах. Во всём прочем решительно нет никакого строго определённого плана. Сегодня приказывают то, что через месяц будет уже отменено. Доводов никаких не допускается, разве уж тогда, когда всё зло свершилось. Наконец, чтоб сказать одним словом — благосостояние государства не играет никакой роли в управлении делами: существует только неограниченная власть, которая всё творит шиворот-навыворот. Невозможно перечислить все те безрассудства, которые совершались здесь… Моё несчастное Отечество находится в положении, не поддающемся описанию. Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены. Вот картина современной России, и судите по ней, насколько должно страдать моё сердце. Я сам, обязанный подчиняться всем мелочам военной службы, теряю всё своё время на выполнение обязанностей унтер-офицера, решительно не имея никакой возможности отдаться своим научным занятиям, составляющим моё любимое времяпрепровождение: я сделался теперь самым несчастным человеком. Если когда-нибудь придёт и мой черёд царствовать, то вместо добровольного изгнания себя я сделаю несравненно лучше, посвятив себя задаче даровать стране свободу и тем не допустить её сделаться в будущем игрушкой в руках каких-либо безумцев. Это заставило меня передумать о многом, и мне кажется, что это было бы лучшим образцом революции, так как она была бы произведена законной властью, которая перестала бы существовать, как только конституция была бы закончена и нация избрала бы своих представителей. Вот в чём заключается моя мысль. Я поделился ею с людьми просвещёнными, со своей стороны много думавшими об этом. Всего-навсего нас только четверо, а именно: Новосильцев, граф Строганов, молодой князь Чарторыйский — мой адъютант, выдающийся молодой человек, и я!
…Когда же придёт и мой черёд, тогда нужно будет стараться, само собой разумеется, постепенно образовать народное представительство, которое, должным образом руководимое, составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно прекратилась бы… Дай только Бог, чтобы мы могли когда-либо достигнуть нашей цели — даровать России свободу и предохранить её от поползновений деспотизма и тирании.
Для закрепления материала можно обсудить с учащимися вопрос: какие альтернативы стояли перед страной и императором в начале XIX в.?
б)Второй вопрос учитель объясняет сам, опираясь на материал учебника. Раскрывать содержание этого вопроса предпочтительно через характеристики входивших в состав Негласного комитета государственных деятелей.
Граф Павел Александрович Строганов (1772—1817) родился в Париже и был крестником будущего императора Павла I. В 1786 г. был зачислен адъютантом к князю
Г.А. Потёмкину. В 1787 г. вмест е со своим воспитателем Ш.Ж. Роммом (ставшим в годы Велик ой французской революции видным её деятелем, автором «республиканского календаря», одним из последних монтаньяров) отправился за границу и сам стал участником революционных событий. Он записался в основанный Роммом клуб «Друзья закона», позднее вступил в Якобинский клуб. Эта его деятельность не прошла незамеченной для Екатерины II: Павел Александрович был вызван в Россию и отправлен в ссылку в подмосковное село Братце во. Лишь после смерти императрицы и вступления на престол своего крёстного отца Павла I Строганов смог вернуться ко двору, где сблизился с цесаревичем Александром, стал его близким другом и доверенным лицом. Он сразу признал итоги переворота 11 марта 1801 г. В мае того же года он подал царю записку, в которой предлагал учредить Негласный комитет из числа сторонников государственных преобразований с целью предварительно обсуждения реформаторских законопроектов. Он стал не только инициатором создания Негласного комитета, но и самым активным его участником. Предлагал упразднить крепостничество, отстаивал французскую систему организации народного образования, при которой низшие учебные заведения носят общеобразовательный характер, а специальное образование приобретается в высших учебных заведениях. В 1802—1807 гг. был товарищем министра внутренних дел. Сенатор. Выполнял важные дипломатические пор учения царя. Однако после отказа Александра I от либерального курса в знак протеста отошёл от политической деятельности и по ступил на военную службу простым волонтёром (имея чин тайного советника, равный генеральскому званию). Принимал активное участие в русско-шведской войне 1808—1809 гг. и русско-турецкой войне 1806—1812 гг. В период Отечественной войны командовал сводной казачьей дивизией, участвовал в заграничном походе 1813—1814 гг., имел звание генерал-лейтенанта. После гибели в 1814 г. единственного сына Павел Александрович вышел отставку и вскоре умер.
Николай Николаевич Новосильцев (1761—1836) был племянником графа А. С. Строганова, в семье которого он жил и воспитывался. В детстве был записан в пажи. В 1783 г. поступил на военную службу в чине капитана. Отличился в войне со Швецией (1788—1790), обратив на себя внимание великого князя Александра. Участвовал в подавлении Польского восстания 1794 г. После смерти Екатерины II был вынужден уйти в отставку и покинуть Россию. В Лондоне он в течение четырёх лет слушал лекции в университете. После возвращения в Россию был одним из активных участников дворцового переворота 11 марта 1801 г., а вскоре стал и одним из самых авторитетных членов Негласного комитета. В частности, предложил идею реформирования коллегий в министерства. Выполнял также и ответственные дипломатические поручения. В 1813 г. был назначен вице-президентом временного совета Варшавского герцогства, а в 1815 г. — императорским делегатом при правительстве Царства Польского. Отличался антипольскими настроениями, выступал за отмену польской конституции 1815 г. В Петербург возвратился только в 1831 г., где стал членом Государственного совета, а в 1832 г. возглавил Государственный совет и Комитет министров, был пожалован титулом графа.
Князь Адам Адамович Чарторыйский (1770—1861) прожил долгую и сложную жизнь. Он был представителем одного из самых знатных и влиятельных польских родов. После третьего раздела Речи Посполитой был отозван в Петербург и поступил на службу при дворе. Здесь он вскоре сблизился с великим князем Александром. В 1799 г. был назначен посланником России в Сардинском королевстве. Лишь после переворота 1801 г. был возвращён императором Александром в Петербург, где стал вначале товарищем министра иностранных дел, а в 1804 г. — министром иностранных дел России. В 1805 г. выдвинул идею восстановления польского государства в границах 1772 г., связанного с Россией династической унией. Однако последовавшее сближение России с Пруссией показало несбыточность этих планов, после чего Чарторыйский вышел в отставку с поста министра. Он оставался сенат ором, членом Государственного совета, являлся попечителем Виленского учебного округа. С образованием в 1815 г. Царства Польского он вначале вошёл в состав временного правительства, но вскоре вышел в отставку. Выступал за присоединение к Царств у Польскому Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины. Во время Польского восстания 1830—1831 гг. занимал в созданном сеймом правительстве пост председателя и главы внешнеполитического ведомства. После подавления восстания эмигрировал в Париж, где провёл остаток жизни, возглавляя аристократический лагерь польской эмиграции.
Виктор Павлович Кочубей (1768—1834) был племянником светлейшего князя А.А. Безбородко, в доме которого воспитывался. Служил в русской миссии в Швеции, затем в Лондоне. С 1792 по 1797 г. состоял русским посланником в Турции. В 1798 г. назначен вице-канцлером Коллегии иностранных дел. После вступления на престол Александра I вошёл в состав Негласного комитета, где показал себя сторонником умеренных реформ. В 1801—1802 гг. возглавлял Коллегию иностранных дел. В 1802—1807 и 1819—1823 гг. возглавлял Министерство внутренних дел. В декабре 1826 г. возглавил учреждённый Николаем I Особый комитет для подготовки проектов государственных преобразований. В 1827 г. стал председателем Государственного совета и Комитета министров.
в)Третий вопрос учащиеся могут изучить самостоятельно, читая соответствующий раздел § 1 учебника и документ 2, помещённый в конце параграфа.
4.Закрепление изученного материала.
Для закрепления материала им предлагается выполнить задания 3 и 7 § 1 в рабочей тетради.
Для активации мыслительной деятельности учащихся можно задать следующие вопросы:
-Кому принадлежала вся законодательная власть в стране?
-Был ли в России выборный представительный орган?
-Какие выводы можно сделать о характере политического строя в России в начале 19 века?
3.Подведение итогов урока.
Закончите предложения:
-Я приобрел…
-Я научился…
-Я смог…
-Меня заинтересовало…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-Мне понравилось…
6.Домашнее задание: § 1 учебника и вопросы к нему; задания к документам, помещённым в конце параграфа. Выучить новые термины. Выполнить задания 1, 2 и 5 § 1 в рабочей тетради.