Изменения в культуре и быте первой четверти 18 века.
Тип урока. Изучение нового материала
Цель: сформировать представление учащихся о культуре данного периода
Задачи:
- Выделить новые признаки, появившиеся в русской культуре при Петре 1.
- Формирование у учащихся анализировать, делать выводы, сравнивать.
- Способствовать формированию у учащихся патриотических чувств.
Работа по теме.
Тема нашего урока Изменения в культуре и быте первой четверти 18 века.
О чем пойдет речь? – правильно – о культуре!
- Что такое культура?
Где мы можем посмотреть это слово – в словаре!
Давайте посмотрим!
Но речь пойдет не просто о культуре, а об ее изменениях.
Какова же цель нашего урока? – Выяснить, как же изменилась культура в данный период.
Сегодня мы выясним как же изменилась русская культура в период правления Петра Первого.
2. Раздача карточек – прогнозирование результата
1-й шаг | 2-й шаг | 3-й шаг |
5 | 5 | 5 |
4 | 4 | 4 |
3 | 3 | 3 |
2 | 2 | 2 |
Работа с карточками. Шаг 1. Отметь оценку, которую ты хотел получить бы сегодня на уроке.
3. Показ на слайде евро.
Ребята! Вы знаете, что это такое! – монета евро
А какие вы знаете слова, в которых употребляется это слово – рисуем цветок ассоциаций – евророзетка, евроремонт, евровидение, евроодежда, европейские авто. Эти вещи, о которых мы сейчас говорим хорошие? Если мы их переняли, наверное, хорошие. Если в этих словах есть слово евро – откуда же пришли к нам эти слова – из Европы.
4. Постановка проблемного вопроса.
П1 ребята поставил перед собой цель внести изменения в нашу культуру по европейскому образцу. Однажды он сказал своим сподвижникам: если вы меня поддержите, быть может мы еще доживем до того времени, когда догоним образованные страны”. Он имел в виду страны Европы.
Какую цель ставил царь? Значит, он хотел отказаться от российских традиций в пользу европейских.
Запись на доске (слева) «отказ от традиций в пользу европейской культуры».
В другой раз он говорит: “придет время, и Россия повернется к Европе спиной”
Значит П1 не считал европейскую культуру безусловным образцом для подражания.
Запись с правой стороны доски «самобытность России»
Высказывания П1 противоречивы. То он европейскую культуру ставит в пример, то не считает ее образцом для подражания.
- Так отказалась ли Россия при п1 от самобытной культуры ради Европейской?
- Вот это нам и предстоит выяснить.
Рисуем на доске вопрос (посередине)
5. Образование. Рассказ учителя о просвещении. Слайды
Система профессионального образования:
Неграмотные дворяне не имели разрешение на заключение брака. Дворянских детей отправляли учиться за границу, так как система образования в России XVII века не могла обеспечить страну специалистами.
-Цифирные школы
-Гарнизонные школы
-Школа математических и навигационных наук
-Морская академия
-Горные училища
Цель: подготовка специалистов.
Выпуск переводных и отечественных учебников
Введение гражданского алфавита в 1710 году («буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды»)
Открытие новых типографий
Издание первой печатной газеты «Ведомости» - 1703. с каким событием связана эта дата?
Кунсткамера-помещение для редкостей - 1714
Военно-морской и Артиллерийский музеи - 1714
Научная библиотека - 1714
6. Наука. При П1 сложились предпосылки для становления и развития российской науки. Направления и достижения науки вы рассмотрите сами, собирая пазлы
Работают самостоятельно
Заложение основ отечественной медицины | основан аптекарский огород, открытие I госпиталя и врачебной школы, I отечественные хирургические инструменты |
Организация государственной горно-разведочной службы | открытие месторождений каменного угля медных руд, открытие минеральных лечебных вод |
Развитие географии | издание карты Каспийского моря, организация Навигацкой школы, создание I обсерватории, составление I карты звёздного неба, ведение регулярных метеорологических наблюдений |
Изобретения | Строительство токарных станков и I русской подводной лодки |
Слайд – вот так выглядела 1-я в России подводная лодка механика Никонова.
7. Архитектура Петровского времени представлена прежде всего строительством Санкт-Петербурга., для которого были приглашены зарубежные специалисты Леблон, Трезини, Растрелли, но участвовали в работе и русские архитекторы – Коробов, Земцов. Важнейшими памятниками архитектуры этого времени стали
8. Музыка
Петровская Эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно ограничивается в основном простейшими жанрами прикладной музыки - военной, застольной, танцевальной.
На улицах новой столицы - Петербурга - играют военные оркестры; во дворце устраиваются ассамблеи с танцами; музыка звучит и на торжественных празднествах, и на военном параде, и на театральных подмостках. Строительство нового "государства Российского" настойчиво требовало новых, особых, специфических форм музицирования.
Новая функция музыкального искусства особенно полно проявилась в жанрах парадной, торжественной музыки.
Слушание музыки.
9. Какие перемены произошли в быту? Работа по тексту
Обязательное ношение европейской одежды (камзолы, чулки, башмаки, галстуки, шляпы).
Штраф или ссылка за ношение бороды.
Новое летоисчисление от Рождества Христова, празднование Нового года -
1 января
На Новый Год народ стал украшать дома еловыми ветками.
Новые формы общения и развлечений.
Введение ассамблей (собрание-бал), устраиваемых в домах знати.
Ведение правил хорошего тона (этикета) «Юности честного зерцало».
10. А какое отношение этот рисунок имеет к переменам в быту (слайд «Елка»).
11. Послушайте текст. «никого не предупредив о своем приезде, Петр появился в Москве (25 августа 1698 г.). Весть о прибытии царя разнеслась лишь на следующий день (Откуда приехал царь?), и бояре поспешили в Преображенское, чтобы приветствовать его с благополучным возвращением. Царь обошелся с поздравителями самым непредвиденным способом: велел подать ножницы и стал отрезать бороды у бояр...
В феврале 1699 года состоялось шуточное освящение только что построенного дворца для фаворита царя Лефорта. Гости прибыли на пир бритыми, но в традиционной русской одежде – долгополом и широкорукавном платье. Царь к этой одежде питал неприязнь, считая, что она стесняла движения и мешала работе.
Что сделал царь?
На пиру царь действовал уже испытанным способом: он взял ножницы и стал укорачивать платье и рукава.
(Карнович Исторические рассказы)
12. Черный ящик
1. Это появилось в Южной Америке
2. В Европу это было завезено после открытия Колумбом Америки
3. В Россию это привез П1 из Голландии
13. Работа по тексту. Итак, мы познакомились с новшествами в культуре, которые П1 заимствовал в Европе. Но какие же признаки прежней самобытной русской культуры сохранились?
Прочитайте текст «Повседневная жизнь российского общества в 18 веке»
Русская крестьянская семья руководствовалась в повседневной жизни, как и прежде русскими обычаями. Главными ценностями по-прежнему оставались семья, праведность поведения. Обучение и воспитание крестьянских детей происходило в семье.
Бедное население не только деревни, но и города проживало в деревянных рубленых избах, которые отапливались по-черному, без дымохода.
Какие же признаки прежней самобытной русской культуры сохранились?
14. Так как же мы ответим на вопрос начала урока – внимание на доску
Учащиеся делают вывод.
15. Шаг 2. Отметь на листе ту оценку, которую, как ты думаешь, ты заслужил на уроке.
16.А сейчас проверим ваши знания – «крестики-нолики» (крестик – да; нолик – нет)
Царь запрещал жениться детям дворянам без документа об образовании к
Кунсткамера – это библиотека? Н
В строительстве Санкт-Петербурга участвовали только зарубежные архитекторы ? н
Петр 1 велел всем отращивать бороды?? Н
Газета «Ведомости» начала выходить с 1721 года? Н
Поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте. Вот, что должно у вас получиться. (слайд)
17. Шаг 3. Поставьте себе оценку. Если ваши оценки не совпали с оценками в первой колонке – почему так произошло?
Заключение.
С момента преобразования петровских преобразований прошло уже около трёхсот лет. Я хочу, чтобы дома вы поразмышляли над вопросом – стало ли наше государство европейским или что-то осталось у нас от самобытной культуры.
Д/з: Оформите свои ответы в виде листочков и украсьте ими «Дерево знаний».
Приложение
1-й шаг | 2-й шаг | 3-й шаг |
5 | 5 | 5 |
4 | 4 | 4 |
3 | 3 | 3 |
2 | 2 | 2 |
Заложение основ отечественной медицины | основан аптекарский огород, открытие I госпиталя и врачебной школы, I отечественные хирургические инструменты |
Организация государственной горно-разведочной службы | открытие месторождений каменного угля медных руд, открытие минеральных лечебных вод |
Развитие географии | издание карты Каспийского моря, организация Навигацкой школы, создание I обсерватории, составление I карты звёздного неба, ведение регулярных метеорологических наблюдений |
Изобретения | Строительство токарных станков и I русской подводной лодки |
Какие перемены произошли в быту?
Обязательное ношение европейской одежды (камзолы, чулки, башмаки, галстуки, шляпы).
Штраф или ссылка за ношение бороды.
Новое летоисчисление от Рождества Христова, празднование Нового года - 1 января
На Новый Год народ стал украшать дома еловыми ветками.
Новые формы общения и развлечений.
Введение ассамблей (собрание-бал), устраиваемых в домах знати.
Ведение правил хорошего тона (этикета) «Юности честного зерцало».
Прочитайте текст
«Повседневная жизнь российского общества в 18 веке»
Русская крестьянская семья руководствовалась в повседневной жизни, как и прежде русскими обычаями. Главными ценностями по-прежнему оставались семья, праведность поведения. Обучение и воспитание крестьянских детей происходило в семье.
Бедное население не только деревни, но и города проживало в деревянных рубленых избах, которые отапливались по-черному, без дымохода.
Какие же признаки прежней самобытной русской культуры сохранились?
7