kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Культура и быт при Петре Первом".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменения в культуре и быте первой четверти 18 века.

Цель: Сформировать представление учащихся о культуре данного периода

Задачи: - Выделить новые признаки, появившиеся в русской культуре при Петре 1.

- Формирование у учащихся анализировать, делать выводы, сравнивать.

- Способствовать формированию у учащихся патриотических чувств.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изменения в культуре и быте первой четверти 18 века.»

Изменения в культуре и быте первой четверти 18 века.


Тип урока. Изучение нового материала


Цель: сформировать представление учащихся о культуре данного периода


Задачи:

- Выделить новые признаки, появившиеся в русской культуре при Петре 1.

- Формирование у учащихся анализировать, делать выводы, сравнивать.

- Способствовать формированию у учащихся патриотических чувств.


  1. Работа по теме.

Тема нашего урока Изменения в культуре и быте первой четверти 18 века.

О чем пойдет речь? – правильно – о культуре!

- Что такое культура?

Где мы можем посмотреть это слово – в словаре!

Давайте посмотрим!

Но речь пойдет не просто о культуре, а об ее изменениях.

Какова же цель нашего урока? – Выяснить, как же изменилась культура в данный период.

Сегодня мы выясним как же изменилась русская культура в период правления Петра Первого.


2. Раздача карточек – прогнозирование результата


1-й шаг

2-й шаг

3-й шаг

5

5

5

4

4

4

3

3

3

2

2

2

Работа с карточками. Шаг 1. Отметь оценку, которую ты хотел получить бы сегодня на уроке.


3. Показ на слайде евро.

Ребята! Вы знаете, что это такое! – монета евро

А какие вы знаете слова, в которых употребляется это слово – рисуем цветок ассоциаций – евророзетка, евроремонт, евровидение, евроодежда, европейские авто. Эти вещи, о которых мы сейчас говорим хорошие? Если мы их переняли, наверное, хорошие. Если в этих словах есть слово евро – откуда же пришли к нам эти слова – из Европы.


4. Постановка проблемного вопроса.

П1 ребята поставил перед собой цель внести изменения в нашу культуру по европейскому образцу. Однажды он сказал своим сподвижникам: если вы меня поддержите, быть может мы еще доживем до того времени, когда догоним образованные страны”. Он имел в виду страны Европы.

Какую цель ставил царь? Значит, он хотел отказаться от российских традиций в пользу европейских.

Запись на доске (слева) «отказ от традиций в пользу европейской культуры».


В другой раз он говорит: “придет время, и Россия повернется к Европе спиной”

Значит П1 не считал европейскую культуру безусловным образцом для подражания.

Запись с правой стороны доски «самобытность России»

Высказывания П1 противоречивы. То он европейскую культуру ставит в пример, то не считает ее образцом для подражания.


- Так отказалась ли Россия при п1 от самобытной культуры ради Европейской?

- Вот это нам и предстоит выяснить.

Рисуем на доске вопрос (посередине)


5. Образование. Рассказ учителя о просвещении. Слайды

  • При Петре I начала формироваться государственная политика в области образования.

Система профессионального образования:

  • Только для детей дворян

Неграмотные дворяне не имели разрешение на заключение брака. Дворянских детей отправляли учиться за границу, так как система образования в России XVII века не могла обеспечить страну специалистами.

  • Создание сети казенных общеобразовательных и специальных учебных заведений:

-Цифирные школы

-Гарнизонные школы

-Школа математических и навигационных наук

-Морская академия

-Горные училища

Цель: подготовка специалистов.

  • Выпуск переводных и отечественных учебников

  • Введение гражданского алфавита в 1710 году («буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды»)

  • Открытие новых типографий

  • Издание первой печатной газеты «Ведомости» - 1703. с каким событием связана эта дата?

  • Кунсткамера-помещение для редкостей - 1714

  • Военно-морской и Артиллерийский музеи - 1714

  • Научная библиотека - 1714


6. Наука. При П1 сложились предпосылки для становления и развития российской науки. Направления и достижения науки вы рассмотрите сами, собирая пазлы

Работают самостоятельно

Заложение основ отечественной медицины

основан аптекарский огород, открытие I госпиталя и врачебной школы, I отечественные хирургические инструменты

Организация государственной горно-разведочной службы

открытие месторождений каменного угля медных руд, открытие минеральных лечебных вод

Развитие географии

издание карты Каспийского моря, организация Навигацкой школы, создание I обсерватории, составление I карты звёздного неба, ведение регулярных метеорологических наблюдений

Изобретения

Строительство токарных станков и I русской подводной лодки

Слайд – вот так выглядела 1-я в России подводная лодка механика Никонова.


7. Архитектура Петровского времени представлена прежде всего строительством Санкт-Петербурга., для которого были приглашены зарубежные специалисты Леблон, Трезини, Растрелли, но участвовали в работе и русские архитекторы – Коробов, Земцов. Важнейшими памятниками архитектуры этого времени стали

  • Петропавловский собор

  • Петропавловская крепость

  • Здание Двенадцати коллегий

  • Меншиковский дворец

  • Меншикова башня

  • Сооружение императорского дворцового ансамбля в Петергофе


8. Музыка

Петровская Эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно ограничивается в основном простейшими жанрами прикладной музыки - военной, застольной, танцевальной.

На улицах новой столицы - Петербурга - играют военные оркестры; во дворце устраиваются ассамблеи с танцами; музыка звучит и на торжественных празднествах, и на военном параде, и на театральных подмостках. Строительство нового "государства Российского" настойчиво требовало новых, особых, специфических форм музицирования.

Новая функция музыкального искусства особенно полно проявилась в жанрах парадной, торжественной музыки.

Слушание музыки.


9. Какие перемены произошли в быту? Работа по тексту

  • Обязательное ношение европейской одежды (камзолы, чулки, башмаки, галстуки, шляпы).

  • Штраф или ссылка за ношение бороды.

  • Новое летоисчисление от Рождества Христова, празднование Нового года -

1 января

  • На Новый Год народ стал украшать дома еловыми ветками.

  • Новые формы общения и развлечений.

  • Введение ассамблей (собрание-бал), устраиваемых в домах знати.

  • Ведение правил хорошего тона (этикета) «Юности честного зерцало».


10. А какое отношение этот рисунок имеет к переменам в быту (слайд «Елка»).


11. Послушайте текст. «никого не предупредив о своем приезде, Петр появился в Москве (25 августа 1698 г.). Весть о прибытии царя разнеслась лишь на следующий день (Откуда приехал царь?), и бояре поспешили в Преображенское, чтобы приветствовать его с благополучным возвращением. Царь обошелся с поздравителями самым непредвиденным способом: велел подать ножницы и стал отрезать бороды у бояр...

В феврале 1699 года состоялось шуточное освящение только что построенного дворца для фаворита царя Лефорта. Гости прибыли на пир бритыми, но в традиционной русской одежде – долгополом и широкорукавном платье. Царь к этой одежде питал неприязнь, считая, что она стесняла движения и мешала работе.

Что сделал царь?

На пиру царь действовал уже испытанным способом: он взял ножницы и стал укорачивать платье и рукава.

(Карнович Исторические рассказы)


12. Черный ящик

1. Это появилось в Южной Америке

2. В Европу это было завезено после открытия Колумбом Америки

3. В Россию это привез П1 из Голландии


13. Работа по тексту. Итак, мы познакомились с новшествами в культуре, которые П1 заимствовал в Европе. Но какие же признаки прежней самобытной русской культуры сохранились?

Прочитайте текст «Повседневная жизнь российского общества в 18 веке»

Русская крестьянская семья руководствовалась в повседневной жизни, как и прежде русскими обычаями. Главными ценностями по-прежнему оставались семья, праведность поведения. Обучение и воспитание крестьянских детей происходило в семье.

Бедное население не только деревни, но и города проживало в деревянных рубленых избах, которые отапливались по-черному, без дымохода.

Какие же признаки прежней самобытной русской культуры сохранились?


14. Так как же мы ответим на вопрос начала урока – внимание на доску

Учащиеся делают вывод.


15. Шаг 2. Отметь на листе ту оценку, которую, как ты думаешь, ты заслужил на уроке.


16.А сейчас проверим ваши знания – «крестики-нолики» (крестик – да; нолик – нет)

Царь запрещал жениться детям дворянам без документа об образовании к

Кунсткамера – это библиотека? Н

В строительстве Санкт-Петербурга участвовали только зарубежные архитекторы ? н

Петр 1 велел всем отращивать бороды?? Н

  • Петропавловский собор

  • Петропавловская крепость находятся в Санкт -Петербурге? К

Газета «Ведомости» начала выходить с 1721 года? Н


Поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте. Вот, что должно у вас получиться. (слайд)


17. Шаг 3. Поставьте себе оценку. Если ваши оценки не совпали с оценками в первой колонке – почему так произошло?


Заключение.

С момента преобразования петровских преобразований прошло уже около трёхсот лет. Я хочу, чтобы дома вы поразмышляли над вопросом – стало ли наше государство европейским или что-то осталось у нас от самобытной культуры.

Д/з: Оформите свои ответы в виде листочков и украсьте ими «Дерево знаний».
















Приложение


1-й шаг

2-й шаг

3-й шаг

5

5

5

4

4

4

3

3

3

2

2

2


Заложение основ отечественной медицины

основан аптекарский огород, открытие

I госпиталя и врачебной школы, I отечественные хирургические инструменты

Организация государственной горно-разведочной службы

открытие месторождений каменного угля медных руд, открытие минеральных лечебных вод

Развитие географии

издание карты Каспийского моря, организация Навигацкой школы, создание I обсерватории, составление I карты звёздного неба, ведение регулярных метеорологических наблюдений

Изобретения

Строительство токарных станков и

I русской подводной лодки






Какие перемены произошли в быту?

  • Обязательное ношение европейской одежды (камзолы, чулки, башмаки, галстуки, шляпы).

  • Штраф или ссылка за ношение бороды.

  • Новое летоисчисление от Рождества Христова, празднование Нового года - 1 января

  • На Новый Год народ стал украшать дома еловыми ветками.

  • Новые формы общения и развлечений.

  • Введение ассамблей (собрание-бал), устраиваемых в домах знати.

  • Ведение правил хорошего тона (этикета) «Юности честного зерцало».







Прочитайте текст

«Повседневная жизнь российского общества в 18 веке»

Русская крестьянская семья руководствовалась в повседневной жизни, как и прежде русскими обычаями. Главными ценностями по-прежнему оставались семья, праведность поведения. Обучение и воспитание крестьянских детей происходило в семье.

Бедное население не только деревни, но и города проживало в деревянных рубленых избах, которые отапливались по-черному, без дымохода.

Какие же признаки прежней самобытной русской культуры сохранились?











7



Просмотр содержимого презентации
«Изменения в культуре и быте первой четверти 18 века.»

Изменения  в культуре и быте первой четверти  18 века.

Изменения в культуре и быте первой четверти 18 века.

«Если вы меня поддержите, быть может мы еще доживем до того времени, когда догоним образованные страны”.
  • «Если вы меня поддержите, быть может мы еще доживем до того времени, когда догоним образованные страны”.
“ Придет время, и Россия повернется к Европе спиной”
  • “ Придет время, и Россия повернется к Европе спиной”
Гражданская азбука при Петре I

Гражданская азбука при Петре I

Лист из I печатной газеты «Ведомости»

Лист из I печатной газеты «Ведомости»

Здание Кунсткамеры в Петербурге

Здание Кунсткамеры в Петербурге

Изобретения  Строительство токарных станков и I русской подводной лодки  Подводная лодка Никонова

Изобретения

Строительство токарных станков и I русской подводной лодки

Подводная лодка Никонова

Петропавловский собор

Петропавловский собор

Петропавловская крепость

Петропавловская крепость

Здание Двенадцати коллегий

Здание Двенадцати коллегий

Меншиковский дворец

Меншиковский дворец

Меншикова башня

Меншикова башня

Сооружение императорского дворцового ансамбля в Петегорфе

Сооружение императорского дворцового ансамбля в Петегорфе

?

?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока "Культура и быт при Петре Первом".

Автор: Белоглазова Оксана Вячеславовна

Дата: 22.01.2017

Номер свидетельства: 382523

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока по теме: "Обобщение знания учащихся по теме" Россия в XIX веке."" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-tiemie-obobshchieniie-znaniia-uchashchikhsia-po-tiemie-rossiia-v-xix-viekie"
    ["file_id"] => string(6) "224040"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438351205"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "конспект урока на тему Технология приготовления блюд из отварных овощей. Приготовление картофельного пюре."
    ["seo_title"] => string(126) "konspiekt-uroka-na-tiemu-tiekhnologhiia-prighotovlieniia-bliud-iz-otvarnykh-ovoshchiei-prighotovlieniie-kartofiel-nogho-piurie"
    ["file_id"] => string(6) "309754"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458849742"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока "Любовь матери" (по легенде Сухомлинского) "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-liubov-matieri-po-lieghiendie-sukhomlinskogho"
    ["file_id"] => string(6) "146867"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419267935"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по геометрии на тему: "Цилиндр" 9 класс"
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekturokapoghieomietriinatiemutsilindr9klass"
    ["file_id"] => string(6) "303819"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457608034"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Конспект урока русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные. Прописная буква в собственных наименованиях." "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imiena-sushchiestvitiel-nyie-sobstviennyie-i-naritsatiel-nyie-propisnaia-bukva-v-sobstviennykh-naimienovaniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "148126"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419589983"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства