kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории Казахстана 9 класс "Индустриализация в Казахстане"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан в соотвествии с учебной программой для учащихся 9 класса. Соотвествует возрастным особенностям детей, при разработке данного урока были использованы идеи семи модулей. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории Казахстана 9 класс "Индустриализация в Казахстане"»

9 класс

История Казахстана

Тема: Индустриализация в Казахстане

Цели урока:

  • Формирование знаний и умений учащихся об индустриализации Казахстана, ее причинах, ходе и результатах.

Задачи:

  • образовательная: рассмотреть курс на индустриализацию, причины, трудности перехода к промышленному развитию страны, показать роль Казахстана как сырьевого придатка СССР, охарактеризовать основные объекты индустриализации, её успехи;

  • развивающая: продолжить отрабатывать навыки индивидуальной работы с учебником, создание условий для развития умений доказательно излагать материал, выявлять причинно-следственные связи;

  • воспитательная: продолжить формирование чувства патриотизма, интереса к историческому прошлому человечества, уважения к представителям различных этнических групп, воспитание толерантности и гуманности.

  • Методы: словесный, репродуктивный, наглядный.

Средства и оборудование:

Тип урока: комбинированный. 
Литература: учебник, дополнительная информация из сборника по подготовке к итоговой аттестации

Оборудование: карта индустриализация в Казахстане, интерактивная доска

Межпредметные связи: география, всемирная история


Опорные знания:

Даты и события:

1925 г. – курс на Индустриализацию

1927 – 1930 гг. – «Турксиб»

1928-1932 гг. – первая пятилетка

1930 г. – 6 Краевая партийная конференция

Личности: Ф.И. Голощекин, И.В.Сталин, С.Садвакасов, И.М.Губкин, Н.С.Курнаков, К.И.Сатраев, Т.Кузембаев, А.Г.Стаханов.

Понятия: «индустриализация», «Малый Октябрь», «Советизация», сырьевой придаток, угроза империализма.


Ход урока

1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

На фигурке «Человечек» отметить свое настроение на начало урока.

Прием «Я разведчик»: Я рад видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю»!

Выход на тему урока: Где логика? Показать учащимся четыре картинки, связанных с индустриализацией.

2. Актуализация знаний учащихся

Прием «Чистая доска»

На карточках написаны даты, учащиеся называют дату, тем самым освобождая на доске место.

1905-1907гг., 9 января 1905г, 1914-1918гг, 1916г, 1907г, 1911-1915гг, 1917г, 1919г, 1918-1920гг, 1918-1921гг, 1921-1925гг, 1924г, 1921г.


3.Изучение нового материла

Вызов- слайд №1,2,3


Слово учителя: характеристика

1. Процесс индустриализации в более широком смысле, как «Подведение базы современной техники под промышленность, транспорт, сельское хозяйство», в Казахстане начался несколько позже, чем в других районах страны, и по времени совпал с первой пятилеткой развития народного хозяйства СССР (1928-1932), но проходил он в более сложных условиях.

2. В годы НЭПа восстановление промышленности не было завершено. Промышленное производство в целом достигло только 61% довоенного уровня.

3. Низкий уровень промышленного развития республики объяснялся также тем, что ее недра еще не были изучены.

4. Слабо были развиты средства связи и транспорт.

5. Рабочий класс был малочисленным, национальной инженерно-технической интеллигенции не было.

Cамостоятельная работа с дополнительной информацией (работа в парах)


«Индустриализация оправдана» (1927-1941)

Индустриализация - это создание и развитие тяжелой промышленности.



Выводы комиссии РСФСР о состоянии экономики КАССР.

1. Об экономике края.

Общая площадь, занимаемая Казахстаном, равняется 2 960 000 кв. км или 15% все территории РСФСР. Общее количество населения … определяется в 6 504 880 человек. Из них городского населения 8%, сельского – 92%.

Промышленность и сельское хозяй2ство сосредоточены в основном на окраинах, преимущественно на Севере и Юго-востоке, а огромная площадь Казахстана… покрыта песчаными пустынями, где невозможна никакая жизнь – кроме кочевой.

На территории Казахстана много полезных ископаемых (нефть, серебро-свинцовые, медные руды). Несмотря на наличие большого минерального богатства, добывающая промышленность развита слабо.

Пути сообщения в Казахстане почти отсутствуют. Длина железнодорожной линии, проходящей по территории Казахстана, равна 1 700 км. Устроенных грунтовых шоссейных дорог крайне мало.


2. Причины

  1. Ликвидация диспропорции в развитии промышленности центра и окраин СССР.

  2. Преодоление технико-экономической отсталости края.

  3. Восстановление промышленности.

  4. Необходимость в обеспечении, определении новых источников сырья для развития центральных промышленных районов.

  5. Идея «Малого Октября» Ф.И.Голощекина.


3. Задачи индустриализации в Казахстане:

  • Преодоление технико-экономическую отсталость;

  • Развитие ведущих отраслей тяжелой промышленности, прежде всего машиностроения;

  • Развитие всех отраслей тяжелой промышленности, опирающихся на использование местных промышленных ресурсов;

  • Сооружение железных дорог и линий связи;

  • Формирование рабочего класса и кадров производственно-технической интеллигенции путем широкого привлечения представителей коренного населения.

4. Начало индустриализации 

Ставка была сделана на разработку богатейших недр Казахстана, на развитие добывающих отраслей – цветной металлургии, угольной и нефтяной промышленности.

В конце 1920 – начале 1930-х гг. практически вся территория Казахстана была охвачена экспедициями по изучению его природных ресурсов. В 1928-1929 гг. в республике работало 50 геологических партий, в 1931 г. – более 140.

Экспедиция академика И. М. Губкина изучала Урало-Эмбенский нефтяной район и определила, что это месторождение – одна из богатейших нефтяных областей страны.

Экспедиция академика Н. С. Курнакова изучала минерально-сырьевые ресурсы Центрального Казахстана и пришла к выводу, что Казахстан является “сплошной металлогенической провинцией Советского Союза”.

Экспедиция инженера-геолога К. И. Сатпаева произвела тщательную разведку месторождений меди в районе Джезказгана и доказала перспективность этого региона.

Опережающее задание:

Сообщение учащихся: Биография К. Сатпаева


5. Ведущие индустриальные объекты Казахстана 

Используя карту, определите, какие крупные предприятия были построены в Казахстане в годы индустриализации.

Крупными стройками индустриализации стали: Чимкентский свинцовый завод, Балхашский медеплавильный и Ачисайский полиметаллический комбинаты, началось строительство Текелийского полиметаллического и Джезказганского медеплавильного комбинатов, Усть-Каменогорского свинцово-цинкового завода. Это были крупнейшие предприятия цветной металлургии не только в Казахстане, но и в СССР.

Химическая промышленность Казахстана получила развитие со строительством предприятий в Чимкенте, Актюбинске и других регионах. Увеличилось производство электроэнергии: Карагандинская ЦЭС, Ульбинская ГЭС, ТЭЦ Балхашского медеплавильного комбината были ударными стройками того времени. Развивался Эмбенский нефтяной район. Были расширены старые промыслы: Косшагыл, Макат; разработаны новые месторождения: Кульсары, Сагыз. Казахстан вышел на второе место в Союзе по производству цветных металлов, на третье – по добыче нефти, Караганда стала третьей угольной базой страны.

В предвоенные годы сложился сырьевой регион Центрального Казахстана, который снабжал рудой, металлом, углем предприятия Южного Урала Рудный Алтай стыковался с индустриальным комплексом Сибири. Треугольник Урал-Сибирь-Казахстан занимал ведущее положение в СССР по производству цинка, меди, свинца и других стратегических металлов

В годы индустриализации были построены крупные предприятия пищевой промышленности: Семипалатинский мясокомбинат, Гурьевский рыбоконсервный завод, Алма-Атинский плодоконсервный завод, сахарные заводы в Джамбуле, Мерке, Талды-Кургане.

  1. Особенности индустриализации в Казахстане

Индустриализация осуществлялась сверху, командными, административными методами, директивным планированием, безусловным подчинением центру. Развертывание лагерей, разрушение векового уклада жизни кочевников, обнищание и голод казахских шаруа, громадное напряжение сил народа – все это стало типичными признаками индустриализации страны.

Ударными темпами осваивались источники сырья, заводы и фабрики не выпускали конечную продукцию. Преимущественное развитие получили отрасли добывающей и химической промышленности. Предприятия машиностроения, металлургии, оборонной промышленности отсутствовали.

Квалифицированные кадры рабочих, инженерно-технические работники завозились извне, преимущественно из РСФСР, Украины.

Усиленно шел процесс урбанизации. Выросли десятки новых городов и поселков городского типа. Если в 1926 г. в Казахстане было 44 города и поселка городского типа, то в 1939 г. стало 81. Накануне индустриализации городское население составляло всего 8,6 % населения края. К концу 30-х гг. оно достигло 29,8 %. Изменился удельный вес казахов в составе рабочего класса. Если в 1928 г. он составлял 19,8 %, то в 1935 г. – 43 %.

Успехи индустриализации в центре дали возможность форсировать процесс втягивания в орбиту индустриального прогресса бывшие аграрные окраины. Процесс этот получил форму шефского движения развитых районов над национальными регионами.

Первыми шефство над промышленностью Казахстана взяли рабочие Москвы и Московской области. При Московском Совете народного хозяйства был создан “штаб по техническому и экономическому шефству над промышленностью Казахской АССР”. На строительство Балхашского медеплавильного комбината в Казахстане прибыл весь выпуск Московского строительного техникума, а также 750 специалистов и рабочих-метростроевцев.

Над Карагандой взяли шефство шахтеры Донбасса. Огромную помощь в подготовке кадров оказал индустриальный Урал.

Главный вывод: В исторически короткие сроки в условиях тоталитарного режима, голода и нищеты, насилия и беззакония, рабочий класс своим героическим трудом создавал огромные материальные ценности, промышленный потенциал. Выросли многонациональные коллективы, крепло братство людей труда. Упрочились экономические связи Казахстана с другими индустриальными регионами страны.

Закрепление материала

ТЕСТ «Индустриализация»

Один правильный ответ (оценивается в 1 балл)

1.Накануне индустриализации в экономике Казахстана преобладало:

А) Легкая промышленность. В) Станкостроение. С) Химическая промышленность.

D) Сельское хозяйство. Е) Автомобилестроение.

{Правильный ответ}=D

2. В ходе осуществления индустриализации Казахстана была построена железная дорога:

А) Оренбург-Ташкент. В) Моинты-Чу. С) Транссиб.D) Уральская дорога. Е) Турксиб.

{Правильный ответ}=Е

3. Одна из особенностей индустриализации в Казахстане:

А) Развитие машиностроения. В) Опережающий рост энергетической базы.

С) Создание авиационной промышленности.

D) Преобладание казахов в составе рабочего класса.

Е) Преимущественное развитие добывающей промышленности.

{Правильный ответ}=Е

4. В годы индустриализации «вторым Баку» являлась новая нефтяная база создаваемая в районе:

А) Рудный Алтай. В) Северный Казахстан. С) Между Волгой и Уралом.

D) Семиречье. Е) Между Чу и Таласом.

{Правильный ответ}=С

5. В период индустриализации усиленно шел процесс:

А) Приватизация мелких и средних предприятий. В) Использование наемных рабочих.

С) Создание совместных предприятий. D) Урбанизация.

Е) Введение частной собственности на землю.

Несколько правильных ответов (оценивается в 2 балла)

6. Что относится к индустриализации

А) Турксиб. В) НЭП С) Урбанизация Д) 14 съезд Е) сельское хозяйство F) строительство крепостей

7. Назовите ученых, которые в годы индустриализации занимались изучением естественных ресурсов

А) Голощекин В) Курнаков С) Сталин Д) Ленин Е) Сатпаев F) Губкин

Подведение итогов урока:

Синквейн к слову «Индустриализация»

самооценивание и суммативное оценивание

Д/з: параграф 14

Написать эссе «Мое отношение к индустриализации в Казахстане»

Рефлексия и обратная связь

На человечке-написать обратную связь учителю.


Мое настроение на начало урока

Мое настроение в конце урока

ИТОГИ УРОКА



  1. Интересно

  2. Сложно

  3. Скучно

  4. Все понятно

  5. Я справился (справилась)

  6. Надо все учить




























Костанайская область

Узункольский район

КГУ «Троебратская средняя школа»









открытый урок


история Казахстана

9 класс

Тема: Индустриализация в Казахстане

(в рамках празднования 25-летия

Независимости Республики Казахстан)



Подготовил и провел: учитель истории,

сертифицированный учитель

второго(основного) уровня Демченко К.В.



12.12.2016 г.

























Мое настроение на начало урока

Мое настроение в конце урока

ИТОГИ УРОКА



  1. Интересно

  2. Сложно

  3. Скучно

  4. Все понятно

  5. Я справился (справилась)

  6. Надо все учить



Мое настроение на начало урока

Мое настроение в конце урока

ИТОГИ УРОКА



  1. Интересно

  2. Сложно

  3. Скучно

  4. Все понятно

  5. Я справился (справилась)

  6. Надо все учить


Мое настроение на начало урока

Мое настроение в конце урока

ИТОГИ УРОКА



  1. Интересно

  2. Сложно

  3. Скучно

  4. Все понятно

  5. Я справился (справилась)

  6. Надо все учить


Мое настроение на начало урока

Мое настроение в конце урока

ИТОГИ УРОКА



  1. Интересно

  2. Сложно

  3. Скучно

  4. Все понятно

  5. Я справился (справилась)

  6. Надо все учить


Мое настроение на начало урока

Мое настроение в конце урока

ИТОГИ УРОКА



  1. Интересно

  2. Сложно

  3. Скучно

  4. Все понятно

  5. Я справился (справилась)

  6. Надо все учить


Мое настроение на начало урока

Мое настроение в конце урока

ИТОГИ УРОКА



  1. Интересно

  2. Сложно

  3. Скучно

  4. Все понятно

  5. Я справился (справилась)

  6. Надо все учить





Выводы комиссии РСФСР о состоянии экономики КАССР.

1. Об экономике края.

Общая площадь, занимаемая Казахстаном, равняется 2 960 000 кв. км или 15% все территории РСФСР. Общее количество населения … определяется в 6 504 880 человек. Из них городского населения 8%, сельского – 92%.

Промышленность и сельское хозяйство сосредоточены в основном на окраинах, преимущественно на Севере и Юго-востоке, а огромная площадь Казахстана… покрыта песчаными пустынями, где невозможна никакая жизнь – кроме кочевой.

На территории Казахстана много полезных ископаемых (нефть, серебро-свинцовые, медные руды). Несмотря на наличие большого минерального богатства, добывающая промышленность развита слабо.

Пути сообщения в Казахстане почти отсутствуют. Длина железнодорожной линии, проходящей по территории Казахстана, равна 1 700 км. Устроенных грунтовых шоссейных дорог крайне мало.


2. Причины

  1. Ликвидация диспропорции в развитии промышленности центра и окраин СССР.

  2. Преодоление технико-экономической отсталости края.

  3. Восстановление промышленности.

  4. Необходимость в обеспечении, определении новых источников сырья для развития центральных промышленных районов.

  5. Идея «Малого Октября» Ф.И.Голощекина.


3. Задачи индустриализации в Казахстане:

  • Преодоление технико-экономическую отсталость;

  • Развитие ведущих отраслей тяжелой промышленности, прежде всего машиностроения;

  • Развитие всех отраслей тяжелой промышленности, опирающихся на использование местных промышленных ресурсов;

  • Сооружение железных дорог и линий связи;

  • Формирование рабочего класса и кадров производственно-технической интеллигенции путем широкого привлечения представителей коренного населения.

4. Начало индустриализации 

Ставка была сделана на разработку богатейших недр Казахстана, на развитие добывающих отраслей – цветной металлургии, угольной и нефтяной промышленности.

В конце 1920 – начале 1930-х гг. практически вся территория Казахстана была охвачена экспедициями по изучению его природных ресурсов. В 1928-1929 гг. в республике работало 50 геологических партий, в 1931 г. – более 140.

Экспедиция академика И. М. Губкина изучала Урало-Эмбенский нефтяной район и определила, что это месторождение – одна из богатейших нефтяных областей страны.

Экспедиция академика Н. С. Курнакова изучала минерально-сырьевые ресурсы Центрального Казахстана и пришла к выводу, что Казахстан является “сплошной металлогенической провинцией Советского Союза”.

Экспедиция инженера-геолога К. И. Сатпаева произвела тщательную разведку месторождений меди в районе Джезказгана и доказала перспективность этого региона.














5. Ведущие индустриальные объекты Казахстана 

Используя карту, определите, какие крупные предприятия были построены в Казахстане в годы индустриализации.

Крупными стройками индустриализации стали: Чимкентский свинцовый завод, Балхашский медеплавильный и Ачисайский полиметаллический комбинаты, началось строительство Текелийского полиметаллического и Джезказганского медеплавильного комбинатов, Усть-Каменогорского свинцово-цинкового завода. Это были крупнейшие предприятия цветной металлургии не только в Казахстане, но и в СССР.

Химическая промышленность Казахстана получила развитие со строительством предприятий в Чимкенте, Актюбинске и других регионах. Увеличилось производство электроэнергии: Карагандинская ЦЭС, Ульбинская ГЭС, ТЭЦ Балхашского медеплавильного комбината были ударными стройками того времени. Развивался Эмбенский нефтяной район. Были расширены старые промыслы: Косшагыл, Макат; разработаны новые месторождения: Кульсары, Сагыз. Казахстан вышел на второе место в Союзе по производству цветных металлов, на третье – по добыче нефти, Караганда стала третьей угольной базой страны.

В предвоенные годы сложился сырьевой регион Центрального Казахстана, который снабжал рудой, металлом, углем предприятия Южного Урала Рудный Алтай стыковался с индустриальным комплексом Сибири. Треугольник Урал-Сибирь-Казахстан занимал ведущее положение в СССР по производству цинка, меди, свинца и других стратегических металлов

В годы индустриализации были построены крупные предприятия пищевой промышленности: Семипалатинский мясокомбинат, Гурьевский рыбоконсервный завод, Алма-Атинский плодоконсервный завод, сахарные заводы в Джамбуле, Мерке, Талды-Кургане.

6.Особенности индустриализации в Казахстане

Индустриализация осуществлялась сверху, командными, административными методами, директивным планированием, безусловным подчинением центру. Развертывание лагерей, разрушение векового уклада жизни кочевников, обнищание и голод казахских шаруа, громадное напряжение сил народа – все это стало типичными признаками индустриализации страны.

Ударными темпами осваивались источники сырья, заводы и фабрики не выпускали конечную продукцию. Преимущественное развитие получили отрасли добывающей и химической промышленности. Предприятия машиностроения, металлургии, оборонной промышленности отсутствовали.

Квалифицированные кадры рабочих, инженерно-технические работники завозились извне, преимущественно из РСФСР, Украины.

Усиленно шел процесс урбанизации. Выросли десятки новых городов и поселков городского типа. Если в 1926 г. в Казахстане было 44 города и поселка городского типа, то в 1939 г. стало 81. Накануне индустриализации городское население составляло всего 8,6 % населения края. К концу 30-х гг. оно достигло 29,8 %. Изменился удельный вес казахов в составе рабочего класса. Если в 1928 г. он составлял 19,8 %, то в 1935 г. – 43 %.

Успехи индустриализации в центре дали возможность форсировать процесс втягивания в орбиту индустриального прогресса бывшие аграрные окраины. Процесс этот получил форму шефского движения развитых районов над национальными регионами.

Первыми шефство над промышленностью Казахстана взяли рабочие Москвы и Московской области. При Московском Совете народного хозяйства был создан “штаб по техническому и экономическому шефству над промышленностью Казахской АССР”. На строительство Балхашского медеплавильного комбината в Казахстане прибыл весь выпуск Московского строительного техникума, а также 750 специалистов и рабочих-метростроевцев.

Над Карагандой взяли шефство шахтеры Донбасса. Огромную помощь в подготовке кадров оказал индустриальный Урал.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока истории Казахстана 9 класс "Индустриализация в Казахстане"

Автор: Демченко Ксения Владимировна

Дата: 13.03.2017

Номер свидетельства: 399870

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока "Индустриализация в Казахстане" история Казахстана 9 класс "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-industrializatsiia-v-kazakhstanie-istoriia-kazakhstana-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112077"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408272033"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока по истории Казахстана "Голод 1931- 1933гг" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-istorii-kazakhstana-golod-1931-1933ghgh"
    ["file_id"] => string(6) "146860"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419267048"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект  урока по истории Казахстана "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-po-istorii-kazakhstana-1"
    ["file_id"] => string(6) "187500"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426522157"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства