9 класс история Казахстана
Тема урока: Голод 1931 – 1933 гг. – казахстанская трагедия 20 века.
Цели урока:
• Образовательные – обобщить и закрепить знания учащихся по теме индустриализация и коллективизация; рассмотреть причины, масштабы и последствия голода в Казахстане в 1931 – 1933 гг.; показать роль личности Ф. И. Голощёкина в этой трагедии, познакомиться с позицией видных общественных деятелей.
• Развивающие – закрепить практические навыки работы с вопросами и тестами; умение выстраивать причинно – следственные связи, делать выводы и работать с документальной литературой.
• Воспитательные – выработка активной гражданской позиции, формирование чувства патриотизма и любви к родине, понимание роли личности в истории.
Оборудование урока:
классная доска, раздаточный материал, резиновый мячик, плакаты и фотографии, рисунки детей, книга Валерия Михайлова «Хроника великого джута».
План урока:
1. Опрос по теме «Индустриализация и коллективизация»;
2. Новая тема «Голод 1931- 1933 гг.»;
3. Задание на дом – повторить параграфы 14 – 20;
Ход урока:
Фронтальный опрос (мячик):
1. Основная задача индустриализации;
2. когда и где провозглашён курс на коллективизацию;
3. как называлась политика, прододимая Голощёкиным в Казахстане;
4. в какие годы Голощёкин был 1 секретарём крайкома партии;
5. как назвал Сталин политику Голощёкина «Малый октябрь»;
6. кто говорил «Казахстан был и остался колонией»;
7. в чём состояла идея Садвакасова;
8. с чего началась индустриализация в Казахстане;
9. какие комплексные экспедиции вы знаете;
Откройте и выполните карточку № 1 – задание на соответствие
ü Вспомните крупную стройку индустриализации.
ü В каком году началось строительство Турксиба?
ü На какой станции сомкнулись северный и южный участки Турксиба?
Откройте карточку № 2. Выполните задание – продолжить предложение.
Фронтальный опрос:
1. Когда и где был принят курс на коллективизацию?
2. Основные формы колхозного строительства в Казахстане;
3. С чего началась коллективизация?
4. Сколько голов скота насчитывалось до коллективизации?
5. Сколько осталось после коллективизации?
6. Назовите основные формы сопротивления крестьян коллективизации;
Самой основной формой сопротивления являются восстания.
Узнайте о каких восстаниях идёт речь:
1. Произошло в 1929 г. в Кустанайском уезде. Квалифицировано как бандитско – басмаческое движение (батпаккаринское);
2. В этом восстании приняло участие 5 000 человек. При подавлении 175 человек было расстреляно, 172 человека отправлены и ИТЛ. Восстание подавлено 8 – й Оренбургской дивизией. (Каракумское);
3. Это восстание произошло в 1930 году. Один из руководителей – Жакупов. Восставшие захватили районный центр, убили руководителей. Восстание отличалось упорством и умелой организацией (сузакское)
Сколько всего восстаний против коллективизации произошло в Казахстане? (372)
Выполним следующее задание.
У учащихся на столах – карточки с датами. Учитель называет событие – ученики поднимают карточку:
1. 1 – я пятилетка (1928 - 1932)
2. Голощёкин – 1 – й секретарь (1925 - 1933)
3. Курс на индустриализацию (1925)
4. Курс на коллективизация (1927)
5. Начало строительства Турксиба (1927)
6. Декрет «О конфискации байских хозяйств» (1928)
7. Батпаккаринское восстание (1929)
8. Сузакское восстание (1930)
И последнее задание – кроссворд:
1. Перемещение населения (миграция)
2. Изъятие чего – нибудь безвозмездно в собственность государства (конфискация)
3. Автор курса «Малый октябрь» Голощёкин
4. Уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным и религиозным мотивам(геноцид)
5. Большое несчастье, тяжёлое событие с гибельными последствиями (трагедия)
Центральное слово в кроссворде – ГОЛОД.
Сегодня на уроке мы погорим о самом страшном последствии коллективизации в Казахстане- голоде 1931 – 1933 гг. я хочу начать с небольшого повествования из книги Михайлова «Хроника Великого джута» стр. 9.
Каковы же причины, вызвавшие голод на территории, где он просто не был возможен.
На доске – причины голода.
С чьим именем мы связываем трагедию народа. Филипп Исаевич Голощёкин (сообщения учащихся).
Ни один Голощёкин виновен в трагедии народа. Вину вместе с ним делят люди, которые безропотно исполняли на местах все приказы сверху. Но, кроме послушных исполнителей, среди общественных деятелей Казахстана нашлись и те, кто ясно сознавал всю трагедию и не побоялся открыто говорить об этом. Они обращались к Голощёкину и Сталину с письмами о катастрофическом положении в Казахстане (стр. 80 учебника).
Это гражданская позиция. Большинство защитников народа, чьи взгляды расходились с мнением властей стали жертвами репрессий. Репрессирован был и расстрелян и сам Голощёкин в 1941 году по приказу Берии без суда и следствия. Но суд истории ещё впереди, жаль только, что людей, погибших в жерновах исторического эксперимента уже не вернуть.
На доске – последствия голода.
Голод…об этом пишут, поют, рисуют. На доске – плакат Тетенко «Голод в степи». По плакату рассказывается трагический случай из жизни литературоведа Мекемтаса Мурзахметова (стр. 84). Комментарии к детским рисункам.
Заключение:
Народ Казахстана шёл к своей независимости долго и тяжело. Годов Великого бедствия в истории Казахстана было очень много. Поэтому нам, потомкам, надо приложить все усилия, чтобы никогда больше не звучали страшные слова – голод, трагедия, геноцид.
Закончить хочется словами Бориса Пастернака:
Грядущее на все изменит взгляд,
И странностям, на выдумки похожим,
Оглядываясь издали назад,
Когда – нибудь поверить мы не сможем.
Когда кривляться станет ни к чему
И даже правда будет позабыта,
Я подойду к могильному холму
И голос подниму в её защиту.
Карточка № 1
Комплексные экспедиции:
Экспедиции академика Н. С. Курнакова произвела тщательную
разведку месторождений
меди в Джезказгане
экспедиция академика И.М. Губкина изучала минерально-
сырьевые ресурсы
Центрального Казахстана
экспедиция инженер-геолога К.И. Сатпаева изучала Урало-Эмбенский
нефтяной район
Карточка № 2
Продолжить предложение:
1. Турксиб –
2. Соединила –
3. Повлияла –
4. Стала –
Карточка № 3 - кроссворд
1. Перемещение населения
2. Изъятие чего-нибудь безвозмездно в собственность государства
3. Автор идеи «Малый октябрь»
4. Уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным и религиозным мотивам
5. Большое несчастье, тяжёлое событие с гибельными последствиями