kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Быт русских людей в XVIII веке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории Отечества в коррекционной школе VIII вида.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Быт русских людей в XVIII веке"»

Конспект урока Быт русских людей в XVIII веке

Цель: ознакомление с бытом русских людей в XVIII веке.
Задачи 
Образовательные: познакомить с особенностями быта русских людей в XVIII веке, подчеркнуть разницу быта разных слоев общества.
Коррекционно – развивающие: развивать умения сравнивать, обобщать, работать с текстом учебника.
Воспитательные: пробудить интерес к изучению своего Отечества.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I Оргмомент
Здравствуйте. 
Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть новую страницу в истории нашей страны.
II Повторение пройденного материала
Тест (по темам «Русские изобретатели и умельцы»).
Выберите один вариант ответа.
1. Изобретатель семафора:
Д. И. Фонвизин
Ф. И. Шубин
И.П. Кулибин 
И.И. Ползунов
2. Что изобрел И.И. Ползунов:
Часы
Прожектор
Паровая машина
Лифт
3. Кто был механиком – самоучкой:
Д. И. Фонвизин
Ф. И. Шубин
И.П. Кулибин 
И.И. Ползунов
4. Первое изобретение И. П. Кулибина:
Карманные часы
«Планетные» часы
Настенные часы
Напольные часы
III. Актуализация знаний, объявление новой темы. 
В начале XVIII века с преобразованиями Петра I в экономике и внешней политике в Россию начала проникать заграничная мода. В этом столетии изменились облик, одежда, интересы и нравы русских людей.
Сделайте предположения, о чем будем говорить на уроке? (Ответы учащихся)
Тема урока:«Быт и нравы русских людей в XVIII веке». Мы будем, говорит о жизни русских людей в XVIII веке и разнице в быте разных слоев общества.
IV. Изучение нового материала
Большое влияние оказала европейская мода на изменение в одежде придворных и русской аристократии. Аристократы – это представители знатных родовитых фамилий. Богатые дворяне и аристократы имели огромный гардероб.
Задание: определите гардероб богатых дворян и аристократов.
Вариант №1 (для мальчиков) Мужской наряд аристократа
Кафтан, футболка, камзол, рубашка с кружевами, трико, штаны в обтяжку до колена, пиджак, чулки, мужские туфли на каблуке, кроссовки, сапоги – ботфорты, треугольная шляпа.
Вариант №2 (для девочек) Женский наряд дворянки
Пышное платье, бриджи, брюки, свитер, юбка (бока в ширину до двух метров), корсет, остроносые туфли на высоком каблуке, водолазка, топик, толстовка, майка, шляпка. 





Рассказ учителя (учащиеся по ходу рассказа учителя проверяют правильность выполненного задания): 
Мужской наряд аристократа.
Мужчины носили кафтаны, шили их из легких шелковых тканей, парчи или атласа, а по краям делали меховую опушку. По манжетам и подолу нашивали золотое или серебряное кружево. Кафтан был чрезвычайно удобной одеждой и скрывал недостатки фигуры своего владельца. Людям невзрачным он придавал значимости, худым – солидности, тучным – величия. Менять кафтаны надо было каждый день, ходить в одном кафтане несколько дней подряд считалось неприличным.
Под кафтан надевали камзол и тонкую рубашку с кружевами и вышивкой. На ворот рубашки повязывали галстук или бант. Штаны носили в обтяжку до колена, чулки и туфли. Туфли делали на каблуке с квадратным мысом, их обязательно украшали пряжками с драгоценными камнями. Иногда стоимость одной пряжки равнялась стоимости нескольких деревень вместе с крепостными крестьянами. Носили мужчины высокие сапоги, выше колен. Такие сапоги назывались ботфортами. Шили их из мягкой кожи.
Мужской наряд завершала треугольная шляпа, украшенная перьями и лентами. На пальцы мужчины одевали кольца и перстни, а в руках держали трость - это небольшой декоративный посох. Трость украшалась множеством драгоценных камней.
Фаворит Екатерины II Платон Зубов, чтобы показать всем придворным свое превосходство над ними, носил в кармане бриллианты. Изредка он доставал их из кармана и перебирал в руке так, чтобы все видели это богатство.
Женский наряд дворянки.
Богатые женщины одевались в пышные платья из дорогих тканей. Платья были украшены лентами, кружевами, вышивкой, бантами, драгоценностями. Талию затягивали в корсет, а под юбку для пышности надевали каркас. Бока юбки могли достигать в ширину два метра. В таком платье даме надо было не только ходить, но и уметь танцевать, красиво кланяться и садиться. Дамы носили остроносые туфельки на высоком каблуке. Шили их из тонкой кожи или шелка и украшали драгоценными камнями.
Женщины украшали себя большим количеством драгоценностей: кольцами, брошками, серьгами, браслетами. Стоимость этих драгоценностей доходила до стоимости целого дворца. Носили женщины и чудесные шляпки. Шляпки защищали от ветра грандиозные дамские прически, которые тоже украшали перьями, лентами, кружевами и драгоценностями.
Зимой аристократы носили шубы, украшенные золотыми кистями.
Одежду русские аристократы заказывали за границей. В России стали появляться свои мастера, занимающиеся пошивом одежды – портные. Многие из них приехали жить и работать в Россию из Европы. Аристократы предпочитали иметь собственного портного, потому что непрерывно заказывали себе новые наряды.
Самые богатые дворянки имели по несколько тысяч платьев в своем гардеробе. Императрица Елизавета Петровна меняла наряды по пять раз в день. Она никогда не надевала два раза одно и то же платье. После своей смерти она оставила 15000 платьев.

ФИЗМИНУТКА
Европейская мода повлияла и на русскую кухню аристократов и богатых дворян.

С этим направлением быта познакомимся самостоятельно.
Работа по учебнику стр. 199. 


Беседа по прочитанному тексту:
1. Назовите традиционные русские блюда? (Щи, каши, мед, пироги, дичь).
2. На смену традиционным русским блюдам, пришла европейская еда, назовите ее. (Салаты, бульоны, слоеные пирожки, пирожные, торты, рыба и мясо с добавками и соусами).
3. Кто готовил новые блюда? (Личный повар аристократа).
4. Где аристократ мог продемонстрировать кулинарные шедевры? (Во время приемов и балов).

Кроме кулинарного искусства в моду вошли и танцы.

Это было целое искусство, постигать которое учили всех дворян и аристократов с детских лет. Надо было запомнить порядок движений в танце, и знать, какой танец за каким следует на балу. Обычно бал открывался медленным танцем –менуэтом.
За балами и праздниками, которые проводили аристократы и богатые дворяне, могли наблюдать со стороны горожане. Они любовались фейерверками и им выносили на улицу угощенье: пороги, пиво, подарки. Богатые люди часто нанимали уличных артистов и циркачей, которые устраивали веселые представления и веселили народ.
В городах устраивались и общие народные гулянья на праздники, попробуйте отгадать названия этих праздников:


1. В целом мире торжество,
Потому что… (Рождество)!
2. В этот праздник, все стремятся,
Долго дома не сидеть,
А на ярмарку все мчатся,
Представления смотреть,
Выступают скоморохи,
Пекут вкусные блины,
Раз в году бывает праздник,
В завершении зимы.
(Масленица)



Работа в парах. 
Задание: по опорным словам восстановите текст, как происходило массовое гуляние на празднике.
На городских ярмарках наряжали __________, устраивали различные ______________, ставили ____________. Выступали на ярмарках ___________________________. Они показывали различные _______________ с известной всем куклой - _______________.В этих гуляньях участвовали горожане победнее: ____________________, ________________, ________________________________, _______________________.
Слова и словосочетания для восстановления текста: ремесленники, соревнования, карусели, елки, Петрушка, артисты – кукольники, небогатые купцы, владельцы небольших предприятий, разные служащие.
Текст для проверки:
На городских ярмарках наряжали елки, устраивали различные соревнования, ставили карусели. Выступали на ярмарках артисты - кукольники. Они показывали различные представления с известной всем куклой - Петрушкой. В этих гуляньях участвовали горожане победнее: небогатые купцы, разные служащие, владельцы небольших предприятий, ремесленники.
Передвигались горожане из одного конца города в другой на городских экипажах. 
Рассматривание иллюстрации в учебнике стр. 201 «Городской экипаж с извозчиком».

В экипаж запрягалась лошадь, а управлял ею извозчик. Извозчик - это человек, управляющий городским экипажем. Проезд был платный. Извозчики всегда носили длинные бороды. Зимой они одевали теплые овчинные тулуп и шапку.
Быт крепостных крестьян остался в XVIII веке таким же, как и прежде.
Почти ничего не поменялось в их жизни. Жили они в деревянных избах. Мебель и посуда была, как и в прежние времена. И одевались так же.
Дидактическая игра «Третий лишний» 
Задание: исключите лишнее в одежде крестьян.
1) лапти, порты, кожаные сапоги;
2) рубаха, треугольная шляпа, тулуп. 
3) сарафан, просторная рубаха, шляпка.
Одежда у крестьян была просторной, чтобы не стеснять движения во время работы. Шесть дней в неделю крепостные крестьяне вынуждены были работать на помещика. Отсутствие времени и денег определяло их простой быт. По воскресеньям и праздникам они были вынуждены работать на собственных земельных участках, чтобы хоть как - то обеспечить пищей свою семью, в которой часто было до 10 детей. Основными развлечениями крестьян были массовые игры и хороводы по большим праздникам и прогулки на природе. Еда была довольно скудной - похлебка, щи и мучные изделия. 
Таким разным был быт русских людей в XVIII веке.
V. Закрепление
1. Повторим значение новых слов, о которых шла речь на уроке (чтение в слух по учебнику стр.202 (аристократ, ботфорты, трость, менуэт, извозчик)).
2. Как вы, думаете, что повлияло на изменение быта русских людей в XVIII веке? (Ответы учащихся)
VI. Итог урока. 

Домашнее задание. Стр. 198 – 202, вопросы 1-3 

Выберите один вариант ответа.

1. Изобретатель семафора:

Д. И. Фонвизин

Ф. И. Шубин

И.П. Кулибин

И.И. Ползунов

2. Что изобрел И.И. Ползунов:

Часы

Прожектор

Паровая машина

Лифт

3. Кто был механиком – самоучкой:

Д. И. Фонвизин

Ф. И. Шубин

И.П. Кулибин

И.И. Ползунов

4. Первое изобретение И. П.Кулибина:

Карманные часы

«Планетные» часы

Настенные часы

Напольные часы

Выберите один вариант ответа.

1. Изобретатель семафора:

Д. И. Фонвизин

Ф. И. Шубин

И.П. Кулибин

И.И. Ползунов

2. Что изобрел И.И. Ползунов:

Часы

Прожектор

Паровая машина

Лифт

3. Кто был механиком – самоучкой:

Д. И. Фонвизин

Ф. И. Шубин

И.П. Кулибин

И.И. Ползунов

4. Первое изобретение И. П.Кулибина:

Карманные часы

«Планетные» часы

Настенные часы

Напольные часы

Выберите один вариант ответа.

1. Изобретатель семафора:

Д. И. Фонвизин

Ф. И. Шубин

И.П. Кулибин

И.И. Ползунов

2. Что изобрел И.И. Ползунов:

Часы

Прожектор

Паровая машина

Лифт

3. Кто был механиком – самоучкой:

Д. И. Фонвизин

Ф. И. Шубин

И.П. Кулибин

И.И. Ползунов

4. Первое изобретение И. П.Кулибина:

Карманные часы

«Планетные» часы

Настенные часы

Напольные часы

Выберите один вариант ответа.

1. Изобретатель семафора:

Д. И. Фонвизин

Ф. И. Шубин

И.П. Кулибин

И.И. Ползунов

2. Что изобрел И.И. Ползунов:

Часы

Прожектор

Паровая машина

Лифт

3. Кто был механиком – самоучкой:

Д. И. Фонвизин

Ф. И. Шубин

И.П. Кулибин

И.И. Ползунов

4. Первое изобретение И. П.Кулибина:

Карманные часы

«Планетные» часы

Настенные часы

Напольные часы

Выберите один вариант ответа.

1. Изобретатель семафора:

Д. И. Фонвизин

Ф. И. Шубин

И.П. Кулибин

И.И. Ползунов

2. Что изобрел И.И. Ползунов:

Часы

Прожектор

Паровая машина

Лифт

3. Кто был механиком – самоучкой:

Д. И. Фонвизин

Ф. И. Шубин

И.П. Кулибин

И.И. Ползунов

4. Первое изобретение И. П.Кулибина:

Карманные часы

«Планетные» часы

Настенные часы

Напольные часы

Выберите один вариант ответа.

1. Изобретатель семафора:

Д. И. Фонвизин

Ф. И. Шубин

И.П. Кулибин

И.И. Ползунов

2. Что изобрел И.И. Ползунов:

Часы

Прожектор

Паровая машина

Лифт

3. Кто был механиком – самоучкой:

Д. И. Фонвизин

Ф. И. Шубин

И.П. Кулибин

И.И. Ползунов

4. Первое изобретение И. П.Кулибина:

Карманные часы

«Планетные» часы

Настенные часы

Напольные часы

Выберите один вариант ответа.

1. Изобретатель семафора:

Д. И. Фонвизин

Ф. И. Шубин

И.П. Кулибин

И.И. Ползунов

2. Что изобрел И.И. Ползунов:

Часы

Прожектор

Паровая машина

Лифт

3. Кто был механиком – самоучкой:

Д. И. Фонвизин

Ф. И. Шубин

И.П. Кулибин

И.И. Ползунов

4. Первое изобретение И. П.Кулибина:

Карманные часы

«Планетные» часы

Настенные часы

Напольные часы

Выберите один вариант ответа.

1. Изобретатель семафора:

Д. И. Фонвизин

Ф. И. Шубин

И.П. Кулибин

И.И. Ползунов

2. Что изобрел И.И. Ползунов:

Часы

Прожектор

Паровая машина

Лифт

3. Кто был механиком – самоучкой:

Д. И. Фонвизин

Ф. И. Шубин

И.П. Кулибин

И.И. Ползунов

4. Первое изобретение И. П.Кулибина:

Карманные часы

«Планетные» часы

Настенные часы

Напольные часы

Выберите один вариант ответа.

1. Изобретатель семафора:

Д. И. Фонвизин

Ф. И. Шубин

И.П. Кулибин

И.И. Ползунов

2. Что изобрел И.И. Ползунов:

Часы

Прожектор

Паровая машина

Лифт

3. Кто был механиком – самоучкой:

Д. И. Фонвизин

Ф. И. Шубин

И.П. Кулибин

И.И. Ползунов

4. Первое изобретение И. П.Кулибина:

Карманные часы

«Планетные» часы

Настенные часы

Напольные часы

Задание: по опорным словам восстановите текст, как происходило массовое гуляние на празднике.
На городских ярмарках наряжали __________, устраивали различные ______________, ставили ____________. Выступали на ярмарках ___________________________. Они показывали различные _______________ с известной всем куклой - _______________.В этих гуляньях участвовали горожане победнее: ____________________, ________________, ________________________________, _______________________.
Слова и словосочетания для восстановления текста: ремесленники, соревнования, карусели, елки, Петрушка, артисты – кукольники, небогатые купцы, владельцы небольших предприятий, разные служащие.


Задание: по опорным словам восстановите текст, как происходило массовое гуляние на празднике.
На городских ярмарках наряжали __________, устраивали различные ______________, ставили ____________. Выступали на ярмарках ___________________________. Они показывали различные _______________ с известной всем куклой - _______________.В этих гуляньях участвовали горожане победнее: ____________________, ________________, ________________________________, _______________________.
Слова и словосочетания для восстановления текста: ремесленники, соревнования, карусели, елки, Петрушка, артисты – кукольники, небогатые купцы, владельцы небольших предприятий, разные служащие.


Задание: по опорным словам восстановите текст, как происходило массовое гуляние на празднике.
На городских ярмарках наряжали __________, устраивали различные ______________, ставили ____________. Выступали на ярмарках ___________________________. Они показывали различные _______________ с известной всем куклой - _______________.В этих гуляньях участвовали горожане победнее: ____________________, ________________, ________________________________, _______________________.
Слова и словосочетания для восстановления текста: ремесленники, соревнования, карусели, елки, Петрушка, артисты – кукольники, небогатые купцы, владельцы небольших предприятий, разные служащие.


Задание: по опорным словам восстановите текст, как происходило массовое гуляние на празднике.
На городских ярмарках наряжали __________, устраивали различные ______________, ставили ____________. Выступали на ярмарках ___________________________. Они показывали различные _______________ с известной всем куклой - _______________.В этих гуляньях участвовали горожане победнее: ____________________, ________________, ________________________________, _______________________.
Слова и словосочетания для восстановления текста: ремесленники, соревнования, карусели, елки, Петрушка, артисты – кукольники, небогатые купцы, владельцы небольших предприятий, разные служащие.

Задание: по опорным словам восстановите текст, как происходило массовое гуляние на празднике.
На городских ярмарках наряжали __________, устраивали различные ______________, ставили ____________. Выступали на ярмарках ___________________________. Они показывали различные _______________ с известной всем куклой - _______________.В этих гуляньях участвовали горожане победнее: ____________________, ________________, ________________________________, _______________________.
Слова и словосочетания для восстановления текста: ремесленники, соревнования, карусели, елки, Петрушка, артисты – кукольники, небогатые купцы, владельцы небольших предприятий, разные служащие.

Задание: по опорным словам восстановите текст, как происходило массовое гуляние на празднике.
На городских ярмарках наряжали __________, устраивали различные ______________, ставили ____________. Выступали на ярмарках ___________________________. Они показывали различные _______________ с известной всем куклой - _______________.В этих гуляньях участвовали горожане победнее: ____________________, ________________, ________________________________, _______________________.
Слова и словосочетания для восстановления текста: ремесленники, соревнования, карусели, елки, Петрушка, артисты – кукольники, небогатые купцы, владельцы небольших предприятий, разные служащие.








Вариант №1 

Мужской наряд аристократа:


Кафтан, футболка, камзол, рубашка с кружевами, трико, штаны в обтяжку до колена, пиджак, чулки, мужские туфли на каблуке, кроссовки, сапоги – ботфорты, треугольная шляпа.


Вариант №1 

Мужской наряд аристократа:


Кафтан, футболка, камзол, рубашка с кружевами, трико, штаны в обтяжку до колена, пиджак, чулки, мужские туфли на каблуке, кроссовки, сапоги – ботфорты, треугольная шляпа.


Вариант №1 

Мужской наряд аристократа:


Кафтан, футболка, камзол, рубашка с кружевами, трико, штаны в обтяжку до колена, пиджак, чулки, мужские туфли на каблуке, кроссовки, сапоги – ботфорты, треугольная шляпа.


Вариант №1 

Мужской наряд аристократа:


Кафтан, футболка, камзол, рубашка с кружевами, трико, штаны в обтяжку до колена, пиджак, чулки, мужские туфли на каблуке, кроссовки, сапоги – ботфорты, треугольная шляпа.


Вариант №1 

Мужской наряд аристократа:


Кафтан, футболка, камзол, рубашка с кружевами, трико, штаны в обтяжку до колена, пиджак, чулки, мужские туфли на каблуке, кроссовки, сапоги – ботфорты, треугольная шляпа.

Вариант №1 

Мужской наряд аристократа:


Кафтан, футболка, камзол, рубашка с кружевами, трико, штаны в обтяжку до колена, пиджак, чулки, мужские туфли на каблуке, кроссовки, сапоги – ботфорты, треугольная шляпа.



Вариант №1 

Мужской наряд аристократа:


Кафтан, футболка, камзол, рубашка с кружевами, трико, штаны в обтяжку до колена, пиджак, чулки, мужские туфли на каблуке, кроссовки, сапоги – ботфорты, треугольная шляпа.

Вариант №2 

Женский наряд дворянки:

Пышное платье, бриджи, брюки, свитер, юбка (бока в ширину до двух метров), корсет, остроносые туфли на высоком каблуке, водолазка, топик, толстовка, майка, шляпка. 


Вариант №2 

Женский наряд дворянки:

Пышное платье, бриджи, брюки, свитер, юбка (бока в ширину до двух метров), корсет, остроносые туфли на высоком каблуке, водолазка, топик, толстовка, майка, шляпка. 


Вариант №2 

Женский наряд дворянки:

Пышное платье, бриджи, брюки, свитер, юбка (бока в ширину до двух метров), корсет, остроносые туфли на высоком каблуке, водолазка, топик, толстовка, майка, шляпка. 


Вариант №2 

Женский наряд дворянки:
Пышное платье, бриджи, брюки, свитер, юбка (бока в ширину до двух метров), корсет, остроносые туфли на высоком каблуке, водолазка, топик, толстовка, майка, шляпка. 


Вариант №2 

Женский наряд дворянки:
Пышное платье, бриджи, брюки, свитер, юбка (бока в ширину до двух метров), корсет, остроносые туфли на высоком каблуке, водолазка, топик, толстовка, майка, шляпка. 



Вариант №1 

Мужской наряд аристократа:


Кафтан, футболка, камзол, рубашка с кружевами, трико, штаны в обтяжку до колена, пиджак, чулки, мужские туфли на каблуке, кроссовки, сапоги – ботфорты, треугольная шляпа.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Быт русских людей в XVIII веке"

Автор: Сотникова Валентина Леоновна

Дата: 27.05.2018

Номер свидетельства: 471149

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Открытый урок  «Поэты,писатели и композиторы в творчестве художников  XVIIIв »"
    ["seo_title"] => string(70) "otkrytyiurokpoetypisatieliikompozitoryvtvorchiestviekhudozhnikovxviiiv"
    ["file_id"] => string(6) "314087"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459608196"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока по литературе "Устное народное твворчество. Пословицы и поговорки""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_litieraturie_ustnoie_narodnoie_tvvorchiestvo_poslovitsy_i_pog"
    ["file_id"] => string(6) "363208"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480270729"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока "Женские украшения Русского Севера""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekturokazhienskiieukrashieniiarusskoghosieviera"
    ["file_id"] => string(6) "273205"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452171560"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока-игры по истории по теме "Пётр I и его время" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-ighry-po-istorii-po-tiemie-piotr-i-i-iegho-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "238015"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444461844"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства