kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект уроков по циклу "Великая Отечественная война 1941-1945гг." для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока дать определение понятию «Великая Отечественная война»;

назвать основные этапы военных действий;назвать причины поражения Красной армии в начальный период войны;определить роль Смоленского сражения в Великой Отечественной войне;охарактеризовать военно-стратегический, морально-политический,

международный аспекты значения битвы под Москвой;охарактеризовать героизм советских людей в годы войны.

Основные понятия и термины:

Великая Отечественная война, Государственный Комитет Обороны, Ставка Верховного Главнокомандования, народное ополчение, Русская освободительная армия, оккупационный режим, партизанское движение, ленд-лиз, антигитлеровская коалиция, трудовой фронт.

Важнейшие даты и события:

22 июня 1941г. – начало Великой Отечественной войны.

30 сентября 1941г. – начало битвы за Москву.

5 декабря 1941г. – начало контрнаступления Красной армии под Москвой.

Весна 1942г. – неудачное наступление Красной армии.

Сентябрь – ноябрь 1942г. – оборона Сталинграда.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект уроков по циклу "Великая Отечественная война 1941-1945гг." для 9 класса»


Конспекты уроков в 9 классе по циклу:

«Великая Отечественная война 1941-1945гг.»







Артемова Татьяна Юрьевна, учитель истории и обществознания Чуповского филиала 2-Гавриловской сош















2015





Уроки 1, 2.

Тема: Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941 – ноябрь 1942г.

Цели: Дать определение понятию «Великая Отечественная война»;

  • Назвать основные этапы военных действий;

  • Назвать причины поражения Красной армии в начальный период войны;

  • Определить роль Смоленского сражения в Великой Отечественной войне;

  • Охарактеризовать военно-стратегический, морально-политический,

международный аспекты значения битвы под Москвой;

  • Охарактеризовать героизм советских людей в годы войны.

Основные понятия и термины:

Великая Отечественная война, Государственный Комитет Обороны, Ставка Верховного Главнокомандования, народное ополчение, Русская освободительная армия, оккупационный режим, партизанское движение, ленд-лиз, антигитлеровская коалиция, трудовой фронт.

Важнейшие даты и события:

22 июня 1941г. – начало Великой Отечественной войны.

30 сентября 1941г. – начало битвы за Москву.

5 декабря 1941г. – начало контрнаступления Красной армии под Москвой.

Весна 1942г. – неудачное наступление Красной армии.

Сентябрь – ноябрь 1942г. – оборона Сталинграда.

Исторические персонажи:

Семен Константинович Тимошенко Михаил Степанович Шумилов

Георгий Константинович Жуков Александр Михайлович Василевский

Иван Васильевич Панфилов Бенито Муссолини

Уинстон Черчилль Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко

Франклин Делано Рузвельт

Фридрих Паулюс

Василий Иванович Чуйков

Оборудование: карта «Великая Отечественная война».

Ход урока. Изучение нового материала.

План.

  1. Вторжение. Летняя катастрофа 1941г.

  2. Мобилизация страны.

  3. Смоленское сражение и катастрофа на Украине.

  4. Битва под Москвой.

  5. Зарождение антигитлеровской коалиции.

  6. Боевые действия весной – летом 1942г.

  7. Оборона Сталинграда.

  8. Оккупационный режим на советской территории.

  9. Партизанское движение.

  10. «Все для фронта, все для победы!»

Вниманию обучающихся предлагается периодизация Великой Отечественной войны.

I период: 22 июня 1941г. – 18 ноября 1942г.

II период: 19 ноября1942г. – конец 1943г.

III период: начало 1944г. – 9 мая 1945г.

IV период: 8 августа 1945г. – 2 сентября 1945г.

Вторжение. Летняя катастрофа 1941г.

Задание обучающимся: слушая рассказ учителя, подготовить ответ на вопрос:

- Определите причины поражения Красной армии в начальный период войны. В какой степени ее неудачи были обусловлены объективными причинами?

Перед объяснением нового материала учитель предлагает обучающимся ответить на вопросы:

- Какие страны были захвачены Германией к лету 1941г.?

- Когда немецкое командование под руководством А.Гитлера начало разрабатывать план нападения на СССР?

- Как вы думаете, явились ли планы Германии по захвату СССР тайной для советского руководства?

- Почему И.В.Сталин не прислушался к предупреждению советских разведчиков?

Работа с картой.

Рассказ учителя о вероломном вторжении Германии на территорию СССР сопровождается показом на карте трех направлений, по которым развернулось наступление основных группировок немецких войск. Учитель уточняет, что вместе с Германией против СССР воевали Италия, Румыния, Венгрия, Финляндия.

Наступление немецкой армии шло по трем направлениям:

  • На Москву (группа армий «Центр»);

  • Ленинград (группа армий «Север»);

  • Киев (группа армий «Юг»).

Линией победы А.Гитлер считал линию Архангельск – Волга.

22 июня 1941г. в 3 часа 30 минут без объявления войны немецкие войска начали атаку по всей протяженности советских границ. И только спустя два часа после вторжения посол Германии граф Вернер Фон дер Шуленбург вручил Молотову меморандум. В нем содержалась ссылка на приказ А.Гитлера вермахту «всеми имеющимися средствами» противодействовать советскому намерению «с тыла атаковать Германию».

«Это что, объявление войны?» - спросил Молотов. Шуленбург развел руками. «Чем мы это заслужили?!» - растерянно воскликнул Молотов.

И только в полдень Молотов выступил по радио с сообщением о начале войны.

Известие о начале наступления немецких войск настолько потрясло И.В.Сталина, что он не нашел в себе сил обратится к народу. Красная армия была застигнута врасплох. В первый день войны было уничтожено 1200 советских самолетов, а за первый месяц – около 10 тысяч.

Нарком ВМФ Кузнецов вспоминал: «И.В.Сталин представлял готовность наших Вооруженных сил более высокой, чем она была на самом деле. Совершенно точно зная количество новейших самолетов, дислоцированных по его приказу на пограничных аэродромах. Он считал, что в любую минуту они могут взлететь в воздух и дать надежный отпор врагу. И был просто ошеломлен известием, что наши самолеты не успели подняться в воздух, а погибли прямо на аэродромах».

Франц Гальдер записал в своем дневнике: «Наступление наших войск явилось для противника полной неожиданностью. Части были захвачены в казарменном расположении, самолеты стояли на аэродромах, покрытые брезентом, а передовые части, внезапно атакованные нашими войсками, запрашивали командование о том, что им делать».

Советские механизированные корпуса на второй на второй день войны, согласно директиве наркома обороны С.К.Тимошенко и начальника Генерального штаба генерала Г.К.Жукова, нанесли контрудары.



Главный удар наносили войска Юго-Западного фронта, у которого танков было в 5,5 раз больше, чем у противника. Танковое сражение развернулось в районе городов Луцк, Ровно и Дубна. Господство военно-воздушных сил Третьего рейха (Люфтваффе) в воздухе и низкий уровень подготовки советских танков и танкистов привели к тому, что механизированные корпуса Юго-Западного фронта были разбиты и отступили,потеряв более половины бронетехники.

Положение Красной армии осложнялось на данном направлении и тем, что восстали жители Львова. Они вступили в бой с советскими тыловыми частями и освободили из тюрьмы заключенных, которых НКВД собирался расстрелять при отступлении.

Опасная ситуация сложилась на Западном фронте, основные силы которого оказались окружены у Белостока и Минска. В плен попали более 300 тысяч красноармейцев.

И.В.Сталин, С.К.Тимошенко, Г.К.Жуков и начальник Главного политического управления Красной армии Лев Мехлис решили переложить всю ответственность за военную катастрофу на командующего Западным фронтом Дмитрия Павлова.

22 июля 1941г. его вместе с несколькими подчиненными приговорили к расстрелу. На суде Д.Павлов заявил: «Мы сидим на скамье подсудимых не потому, что совершили преступление в период военных действий, а потому, что недостаточно готовились в мирное время к этой войне». Д.Павлов объяснил потери советской авиации в первый день войны: «Допустили преступную ошибку, что авиацию разместили на полевых аэродромах ближе к границе, на аэродромах, предназначенных для занятия на случай нашего наступления, но никак не обороны».

Беседа по вопросам:

- В чем причины поражений Красной армии в начале войны?

- Какова цена первых поражений СССР в войне?

Мобилизация страны.

Данный вопрос рассматривается в беседе. Обучающиеся знакомятся с текстом учебника «Мобилизация страны» и отвечают на следующий вопрос:

- Какие меры предприняло советское руководство для отражения германской агрессии?

Примерные ответы обучающихся:

Меры по реорганизации системы управления страной и Вооруженными силами:
      • Образование Государственного Комитета Обороны (ГКО) под председательством И.В.Сталина.

      • Расширение прав советских органов власти.

      • Восстановление политических отделов в колхозах для усиления трудовой дисциплины в тылу и выполнения плановых заданий.

      • Восстановление в армии института военных комиссаров с целью предотвращения отступления воинских частей и дезертирства.

      • Поднятие боевого духа.

      • Принятие И.В.Сталиным должности Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами СССР.

Меры по переводу промышленности на военные рельсы:
        • Перевод всей промышленной отрасли на выпуск военной продукции.

        • Создание минометного, танкового, авиационного наркоматов.

        • Увеличение рабочего дня до 11 часов, введение обязательных сверхурочных заданий.

        • С целью создания постоянного контингента рабочей силы и ликвидации ее текучести все рабочие военных предприятий объявлены мобилизованными и прикреплены к своим предприятиям. За самовольный уход с предприятий следовало наказание – 5 – 8 лет тюремного заключения.

Меры по эвакуации населения и промышленных предприятий на восток:
      • Создание специального Совета по эвакуации, который уже в июне 1941г. занялся эвакуацией предприятий и населения на восток.

      • За первые полгода войны на восток было эвакуировано 1523 предприятия и более 10 млн. человек.



Далее учитель говорит о том, что страну охватил патриотический подъем. Героическое сопротивление наступающему противнику приобрело массовый характер.

В анналах истории сохранились сотни имен советских воинов, которые в тяжелых условиях первых месяцев войны проявили стойкость и мужество.

Например, всего за Великую Отечественную войну совершено 636 воздушных и 503 наземных тарана. Первые тараны были совершены 22 июня 1941г.

Воздушные тараны:

Западный фронт – Д.В.Кокорев, Г.С.Рябцев, А.С.Данилов, С.Н.Гудимов.

Юго-Западный фронт – И.И.Иванов, Л.Г.Бутелин.

Южный фронт – А.И.Монляк.

Наземные тараны:

22 июня – Г.С.Чиркин

24 июня – Г.А.Хранай, С.М.Айфанетов

25 июня – А.Н.Авдеев

26июня – Н.Ф.Гастелло, С.Н.Кошелев (всего 20 героев)

Смоленское сражение и катастрофа на Украине.

Вниманию обучающихся предлагается интересный факт.

Начальник генерального штаба сухопутных войск Германии генерал Гальдер записал в своем дневнике 3 июля 1941г.: «Русские повсюду сражаются до последнего человека».

Слово обучающимся с подготовленным заранее сообщением «Смоленское сражение».

Задание обучающимся: слушая сообщения, ответить на вопрос:

- Определите роль Смоленского сражения в Великой Отечественной войне.

Рассказ учителя о попытке советского командования остановить наступление немцев на Украину.

Рассказ иллюстрируется следующим фактом: «Один немецкий солдат так описывал советскую контратаку под Киевом: «С расстояния в 600 метров мы открыли огонь, и целые отделения в первой волне наступающих повалились на землю… Уцелевшие одиночки тупо шли вперед. Это было жутко, невероятно, бесчеловечно. Никто из наших солдат не стал бы в одиночку двигаться вперед… Первые три волны были уничтожены нашим огнем… натиск четвертой волны был более медленный: люди прокладывали путь по ковру трупов… Количество, продолжительность и ярость этих атак совсем истощили и испугали нас…

Если Советы могут позволить себе тратить столько людей в попытке ликвидировать незначительные результаты нашего наступления, то сколько раз они будут атаковать, если объект будет действительно важным?»».

В сентябре 1941г. для войск Юго-Западного фронта, оборонявших Киев, создалось крайне сложное положение, чреватое опасностью окружения. Несмотря на просьбу Военного совета фронта, разрешение Верховного Главнокомандующего на отход получено не было.

В итоге произошла катастрофа: была окружена более чем 600-тысячная группировка Красной армии, погибли командующий фронтом и все члены Военного совета.

И.В.Сталин по политическим соображениям стремился удержать Киев и не разрешал отступать, что и привело к катастрофе.

На южном направлении, на Киев, наступала меньшая по численности группировка немцев, чем две другие, наступавшие на Москву и Ленинград. Однако соединение Красной армии численностью более полумиллиона человек было окружено и уничтожено.

- Почему эта катастрофа стала возможной? Свой ответ аргументируйте.

Битва под Москвой.

Работа по карте.

С помощью карты учитель рассказывает о военных событиях на Ленинградском направлении.

На Ленинградском направлении крупные немецкие танковые соединения обошли в середине августа 1941г. укрепленные позиции Красной армии по реке Луга и в начале сентября прорвались к Ладожскому озеру, отрезав тем самым Ленинград от суши. Начальник Генерального штаба германских сухопутных сил генерал Франц Гальдер 18 сентября 1941г. записал в дневнике: «На Ленинградском фронте, где у противника сосредоточены крупные людские и материальные средства, положение будет напряженным до тех пор, пока не даст себя знать наш союзник – голод».

Началась 900-дневная блокада Ленинграда, унесшая огромное количество человеческих жизней.

Сообщения обучающихся на тему «Трагедия Ленинграда».

Учитель рассказывает (с показом по карте «Великая Отечественная война») об основных событиях битвы под Москвой.

В конце сентября 1941г. фашистские войска развернули наступление на Москву.

Этапы наступления вермахта под Москвой (операция «Тайфун»):

I – 30 сентября 1941г.

II – 15 ноября 1941г.

III – 5-6 декабря 1941г. – 8 января 1942г.

  • 6 октября 1941г. пять армий Западного и Резервного фронтов попали в окружение под Вязьмой, основные силы Брянского фронта – под Брянском.

  • Командующие утратили связь с войсками и не контролировали ситуацию, и 7 октября, констатировал Г.К.Жуков, никаких резервов в руках командования не осталось, все пути на Москву были открыты.

  • Из резерва с Дальнего Востока Ставка перебросила 14 дивизий. Из Москвы подошло около 50 тысяч ополченцев. Они были не обучены и плохо вооружены, большинство из них погибло в первых же боях.

  • 14 октября немцы были в Калинине (Твери), 18 октября – в Можайске и Малоярославце. «Назрела очевидная катастрофа»,- считал Г.К.Жуков.

  • 15 октября ГКО принял решение об эвакуации СНК, уничтожении предприятий, метро, всего того, что невозможно было вывезти.

  • 16 октября метро не работает, не вышли из депо трамваи. По радио населению предложили покинуть город. Началась паника.

  • 20 октября в Москве объявили осадное положение. Приказ Верховного Главнокомандующего гласил: «Мародеров и лиц, заподозренных в принадлежности к немецкой разведке или распространяющих панические слухи, расстреливать на месте».

  • Сталин остался в Москве.

  • К началу ноября вражеское наступление удалось остановить, хотя немцы успели занять Можайск и Калинин.

  • Великий парад, состоявшийся на Красной площади 7 ноября, возродил надежду – «враг будет разбит, победа будет за нами».

  • Имея больше авиации, равное количество солдат, советские войска на основных направлениях уступали немецким танкам в 3-10 раз, в артиллерии – 1,5-4 раза.

  • Последний бросок к Москве немцы предприняли 15-16 ноября.

  • В 20-х числах ноября, взяв Клин, Солнечногорск, Истру, немцы вышли к каналу Москва – Волга.

  • Были введены в сражение новые армии резерва, немцы утратили инициативу.

  • 4 декабря группа армий «Центр» перешла к обороне.

5 – 6 декабря началось советское контрнаступление. Враг отошел от Москвы на 100-250 км, оставив города Калинин (Тверь), Калугу, Клин и Волоколамск.

Ценой героических усилий армии, партизан, тружеников оборонных предприятий операция «Тайфун» провалилась, разрушился миф о «молниеносной войне» и непобедимости германской армии.

Задание обучающимся:

- Назовите источники победы в битве под Москвой.

- Каково значение битвы под Москвой в истории Великой Отечественной войны?

Зарождение антигитлеровской коалиции.

Самостоятельная работа обучающихся с учебным текстом.

Учитель предлагает начать составлять хронологическую таблицу:

Дата

Этапы складывания антигитлеровской коалиции

Значение и содержание заключенных договоров и соглашений






Работа над документами.

  • Из телеграммы писателя Теодора Драйзера в Союз писателей СССР от 1 июля 1941г.:

  • «Ничто не имеет большего значения для либеральной и демократической Америки, чем успех России в борьбе против Гитлера. Дело русских является всегда и везде подлинным делом демократии, ибо Россия уже сделала для простого человека больше, чем какая-либо другая страна в истории».

  • Из меморандума, подготовленного советниками президента США Ф.Рузвельта:

  • «Мы противники догмы коммунистов и нацистской догмы… С тех пор, как Россия стала коммунистической, Советы никогда не угрожали серьезно нашим национальным интересам и нашему укладу жизни. Однако за два года безумного похода А.Гитлера, предпринятого им с целью порабощения всего мира, возникла серьезная угроза самому нашему сосуществованию как свободного народа… Мы не за коммунизм, но мы против всего, за что выступает А.Гитлер. Он и его безбожные нацисты – главная угроза миру, справедливости и безопасности. Путь к нашей безопасности – разгром А.Гитлера».

  • Из заявления сенатора Г.Трумена: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и таким образом, пусть они убивают друг друга как можно больше».

Задание: определите, как отразились в приведенных фрагментах исторических документов позиции различных политических направлений США, представители которых так или иначе поддерживали в 1941г. СССР в войне с фашистской Германией.

Боевые действия весной – летом 1942г.

Рассказ учителя с использованием карты.

Задание обучающимся: прослушав рассказ учителя, ответить на вопросы:

- Охарактеризуйте планы Германии и СССР на летнюю кампанию 1942г.

- Объясните, почему летом 1942г. Красная армия вновь терпит поражение?

- Почему вермахт перехватил инициативу у Красной армии?

А.Гитлер летом 1942г. планировал осуществить прорыв на Кавказ, захватить нефтеносные районы, преодолеть горы, выйти к Ирану и Ираку.

В центре Восточного фронта вермахт должен был сохранять существующее положение, а на севере взять Ленинград и установить связь с финнами. На юге предполагалось перерезать Волгу, по которой поступала американская помощь, шедшая через Иран и Каспий.

И.В.Сталин, уверенный в том, что «41-й год не повторится», отверг предложение Генерального штаба об активной обороне и накапливании резервов и план Г.К.Жукова, предполагавший разгром ржевско-вяземской группировки в центре и оборону на других направлениях. Имея превосходство в танках и артиллерии, Красная армия была обязана, по мнению И.Сталина, «нанести ряд упреждающих ударов на широком фронте» от Ленинграда до Керчи. Особые надежды И.В.Сталин возлагал на юго-западное направление.

Эти преждевременные броски практически везде привели к крайне тяжелым последствиям.

При попытке снять блокаду с Ленинграда попала в окружение и погибла 2-я ударная армия генерала А.А.Власова. Сам командир сдался в плен.

В районе Вязьмы погибла со своим командующим генералом Н.Г.Ефремовым 33-я армия.

Окружены и разбиты армии Крымского фронта генерала Д.Т.Козлова, потерявшего всю технику и 180 тысяч бойцов.

7 июня 11-я армия Манштейна начала последний штурм Севастополя, обороной которого руководил И.Е.Петров. 1 июля Севастополь пал, остатки гарнизона эвакуировать не удалось.

Провалилась Харьковская операция: немцы загнали в «мешок» три армии

В июне-июле 1942г. между Курском, Ростовом и Сталинградом развернулось наступление вермахта.

Группа армий «Юг» в июне взяла Воронеж.

Взяв Ростов 24 июня и форсировав низовья Дона, немцы вырвались в Сальские степи.

Отступление войск Южного фронта превратилось в паническое бегство.

Вновь образованный Сталинградский фронт откатывался к Сталинграду.

И.В.Сталин сместил всех командующих фронтами на юге. Назначил Василевского начальником генштаба и направил его под Сталинград.

Отступление продолжалось.

Учитель знакомит обучающихся со сталинским приказом №227:

- 28 июня 1942г. в связи с тем, что Красная армия без приказа и серьезного сопротивления оставила Ростов-на-Дону и Новочеркасск, И.В.Сталин издал приказ №227, прочитанный во всех частях: «Население, с любовью и уважением относящееся к Красной армии, начинает разочаровываться в ней, теряет веру в Красную армию за, многие проклинают Красную армию за то, что она отдает наш народ под ярмо немецких угнетателей, а сама утекает на восток.

Мы потеряли более 700 млн населения, более 800 млн пудов хлеба в год и более10 млн тонн металла в год. У нас нет уже теперь преобладания над немцами ни в людских ресурсах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину!»

И.В.Сталин бросил лозунги: «Ни шагу назад!», «Паникеры и трусы должны истребляться на месте!»

С командирами, отступившими без приказа, Сталин требовал поступать как с предателями.

В каждой дивизии создавались заградительные отряды, обязанные стрелять в отступающих.

Вопросы к обучающимся:

- Оцените моральное состояние Красной армии летом 1942г.

- Чем руководство страны объясняло невозможность дальнейшего отступления армии?

- Какую роль должен был сыграть приказ №227?

Оборона Сталинграда.

Учитель знакомит обучающихся с этапами Сталинградской битвы:

I этап: 17 июля 1942г. – 18 ноября 1942г.- оборонительный;

II этап: 19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943г. – контрнаступление Красной армии.

Сообщения обучающихся об оборонительном этапе Сталинградской битвы.

Примерная тематика:

«Оборона Сталинграда».

«Подвиг 62-й армии генерала В.И.Чуйкова»

«Подвиг 64-й армии генерала М.С.Шумилова»

«Подвиг снайпера Василия Зайцева»

«Подвиг сержанта разведгруппы Я.Ф.Павлова»

Задание обучающимся:

- Определите, что делало Сталинград стратегическим объектом, от которого зависела судьба Вооруженных сил на других направлениях фронта?

- Объясните, почему Сталинградский фронт был образован только 12 июля 1932г.?

- Какую роль в Сталинграде играл Мамаев курган, за который шла непрерывная борьба с переменным успехом для обеих сторон?

Оккупационный режим на советской территории.

Рассказ учителя с опорой на дополнительный материал.

- К осени 1941г. немецкие войска оккупировали почти всю Украину, Белоруссию, Прибалтику, Молдавию, Крым и западные области России, на этих территориях до войны проживало около 80 млн человек. Первоначально население этих территорий встречало немцев как освободителей.

На захваченных территориях германские власти устраивали свои порядки.

В Восточной Украине, Белоруссии и на русских землях немецкие оккупанты сохранили колхозы, так как считали, что так удобнее будет отбирать продовольствие. За невыработку трудодней провинившихся колхозников ссылали в концлагеря.

Колхозы были ликвидированы в районах проживания казаков, на Кавказе и в Прибалтике.

Около 5 млн советских граждан были отправлены на принудительные работы в Германию.

К концу 1941г. в немецкий плен попало около 3,9 млн красноармейцев.

8 сентября 1941г. Верховное командование Германии издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами:

«Большевизм является смертельным врагом национал-социалистической Германии… Поэтому большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата, соответствующее Женевской конвенции».

Положение пленных усугубилось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, хотя в начале войны объявил, что будет следовать ее основным положениям. Но СССР отказался следовать двум важным пунктам – о предоставлении пленным права на получение посылок и об обмене списками пленных. Это дало Германии повод не соблюдать нормы конвенции по отношению к советским военнопленным.

Более того, И.В.Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941г. приказ №270 называл пленных «дезертирами» и «предателями». Семьи попавших в плен командиров и политических работников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

Из 6,3 млн советских военнопленных погибло почти 4 млн, из выживших почти половина служила в вермахте, во вспомогательной полиции, в большинстве своем, чтобы не умереть с голода, а не из идейных соображений. Многие из 1,8 млн бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе.

Партизанское движение.

Самостоятельная работа обучающихся с текстом учебника.

Беседа по вопросам:

- Почему И.В.Сталин в начале войны с недоверием относился к партизанскому движению?

- Как возникло партизанское движение в годы войны?

- Какую роль сыграли партизаны в Великой Отечественной войне?

- В каких районах страны партизанское движение приняло широкомасштабный характер?

«Все для фронта, все для победы!»

Выполнение задания п.3 . На основе данного материала и предыдущего параграфа составьте вариант ответа по теме «Мобилизация СССР на войну с Германией»

II. Закрепление изученного материала.

- Приведите аргументы в пользу того, что разразившаяся война приобрела для нашего народа характер отечественной.

- Как это сказалось на состоянии фронта и тыла?

Домашнее задание: параграф 25. Знать новые понятия, даты, события. Начать составление таблицы «Основные события на советско-германском фронте».

Этапы


Даты

Сражения

События

Результаты и значение
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект уроков по циклу "Великая Отечественная война 1941-1945гг." для 9 класса

Автор: Артемова Татьяна Юрьевна

Дата: 15.04.2016

Номер свидетельства: 319042

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект уроков по циклу  "Великая Отечественная война 1941-1945гг." для 9 класса"
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-urokov-po-tsiklu-vielikaia-otiechiestviennaia-voina-1941-1945ghgh-dlia-9-klassa-1"
    ["file_id"] => string(6) "319043"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460720841"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Конспект   занятия   из  цикла   «Хроника Великой Отечественной  войны  на уроках русского языка»  БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ"
    ["seo_title"] => string(120) "konspiekt-zaniatiia-iz-tsikla-khronika-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-na-urokakh-russkogho-iazyka-briestskaia-kriepost"
    ["file_id"] => string(6) "319726"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460927026"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект   занятия   из  цикла   «Хроника Великой Отечественной  войны  на уроках русского языка»"
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-zaniatiia-iz-tsikla-khronika-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "319972"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460983748"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "конспект урока чтения А.Л.Барто"Сережа учит уроки" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-chtieniia-a-l-barto-sieriezha-uchit-uroki"
    ["file_id"] => string(6) "233705"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443196290"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока "Европейский Север" "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-ievropieiskii-sievier"
    ["file_id"] => string(6) "111264"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407311979"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства