Левая часть сцены: изображение избы, иллюстрации с изображением печи, каравая, видов изб, балалайка, ложки, трещотка (на стене), лавка с подзорами, изображение печи, стол, скатерти вышитые, крынки, утюги, ухваты, кочерга, чугунок, самовар, дорожки самотканные, подушечки кружевные, гребень, рубель, иконы на фоне вышитого полотенца.
Правая часть сцены: круглый стол с казахским орнаментом, казахская посуда, сундук, ковёр, решётки юрты (в углу), на них ковёр, ленты, шкурка лисы, домбра, виды казахских узоров на стенах, изображение видов юрт, надпись:
«Мир полон радости и счастья,
Но край родной милей всего.
И так прекрасно возвращаться
Под крышу дома своего».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Родной очаг" »
Казахстан Северо-Казахстанская область Кутузовская НСШ Курило Л.Н. Учитель истории и географии 1 категории Родной очаг
Реквизиты:
Левая часть сцены: изображение избы, иллюстрации с изображением печи, каравая, видов изб, балалайка, ложки, трещотка (на стене), лавка с подзорами, изображение печи, стол, скатерти вышитые, крынки, утюги, ухваты, кочерга, чугунок, самовар, дорожки самотканные, подушечки кружевные, гребень, рубель, иконы на фоне вышитого полотенца.
Правая часть сцены: круглый стол с казахским орнаментом, казахская посуда, сундук, ковёр, решётки юрты (в углу), на них ковёр, ленты, шкурка лисы, домбра, виды казахских узоров на стенах, изображение видов юрт, надпись:
«Мир полон радости и счастья, Но край родной милей всего. И так прекрасно возвращаться Под крышу дома своего».
Используются национальные костюмы казахского и русского народов.
Музыкальное оформление: музыкальная зарисовка «Русский напев», «Степь» Курмангазы, коллекция из караоке: «В низенькой светёлке», «Под крышей дома своего».
Видеозапись: виды уголков природы (степь, озёра, леса, горы, луг).
Заранее проводится экскурсия в краеведческий музей.
Тема: «Жилище»
Ведущий 2: Да, ребята, Казахстан — это наша Родина, наш общий дом. Но у каждого человека есть и свой дом. Он может быть маленьким или большим, просторным или тесным, но это ваш дом. И когда у Вас будет свой дом, научитесь любить его.
Музыка « В низенькой светёлке».
Ведущий 2: Посмотрите на свой дом. Действительно ли Вам нравится в нём жить? Тепло ли Вам? Уютно ли? Пусть загорается в нём свет тепла, здоровья, счастья и взаимопонимания. Ну, с чего же всё начиналось? Русский человек заходил в избу, а казах — в юрту.
Давайте потихоньку заглянем в крестьянскую избу. Посмотрите, ребята, все жилища, а в частности изба, представляют собой соединение трёх космических сил. Вы спросите, что это за силы?
Небо
Внутренний мир
Земля.
Окна — это глаза. Образ коня на крыше — это солнце, символ света и тепла.
Итак, возьмёмся за ручку двери и откроем избу.
Ведущий 1: Но, подождите, нам сейчас очень пригодятся Ваши воспоминания об экскурсии. Готовы?
Галя (девушка в национальном русском костюме с поклоном): Милости просим, люди добрые! Как известно, в крестьянской избе всего одна комната. А главное место занимает у нас печь — добродетель матушка.
Вопрос: Почему печь называют добродетель — матушка?
Дети: Обогревает, кормит, усыпляет — это добро.
Ведущий 2: Ребята, печь — это какое-то таинство, чудодействие. Сейчас Вы должны вспомнить особенности приготовления пищи в русской печи, т.е. какое — это чудодействие.
Ребята: Еда в печи томилась, т.е. не кипела, не бурлила. При этом все витамины сохранялись. Еда была вкусной, питательной.
Галя: В современном обществе я видела много приборов: миксеры, тостеры, микроволновые печи. А что стоит возле моей печи?
Дети: Ухват, лопата, кочерга.
Показ посуды.
Галя: Мой любимый чугунок, какие щи в нём томятся. А этот кувшинчик я сама расписала, что видела за окном, то и нарисовала. У меня ещё есть много крынок, они со сметаной и маслом в погребах стоят.
Лиза: Когда гости приходили, они проходили к священному месту.
Ведущий 1: Вопрос: что это за место и что в нём можно увидеть?
Дети: Здесь были лики святых, которым поклонялись крестьяне. Образа были украшены цветами и вышитым полотенцем, и висела лампадка. (Лиза показывает).
Ведущий 1: Кого ещё усаживали у священного места, это было как благословение в торжественный день?
Ребята: Жениха и невесту благословляли на счастливую, крепкую жизнь, усаживая близ «красного угла». Посмотрите, ребята, вокруг стоят деревянные лавки, стол, стены в избе тоже из дерева.
Ведущий 2: Дерево на протяжении всей жизни сопровождало человека — это верный спутник человека. Дерево очень долго обрабатывалось и готовилось хозяином заранее. (Идёт демонстрация экспонатов из музея: лопата, гребень, рубель.)
Звучит «Русский напев». Девушки вышивают.
Мальчик-казах: (бежит с приветствием гостей, звучит «Степь» Курмангазы.)
Денис: С радостью приглашаю Вас в юрту.Только что я вместе с друзьями, родственниками поставили юрту. В начале установили кереге, плотно связав их, чтобы эти стены не упали, а потом подняли шанырак.
Ведущий 2: Итак, что обозначает слово «шанырак»?
Дети: Это верхняя часть юрты, обозначает «дом», «очаг», «семья». Сделан шанырак из дерева и устанавливается в центре юрты.
Ведущий 2: Основная часть юрты, шанырак, передавался от отца к сыну.
Денис: Сейчас холодает, мы обтянули юрту тёплым войлоком — киизом. Ну, что ж, хочу показать Вам свою юрту изнутри. Добро пожаловать!
Люба (девушка в национальной казахской одежде): Проходите, гости, в нашу юрту. Посмотрите, в юрте на стенах висят ковры — тускиизы. А на полу, чтобы не было холодно, лежат текемет и алаша — дорожки ручной работы. В юрте справа женская половина, слева мужская. Так уж заведено предками.
Ведущий 1: Вспомните, ребята, что находится в женской половине юрты?
Дети: Одежда, украшения, посуда.
Люба: Какая посуда мне нужна будет для встречи гостей?
Дети: посуда для молока, кесе — пиала, ожау — поварёшка, деревянная чашка, большое блюдо.
Ведущий 2: Посмотрите, вся посуда была деревянная. Почему?
Дети: Потому что дерево было дешёвым и доступным материалом и при частых переездах не разбивалось.
Ведущий 1: Кесе или пиала. Форма открытая, удобная. Чем же удобна форма?
Дети: Горячие напитки при такой обширной площади быстрее охлаждаются — знания из физики. Я пила из пиалы, действительно очень удобная форма посуды.
Ведущий 2: Какой у Вас красивый сундук!
Надя: Сундук с одеялами и подушками — абдыра. Он украшен узорами. (Название казахских узоров). Посуда, одежда, ковры, украшения... Какой основной узор мы используем в оформлении этих предметов?
Дети: Узор «бараний рог» — это изображение рогов барана.
Ведущий 1: Ещё использовались орнаменты, которые напоминали:
бутон цветка
крыло птицы
бабочку
копыто
кость
горбы верблюда.
Денис: А какой джигит с малых лет не мечтает об охоте!
Ребята: А в музее мы видели большого беркута, обучённого охоте на животных. Беркут жил в юрте вместе с людьми.
Ведущий 2: Экскурсия представила нам огромную коллекцию уникальных предметов мужской половины — мужской части юрты. Что это за предметы?