kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Родной очаг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

?

Реквизиты:

Левая часть сцены: изображение избы, иллюстрации с изображением печи, каравая, видов изб, балалайка, ложки, трещотка (на стене), лавка с подзорами, изображение печи, стол, скатерти вышитые, крынки, утюги, ухваты, кочерга, чугунок, самовар, дорожки самотканные, подушечки кружевные, гребень, рубель, иконы на фоне вышитого полотенца.

Правая часть сцены: круглый стол с казахским орнаментом, казахская посуда, сундук, ковёр, решётки юрты (в углу), на них ковёр, ленты, шкурка лисы, домбра, виды казахских узоров на стенах, изображение видов юрт, надпись:

«Мир полон радости и счастья,
Но край родной милей всего.
И так прекрасно возвращаться
Под крышу дома своего».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Родной очаг" »

Казахстан Северо-Казахстанская область Кутузовская НСШ Курило Л.Н. Учитель истории и географии 1 категории Родной очаг

Реквизиты:

Левая часть сцены: изображение избы, иллюстрации с изображением печи, каравая, видов изб, балалайка, ложки, трещотка (на стене), лавка с подзорами, изображение печи, стол, скатерти вышитые, крынки, утюги, ухваты, кочерга, чугунок, самовар, дорожки самотканные, подушечки кружевные, гребень, рубель, иконы на фоне вышитого полотенца.

Правая часть сцены: круглый стол с казахским орнаментом, казахская посуда, сундук, ковёр, решётки юрты (в углу), на них ковёр, ленты, шкурка лисы, домбра, виды казахских узоров на стенах, изображение видов юрт, надпись:

«Мир полон радости и счастья,
Но край родной милей всего.
И так прекрасно возвращаться
Под крышу дома своего».

Используются национальные костюмы казахского и русского народов.

Музыкальное оформление: музыкальная зарисовка «Русский напев», «Степь» Курмангазы, коллекция из караоке: «В низенькой светёлке», «Под крышей дома своего».

Видеозапись: виды уголков природы (степь, озёра, леса, горы, луг).

Заранее проводится экскурсия в краеведческий музей.

Тема: «Жилище»

Ведущий 2: Да, ребята, Казахстан — это наша Родина, наш общий дом. Но у каждого человека есть и свой дом. Он может быть маленьким или большим, просторным или тесным, но это ваш дом. И когда у Вас будет свой дом, научитесь любить его.

Музыка « В низенькой светёлке».

Ведущий 2: Посмотрите на свой дом. Действительно ли Вам нравится в нём жить? Тепло ли Вам? Уютно ли? Пусть загорается в нём свет тепла, здоровья, счастья и взаимопонимания. Ну, с чего же всё начиналось? Русский человек заходил в избу, а казах — в юрту.

Давайте потихоньку заглянем в крестьянскую избу. Посмотрите, ребята, все жилища, а в частности изба, представляют собой соединение трёх космических сил. Вы спросите, что это за силы?

  • Небо

  • Внутренний мир

  • Земля.

Окна — это глаза. Образ коня на крыше — это солнце, символ света и тепла.

Итак, возьмёмся за ручку двери и откроем избу.

Ведущий 1: Но, подождите, нам сейчас очень пригодятся Ваши воспоминания об экскурсии. Готовы?

Галя (девушка в национальном русском костюме с поклоном): Милости просим, люди добрые! Как известно, в крестьянской избе всего одна комната. А главное место занимает у нас печь — добродетель матушка.

Вопрос: Почему печь называют добродетель — матушка?

Дети: Обогревает, кормит, усыпляет — это добро.

Ведущий 2: Ребята, печь — это какое-то таинство, чудодействие. Сейчас Вы должны вспомнить особенности приготовления пищи в русской печи, т.е. какое — это чудодействие.

Ребята: Еда в печи томилась, т.е. не кипела, не бурлила. При этом все витамины сохранялись. Еда была вкусной, питательной.

Галя: В современном обществе я видела много приборов: миксеры, тостеры, микроволновые печи. А что стоит возле моей печи?

Дети: Ухват, лопата, кочерга.

Показ посуды.

Галя: Мой любимый чугунок, какие щи в нём томятся. А этот кувшинчик я сама расписала, что видела за окном, то и нарисовала. У меня ещё есть много крынок, они со сметаной и маслом в погребах стоят.

Лиза: Когда гости приходили, они проходили к священному месту.

Ведущий 1: Вопрос: что это за место и что в нём можно увидеть?

Дети: Здесь были лики святых, которым поклонялись крестьяне. Образа были украшены цветами и вышитым полотенцем, и висела лампадка. (Лиза показывает).

Ведущий 1: Кого ещё усаживали у священного места, это было как благословение в торжественный день?

Ребята: Жениха и невесту благословляли на счастливую, крепкую жизнь, усаживая близ «красного угла». Посмотрите, ребята, вокруг стоят деревянные лавки, стол, стены в избе тоже из дерева.

Ведущий 2: Дерево на протяжении всей жизни сопровождало человека — это верный спутник человека. Дерево очень долго обрабатывалось и готовилось хозяином заранее. (Идёт демонстрация экспонатов из музея: лопата, гребень, рубель.)

Звучит «Русский напев». Девушки вышивают.

Мальчик-казах: (бежит с приветствием гостей, звучит «Степь» Курмангазы.)

Денис: С радостью приглашаю Вас в юрту.Только что я вместе с друзьями, родственниками поставили юрту. В начале установили кереге, плотно связав их, чтобы эти стены не упали, а потом подняли шанырак.

Ведущий 2: Итак, что обозначает слово «шанырак»?

Дети: Это верхняя часть юрты, обозначает «дом», «очаг», «семья». Сделан шанырак из дерева и устанавливается в центре юрты.

Ведущий 2: Основная часть юрты, шанырак, передавался от отца к сыну.

Денис: Сейчас холодает, мы обтянули юрту тёплым войлоком — киизом. Ну, что ж, хочу показать Вам свою юрту изнутри. Добро пожаловать!

Люба (девушка в национальной казахской одежде): Проходите, гости, в нашу юрту. Посмотрите, в юрте на стенах висят ковры — тускиизы. А на полу, чтобы не было холодно, лежат текемет и алаша — дорожки ручной работы. В юрте справа женская половина, слева мужская. Так уж заведено предками.

Ведущий 1: Вспомните, ребята, что находится в женской половине юрты?

Дети: Одежда, украшения, посуда.




Люба: Какая посуда мне нужна будет для встречи гостей?

Дети: посуда для молока, кесе — пиала, ожау — поварёшка, деревянная чашка, большое блюдо.

Ведущий 2: Посмотрите, вся посуда была деревянная. Почему?

Дети: Потому что дерево было дешёвым и доступным материалом и при частых переездах не разбивалось.

Ведущий 1: Кесе или пиала. Форма открытая, удобная. Чем же удобна форма?

Дети: Горячие напитки при такой обширной площади быстрее охлаждаются — знания из физики. Я пила из пиалы, действительно очень удобная форма посуды.

Ведущий 2: Какой у Вас красивый сундук!

Надя: Сундук с одеялами и подушками — абдыра. Он украшен узорами. (Название казахских узоров). Посуда, одежда, ковры, украшения... Какой основной узор мы используем в оформлении этих предметов?

Дети: Узор «бараний рог» — это изображение рогов барана.

Ведущий 1: Ещё использовались орнаменты, которые напоминали:

  • бутон цветка

  • крыло птицы

  • бабочку

  • копыто

  • кость

  • горбы верблюда.

Денис: А какой джигит с малых лет не мечтает об охоте!

Ребята: А в музее мы видели большого беркута, обучённого охоте на животных. Беркут жил в юрте вместе с людьми.

Ведущий 2: Экскурсия представила нам огромную коллекцию уникальных предметов мужской половины — мужской части юрты. Что это за предметы?

Дети: камча (плеть), обувь — (етык — сапог), масі — женская обувь, женская одежда — камзолы, шапан — халат, кожаные изделия, пояса, куйлек — рубашка, сумки.

Люба: Шай дайын (чай готов).

Галя: А вот и стол наш накрыт, просим к столу.

Лиза: Так протянем же руки дружбы и сядем все за общий стол.

Люба:

Цвети Земля,
Живи страна,
И люди улыбнитесь!

Дети берутся за руки, выносят каравай, конфеты, баурсаки.

Музыка «Под крышей дома твоего» (исполняется песня).

Люба: Пусть наша чашка чая усиливает дух народов, смягчает сердце, удалит усталость, пробудит мысль, и широко распахнутся два крыла нашей дружбы!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
конспект урока "Родной очаг"

Автор: Курило Людмила Николаевна

Дата: 23.01.2015

Номер свидетельства: 159948

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока «А душу можно ль рассказать?» (По поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»)"
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt_uroka_a_dushu_mozhno_l_rasskazat_po_poemie_m_iu_liermontova_mtsyri"
    ["file_id"] => string(6) "384581"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485531028"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект урока литературы в 7 классе  "Образ матери в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-litieratury-v-7-klassie-obraz-matieri-v-proizviedienii-n-v-gogholia-taras-bul-ba"
    ["file_id"] => string(6) "165901"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422888372"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "конспект урока по литературному чтению, презентация для урока "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-priezientatsiia-dlia-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "148154"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419602948"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока литературы на тему "Две судьбы, две жизни" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-litieratury-na-tiemu-dvie-sud-by-dvie-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "124587"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414746557"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока литературы в 11 классе " Две судьбы, две жизни""
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt_uroka_litieratury_v_11_klassie_dvie_sud_by_dvie_zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "424948"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1501955870"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства