kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 11 классе " Две судьбы, две жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Две судьбы, две жизни».

Цель: помочь учащимся понять в чем смысл человеческой жизни; увидеть проблему вырождения деревни, бегства молодежи в город; разложение деревенских нравов, преемственности положений; тема родного очага.

Эпиграф: «Русская женщина давно уже стала и у нас и за рубежом мерилом духовной силы, нравственной красоты и чистоты. И все же, думаю, особой признательности заслуживает наша северная крестьянка, та самозабвенная труженица, которая венами наравне с мужчиной несла все тяготы нелегкой борьбы с суровой северной природой и которая при этом не утратила своей душевной щедрости, сердечности и жизнестойкости, своего исконно русского слова, способного и ободрить, и вдохновить затосковавшую душу, заклеймить зарвавшегося наглеца и многоцветным северным сиянием вспыхнуть в задорной частушке, пронзительной песни»

Ф. Абрамов 1973 год.

«… я везде, во всех своих сочинениях прежде всего отдаю поклон русской женщине»

Ф. Абрамов 1981г.

В центре нашего обсуждения повести Абрамова. Как бы вы определили проблемы этих произведений?

Задание к уроку: 1-ая группа – оформляет тематическую литературную газету; 2-ая – готовит выставку книг В. Абрамова; 3-ая – оформляет стенд с трудными словами: Веркола, Пинежский, поколение, аскетизм, нравственность, самоотдача, труженики, благополучие, иждивенческий, рационализм, потребительство, никчемность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 11 классе " Две судьбы, две жизни"»

МОУ Судиславская СОШ Субботина Т.Б.

Конспект урока литературы


Тема: «Две судьбы, две жизни».

Цель: помочь учащимся понять в чем смысл человеческой жизни; увидеть проблему вырождения деревни, бегства молодежи в город; разложение деревенских нравов, преемственности положений; тема родного очага.

Эпиграф: «Русская женщина давно уже стала и у нас и за рубежом мерилом духовной силы, нравственной красоты и чистоты. И все же, думаю, особой признательности заслуживает наша северная крестьянка, та самозабвенная труженица, которая венами наравне с мужчиной несла все тяготы нелегкой борьбы с суровой северной природой и которая при этом не утратила своей душевной щедрости, сердечности и жизнестойкости, своего исконно русского слова, способного и ободрить, и вдохновить затосковавшую душу, заклеймить зарвавшегося наглеца и многоцветным северным сиянием вспыхнуть в задорной частушке, пронзительной песни»

Ф. Абрамов 1973 год.

«… я везде, во всех своих сочинениях прежде всего отдаю поклон русской женщине»

Ф. Абрамов 1981г.


В центре нашего обсуждения повести Абрамова. Как бы вы определили проблемы этих произведений?

Задание к уроку: 1-ая группа – оформляет тематическую литературную газету; 2-ая – готовит выставку книг В. Абрамова; 3-ая – оформляет стенд с трудными словами: Веркола, Пинежский, поколение, аскетизм, нравственность, самоотдача, труженики, благополучие, иждивенческий, рационализм, потребительство, никчемность.


Ход урока.

Ребята, сегодня на уроке мы говорим о произведениях современной советской литературы, которые заставляют задуматься о значимости человека в этой жизни. Это повести Ф. Абрамова «Деревянные кони», «Пелагоя», «Алька». Их вы читали, писали отзывы о них. Произведения воспринимались вами по-разному, но вот главное, что вы отличаете: (чтение выдержек из ученических сочинений) «Я очень хочу понять нашу жизнь, разобраться в ней», «Мне страстно хочется найти правильные ответы на волнующие меня вопросы: цель жизни, место человека в обществе, коллективе, семья»; «Проблемы истинного счастья, поиски смысла жизни, взаимоотношений с людьми, гармонии личности мучают меня постоянно», «Мне нередко приходится слышать в разговорах взрослых фразы: «Она хорошо живет», «Он живет как следует», «Ему в жизни не повезло». Что значат эти слова? Какой смысл вкладывают в них люди? «Жизнь у человека только одна. И бывает, что он остается неудовлетворительным прожитым. А какой будет наша жизнь? – этот вопрос задаю себе постоянно.

Эти выдержки из ваших сочинений говорят о том, что вопрос о смысле жизни вас, одиннадцатиклассников, глубоко волнует. Находить верный ответ на него помогают произведения современной литературы. Заставляют задуматься читателя о неповторимости каждой отдельной жизни и книги Федора Александровича Абрамова. Это подтверждают ваши читательские отзывы на его произведения.

Ребята, тема нашего урока «Две судьбы, две жизни». А какие проблемы решает автор в этих повестях?

(главная: В чем смысл человеческой жизни? А) Проблема вырождения деревни, бегства молодежи в город; б) разложение деревенских нравов, преемственности поколений; в) тема родного очага)

Итак, откроем повесть «Деревянные кони». «О приезде старой Милентьевны, матери Максима, в доме поговаривать, но и готовится к нему. Сам Максим, например, довольно равнодушный к своему хозяйству… в последний выходной не разгибал спины: перебрал каменку в бане, поправил изгородь вокруг дома, разделал на чурки с весны лежавшие под окошком еловые кряжи и, наконец, совсем в потемках, накидал досок возле крыльца – чтобы по утрам не плавать матери в росяной траве. Еще больше усердствовала жена Максима – Евгения. Она все перемыла, перескоблила в избе, в сенях, на вышке, разостлала нарядно-пестрые половики, до блеска начистила старинный медный рукомойник и таз». И встречает Милентьевну у деревенского берега, чуть ли не вся Пижма».

Почему такое ожидание и такая встреча? И почему только рассказчик досадует из-за этого приезда? В чем тут дело, в страхе перед ее суровым характером или в чем-то другом?

(Перед нами предстает великая труженица, мудрая русская женщина, рано отданная замуж в чужую деревню и незаметно изменившая жизнь, не только семьи, в которую попала, но пожалуй и всей деревни).

- На что обращает автор наше внимание, рисуя портрет Милентьевны?

( Она высокая, с худым тонким лицом. В прошлом, видимо, красавица. У нее темные, жиловатые руки, что для писателя немаловажная деталь, его героиня без дела не может, она и сейчас, уже старая, в постоянных хлопотах и трудах)

- Заметили ли вы, что сама Милентьевна о себе почти ничего не рассказывает? Как вы думаете, почему? Кто же поведал рассказчику о ее непростой жизни? (Невестка Евгения).

-Верно, невестка Евгения. А какие чувства сопровождают рассказ Евгении о судьбе свекрови?

1) Здесь и гордость, и восхищение, и восторг, и преклонение. «Маму-то почитали», говорит о Милентьевне Евгения. И она ее почитает, это очень точное слово у Абрамова, оно передает отношение к старой Милентьевне и дальних, и близких – всех, с кем ее жизнь сталкивается.

2) Но в рассказе Евгении о Милентьевне много и жалости, боли, сострадания. Вот мы видим, как возвращается из ссылки свекор Милентьевны, которого она сделала «кулаком», ведь их семья не пошла в колхоз: «у нас и так свой колхоз; корчевали лес, сеяли хлеб, а ведь всему этому она начало. Свекор при всем честном народе встал перед нею на колени. «Спасибо, говорит, Василиса Мелентьевна, за то, что нас, дураков, людьми сделала. И не думай, говорит, худа против тебя на сердце нет. Всю жизнь, до последнего вздоха благословлять буду…».

Рассказывая эту историю, Евгения заплакала и доскозала уже, давясь слезами.

- Что, по вашему мнению, более всего ценит писатель в своей героине?

(Трудолюбие и умение изменять жизнь к лучшему)

- Вы говорите, трудолюбие и умение изменять жизнь к лучшему. Да, Милентьевна преображает жизнь, и людей. Вот на несколько деньков заглянула она в деревню – и что же?

( С Евгенией просто чудо какое-то произошло, будто ее живой водой вспрыснули).

Подобное испытывает и рассказчик:

«На меня тоже напал какой-то задор», «Я представил себе, как где-то там, зарекой, в этом сыром и холодном тумане бродит сейчас с коробкой старая Милентьевна, и побежал в сарай колоть дрова. На тот случай, если придется затопить баню для иззябшей старухи». А после отъезда Милентьевны, признается рассказчик, «меня неудержимо потянуло в большой и шумный мир, мне захотелось работать, делать его и будет делать до своего последнего часа Василиса Милентьевна, эта беззаветная, но великая в своих деяниях старая крестьянка из северной глухомани».

- Почему это происходит? Почему возник этот образ – образ живой воды в повести о старой женщине Милентьевны? Случайно ли возникает здесь и другой образ, связанный с замечательной героиней русских народных сказок – Василисой Прекрасной?

- Ф. Абрамов не скрывает своего отношения к деревенскому миру, который для него большой мир. «я любил эту тихую деревушку…»; «Мне нравились старинные колодцы…»; Меня восхищали пижемские дома… с деревянными конями на крышах». Не раз возникает на страницах повести слово «красота». Здесь, в Пинеже все раскрывало мне особый мир красоты, красоты по-русски неброской, даже застенчивой…»

- Заглянем вместе с автором в этот мир красоты В чем она? –Почему повесть называется «Деревянные кони?»

- Какое настроение создают у читателя «деревянные кони» в финале повести, когда они, «понуро свесив головы», провожали рассказчика, которому «до слез, до сердечной боли вдруг захотелось услыхать их ржание: Хоть раз, хоть во сне, если не наяву…?»

II Подстать Милентьевне и героиня другой повести – Пелагея. Критика не сразу оценила по достоинству повесть «Пелагея». В центре повести характер трудный, противоречивый, к которому не подойдешь с однолинейной мерой, не сразу подбереш ключи, но один из самых сильных народных характеров, открытых Абрамовым. Видимо, критику как раз и смутили капсущаяся зыбкость, трепетность, как бы неуверенность авторского отношения к этому открытому им характеру. В действительности тут нет зыбкости и неуверенности – есть сложность. Сложность жизненных обстоятельств и явлений, не поддающихся однолинейному измерению, - сказал об абрамовской повести Ф. Кузнецов.

- Находите ли вы сходство в Милентьевне и Пелагее?

1) Василиса Милентьевна трудилась для того, чтобы все отдавать людям, доставлять им радость. Она с одинаковым уважением относится и к старому и к малому наверно, не случайно односельчане ее звали Василисой Прекрасной. Само присутствие этой женщины делает других прекраснее, деятельнее. Меня неудержимо тянуло в большой и шумный мир, мне захотелось работать, делать людям добро, - говорит в конце повести о своем душевном состоянии рассказчик. А Пелагея Амосова, уйдя из колхоза, устроившись в заречную пекарню, т.к. в те времена хлеб был в цене,т завоевала людей, не гнушаясь никакими средствами: она ловчит, хитрит, заискивает, ведет дружбу только с «нужными» людьми.

2) Пелагею, в отличие от Василисы Милентьевны чужие беды не тревожат. ЕЕ беспокоит то, как надо больше брать из жизни, чтобы обеспечить будущее дочери. Вот она и стала загребать мануфактуру. Годами загребала, не могла остановиться. Потому что думала: не ситец, не шелк в сундуки складывала, а саму жизнь…» Даже в конце повести мать Альки, понимая бессмысленность приобретательства и никчемность связей с выгодными для нее людьми, все-таки не может побороть себя и мечтает выдать дочь за сына Петра Ивановича. Ах ты, Господи – говорила мысленно себе Пелагея, - в одной упряжке с таким человеком шагать… Да ведь это таких дел можно наворочать! С этими мыслями она умирает.

-Господи! На что ушла ее жизнь? такой вопрос мы ли возникнуть в конце жизни у Милентьевны?

(Нет! Не она, а Пелагея расчетливо изменила мужу ради выгодного места пекарихи, завела знакомства с «нужными людьми», легко переступала через запретную черту, забывая о совести, не знал, как она может мучить).

- Каковы же жизненные итоги Милентьевы и Пелагии?

1) Милентьевна окружена людьми, нужна старому и малому; Пелагея на старости лет одна – одинешенька.

2) Милентьевну все уважали и любили за то, что она имела подход ко всем. Пелагея что она имела подход ко всем. Пелагея ни во что не ставит даже мужа, безропотного, любящего ее, упрекает его больного и немощного…

3) Милентьевну невозможно представить одну; от Пелагеи бежит в город дочь, которая даже на похороны матери не приехала.

- Да, итог горький, драматичный. Но неужели вся жизнь Пелагеи свелась только к тряпкам и сундукам? Случайно ли тропка, по которой десятилетиями бегала она из дома в пекарню, после ее смерти зовется Паладьиной межой? «Никто, как деревня стоит, не прошел по ней, сколько она прошла», - говорит о ней автор.

- С каким же, по-вашему мнению, чувством он это произносит?

1) Все-таки с чувством великого уважения к трудолюбивой Пелагее. Она не знала ни отдыха, ни продыха два десятилетия. Печи перекладывали на пекарне сколько раз! Не выдерживали кирпичи, а она выдерживала. И как работала! Как песню пела! В своем деле она поэт.

2)Мне запомнились страницы об отношении Пелагеи к своей работе. Как отдавалась она любимому делу! Пелагея только в те дни добрела и улыбалась (хотя и на ногах стоять не могла), когда хлеб удавался. «Бывала, чтобы хлеб духовитым был, чего только она не делала. Воду брала на пробу из разных колодцев, дрова смоляные, избави боже, сажа, муку само собой требовала первый сорт, а насчет помола и говорить нечего. Все перепробовала: и сосну, и елку, и вереск, - пишет автор.

3) С удивительной силой написана сцена последней побывки больной пекарихи на пекарне. После этого она в слезах возвращается домой, потому что не узнала своей любимой пекарни, которую Улька превратила в хлев! Такого небрежного отношения к делу Пелагея вынести не могла.

- Помните, как перед смертью она пришла проститься с пекарней? Вечером сходила в баню, «будто к богомолью готовилась, была чистая и благостная». Неужели же испечь хороший хлеб – это и есть самая большая человеческая радость?... А у матери, как запомнила Алька, не было другой радости!

- И ведь за что-то любил ее муж Павел, если по всей дороге Пелагеи на пекарню строил ей мостки через речку и у каждого ключика подвешивал самодельную берестяную кружечку, чтобы после горячей работы освежила она себе студеной водицей? За что?

(За то, наверное, что все она делает красиво, споро, все в ее руках горит. И сама она яркая, горячая, ни на кого не похожая)

- Итак, в повести показала непростая судьба Пелагеи, по сути дела, чтобы жизнь продолжалась, дети должны продолжать дело родителей. Пелагея умела красиво трудится, жила для блага Альки. Кого же вырастила она? Обратимся к повести «Алька».

Ф.Абрамов писал, что «поведение Альки – это реакция на тот аскетизм жизни, которая выпала на долю старших поколений». Вы согласны с этим?

1) Автор, наверное, прав, Пелагея, перенеся трудности, голод, не хочет, чтобы такая же доля досталась дочери. Ф.Абрамов считает, что виновата мать, но не снимает ответственности с альки.

2) Пелагея все делала и копила для Альки, т.к. считала, что жить лучше – это значит жить легче. Она не пускала дочь в колхоз, потому что у Альки должна быть «чистая» работа: «Моя дочь должна всю жизнь в колхозе ковыряться? Для этого всю жизнь жила из себя тянула?» И внушал Альке, что счастливая жизнь – это «культурная», городская, Пелагея лишила Альку настоящей радости. Алька привыкла только брать и ничего не давать людям.

3) Алька мнимую красоту принимает за настоящую. Она сразу же в городе обольщается беспечно – веселой жизнью, легкими заработками. Но офицер Владик, наобещавшей девушке слишком много, бросает ее.

4) Устроившись официанткой в ресторане и научившись ресторанным премудростям, Алька в дорогих нарядах приезжает в деревню с видом победительницы. А когда она стала стюардессой, два года цветным дождем сыпались на Анисью открытки – голубые, красные, желтые, зеленые, с диковинными нездешними картинками, с короткими Алькиными приветствиями: «Ну тетка!», «Привет тетка!», «Хорошо на свете жить, тетка!».

Хорошо ли ей на самом деле?

(Нет. Она не нашла «самой большой человеческой радости», говорят слезы Альки в пустом материнском доме, когда она почувствовала, как и Пелагея когда-то, свое одиночество. Алька потрясена красотой отношений подруги Лидки и ее мужа Мити, Альку трогает любовь ее отца к матери. И пусть с опозданием, но она задает себе вопросы: «Пошто меня никто не любит? Неужели же испечь хороший хлеб – это и есть самая большая человеческая радость?»

Каким вам видится будущее Альки?

  1. Алька может вернуться в деревню, что она уже однажды чуть было не решилась на это

  2. В дальнейшем Альке будет не жить, а прозябать, вряд ли в городе она найдет любимое дело и устроит свою личную жизнь. И она отступила от себя, от лучшего в себе, от того, что досталось ей от матери и отца. Отступилась и предала: велела продать родительский дом.

(А только ли Пелагея и Алька виноваты в своей трудной судьбе?)

Итак, Милентьевна сумела привить своим детям любовь к земле, дому, родному очагу, а Пелагея не додала Альке этой любви.

В заключении хочется привести слова, Ф.А. Абрамова произнесенные на VI съезде писателей.

«…Большой разговор в литературе о людях старого и старшего поколения – это стремление осмыслить и удержать их духовный опыт, тот нравственный потенциал, те нравственные силы, которые не дали пропасть России в годы самых тяжелых испытаний.

Да, темные и малограмотные, да, наивные и через чур доверчивые, но какие духовные россыпи, какой душевный свет! Бесконечная самоотверженность, обостренная русская совесть и чувство долга, способность к самоограничению и состраданию, любовь к труду, к земле и ко всему живому – да всего не перечислишь. К сожалению, современный молодой человек, взращенный в иных, более благоприятных, а порой и просто тепличных условиях, не всегда наследует эти жизненно важные качества. Нет, нет, я не хочу бросить тень на нашу молодежь… И все – таки… разве не встречаемся мы в ее среде с возросшим эгцентризмом и индивидуализмом, с иждивенчискими и потребительскими настроениями, с утратой бережного и любовного отношения к земле, к природе с холодным рационализмом?».

-Ребята, давайте подведем итог сказанному на уроке.

(Писателя волнует судьба каждого человека, живущего на земле, ибо каждый человек после себя должен оставить свою межу. Он обращается ко всем нам с вопросами! «Зачем вы пришли на эту землю, станет ли она лучше после вас? Думайте… Что оставите вы после себя? Дом? Дерево? Дочь? Чужую разбитую жизнь? Станет ли рядом с тобой кто-нибудь сильнее? Станешь ли ты сам добрее, ответственнее, думайте… К добрым делам звал нас писатель. На наших раздумьях после прочтения своих произведений, наверное, надеялся он, один из лучших сынов земли нашей…».


Д/З Письменный ответ на вопрос: «Каким я вижу будущее нашей деревни».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока литературы в 11 классе " Две судьбы, две жизни"

Автор: Субботина Татьяна Борисовна

Дата: 05.08.2017

Номер свидетельства: 424948

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока литературы. И.Тургенев. Анализ стихотворения  в прозе «Русский язык» "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-litieratury-i-turghieniev-analiz-stikhotvorieniia-v-prozie-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "229847"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441896121"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(277) "Конспект урока литературы в 11 классе  по изучению биографии М. Цветаевой на тему: "Трагичность судьбыы, определённая трагичностью эпохи,- безвременьем" "
    ["seo_title"] => string(168) "konspiekt-uroka-litieratury-v-11-klassie-po-izuchieniiu-bioghrafii-m-tsvietaievoi-na-tiemu-traghichnost-sud-byy-opriedielionnaia-traghichnost-iu-epokhi-biezvriemien-iem"
    ["file_id"] => string(6) "221318"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435183491"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока литературы на тему М.Шолохов "Судьба человека""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokalitieraturynatiemumsholokhovsudbachielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "296229"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455960161"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока литературы на тему М.Шолохов "Судьба человека""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekturokalitieraturynatiemumsholokhovsudbachielovieka1"
    ["file_id"] => string(6) "296230"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455960168"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Конспект урока литературы по теме: "Знакомство с Антуаном де Сент – Экзюпери, автором сказки «Маленький принц» (7 класс) "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-uroka-litieratury-po-tiemie-znakomstvo-s-antuanom-die-sient-ekziupieri-avtorom-skazki-malien-kii-prints-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "167713"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423132449"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства