kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории "Восстание декабристов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока – достичь образовательных результатов: формирование на примере декабристов таких нравственных качеств как честность, справедливость, ответственность, чувство гордости и восхищения их решительностью, мужеством.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории "Восстание декабристов"»

УРОК ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ.

«ВОССТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ»


Цель урока – достичь образовательных результатов:

  1. Личностный результат – формирование на примере декабристов таких нравственных качеств как честность, справедливость, ответственность, чувство гордости и восхищения их решительностью, мужеством.

  2. Метапредметный результат – уметь анализировать информацию, решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи; уметь излагать свои мысли, их аргументировать.

  3. Предметный результат – знать события восстания декабристов, понимать причины их поражения, результаты и последствия движения; извлекать нужную информацию из разных источников.


Задачи урока:

1.На основе анализа полученной из различных источников информации научиться решать познавательные задачи.

2. На основе работы с текстом учебника и презентацией узнать об основных событиях восстания декабристов, о следствии и суде над ними, их жизни в Сибири.

3. В ходе коллективного обсуждения оценить значение движения декабристов, определить причины их поражения и последствия движения.

Средства обучения:

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Учеб.для 8 кл. – М.: Просвещение, 2008.

  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Рабочая тетрадь для 8 кл. – М.: Просвещение, 2010.

  3. Репин А.В. История России. 8 кл. – Саратов: Лицей, 2007.

  4. Презентация «Восстание декабристов»

  5. Раздаточный материал по теме «Оценки восстания декабристов современниками, историками 19 и 20 вв.»

Технология: развитие критического мышления, работа в группах.

ХОД УРОКА:


  1. Стадия вызова. Обсуждение, формулировка и запись темы урока, постановка проблемы урока.

Задание: на основе выполненного опережающего домашнего задания (прочитать ход восстания декабристов, составить план восстания) определите причины поражения декабристов.

Метод – фронтальная работа:

- рассказ по плану домашнего задания;

- постановка вопросов учащимися:

а) Почему декабристы выступили именно в декабре 1825 г.?

б) Какие обстоятельства они сочли благоприятными для осуществления своих целей?

В) Каково было отношение народа к собравшимся на Сенатской площади?

Г) Как можно охарактеризовать тактику участников выступления?

Д) Почему С.Трубецкой не пришёл на площадь?

Е) Почему и после каких событий Николай 1 отдаёт приказ о расстреле восставших?

. Почему декабристы потерпели поражение? (Почему декабристы не могли одержать победу?)

Ответы:

- несогласованность действий декабристов;

- неуверенность в целях, несогласие в тактике, нравственные расхождения, личные антипатии;

- нежелание и боязнь привлечь народ;

- перевес сил на стороне самодержавия;

- неготовность общества к переменам.



2. Стадия осмысления содержания: Обсуждение проблемы «Декабристы – герои или преступники», «Напрасно погубленные судьбы?»

а) Рассказ учителя или сообщения обучающихся с презентациями следствие и суд над декабристами, декабристы в Сибири.

б) Класс делится на 3 группы, которые знакомятся с документами - оценка движения декабристов:

- современниками (дворяне, интеллигенция, народ);

- историками и деятелями 19 века;

- историками 20 века.

- стихи Ю.Друниной о декабристах.

в) обсуждение – группы дают оценки движению декабристов.


г) Загадка от поэта: Поговорив с возвратившимися из ссылки декабристами, П.А.Вяземский записал: «У этих людей всегда 14-е декабря и никогда не наступит 15-е» Что он хотел этим сказать?








Итог (учитель):

Память – понятие отвлечённое, её нельзя взять в руки. И всё-таки она есть, она – наше наследство, наше историческое прошлое.

Актуальность этой темы сегодня заключается в том, что программы декабристов оказались пригодными надолго. Только 30 лет спустя – в эпоху «великих реформ» - началось её первое серьёзное осуществление. Они прекрасно понимали, что борьба с частичными недостатками русской жизни будет бесплодной до тех пор, пока будут существовать порождающие эти недостатки корни. А корнем является отсутствие законности, права.

Идеи декабристов ведут к нашему времени. Идеи равенства, свободы, республиканизма, федерализма жизненны и в наши дни. Хотя правительство Николая 1 позаботилось о том ,чтобы прервать связь с будущим поколением цензурой, уничтожением их, вопреки всему память о них сохранилась как святыня.

Только в наши дни основные идеи декабристов получили начало своего полного осуществления. Эти идеи не были чисто подражательными, ни мертворождёнными, ни утопическими. Их отвергла традиционная власть, но их снова и снова ставила русская жизнь. Только теперь мы можем вполне почувствовать и ту живую связь, которая соединяет декабристов с нами через головы ряда поколений.

Проиграв схватку с Зимним дворцом, дворянские революционеры, безусловно, выиграли нравственное сражение с самодержавием. Они остались в глазах современников и памяти потомков людьми нравственными, верными чести и Отечеству. Они поставили важнейшие проблемы общественного развития, предложили на них свои ответы. Не их вина, что вопрос о поиске средств, соответствующих высоким идеалам показался революционерам второстепенным, что не извлекли они уроков из утопической попытки насильно осчастливить народ, заставить страну перепрыгнуть обязательные, но ещё не пройденные ею этапы развития.

Михаил Лунин в «Записках из Сибири» напишет : «От людей можно избавиться, от их идей нельзя», но об этом разговор пойдёт уже на следующих уроках.

Синквейн:

  1. Декабристы.

  2. Смелые, отважные (решительные, устремлённые, убеждённые, деятельные).

  3. Восстали, организовали (поднялись, собрались, готовились, действовали).

  4. Товарищ, верь, взойдёт она!

Звезда пленительного счастья!» («Мы – дети войны 1812 года»)

5. Сенатская площадь. Санкт-Петербург. 14 декабря 1825 г.

Итог занятия: работа обучающихся с накопительным оценочным листом на 2-х этапах занятия.



3. Стадия рефлексии:

ЗАДАНИЕ: ответьте на вопросы.

  • Что понравилось или вызвало трудность на уроке?

  • Каково ваше эмоциональное настроение? (Нарисовать смайлик, используя разноцветные карандаши или фломастеры).

Домашнее задание: подготовиться к итоговому тестированию по движению декабристов.


ОЦЕНКИ ДВИЖЕНИЯ ДЕКАБРИСТОВ.


Народ:

1.Крепостной крестьянин графини Браницкой Иван Медведенко подговорил четырёх рядовых поднять восстание, «подобно тому как произошло с Черниговским пехотным полком». Крестьянка Александра Ткачукова грозила помещику: «Не бейте и не лайте нас – на третий день праздника (близилась пасха) наступит резанина и колиивщина». Зиновия Самодаенко призывала резать богачей, когда «москали» начнут восстание.

2. В апреле 1826 г. солдат Днепровского полка Алексей Семёнов назвался майором, посланным от государя «забирать помещиков и везти их всех в Петербург» Семёнов с толпой сторонников ездил по сёлам Уманского уезда, поднимал крестьянские волнения: имущество помещиков захватывалось крестьянами, объявлялось освобождение от барщины, управляющих имениями пороли розгами, заковывали в кандалы.

В ответ на донесение об уманском «самозванце» главнокомандующий Витгенштейн, находившийся тогда в Петербурге, писал, что доложил об этой истории царю, и оказалось, что «эта самая история происходила и во многих других губерниях… Наиболее неповиновений мужиков в Санкт-Петербургской, в Нижегородской, в Псковской, Рязанской и ещё некоторых других губерниях.»

3.Рассказ одного сапожника, бывшего в толпе на Сенатской площади 14 декабря. Сапожник работал в какой-то лавчонке около Сенатской площади, а потом переселился в поволжское село, где его рассказ и был записанА.Александровским. «Господа офицеры», по мнению сапожника, вышедшие на Сенатску. Площадь, «волю крепостному народу требовали». Пришли они «не с просьбою, а с грозьбою и полки с собой привели с ружьями, а пушки забыли: пушками их и перестреляли…» Волю народу господа офицеры, по мнению сапожника за двенадцатый год.

Интеллигенция:

  1. Цейтлин: «Крестьяне думали о восстании в Петербурге, что это дворяне-помещики бунтовали против батюшки Царя, потому что он хочет дать им свободу» И это было действительно так.

  2. Пушкин А.С.: в июле 1826 года пишет князю Вяземскому: «Бунт и революция мне никогда не нравились». В 10 главе «Евгения Онегина» Пушкин пишет: Всё это были разговоры,

И не входила глубоко

В сердца мятежные наука,

Всё это было только скука,

Безделье молодых умов,

Забавы взрослых шалунов.

Пушкин: Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье.

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.


  1. Достоевский Ф.М. Называя декабристов бунтующими барами, Достоевский пишет о бунте 14 декабря, как о бессмысленном деле, которое «не устояло бы и двух часов». «Бьюсь об заклад, что декабристы непременно освободили бы тотчас народ, но непременно без земли, за что им тотчас русский народ непременно свернул бы голову.»



Дворянство:

  1. Николай 1: На приёме иностранных послов в Петербурге он объявил декабристов кучкой «безумных мятежников», не имеющих никакой опоры внутри страны. Реакционная печать Западной Европы сразу подхватила эту официальную версию, соответственно изображая положение в России и рисуя поведение Николая 1 в героических тонах.

  2. Л.Толстой: «Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьёзные мысли и чувства»

  3. Герцен А.И. (страстный поклонник декабристов): «Их либерализм был слишком иноземен, чтобы быть популярными. Невозможны более никакие иллюзии; нард остался равнодушным.» И тот же Герцен называл декабристов «фалангой героев», «богатыри, кованные из чистой стали».

  4. Орган французских либералов «Конституционалист» спрашивал: «Чем вызвано петербургское движение?» И давал на это такой ответ: «Это то же, что происходит во Франции, Англии, Америке, Риме, в Мадриде и Мексике, т.е. всеобщее мировое движение, которое захватило и Россию.»

Историки и деятели 19 в.

  1. Карамзин Н.М.: «Либералисты (противники самодержавия)! Чего вы хотите? Счастия людей? Но есть ли счастие там, где есть смерть, болезни, пороки, страсти? Основание гражданских обществ неизменно, можете низ поставить наверх, но будет всегда низ и верх, воля и неволя, богатство и бедность, удовольствие и страдание.»

«Вот нелепая трагедия наших безумных либералистов! Дай Бог, чтобы истинных злодеев нашлось между ними не так много. Солдаты были только жертвой обмана».

Обладая глубоким объективным умом историка, Карамзин отдавал себе ясный отчёт в том, от какой опасности была спасена 14 декабря 1825 года Россия. «Бог спас нас 14 декабря, - пишет он, - от великой беды. Это стоило нашествия французов».

«В обоих случаях вижу блеск луча, как бы неземного».

  1. Ключевский О.В.: «Декабристы важны не как заговор, не как тайное общество, - это нравственно-общественный симптом, вскрывший обществу недуги, которых оно само в себе не подозревало; это целое настроение, охватившее широкие круги…

Да, восстание само по себе было глупым, неподготовленным. Да, подвели под шпицрутены и Кавказ ничего не понимавших солдат, да, программы не было. Это мы все ведь знаем. Но знаем и то, как они держались на каторге и на поселении. Знаем, сколько добра сделали жителям Сибири, как не сломались, как писали, учили, помогали друг другу. И какой след оставили в памяти общества.»

  1. Соловьёв С.М. (русский историк): «Движение в пользу народностей … не могло не отозваться и у нас, русских, у славян вообще, и обнаружилось сначала, разумеется, младенческим лепетом у декабристов; но это был лишь младенческий… лепет: славянского у декабристов было только незрелость, распущенность, рознь.»


Историки и деятели 20 в.

  1. Американский учёный Пушкарёв С.Г. в книге «Россия в 19 в.» (1801-1914): «Лица, возглавившие тайные общества второго и третьего десятилетия 19 века, были интеллектуальным цветом тогдашнего русского общества».

  2. Нечкина М.В. (академик истории): «Они (декабристы) действовали во имя сокрушения отжившего феодального строя и движения своей родины вперёд по пути закономерного общественного развития.Но сказались «хрупкость» дворянской революционности; отсутствие социальной опоры и опыта борьбы с карательной мощью самодержавия; своеобразный кодекс дворянской чести, обязавший побеждённых смириться перед победителем-государем. Но без сомнения, проявились здесь и субъективные качества таких разных людей, как, например, инстинктивно преданный чинопочитанию Трубецкой и дерзкий, независимый Лунин.»

  3. Ленин В.И.: «В 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма, и это движение было представлено почти исключительно дворянами. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию.»

  4. Стихи Ю.Друниной о декабристах.







Тринадцатое июля.

Зловещая серость рассвета … Ну что же, жалеть нас не надо,

С героев Бородина Знал каждый, на что он идёт».

Срывают и жгут эполеты, Палач проверяет петли,

Бросают в огонь ордена! Стучит барабан, и вот

И смотрит Волконский устало Уходит в бессмертие Пестель,

На знамя родного полка. Каховского час настаёт…

Он стал в двадцать пять генералом, Рассвет петербургский тлеет,

Он всё потерял к сорока… Гроза громыхает вдали…

Бессильная ярость рассвета. О, боже! Сорвался Рылеев –

С героев Бородина Надёжной петли не нашли!

Срывают и жгут эполеты, О, боже! Собрав все силы,

Швыряют в костёр ордена! Насмешливо он хрипит:

И даже воинственный пристав «Повесить – и то в России

Отводит от виселиц взгляд. Не могут как следует! Стыд!»

В России казнят декабристов. Предутренний, серебристый,

Свободу и Совесть казнят! Прозрачный мой Ленинград!

Ах, царь милосердие дарит: На площади Декабристов

Меняет на каторгу смерть… Ещё фонари горят.

Восславьте же все государя А ветер с Невы неистов,

И будьте разумнее впредь! Проносится вихрем он

Но тем. Пятерым, нет пощады, По площади Декабристов,

На фоне зари – эшафот… По улицам их имён…



Сергей Муравьёв-Апостол

Дитя двенадцатого года:

В шестнадцать лет – Бородино!

Хмель заграничного похода,

Освобождения вино.

«За храбрость» - золотая шпага,

Чин капитана, ордена.

Была военная отвага

С гражданской в нём обручена:

С царями воевать не просто!

(к тому же вряд ли будет толк…)

Гвардеец Муравьёв-Апостол

На плац мятежный вывел полк!

«Не для того мы шли под ядра,

И кровь несла Березина,

Чтоб рабства и холопства ядом

Была отравлена страна!

Зачем дошли мы до Парижа,

Зачем разбили вражий стан?...»

Вновь победителем вас вижу,

Мой капитан, мой капитан!

Гремит полков российских поступь,

И впереди гвардейских рот

Восходит Муравьёв-Апостол…

На эшафот!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по истории "Восстание декабристов"

Автор: Карташова Наталья Ивановна

Дата: 02.09.2016

Номер свидетельства: 342059

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "План-конспект урока истории 8 класс по теме "Династический кризис. Восстание декабристов 1825 год". "
    ["seo_title"] => string(103) "plan-konspiekt-uroka-istorii-8-klass-po-tiemie-dinastichieskii-krizis-vosstaniie-diekabristov-1825-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "146078"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419075251"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по истории Класс: 8 Тема: Декабристы. 1825г."
    ["seo_title"] => string(55) "konspekt_uroka_po_istorii_klass_8_tema_dekabristy_1825g"
    ["file_id"] => string(6) "565404"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1607065549"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Конспект урока-конференции в 9-м классе ". И дум высокое стремление" (восстанию декабристов посвящается)"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_konferentsii_v_9_m_klasse_i_dum_vysokoe_stremlenie_vosstaniiu_dek"
    ["file_id"] => string(6) "596415"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1640673124"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Конспект урока по истории России "
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt-uroka-po-istorii-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "105858"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402918730"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок истории " общественное движение при Александре 1.Восстание декабристов" в 9 классе."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_istorii_obshchestvennoe_dvizhenie_pri_aleksandre_1_vosstanie_dekabristov_v_"
    ["file_id"] => string(6) "485913"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1542304146"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства