kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока-конференции в 9-м классе ". И дум высокое стремление" (восстанию декабристов посвящается)

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока по истории для 9 класса,посвященная восстанию декабристов (сценарий урока и презентация)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«? ??? ??????? ??????????»

Конспект урока-конференции в 9-м классе "... И дум высокое стремление" (посвящается восстанию декабристов на Сенатской площади)

(Слайд 1)

Цели урока:

образовательные:

  • показать учащимся единство окружающего мира;

  • сформировать у учащихся представление о России I четверти ХIХ века, помочь ощутить эпоху данного периода времени;

  • приобщить учащихся к творческой, исследовательской деятельности, краеведческой работе.

развивающие:

  • развивать у учащихся умение анализировать, обобщать, формулировать свою точку зрения;

  • формировать умения и навыки публичного выступления, выразительного чтения;

воспитательные:

  • формировать чувство гражданственности, воспитывать любовь к литературе, истории, к Родине, уважение к её прошлому.

(Слайд 2)

Оборудование:

  • кадры из видеофильма В.Мотыля “Звезда пленительного счастья” (Зимний Петербург 14 декабря 1825 года. Восстание декабристов на Сенатской площади. Декабристы перед казнью. Казнь декабристов);

  • выставка книг;

  • выпуск стенной газеты “Бог дал огонь их сердцу, свет – уму…”

  • свеча;

  • вальс А.С.Грибоедова;

  • особенности одежды I четверти ХIХ века и после восстания декабристов на Сенатской площади (презентация);

  • презентация (Фёдор Николаевич Глинка, Кондратий Фёдорович Рылеев, Александр Иванович Одоевский, Вильгельм Карлович Кюхельбекер, Михаил Михайлович Нарышкин, Мария Волконская, Екатерина Трубецкая, Александра Муравьёва и др.)





Ход урока

Учитель: На экране появляются виды Петербурга начала XIXвека.

Звучит музыка Г. Свиридова. На фоне музыки и слайда учитель читает стихи:

Жили-были... И неплохо...
Не рабы, не бедняки...
Те, кто вывели на площадь
Взбунтовавшие полки.
...Этот князь, а тот полковник...
Ленты, шпаги, ордена...
Их чины, заслуги помнят
Государь и вся страна…..



- ХIХ век, эпоха царствования Александра I: непростое время для России: непобедимый Наполеон и его полумиллионная армия были разбиты, но победа досталась ценою больших потерь. Постепенно налаживается жизнь: в экономике крепнет капиталистический уклад, дворяне расширяют свои привилегии, а крестьяне по-прежнему находятся в позорной крепостной зависимости, которая является «пороховым погребом» под зданием могущественной империи.

- Декабристы: красивые молодые люди, хорошо образованные, с блестящей карьерой военной и статской службой. У них, казалось, было все: земли, крестьяне, богатые усадьбы, картинные галереи, уважение и почести в аристократическом свете. Что еще нужно для счастливого будущего? И все-таки, что же их побудило выступить против своего же сословия и поддерживаемой им власти? Почему объединились они в тайные общества вольнодумцев? Как вы думаете?

 Логика и чувства, ум и вера входят в непримиримый конфликт

Все знают прекрасную фразу из стихотворения Федора Тютчева:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать-

В Россию можно только верить.

Учитель: Не ум, а вера - вот истинный смысл жизни русского человека.

Декабристы умом прекрасно понимали, что их выступление может закончится неудачно, но их вера в то, что Россия должна быть свободной демократической страной, что народ, который отстоял свободу от французских захватчиков, должен быть свободен.

В этом был смысл их жизни.

Сегодняшний урок-конференция «…И дум высокое стремление», посвящен декабристам и хотелось бы, чтобы вы увидели забытое, стёртое в памяти прошлое, ощутили аромат той эпохи, постарались понять высокий духовный мир людей, причастных к декабристскому движению, их непростые судьбы, свершения, ошибки.

Очень надеюсь, что каждый из вас сделает своё открытие на этом уроке-конференции.

Итак, вернёмся в прошлое. Первая четверть девятнадцатого века. Мне хотелось бы обозначить этот этап работы следующими словами:

ЭПОХА ТВОРИТ ЧЕЛОВЕКА (Слайд 3)

Выступление ученика: “Восстание на Сенатской площади: истоки, причины, результат” (Западные корни декабристского движения, подготовка декабристами предстоящего переворота, восстание на Сенатской площади, судьба декабристов).

Кадры из в/фильма В.Мотыля “Звезда пленительного счастья”:

Зимний Петербург. Восстание на Сенатской площади.

(или Слайд 4)

Учитель: Декабристы были людьми начала ХIХ века.

Прежде всего, это был век изысканности и утончённости. Грубые развлечения навсегда ушли в прошлое.

Речь людей становится проще, правильней, красивей. В высшем свете господствует, правда, французская речь, но уже пробуждается интерес к родному языку.

Если ХVIII век называют веком Просвещения, то в начале ХIХ века мы имеем дело с плодами этого Просвещения. В дворянских усадьбах исчезли ленивые и ограниченные Митрофанушки. Теперь дворянский ребёнок получал воспитание гармоничное, как правило, домашнее образование. Литература и история, философия и математика, языки: древнегреческий, латинский, французский (почти родной). (Слайд 6)

А.С.Пушкин о своём герое, Евгении Онегине, пишет:

Он знал довольно по латыни,
Чтоб эпиграфы разбирать.
…Да помнил, хоть не без греха
Из Энеиды два стиха…
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом.

А.С.Пушкин иронизирует над образованностью Онегина, и мы вслед за ним. Но многие ли из нас, всерьёз считающие себя образованными, знают “из Энеиды два стиха” или могут “бранить Феокрита”?

Из античной литературы и мифологии вошли в сознание наших соотечественников высокие понятия: “гражданин”. “любовь к Родине”, готовность к самопожертвованию ради свободы.

Идеи свободы, равенства, братства великих французских философов-просветителей Вольтера, Руссо и других будоражили умы молодёжи.

Рост образованности имел неожиданные последствия – проявился горячий интерес к политике. Ибо давно замечено, что неграмотный человек – вне политики, и наоборот. Люди XIX века с жадностью следили за событиями в мире, и было за чем следить: революции в Испании, Франции, Неаполе и Пьемонте. Всё живо обсуждалось, прочувствовалось. Молодые люди начинали думать: “Как мы живём? Куда движемся? Где наше место в общем историческом развитии?” (Слайд 7)

Молодые люди начала ХIХ века… Их называли “золотой молодёжью”. Они не только умели красиво говорить, но и умели спорить убедительно. С детства учились верховой езде, фехтованию, стрельбе. Каждый горел желанием служить Отечеству.

И вот Отечество позвало их. “Гроза 1812 года” пронеслась над Россией. Чувство гордости за свой народ вспыхнуло с ошеломляющей силой. (Слайд 8)

Большинство декабристов – участники войны 1812 года, но они не были грубыми солдафонами. Они хорошо владели оружием, и также хорошо владели музыкальными инструментами. Музыка окружала их с детства. Музыкальные вечера, музыкальные салоны – это была атмосфера, которой они дышали. Им казалось естественным выражать свои чувства музыкой. Вспомните композиторов ХIХ века: М.Глинка, А.Варламов, А.Гурилёв, А.Даргомыжский, наш земляк А.Алябьев, И только двое из них: М.Глинка и А.Даргомыжский были профессиональными композиторами, остальные – любителями. (Слайд 9)

Сейчас прозвучит вальс Александра Сергеевича Грибоедова выдающегося, умнейшего человека, блестящего драматурга, искусного дипломата, человека своего времени.

Исполнить для нас любезно согласилась Диана Вячеславовна-учитель музыки нашей гимназии.

Звучит вальс А.С.Грибоедова (Слайд 10)

Музыка – вот еще один язык, которым владели декабристы.

-А каким же было направление моды до восстания декабристов и после него?

 Мода тоже отражает общественно-политическую жизнь! Тонко чувствует время! 

Выступление ученицы. (Слайд 11, 12)

В начале 19 века мужская одежда претерпела радикальные перемены. Сюртуки оставались длинными сзади, спереди они заметно укоротились.

Из-под сюртука был виден жилет длиной до талии.

Постепенно мужчины стали носить длинные брюки вместо коротких бриджей. Длинные брюки вошли в моду в начале XIX века, сначала их носили только днем, но к 1820-м они стали частью вечернего гардероба. Бриджи носили только при дворе.

Высокие шляпы, ставшие популярными в конце XVIII века, оставались в моде, постепенно превращаясь в цилиндр. Цилиндры носили как днем, так и вечером на протяжении всего XIX века. Волосы либо тщательно укладывали, либо стригли и завивали.

В течение XIX века женская одежда медленно менялась в сторону реальных очертаний тела.

В двадцатые и тридцатые годы талия вернулась на свое естественно место. Лифы платье стали уже, а юбки, по контрасту, шире. Рукава платьев были самыми разными, но обычно платья с длинными рукавами носили днем, а у вечерних платьев были короткие пышные рукава

Женщины продолжали носить корсеты. Под платьем носили несколько нижних юбок, иногда из конского волоса, чтобы поддерживать пышные верхние юбки. В 1850-60-х стали носить кринолины из стальных обручей.

К середине века прически стали гладкими, с прямым пробором, несколькими завитками волос и узлом сзади.

В 1870-80-е силуэты стали более естественными. Появились платья силуэта «принцесса», которые подчеркивали фигуру. Юбки и рукава стали более узкими, линии более прямыми. Из-за этого корсеты удлинились и стали жестче.

В 1890-х годах в моду вошли очень пышные рукава, которые называли «бараний окорок».

Также в дневной женской одежде появились юбки, рубашки и жакеты, напоминающие строгую мужскую моду.

К концу XIX века изменения модного силуэта стали происходить чаще.

Благодаря распространению бумажных выкроек и изданию модных журналов многие женщины шили платья самостоятельно.

Учитель:

Дворянскому обществу хорошо было знакомо искусство разговора, лёгкого, изящного, остроумного. А также искусство письма. Письма становятся жанром литературы. Писали часто и много. Письмо не набрасывалось наскоро, оно тщательно обдумывалось, было рассчитано на то, что его будут перечитывать в дружеском кругу.

И ещё одним языком владели те, о которых пойдет сегодня речь на уроке, – поэтическим.

Они не просто разбирались в поэзии, практически все они писали стихи. И это не были беспомощные опыты начинающих, способные вызвать у профессионалов лишь усмешку. Они создавали свои произведения с тонким знанием законов поэтического мастерства. Для них поэзия – это состояние души, способ существования. И теперь эту часть конференции мне хотелось бы назвать:

ЧЕЛОВЕК ТВОРИТ ЭПОХУ (Слайд 13)

Мы поближе познакомимся с личностями, которые на себе пережили влияние эпохи и сами стали её творцами.

Фёдор Николаевич Глинка-поэт, прозаик, драматург, журналист, декабрист.

Выступление ученика о Фёдоре Николаевиче Глинке Слайд 14, 15)

Федор Николаевич Глинка (1786-1880) – поэт пушкинской эпохи, Отечественной войны 1812года, декабрист, географ и археолог. 

Федор Глинка участник войны с Наполеоном, сражался под Аустерлицем, участвовал в Бородинской битве 1812 года, в заграничных походах русской армии, окончил войну в чине полковника, награжден золотым оружием за храбрость.

В1816 году Глинка вступил в одну из первых декабристских организаций- «Союз Спасения», программа которого предусматривала введение конституционной монархии и уничтожение крепостного права мирным путем, исключающее насильственное свержение правящей династии. Глинка был одним из вождей другой организации декабристов-«Союза Благоденствия». Идеями декабризма проникнута в творчестве Глинки тема поэта-избранника, призванного нести людям священные идеалы вольнолюбия и гражданственности.

Глинка хотя и был вовлечен в водоворот декабристского движения, но был против бунта, революции и смуты. Мирное решение нравственных проблем для него было важнее радикальных мер. В этом убеждал своих товарищей-декабристов, но напрасно. Он говорил. что вооруженное восстание ничего не даст, а наоборот только обозлит общество и власть. Будучи близок к кругу декабристов, он не принимал непосредственного участия в их восстании. Однако за дружбу с ними ему пришлось ответить. После восстания на Сенатской площади его арестовали и посадили в Петропавловскую крепость, отдан под суд, а затем был сослан в Карелию. После ссылки он поселяется в Твери. Там вместе со своей женой занимается благотворительностью.

По единодушному мнению, современников Федор Глинка был человеком с исключительно ясной душой, с неисчерпаемым запасом добродушия и горячей любви к людям.

До сих пор поют песни на стихи Федора Глинки, такие как «Не слышу шума городского» или «Вот мчится тройка удалая…»

Тройка

Вот мчится тройка удалая

Вдоль по дороге столбовой,

И колокольчик, дар Валдая,

Гудит уныло под дугой.

Ямщик лихой - он встал с полночи,

Ему взгрустнулося в тиши –

И он запел про ясны очи,

Про очи девицы-души:

"Ах, очи, очи голубые!

Вы сокрушили молодца;

Зачем, о люди, люди злые,

Вы их разрознили сердца?

Теперь я бедный сиротина!.."

И вдруг махнул по всем по трем –

И тройкой тешился детина,

И заливался соловьем.

Учитель:

Наиболее ярким и талантливым среди поэтов-декабристов был руководитель

“ Северного общества” Кондратий Федорович Рылеев

Выступление ученика:

Кондратий Федорович Рылеев СЛАЙД

Был одним из главных организаторов восстания, управлял Северным обществом. Рылеев казнён через повешение  в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей Декабрьского восстания вместе с П. И. ПестелемС. И. Муравьёвым-АпостоломМ. П. Бестужевым-РюминымП. Г. Каховским. Рылеев был одним из трёх, чья верёвка оборвалась. Он провалился внутрь эшафота и спустя некоторое время был повешен повторно. 

Творчество Рылеева осталось “недопетой песнью”. Однако в этой песне основной мотив прозвучал столь определённо и выразительно, что К.Ф.Рылеева мы можем назвать поэтом-гражданином, в творчестве которого жизнь и поэзия слились в одно целое.

Слово “гражданин” в ХVIII веке уже употребляли общественные и литературные деятели в высоком понимании слова, но поэты-декабристы вложили в него требования активного революционного действия. И это утверждает К.Ф.Рылеев в своём стихотворении “Гражданин”.

(Ученик читает стихотворение К.Ф.Рылеева “Гражданин” наизусть)

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан

И подражать тебе, изнеженное племя

Переродившихся славян?

Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век младой

И изнывать кипящею душой

Под тяжким игом самовластья.

Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,

Постигнуть не хотят предназначенье века

И не готовятся для будущей борьбы

За угнетенную свободу человека.

Пусть с хладною душой бросают хладный взор

На бедствия своей отчизны,

И не читают в них грядущий свой позор

И справедливые потомков укоризны.

Они раскаются, когда народ, восстав,

Застанет их в объятьях праздной неги

И, в бурном мятеже ища свободных прав,

В них не найдет ни Брута, ни Риеги.


Учитель:

К.Ф.Рылеев показал, какое громадное влияние на читателей может оказать поэтическое слово, если оно созвучно настроению масс.

Расправа над декабристами потрясла русское общество, оно раскололось на их горячих сторонников и не менее горячих противников.

(Фрагмент фильма В.Мотыля “Звезда пленительного счастья”. Казнь декабристов.)

(Выступление ученицы. Ю.Друнина “Поэма “Дети 1812 года”. “Тринадцатое июля”. Выразительное чтение наизусть) (Слайд 17)

 
Зловещая серость рассвета…
С героев Бородина
Срывают и жгут эполеты,
Бросают в огонь ордена!
И смотрит Волконский устало
На знамя родного полка —
Он стал в двадцать пять генералом,
Он все потерял к сорока…
 
Бессильная ярость рассвета.
С героев Бородина
Срывают и жгут эполеты,
Швыряют в костер ордена!
И даже воинственный пристав
Отводит от виселиц взгляд.
В России казнят декабристов,
Свободу и Совесть казнят!
Ах, царь милосердие дарит;
Меняет на каторгу смерть…
Восславьте же все государя
И будьте разумнее впредь!
Но тем, Пятерым, нет пощады!
На фоне зари – эшафот…
«Ну, что ж! Нас жалеть не надо:
Знал каждый, на что он идет».
Палач проверяет петли,
Стучит барабан, и вот
Уходит в бессмертие Пестель,
Каховского час настает…
Рассвет петербургский тлеет,
Гроза громыхает вдали…
О, боже! Сорвался Рылеев —
Надежной петли не нашли!
О, боже! Собрав все силы,
Насмешливо он хрипит:
«Повесить – и то в России
Не могут, как следует!
Стыд!..»
Учитель:

121человек сосланы на каторгу и поселение в Сибирь. В ночь на 21 и 23 июля 1826 г. две первые партии декабристов (8 человек), приговорённых к каторге, были увезены из Петропавловской крепости в Сибирь. Почти весь 37-дневный путь до Иркутска они проделали закованными в «ножные железа». По прибытии в Иркутск они были направлены на солеваренный завод в Усолье и винокуренные заводы Александровский и Николаевский.

Солдат, участвовавших в восстании, судили отдельно. Часть из них была прогнана сквозь строй в 1000 человек 12 раз. Основную массу нижних чинов, участвовавших в восстании, перевели на Кавказ в составе сводно-гвардейского и других полков.



Выступление ученика по теме: “Маршрут следования декабристов в Сибирь”

Большинство декабристов было препровождено в Сибирь главным образом по тракту через следующие населенные пункты: Шлиссельбург, Ладога, Кострома, Рыбинск, Ярославль, Макарьев, Орлов, Вятка, Слободской, Глазов, Дебесы, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Камышлов, Тюмень….

Маршрут следования осужденных декабристов держался в строгой тайне.

Из инструкции фельдъегерям для государственных преступников времен декабристов следует, что каждого из них везли на одной подводе с жандармом. В дороге не допускались ни под каким предлогом свидания с арестованными и разговоры, им не позволялось писать записок, писем. Если арестант серьезно заболевал, его можно было расковать, а иногда даже оставить в какой-нибудь деревне под надзором, пока не поправится. Вслед за декабристами следовали по Сибирскому тракту их жены: Екатерина Трубецкая, Мария Волконская, Александра Муравьева.

Первая партия декабристов, приговоренных к высылке в Сибирь на поселение и каторгу, выехала 13 июля 1826 года. В эту партию вошли: Е.П. Оболенский, П.П. Трубецкой, С.Г. Давыдов, А.И. Якубович, А.Н. Муравьев, два брата - Петр и Андрей Ивановичи Борисовы.

Лошади мчались от станции до станции без остановок в пути. Декабристы отдыхали при перепряжке лошадей. Новые кандалы сильно беспокоили и натирали до крови ноги.

Замыкающим в этом трагическом потоке осужденных декабристов, мчащихся в холодную Сибирь под бдительным оком жандармов был друг Александра Сергеевича Пушкина, мужественный и благородный человек - Вильгельм Карлович Кюхельбекер. Он ехал в Сибирь, когда первый из декабристов возвращался из Сибири. Это был Александр Николаевич Муравьев.

Учитель:

Условия, в которые были поставлены декабристы в Сибири, должны были сломить их волю, уничтожить их морально, раздавить в них всё человеческое.

Из блестящих гостиных – в казематы, от утончённых манер – к брани и побоям охраны, от изысканных развлечений – к непосильному труду.

Аристократы с достоинством перенесли унижения и не склонили головы.

Они остались верны своим убеждениям.
Декабристами были и лицейские друзья А.С.Пушкина (А.Дельвиг, И.И.Пущин, В.Кюхельбеккер). Все они – участники Северного общества.



Выступление ученицы по теме: “ В.К.Кюхельбекер – лицейский друг А.С.Пушкина. Личность. Судьба. Творчество” (Слайд 22)

Вильгельм Карлович Кюхельбекер

Его долго считали лишь пылким чудаком. Немногие из современников сумели увидеть и оценить масштабность и разносторонность его таланта. Поэт, драматург, мыслитель, критик, теоретик искусства.

Родился в Петербурге. С 1811 года воспитывался в Царскосельском лицее. В 1817 году зачислен на службу в коллегию иностранных дел. В 1820 году выезжает в Париж в качестве секретаря при А. Л. Нарышкине, где читает лекции о славянском языке и русской литературе. Поэт, один из самых близких лицейских друзей А.С. Пушкина. Член Северного общества. Активный участник восстания на Сенатской площади. После разгрома восстания бежал из Петербурга, но был арестован и приговорен к каторжной работе на 20 лет. 

Вместо Сибири Кюхельбекер находился в Динабургской и Свеаборгской крепостях. В 1836 году поселение Сибирь в Баргузине, где проживал его брат. С 1844 года жил в Акмолинской крепости, откуда был переведён в г. Курган. Кюхельбекер приехал в г.Тобольск к доктору Вольфу, для того чтобы восстановить зрение и в 1846 умер от острого туберкулёза. Его похоронили в Тобольске на старом Завальном кладбище.

Он создал произведения, многие из которых почти столетие оставались неизвестными. Ему принадлежит замечательное стихотворение «Участь русских поэтов».

Выступление ученицы. Выразительное чтение стихотворения В.К.Кюхельбекера “Участь русских поэтов” наизусть.

Горька судьба поэтов всех племен;
Тяжелей всех судьба казнит Россию;
Для славы и Рылеев был рожден;
Но юноша в свободу был влюблен…

Стянула петля дерзостную выю.

Не он один; другие вслед ему,
Прекрасной обольщенные мечтою,-
Пожалися годиной роковою…
Бог дал огонь их сердцу, свет уму,
Да! чувства в них восторженны и пылки:
Что ж? их бросают в черную тюрьму,
Морят морозом безнадежной ссылки…

Или болезнь наводит ночь и мглу
На очи прозорливцев вдохновенных;
Или рука любезников презренных
Шлет пулю их священному челу;

Или же бунт поднимет чернь глухую,
И чернь того на части разорвет,
Чей блещущий перунами полет
Сияньем облил бы страну родную.

Учитель:

А.С. Пушкин в своих стихах неизменно напоминал о декабристах, заверял их в своей преданной дружбе, высоко оценивал их патриотический подвиг, возвещал конечное торжество их дел.

Пушкин написал это послание своим опальным друзьям и передал его им женой декабриста Муравьева в далекую Сибирь.

Выступление ученика. А.С.Пушкин “Во глубине сибирских руд…”. Выразительное чтение наизусть. (Слайд 20)

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Учитель:


Как вы думаете, какова цель написания этого стихотворения? (Укрепить и поднять дух декабристов, дать понять, что и сам Пушкин, и все передовые люди России вместе с декабристами).


Крупнейший из поэтов-декабристов Александр Иванович Одоевский СЛАЙД,

участник Северного общества, участник восстания на Сенатской площади, приговоренный к 12 годам каторги, написал Пушкину стихотворный ответ от имени всех соратников.

(Слайд 21)

Выступление ученика. Выразительное чтение стихотворения А.И.Одоевского “Ответ декабристов” наизусть.



В классе гаснет свет, горит свеча. Декабрист Александр Одоевский обращается со своим посланием к своим друзьям и потомкам.

Звучит музыка Г. Свиридова и ученик. Что-то пишет, но изредка отрываясь от стола, читает строки на фоне музыки.

Струн вещих пламенные звуки,

До слуха нашего дошли.

К мечам рванулись наши руки,

Но лишь оковы обрели.

Но будь покоен бард цепями,

Своей судьбой гордимся мы.

И за оковами тюрьмы

В душе смеемся над царями.



Наш скорбный труд не пропадет,

Из искры возгорится пламя,

И просвещённый наш народ

Взберется под святое знамя.



Мечи скуем мы из цепей

И вновь зажжем огонь свободы,

Она нагрянет на людей,

И радостно вздохнут народы.

Учитель:

Что хотел сказать своим ответом Пушкину Александр Одоевский (Успокоить своего друга, уверить его в том, что они не сломлены ни физически, ни морально. Твёрдая уверенность декабристов в том, что дело, начатое ими, не пропадет: «Из искры возгорится пламя»).


Среди декабристов был и уроженец Сибири.


Выступление ученика. Краеведение.

Батеньков Гавриил Степанович (1793 – 1863)


Уроженец г.Тобольска. Единственный представитель Сибири в движении декабристов. Подполковник Корпуса Инженеров Путей Сообщения. Участник Отечественной войны 1812 г. и Заграничных отрядов 1813 – 1814 гг. В одном из сражений получил 10 штыковых ран. Член Северного общества. Активно участвовал в подготовке восстания на Сенатской площади. Осуждён по III разряду. 20 лет провёл в одиночном заключении в Петропавловской крепости. С 1846 г. жил в Томской губернии и в Калуге, где и умер. Увлекался астрономией, математикой. Прекрасный инженер, поэт и философ

(Слайд 23)

Учитель:

Вслед за мужьями в изгнание отправились и их жены. Первая – Екатерина Трубецкая, за ней последовали Мария Волконская, Александра Муравьева. Всего в Сибирь поехало 11 жен декабристов.

Выступление ученицы по теме: “Подвиг любви бескорыстной…” (о женах декабристов) (Слайд 25, 26, 27, 28)

Пленительные образы! Едва ли

В истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны.

Так написал о них Некрасов.

Во время венчания у алтаря церкви люди клянутся быть вместе в болезни и здравии, в горе и радости, в богатстве и бедности, пока смерть не разлучит их. Жены декабристов были верны этой клятве. Даже после вынесения приговора по делу о восстании они не оставили своих мужей и женихов и отправились вслед за ними в ссылку. Они отказались от всех привилегий как дворянки, оставили малолетних детей и престарелых родителей. Вернуться могли только после смерти мужа.

Эти женщины были готовы на все ради того, чтобы быть рядом с любимыми.

Жены декабристов – это яркий пример любви и верности русской женщины. Только русская женщина умеет так самозабвенно любить. Декабрист В.С. Толстой писал: «Нет сомнения, что, если бы эти знаменитые жены не решились на такой поступок, наша участь была бы совершенно иная, и мы все погибли бы, забытые Россиею».

Я была поражена тем, как женщина может любить мужчину, чтобы ради него лишиться всего: богатства, титулов, привилегий, уважения в кругу своих знакомых – и отправиться неизвестно куда, за тысячи километров, в голод, холод, в суровую Сибирь.

Одной из первых туда отправилась, презрев роскошь и изобилие, Екатерина Ивановна Трубецкая. Она буквально вырвала у царя разрешение отправиться к мужу в Благодатский рудник, самое тяжелое место каторги. Ее примеру последовали другие женщины, в том числе Мария Николаевна Волконская.

Подвиг женщин-декабристок произвел колоссальное впечатление на все русское общество, которое усиливалось еще и тем, что эти женщины становились такими же бесправными, как и их мужья. Дети, рожденные в ссылке, по своему юридическому происхождению приравнивались к крестьянам. Каково же было этим матерям, знавшим наперед об участи своих детей!

Образы жен и невест декабристов, их верность и преданность мужьям и женихам вдохновили Н.А. Некрасова на создание поэмы «Русские женщины» (первоначальное название – «Декабристки»). Невозможно без слез читать, как княгиня Трубецкая, пыталась добиться разрешения на выезд в Сибирь, к мужу, как не выдерживает старый генерал и меняет свое решение.

Женщины-декабристки, отправившись в Сибирь, облегчили участь своих мужей. Они поддерживали любимых морально, добивались от администрации улучшения тюремного быта заключенных. Е Трубецкая и М. Волконская помогали бедному населению Сибири, работникам заводов, каторжникам и их семьям, а также невинным жертвам помещичьего произвола. Трубецкая была благодетельницей всех несчастных. Она разделяла участь мужа в ссылке на протяжении двадцати восьми лет и умерла в Иркутске за два года до амнистии. Мария Волконская же дожила до амнистии тысяча восемьсот пятьдесят шестого года, разделив с мужем тридцать лет каторги, пребывания в тюрьмах и на поселениях. Умерла Волконская уже в Москве. Трубецкая и Волконская стали главными символами верности русской женщины, а также главными героинями некрасовской поэмы.

Подвиг жен-декабристов уникален. Как мне кажется, в современном мире сложно найти женщину, которая бы последовала их примеру. Ведь сейчас мало кто откажется от богатства, благополучия, тихой, размеренной жизни ради того, чтобы жить и работать в поистине нечеловеческих условиях, пусть даже вместе с любимым. Наверное, проще «поменять» любимого, чем условия жизни. Я задумалась над этим. А хватило бы у меня силы духа отказаться от привычной жизни, смогла бы я оставить своего ребенка и приготовить ему участь крестьянина? Наверное, нет.

А вот жены декабристов пошли на это. Ничего не нужно было им без любимых: ни титулов, ни денег, ни власти. Самое главное, чего хотела каждая, - любить и быть рядом со своими любимым человеком. Вот это настоящий подвиг бескорыстной любви!

Отрывок из фильма «Звезда пленительного счастья»

Учитель:

Их было 11, ценою величайшего самопожертвования получивших право следовать за своими мужьями в Сибирь.
Вот имена женщин, последовавших за своими мужьями, сосланными на каторжные работы в Сибирь: Екатерина Ивановна Трубецкая, Мария Николаевна Волконская, Александра Григорьевна Муравьева, Прасковья Егоровна Анненкова (Полина Гебль), Александра Ивановна Давыдова, Александра Васильевна Ентальцева, Камилла Петровна Ивашева, Елизавета Петровна Нарышкина, Анна Васильевна Розен, Наталья Дмитриевна Фонвизина, Мария Казимировна Юшневская. Вглядитесь в эти прекрасные одухотворенные лица. Как молоды были они тогда, как обаятельно женственны, умны, образованны, какая заманчивая жизнь открывалась перед ними – в роскоши, в любви, в поклонении окружающих. Всего этого они лишились, ради того, чтобы быть рядом со своим любимым человеком.

Много написано о декабристах изучен каждый их шаг по минутам. Но при изучении истории наш взгляд видит «роль, которую сыграл человек», но не самого человека. Театральная маска не спадает с исторического деятеля, потому что мы смотрим на него через театральный бинокль. История воспринимается нами как зрелище, иногда забавное, иногда ужасающее.

Но на самом деле, все не так. История – это не театральное представление, это, по словам протоиерея Георгия Флоровского, «творческая трагедия человеческой жизни», в которую включены и мы, и люди прошлого. И для того, чтобы встретиться с человеком, нужно знать не только как он живет, но и чем он живет, не только его быт, но и его бытие. Такой подход позволяет увидеть с неожиданных точек зрения уже, казалось бы, известные и привычные исторические факты.

Для многих из декабристов период следствия стал временем внутренней перемены и обращения к религии.

Казематы Петропавловской крепости. Ночь на 26 июля 1826 г. Истекают последние ее часы, а вместе с тем – и последние часы земной жизни осужденных на смертную казнь. На рассвете приговор будет приведен в исполнение. Все приговоренные уже исповедовались и причастились. Тянутся минуты трудного, томительного ожидания. Около 16 номера раздается разговор, ведущийся из двух соседних камер – это С.И. Муравьев старается ободрить своего младшего друга М.П. Бестужева. По свидетельству надзирателя, они говорили «о Спасителе Иисусе Христе и о бессмертии души».

В каземат к К.Ф. Рылееву заходят плац-майор со сторожем, чтобы, надев на него оковы, вести к месту казни. Пока ножные кандалы надевают, Рылеев заканчивает предсмертное письмо жене, которое потом будет распространяться в десятках списков.

Письмо Рылеева жене.

«Бог и государь решили участь мою: я должен умереть, и умереть смертию позорную. Да будет Его святая воля! Мой милый друг, предайся и ты воле Всемогущего, и Он утешит тебя. За душу мою молись Богу. Он услышит твои молитвы. Не ропщи ни на Него, ни на государя: это будет и безрассудно, и грешно. Нам ли постигнуть неисповедимые суды Непостижимого? Я ни разу не возроптал во все время моего заключения. И за то Дух Святой дивно утешал меня. Подивись, мой друг, и в сию самую минуту, когда я занят только тобою и нашею малюткою, я нахожусь в таком утешительном спокойствии, что не могу выразить тебе. О, милый друг, как спасительно быть христианином. Благодарю моего Создателя, что Он меня просветил и что я умираю во Христе. Это дивное спокойствие порукою, что Творец не оставит ни тебя, ни нашей малютки. Ради Бога, не предавайся отчаянию, ищи утешения в религии».

Учитель:

Как видим, значительную часть декабристов не надо было убеждать в неправоте их дела. О ней лучше всяких слов свидетельствовала кровь сотен людей, в том числе совершенно посторонних, попавших под три залпа картечью, выпущенных по восставшим войскам; сломанные судьбы сосланных на каторгу и отправленных «сквозь строй» участников выступления, многие из которых даже не знали, в чем они приняли участие: как известно, декабристы вывели солдат под предлогом защиты прав на престол великого князя Константина.

Если бы восставшим удалось победить, то крови в России пролилось не меньше, а больше, и можно только предполагать, к каким катастрофическим последствиям, к какой смуте привела бы их победа, недаром М.И. Муравьев-Апостол перед смертью признался, что «всегда благодарил Бога за неудачу 14 декабря». «14 декабря нельзя ни чествовать, ни праздновать; в этот день надо плакать и молиться», - говорили вернувшиеся из ссылки декабристы.

Декабристы были несогласны с реальными недостатками тогдашней социально-политической системы России: крепостным правом, коррупцией, ущемлением прав русского народа, недостаточной социальной мобильностью, отставанием в техническом процессе и т. д. Все эти недостатки, действительно, были, и декабристы, действительно, честно хотели, чтобы стало лучше. Они не хотели «кроволюции». Хотели лишь безкровного переворота, «передачи власти». Да и об этом всерьез не думали, а больше разговаривали, обсуждали,

Однако пробужденный их словами ход событий вдруг стал необратимым, и неожиданно для самих себя они оказались, на Сенатской площади, став, по выражению П.Н. Милюкова, «случайными революционерами». И все, что было то ли театральной, то ли литературной игрой вдруг превратилось в реальность — со свистящей картечью и гибнущими из-за них людьми.





Просмотр содержимого презентации
«? ??? ??????? ?????????? (2)»

Жили – были…И неплохо… Не рабы, не бедняки… Те кто вывели на площадь Взбунтовавшие полки. … Этот князь. А тот полковник… Ленты, шпаги, ордена… Их чины, заслуги помнят Государь и вся страна….

Жили – были…И неплохо…

Не рабы, не бедняки…

Те кто вывели на площадь

Взбунтовавшие полки.

Этот князь. А тот полковник…

Ленты, шпаги, ордена…

Их чины, заслуги помнят

Государь и вся страна….

Урок-конференция:  «…И дум высокое стремление» (восстанию декабристов посвящается)

Урок-конференция:

«…И дум высокое стремление»

(восстанию декабристов посвящается)

ЭПОХА ТВОРИТ ЧЕЛОВЕКА    Бог дал огонь их сердцу, свет – уму.  В.К. Кюхельбекер

ЭПОХА ТВОРИТ ЧЕЛОВЕКА

Бог дал огонь их сердцу, свет – уму.

В.К. Кюхельбекер

Восстание на Сенатской площади :  истоки, причины, результат

Восстание на Сенатской площади : истоки, причины, результат

XVIII век – век Просвещения     Ж. Ж. Руссо Ф.М. Вольтер

XVIII век век Просвещения

Ж. Ж. Руссо Ф.М. Вольтер

Революция в Испании           Революция в Неаполе       Революция во Франции          Революция в Пьемонте

Революция в Испании

Революция в Неаполе

Революция во Франции

Революция в Пьемонте

Отечественная война 1812 года

Отечественная война 1812 года

Композиторы первой четверти  XIX века М. Глинка  А. Гурилёв  А. Алябьев А. Даргомыжский

Композиторы первой четверти XIX века

М. Глинка

А. Гурилёв

А. Алябьев

А. Даргомыжский

А. С. Грибоедов – человек своего времени

А. С. Грибоедов – человек своего времени

Мода XIX века

Мода XIX века

  • Мода отражает общественно- политическую жизнь! Тонко чувствует время!
Мода XIX века

Мода XIX века

Мода XIX века

Мода XIX века

Мода XIX века

Мода XIX века

Мода XIX века

Мода XIX века

ЧЕЛОВЕК ТВОРИТ ЭПОХУ

ЧЕЛОВЕК ТВОРИТ ЭПОХУ

Федор Николаевич Глинка  Поэт, прозаик, драматург, журналист, географ, археолог,  декабрист.

Федор Николаевич Глинка

Поэт, прозаик,

драматург, журналист, географ, археолог,

декабрист.

« И громче труб на поле чести  Зовет к отечеству любовь»

« И громче труб на поле чести Зовет к отечеству любовь»

К. Ф. Рылеев – поэт-декабрист, руководитель  « Северного общества»   Стихотворение «Гражданин»

К. Ф. Рылеев – поэт-декабрист, руководитель « Северного общества»

Стихотворение «Гражданин»

Судьба декабристов

Судьба декабристов

  • Всего привлечено 579 человек
  • арестовано-318,
  • 289-признано виновными,
  • 121 человек –переданы Верховному суду, приговорены к каторге от 8 до 20 лет, ссылке в Сибирь, лишены чинов.
  • 5 казнены.
Ю. Друнина « Поэма «Дети 1812 года» ( « Тринадцатое июля»)

Ю. Друнина « Поэма «Дети 1812 года» ( « Тринадцатое июля»)

Места ссылок декабристов Петровский завод Нерчинский рудник Читинский острог

Места ссылок декабристов

Петровский завод

Нерчинский рудник

Читинский острог

Маршрут следования декабристов  в Сибирь

Маршрут следования декабристов в Сибирь

В.Г.Кюхельбеккер Антон Дельвиг И.И.Пущин

В.Г.Кюхельбеккер

Антон Дельвиг

И.И.Пущин

В. К. Кюхельбекер-  лицейский друг А. С. Пушкина      « Горька судьба поэтов всех племен;  Тяжелей всех судьба казнит Россию ;» « Участь русских поэтов»  В.К.Кюхельбекер

В. К. Кюхельбекер- лицейский друг А. С. Пушкина

« Горька судьба поэтов всех племен;

Тяжелей всех судьба казнит Россию

« Участь русских поэтов»

В.К.Кюхельбекер

Александр Иванович Одоевский  Личность. Судьба. Творчество.

Александр Иванович Одоевский Личность. Судьба. Творчество.

  • Ответ декабристов
Батеньков Гавриил Степанович -декабрист из Сибири «Я прожил век в гробу темницы…»  Батеньков Г.С. Был одержим одною страстью –  Служить добру сверх меры сил.  Не знаю, к счастью иль к несчастью  Той жажды я не утолил.   Нам, реформаторам, дай волю –  Добра такого натворим,  Так перепашем жизни поле,  Такую кашу заварим…

Батеньков Гавриил Степанович -декабрист из Сибири

  • «Я прожил век в гробу темницы…»

Батеньков Г.С.

Был одержим одною страстью – Служить добру сверх меры сил. Не знаю, к счастью иль к несчастью Той жажды я не утолил. Нам, реформаторам, дай волю – Добра такого натворим, Так перепашем жизни поле, Такую кашу заварим…

Подвиг любви бескорыстной

Подвиг любви бескорыстной

"Пленительные образы! Едва ли

В истории какой – нибудь страны

Вы что – нибудь подобное встречали:

Их имена забыться не должны..."

Жены декабристов Жены некоторых декабристов добровольно отправились за своими мужьями в Сибирь. Они были лишены дворянских титулов, богатства, дети, рожденные в Сибири, становились крепостными. Всего их было 11человек. К.П. Ивашева Е.П. Нарышкина А.Г. Муравьева М.Н. Раевская

Жены декабристов

  • Жены некоторых декабристов добровольно отправились за своими мужьями в Сибирь. Они были лишены дворянских титулов, богатства, дети, рожденные в Сибири, становились крепостными. Всего их было 11человек.

К.П. Ивашева

Е.П. Нарышкина

А.Г. Муравьева

М.Н. Раевская

Екатерина Ивановна Трубецкая

Екатерина Ивановна Трубецкая

Мария Николаевна Волконская

Мария Николаевна Волконская

Прасковья Егоровна Анненкова

Прасковья Егоровна Анненкова

Александра Ивановна Давыдова

Александра Ивановна Давыдова

Александра Васильевна Ентальцева

Александра Васильевна Ентальцева

Камилла Петровна Ивашева

Камилла Петровна Ивашева

Александра Григорьевна Муравьева

Александра Григорьевна Муравьева

Елизавета Петровна Нарышкина

Елизавета Петровна Нарышкина

Анна Васильевна Розен

Анна Васильевна Розен

Наталья Дмитриевна Фонвизина

Наталья Дмитриевна Фонвизина

Мария Казимировна Юшневская

Мария Казимировна Юшневская

Памятник декабристам  в Санкт -Петербурге

Памятник декабристам в Санкт -Петербурге


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Козачок Ольга Александровна

Дата: 28.12.2021

Номер свидетельства: 596415


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства