Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории Древнего мира на тему "Древнейший Рим"»
Тема урока: Древнейший Рим
Автор: Богданова И.И.,
учитель КОУ «Школа-интернат №19»
Цель урока – достичь планируемых результатов:
Предметный результат – умение отвечать на вопросы учителя об особенностях возникновения Древнего Рима и управления им.
Личностный результат – умение выражать свое отношение к героям, событиям.
Метапредметный результат – умение анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного.
Задачи формирования УУД:
Познавательные УУД:
умение формулировать тему и проблему урока;
умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы на основе прочитанного;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
развивать умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение и аргументировать ответ;
осуществлять совместную познавательную деятельность в парах;
оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные УУД:
развивать умение выражать свое отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;
воспитание духовно-нравственного чувства и готовности совершать позитивные поступки.
Регулятивные УУД:
умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);
умение проговаривать последовательность действий на уроке;
умение подводить итоги своей деятельности на уроке;
1. Организационный момент. Создание рабочего настроения.
Учитель: Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите своему соседу чувство уверенности в том, что у вас сегодня все получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу, опустите ладошки.
Речевая разминка
-Какой сейчас урок?
-Какое сейчас время года?
-Какой сегодня день недели?
-Какой сейчас месяц?
-Какой сейчас год?
-Какая сегодня дата?
-Какой сейчас век?
-Какой период истории мы изучаем?
-Как называется наше государство?
-Историю, каких государств мы изучали?
2. Актуализация знаний
Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела в истории Древнего мира.
-Для того чтобы определить тему, предлагаю выполнить задание.
Я задаю вопросы, если на него ответили, то снимаем это слово.
На доске прикреплены слова: Греция, Египет, Спарта, Китай, Финикия, Апеннины
Ученики, поднимая руку, отвечают на вопросы:
1) Какое государство находится на Балканском полуострове?
2) Как называлось государство, где правили фараоны?
3) Назовите город-полис, где слабых детей сбрасывали со скалы?
4) Где жил мудрец Конфуций?
5) В какой стране изобрели алфавит?
Один из учащихся снимает угаданные слова у доски.
3.Мотивация учебной деятельности.
Учитель: У нас осталось слово - Апеннины.
-Как вы думаете, что может означать этот термин? (Выдвижение различных версий)
Учитель представляет первый слайд презентации, где показан Апеннинский полуостров. Задаёт вопросы, построенные на интеграции с географией.
Ученики: Отвечают по ходу презентации на вопросы:
1) На каком материке расположен Апеннинский полуостров?
2) В какой части Евразии находится Апеннинский полуостров?
3) Что такое полуостров?
По желанию вызывает к карте ученика и предлагает определить местоположение Апеннинского полуострова (Определяет местоположение Апеннинского полуострова. Остальные работают с атласами)
Учитель: Показывает второй слайд презентации и поясняет, что на Апеннинском полуострове расположено государство, историю которого мы будем изучать.
Подготовка к восприятию темы
- Историю, какого государства мы будем изучать?
- Решите ребус. (Древний Рим).
Запись темы на доске «Древний Рим».
- Какую тему мы будем изучать сегодня?
Ученики: формулируют тему урока, записывают её в тетрадь
II. Ориентировочный этап (5 мин.)
Определение цели урока
Учитель: Предположите, с какими вопросами мы познакомимся сегодня на уроке? Попробуйте сформулировать цели и задачи урока.
Ученики: Определяют вопросы, которые необходимо изучить (где находится, природные условия древнего Рима, чем занимались, кто основал город, как управляли)
По мере того как учащиеся определили перечень вопросов для изучения, открывает на доске заранее написанный план урока (Сверяют с планом урока, правильно ли они обозначили вопросы для изучения)
План урока
1. Местоположение Рима и его природные особенности. 2. Легенда об основании Рима.
3. Город на семи холмах и его обитатели. 4. Управление в древнейшем Риме.
Учитель: Определите источники информации, которые вы можете использовать для изучения материала на данном уроке (Называют источники информации: учебники, атласы, географические карты, презентация)
Учитель: Каков будет результат нашего урока? (Формулируют конечный результат – сформировать представление о древнем городе-государстве Рим)
Учитель: Большую часть урока нам предстоит работать в группах, поэтому займите свои места (номера и состав группы определяется заранее)
Прежде, чем мы приступим к работе, давайте устроим минуту тишины.
(Минута тишины является не только физическим отдыхом, но и хорошей гимнастикой для волевых центров.)
III. Поисково-исследовательский этап с представлением материала (20 мин.)
Фронтальная работа
Учитель: Давайте сравним географическое положение и природные условия Греции и Рима.
Обучающимся предлагается раскрыть соответствующую карту в атласе или в учебнике и сравнить природные условия и географическое положение Древней Греции и Древнего Рима.
Учитель: К Западу от Греции расположен Апеннинский полуостров, очертанием напоминающий сапог. Он как будто наступает на Грецию своим каблуком. Греки назвали эту страну Италией. Продолжением Апеннинского полуострова является остров Сицилия. Найдите на карте Апеннинский полуостров, остров Сицилия.
-Найдите ещё два крупных острова, как они называются? (Корсика, Сардиния)
-Какими морями омывается Италия? (Италия омывается с запада Тирренским морем, с юга Италия омывается Ионическим, а с востока — Адриатическим морем)
-В чём сходство географического положения? (Примерный ответ: и Греция, и Рим расположены на полуострове, следовательно, могло развиваться мореплавание, морская торговля; находились примерно на одной широте – следовательно, мягкий климат, много солнца).
- В чём различия географического положения? (На Апеннинском полуострове меньше удобных бухт, менее изрезанная береговая линия: в отличие от Балкан, на Апеннинском полуострове есть крупные реки. По площади Италия значительно превосходит Грецию, больше в ней и низменностей и долин, пригодных для земледелия и скотоводства)
Общий вывод: земли Апеннинского полуострова были более удобны для земледелия и скотоводства, чем земли в Греции.
Назови слова, правильно расставляя ударение.
Италия, Апеннины, Сицилия, Древний Рим.
Запишите в тетрадь: Апеннинский полуостров
Учитель: мы с вами ответили на первый пункт плана (ответы учащихся)
-Где находится Италия?
-Какой климат в Италии?
-Какие моря омывают?
-Назовите крупные острова Италии (Сицилия, Корсика, Сардиния)
Молодцы, вы отлично справились. Хорошо работали…., нужно быть более активным…..
Физмннутка «Как мячики»
Движения выполняются по ходу стихотворения.
Девочки и мальчики прыгают, как мячики,
Ножками топают, ручками хлопают, головой кивают, Все вместе отдыхают.
Задания группам:
Учитель: История Римского государства начинается с истории города Рима.
Первая группа «Мифологи» (Гоша, Илья, Ермак): прочитать текст на стр. 204-205 «Легенда об основании Рима» и документ на стр. 206. и восстановить текст с опорой на учебник и документ (текст предварительно разрезан на отдельные части)
Вторая группа «Этнографы»: прочитать текст «Город на семи холмах и его обитатели» на стр. 206-207, п. 2., выполнить работу по карточке, вставить пропущенные слова в текст.
Третья группа «Политологи»: прочитать текст на стр. 207 п.3. «Управление в древнем Риме», ответить на вопросы, выполнить задание по карточке.
Учитель: Корректирует работу групп. Предлагает группам представить изученный материал
Выступление групп.
Легенда об основании Рима
Г
В Италии в устье реки Тибр жило племя Латинов. Много лет назад здесь правил царь Нумитор. У него был злой и завистливый брат Амулий, который хотел царствовать один. Амулий отнял у Нумитора власть, убил его сына, а дочь Рею Сильвию сделал весталкой — жрицей богини Весты (жрицы богини Весты, должны были давать обет безбрачия).
о
Не прошло и года, Рея Сильвия родила двух мальчиков. Услышав эту весть, Амулий велел утопить близнецов в волнах Тибра.
р
Бросив корзину на мелководье, слуги возвратились домой. Корзина зацепилась за ветку прибрежных кустов, а когда начался отлив, дети оказались на берегу.
о
На жалобный крик братьев прибежала волчица. Облизав малышей, она накормила их своим молоком.
д
Вскоре их нашел царский пастух и отнес своей жене. Пастух и его жена, дав найденышам, имена Ромул и Рем, воспитали их отважными и сильными.
Когда они выросли и узнали тайну своего рождения, задумали мстить. Они убили Амулия. В тех местах, где так чудесно спаслись, решили основать новый город.
Р
Рем выбрал для строительства города один холм, а Ромул другой. Когда Ромул стал строить оборонительную стену, Рем в насмешку перепрыгнул через нее. Взбешенный Ромул нанес Рему удар, оказавшийся смертельным.
и
Убийство брата не помешало ему основать город и назвать его своим именем Рим ( по-латински Рома). Ромул стал первым царем Рима.
м
753 год до н.э. – основание города Рим.
Учитель: Представляет слайды презентации по ходу выступления группы и просит ответить на дополнительные вопросы, исходя из изученного материала.
Ученики: Отвечают на вопросы:
-Где основали город Рим? (на левом берегу Тибра)
-Какое племя здесь проживало?
-Как звали близнецов, основавших Рим?
-Кого считали отцом близнецов?
- Кто стал первым царём Рима?
Ученики: Отвечают на вопросы
Учитель: Предлагает другим группам задавать уточняющие вопросы, если что-то не понятно.
Ученики: Задают уточняющие вопросы
Учитель: После выступления каждой группы представляет слайды презентации с правильными ответами, просит оценить выступление группы.
Ученики: Поднимают смайлики, оценивая работы группы:
Зелёный – все отлично,
Жёлтый – хорошо, но есть недочеты в выступлении,
Красный – не справились с заданием
Вторая группа читает текст, который получился в результате работы.
Задолго до даты основания Рима на холмах левобережья_________________
существовало __________________поселений. Они постепенно _________. Так из этих поселений на ____________________, Капитолийском и других холмах возник город _________ . В те времена римляне жили в _________________хижинах, стены которых были сделаны из прутьев и обмазаны ___________________. Подле хижин находились ________ и ________________, а за пределами города были _____________
и пастбища. Римляне выращивали _______________и___________________, виноград, лён. Они разводили рогатый ____________________, свиней, коней и ослов, занимались ткачеством, изготовлением _______________________.
Учитель: Представляет слайды презентации по ходу выступления группы и просит ответить на дополнительные вопросы, исходя из изученного материала.
Ученики: Отвечают на вопросы:
- На каких холмах возник город Рим?
-Из чего строили римляне свои дома?
-Назовите занятия жителей Италии? (земледелие, скотоводство, мореплавание, садоводство, ремесло)
Ученики: Отвечают на вопросы
Учитель: Предлагает другим группам задавать уточняющие вопросы, если что-то не понятно.
Ученики: Задают уточняющие вопросы
Учитель: После выступления каждой группы представляет слайды презентации с правильными ответами, просит оценить выступление группы.
Ученики: Поднимают смайлики, оценивая работы группы:
Зелёный – все отлично,
Жёлтый – хорошо, но есть недочеты в выступлении,
Красный – не справились с заданием
Выступление третьей группы:
Читают текст, который получился после выполнения задания.
Все жители Рима делились на ____________________ и _________________
В управлении Римом принимали участие только ________________________
Старейшины родов принимали участие в совете, который назывался _______________________. Высшая власть принадлежала __________________________________________. По легендам, Римом правили один за другим ____________________царей.
Учитель: Представляет слайды презентации по ходу выступления группы и просит ответить на дополнительные вопросы, исходя из изученного материала.
Ученики: Отвечают на вопросы:
-Как жили римляне? (большими семьями)
-Кто был главным в семье? ( отец)
-Кто мог участвовать в Народном собрании? (мужчины-патриции)
-Кто избирал царя?
-Сколько было царей в Риме?
-Почему жители Рима изгнали Тарквиния? (он захватил власть)
Учитель: После выступления каждой группы представляет слайды презентации с правильными ответами, просит оценить выступление группы.
Ученики: Поднимают смайлики, оценивая работы группы:
Зелёный – все отлично,
Жёлтый – есть недочеты в выступлении,
Красный – не справились с заданием
IV. Физкультминутка для глаз (2 мин.)
«День—ночь»
На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово «день» – открыть глаза на 5 сек. Повторить 5–8 раз.
«Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения):
Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
«Стрельба глазами» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения):
Двигаете глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз):
Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите, или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.
Корригирующая гимнастика для глаз Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): Моргайте на каждый вдох и выдох.
Задание группам: Сопоставить синие и зелёные карточки, опираясь на параграф 44 (карточки с понятиями и датами (синий цвет) + карточки с определениями и событиями (зелёный цвет)
Ответы групп сопровождаются демонстрацией слайда, на котором сначала появляются по щелчку только понятия и даты (слева):
753 г. до н.э.
Ликторы
Весталки
Патриции
Плебеи
Сенат
Народное собрание
По щелчку на слайде появляются правильные варианты ответов, происходит проверка работы группы.
753 год до н.э.
Основание Рима
Ликторы
Охрана царя
Весталка
Жрица богини огня и домашнего очага Весты
Патриции
Потомки древнейших жителей Рима
Плебеи
Переселенцы из других областей Италии
Сенат
Совет знати
Народное собрание
Высший орган власти в Риме
Всем учащимся предлагается зафиксировать в тетрадях основные даты и события, понятия и их определения.
V. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.)
1. Систематизация знаний, первичное закрепление изученного материала
Найдите ошибку в тексте. Работа с сигнальными карточками.
На Апеннинском полуострове располагалась Древняя Греция. В 735 году до н.э. был основан город Рим. Основателем города Рима был Рем. Жителей Рима называли ромулы. Все жители Рима делились на ликторов и плебеев.
Плебеи входили в совет знати – Сенат. Сенат был высшим органом власти в Риме.
Рефлексия
Учитель: Предлагает вспомнить и озвучить тему урока. Какую цель и задачи ставили в начале урока? Достигли цели урока?
Ученики: Называют тему урока, сопоставляют цели и результаты
Оценка и самооценка урока
Учитель: Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке
Ученики: Оценивают результаты своей деятельности на уроке, поднимая смайлики:
Зелёный – Я доволен своей работой.
Жёлтый – Я старался, но не всё получилось.
Красный – Я недоволен своей работой.
Учитель: Оценивает результаты работы класса, благодарит за участие в работе. Все встали. На правую ладонь мы мысленно кладем знания, с которыми пришли на урок, на левую – знания, которые получили на уроке. А сейчас по моей команде соединим в хлопке наши знания, и хором скажем «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке.
VI. Домашнее задание (3 мин.)
П. 44, ответить на вопросы. В рабочей тетради № 55 - 57
Творческое задание:
-нарисовать иллюстрацию к любой легенде по истории Рима.