kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории 5 класса на тему "Война с Ганнибалом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории Древнего мира

Тема: Война с Ганнибалом

Цель урока: изучить причины, ход и итоги Второй Пунической войны

Задачи урока:

Образовательная: 1) выявить причины войны с Ганнибалом; 2) проследить ход военных действий между войсками Рима и Карфагена; 3)показать захватнический характер военных действий; 4) определить причины поражения Карфагена в войне; 5) познакомить с особенностями имен древних римлян.

Развивающая: 1) продолжать развивать умения работы с картой; 2) способствовать дальнейшему развитию умения решать хронологические задачи; 3) способствовать развитию умений сравнивать и делать выводы.

Воспитательная: 1) воспитывать интерес и уважение к истории других стран;

2) воспитывать уважение друг к другу во время ответа; 3) воспитывать патриотизм на основе примеров патриотизма граждан Рима.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная

Оборудование: учебник Михайловского Ф. А. «История Древнего мира», раздаточный материал, карта  «Римская империя в III веке до н.э.»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории 5 класса на тему "Война с Ганнибалом"»

2


Конспект урока по истории Древнего мира

Тема: Война с Ганнибалом

Цель урока: изучить причины, ход и итоги Второй Пунической войны

Задачи урока:

Образовательная: 1) выявить причины войны с Ганнибалом; 2) проследить ход военных действий между войсками Рима и Карфагена; 3)показать захватнический характер военных действий; 4) определить причины поражения Карфагена в войне; 5) познакомить с особенностями имен древних римлян.

Развивающая: 1) продолжать развивать умения работы с картой; 2) способствовать дальнейшему развитию умения решать хронологические задачи; 3) способствовать развитию умений сравнивать и делать выводы.

Воспитательная: 1) воспитывать интерес и уважение к истории других стран;

2) воспитывать уважение друг к другу во время ответа; 3) воспитывать патриотизм на основе примеров патриотизма граждан Рима.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная

Оборудование: учебник Михайловского Ф. А. «История Древнего мира», раздаточный материал, карта «Римская империя в III веке до н.э.»



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Приветствие, учет отсутствующих.

Присаживаются.

II

Давайте вспомним, о чем шла речь на прошлом уроке.

На дом был задан параграф 41 и задания к нему 5 и 6.

Задания 5 и 6 необходимо выполнить на доске.


Карточки с индивидуальным заданием раздаются 4 учащимся.

Задание остальным: показать на карте следующие географические объекты:

Средиземное море, Средиземноморье, Восточное и западное Средиземноморье, о-ва Корсика, Сицилия, Сардиния, Италию, Рим, Пиренейский п-ов.

Хорошо.

А что же представлял собой Карфаген?










Хорошо.

Расскажите о Первой Пунической войне.















Но у Карфагена появляется талантливый полководец?








Что в это время предпринимают римляне?




Хорошо. Сдаем карточки и проверяем задания на доске.

О войне Карфагена и Рима за Сицилию.




Вызываются 2 ученика к доске. Выполняют задание.



Получают карточку и выполняют задание.






Учащиеся показывают объекты на карте.


Отвечающий показывает Карфаген на карте, говорит, что он располагается в Африке. Это колония финикийского города Тира. Могущественная держава, был сильно укреплен, важный центр торговли (рабы, золото, слоновая кость, олово из Британии и др.) имел владения на побережье Африки, на Пиренейском п-ове, о. Сардиния и Корсика. Обладал прекрасно вооруженной армией и флотом. Но армия состояло из наемников, которым платили деньги.


Название Пуническая происходит от слова «пуны» - так римляне называли жителей Карфагена. Карфаген первый начал завоевание Сицилии, война длилась 23 года. Долго не могли захватить крепости Карфагена, т.к. у римлян не было флота. Поэтому они начинают быстро строить флот. Но не умели им управлять и воевать на нем. Они придумали вороны - перекидные мостики с крючьями на концах для абордажа. Но т.к. за войну карфагенская казна стала пустой, наемники отказались воевать. И Рим захватил Сицилию.


Гамилькар. Но он не смог изменить ход военных действий. Подавив восстание наемников и рабов в Карфагене он начинает завоевательный поход в Испанию. Там он находит много наемников и серебряные рудники, у Карфагена есть теперь новая армия и полная казна. Но он умирает.


Римляне заключают договор с Карфагеном, что вторые не могли переходить реку Эбро, а племена на севере Пиренейского п-ова находились под защитой Рима.

III

А кто такой Ганнибал?


Какое войско было у него?

Верный клятве Ганнибал начинает войну против Италии.

Ганнибал нападает на город, который находится под защитой Рима. Рим объявляет войну Карфагену. Ганнибал начинает движение войк в Италию через Альпы. Переход был очень тяжелый и после у него осталось меньше половины армии и 1 слон. Это было в 218 году до н.э.


В Риме одним из консулов был Гай Фламиний.

Он решает дать сражение Ганнибалу. Но на сторону Ганнибала перешли галлы. И в битве у Тразименского оз. войска Гая Фламиния были разбиты.

В такой момент избирается диктатор Квинт Фабий Максим Медлитель. Почему Медлитель?

Но в 216 г до нэ избираются 2 консула. Один из них одобрял действия Медлителя, а другой рвался в бой. И летом 216 года происходит битва при Каннах.

Выясняем соотношение сил.

Объяснение военных действий на доске по схеме.

Так кто выиграл сражение?

Но Ганнибал не мог взять в осаду Рим, т.к. у него не было сил. На его сторону не перешли племена италиков, они остались верны Риму.

В Риме начинается призыв в армию стариков и детей, даже рабам давали свободу. В 202 г до нэ римские войска высаживаются около Карфагена. Ганнибал возвращается на Родину. И у г. Зама Ганнибал терпит свое единственное поражение.

201 г до н.э. Карфаген сдался.

Т. О. Вторая пуническая война закончилась победой Рима.

Почему Рим выиграл эту войну?





А вы не задумывались, почему у римлян 2 и более имен?


1 имя-личное

2 имя-родовое, как наша фомили

3- прозвище, передающееся потомкам

4- личное прозвище

Ганнибал – сын Гамилькара, полководец Карфагена.

100 тыс наемников и несколько десятков слонов.


Записывают тему урока «Война с Ганнибалом»






Записывают

218 г. до н.э. – переход Ганнибала через Альпы


Гай Фламиний.






217 г до н.э. – битва у Тразименского оз.


Осторожное ведение боевых действий мелкими стычками.



216 года до н.э. - битва при Каннах


у Рима больше пехоты. А у Ганнибвла конницы.


Ганнибал.










202 г до н.э.- битва у г. Замы



201 г до н.э. - Карфаген сдался.




-на сторону Ганнибала не перешли Италики

-казна опустела и не было возможности увеличить войско

-усиление римской армии за 5 лет.




Записыают имя - Квинт Фабий Максим Медлитель



Разбирают др римские имена.

IV

Назовите основные места сражений и покажите их на карте.

Решите хронологическую задачу.




Решают самостоятельно в тетрадях

V

Итоги урока. Что нового узнали. Выставление оценок.

Подводим итоги

VI

д\з параграф 42, устно ответить на вопросы после параграфа.

Записывают в дневник






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока истории 5 класса на тему "Война с Ганнибалом"

Автор: Масалова Елена Сергеевна

Дата: 26.11.2015

Номер свидетельства: 258696


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства