Обобщающий урок «Путешествие по Древней Греции»
Цель и задача:
- Педагогическая деятельность:
-систематизировать, обобщать и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции;
-способствовать развитию у школьников интереса к истории, приобщить их к культурному наследию прошлого, воспитывать интеллектуально и духовно богатую личность, бережно относящуюся к памятникам культуры;
- на примере истории Древней Греции, ее культуры продолжить воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры – чувство товарищества, командного духа, ответственности и уважения друг к другу;
-активизировать творческое воображение учеников.
- Учебные:
-обучить учеников самостоятельно работать в группе;
-приобщить к исследовательской работе;
-формировать умения анализировать и обобщать данные, составлять исторические факты; логически мыслить, высказывать свою точку зрения;
-научить применять полученные знания в практике работы с исторической картой, картиной, понятиями.
Оборудование урока:
Презентация, раздаточный материал.
Ход урока:
(Зарядка: выполнение упражнений за учителем, последняя фигура-воображение Древней Греции)
Сегодня на уроке мы совершим воображаемое путешествие по истории Древней Греции, мы вспомним основные события этой удивительной страны, ее славных героев, восхитимся памятниками греческой культуры и подумаем над вопросом, КАКОЙ ВКЛАД ВНЕСЛА ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ В ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
(Рассказ учителя о работе в группе)
Для начала давайте вспомним, где располагалась Древняя Греция.
(На слайде изображение Балканского полуострова.) Учащиеся должны ответить на вопросы.
- Как назывался полуостров, где располагалась Греция? (Балканский)
- Назовите и покажите на карте три части Греции. (Южная, Средняя, Северная)
- Какие моря омывают Грецию? (Ионическое, Эгейское)
Представьте, что мы прибыли в Грецию (в порт ПИРЕЙ). Климат теплый, местность гористая. Больших рек в Греции практически не было.
ЗАДАНИЕ 1
“Хозяйство древних греков”
Внимательно прочитать текст и назвать, о каком продукте или изделии идет речь.
Карточка №1
- На склонах холмов в большом изобилии выращивали этот продукт. Из его сока делали великолепное вино, которое пили в сильноразбавленном виде, утоляя жажду. (ВИНОГРАД)
- Это вечнозеленое небольшое дерево с искривленным стволом и серебристыми листьями живет 250 лет, а плоды дает только на 16-18 год. Греки ели эти плоды свежими, солеными, маринованными. (ОЛИВКИ)
- В Греции очень мало плодородных равнин, полноводных рек, обильных источников, поэтому практически нет условий для выращивания этого продукта. Его как правило привозили из черноморских колоний. (зерновые, пшеница, рожь) (слайд)
- Какие изделия ремесленников пользовались большой славой? (вазы, мраморные статуи, изделия из серебра – браслеты, серьги, кубки)
Какой мы сделаем вывод.
Изучая историю Древней Греции, вы познакомились с разными событиями.
ЗАДАНИЕ 2
“Узнай событие”
Соотнеси дату с событием:
594 г. до н.э
490 г до н.э
480 г . до н.э
776 г до н.э
Карточка №2
- 594 г до н.э – реформы Солона.
- 490 г. до н.э – Марафонская битва.
- 480 г .до н.э – Саламинское сражение.
- 776 г до н.э – первые олимпийские игры.
Следующее задание. Узнай событие из отрывка. Прочитайте отрывок с выражением, а может быть попробуйте обыграть и назовите о каком событии идет речь.
Карточка №3
- В этот период глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: “Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”. На время этого события запрещались войны между враждующими городами Греции. В небольшой городок, расположенный в Южной Греции, добирались морем или сухопутными дорогами. Приезжали сотни участников и тысячи зрителей изо всех городов Греции включая колонии. (ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ)
- “ Сперва стояло твердо войско персов; когда же скучились суда в проливе, дать помощи друг другу не могли и медными носами поражали своих же – все тогда погибли. И под обломками судов разбитых, под кровью мертвых – скрылась гладь морская” Эсхил. (Саламинское сражение)
3. Мать черная, земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы,
Рабыня раньше, а теперь свободная.
На родину в Афины, в наш прекрасный град,
Вернул я многих на чужбину проданных.
Освободил и здесь на милой родине
Рабов, дрожащих перед волею господ. (Солон о своих законах, 594 год до н. э.)
- Летом гонец из прибрежного селения принес в Афины страшную весть: «В бухте показались корабли персов. Вооружайтесь!» (Марафонская битва, 490 год до н. э.)
В тот день когда вы родились, на небе появилась звезда, родители дали вам имя. Многие имена к нам пришли из Древней Греции. Мое имя «Елена», греч, означает «светлая, факел». Дом. зад. : узнайте, что означает ваше имя, почему вас так назвали…
ЗАДАНИЕ 3
“Викторина имен”
Из предложенных имен вы выписываете имена реальных людей в один столбик, а в другой тех, кто известен из мифов.
1Солон
2Геракл
3Деметра
4Дарий 1
5Посейдон
6Ксеркс
7Мильтиад
8Афина
9Артемида
10Фемистокл
11Солон
12Ахиллес
13Гомер
14Прометей
Реальные исторические деятели
Герои мифов
Солон
Дарий 1
Ксеркс
Мильтиад
Фемистокл
Солон
Гомер
Геракл
Деметра
Артемида
Посейдон
Афина
Ахиллес
Прометей
Читая историю древней Греции, герои мифов делаются реальными, вы дома приготовили опережающее задание «Я – бог, богиня»
(Выступление групп)
В нашей повседневной жизни мы часто используем слова, которые имеют греческое происхождение. Вам необходимо выслушать определение и назвать само понятие.
Задание 4
“Копилка слов”.
- Власть народа – ДЕМОКРАТИЯ.
- Краткая и точная речь – ЛАКОНИЧНАЯ РЕЧЬ.
- Город – ПОЛИС.
- Военачальник – СТРАТЕГ.
- Сопровождающий ребенка – ПЕДАГОГ.
- Упражняю, тренирую – ГИМНАСТИКА.
- Зрелище – ТЕАТР.
- “Песнь козлов” – ТРАГЕДИЯ.
- Место, где собираются музы – МУЗЕЙ.
Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова. Название восходит к Гомеру, в поэмах которого (“Илиада” и “Одиссея”) оно встречается много раз. Гомер называл “крылатыми” слова потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего.
ЗАДАНИЕ 5
“Крылатые слова”
- АХИЛЛЕСОВА ПЯТА – легко уязвимая сторона какого-нибудь человека (или какого-нибудь дела)
- АВГИЕВЫ КОНЮШНИ – переносно означает запущенное, загрязненное помещение, а также беспорядок, который трудно устранить.
- НИТЬ АРИАДНЫ – путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из затруднительного положения, решить трудный вопрос.
- ДРАКОНОВЫ МЕРЫ (ЗАКОНЫ) – крайне жестокие, беспощадные меры
Рефлексия