Работа представляет собой конспект урока истории древнего мира для обучающихся 5 класса по теме "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей в VIII-VI веках до нашей эры". В рамках работы использованы тестовые технологии, метод "упражнение с ошибкой", дискуссионные моменты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Что произошло в эти даты: 594 г. до н. э. (знать и демос сообща избрали архонтом Солона).
776 г. до н. э. (первые Олимпийские игры).
Упражнение «Найди ошибку». Выполняется в парах. Проверка проводится соседними парами.
Текст 1 «Олимпийские игры» Путешественник, прибывший на родину после долгого отсутствия, с восторгом описывает Олимпийские игры в Элладе: «Воистину, мне повезло: ведь игры проводятся только раз в пять лет! А это зрелище достойно того, чтобы увидеть его собственными глазами! В это время священная Олимпия, место обитания эллинских богов, привлекает к себе тысячи людей со всех концов Эллады. Все желающие могут присутствовать на играх, но ни один человек не смеет показаться с оружием в руках. Победителей награждают лавровыми венками, в их честь ставят статуи в родном городе, они пользуются заслуженной славой и уважением сограждан. Церемония награждения проходит в храме Зевса Олимпийского, где находится величайшее творение несравненного Фидия. А какое захватывающее зрелище представляют собой гонки на колесницах, что устраиваются на огромном стадионе! Кони несутся, как вихрь! В одном из заездов у поворотного столба сшиблись первые колесницы, только случай да жертвы злому духу спасли возничих от верной гибели. Зато удачливые возничие были вознаграждены за смертельный риск лаврами победителей Олимпиады».
Ошибки 1. Раз в четыре года.2. Местом обитания богов считалась гора Олимп на северо-востоке Греции, область Олимпия расположена в Южной Греции. Олимпия не считалась священным местом. 2. На Олимпийских играх запрещалось присутствовать женщинам. 3. Победители в качестве награды получали не лавровые, а оливковые венки.. 4. Награждались победители не в храме, а перед ним.. 5. Гонки на колесницах устраивали не на стадионе, а на ипподроме. 6. За победу в гонках колесниц лавры победителей получали не возничие, а владельцы колесниц.
Основная часть урока.
Звучит греческая музыка
Учитель: Представьте что, мы с вами находимся в Коринфе – богатом торговом городе, расположенном на перешейке, отделяющем Пелопонесс от Средней Греции. Тысячи греков уезжали за моря, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Почему? Что толкало их в путь, заставляло бросать родной дом и переселяться в дальние неведомые страны? Кто и по каким причинам покидал Грецию. “В VIII –VI веках до н.э., когда в Греции возникали полисы, тысячи людей уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Этот период называют Великой греческой колонизацией – временем, когда греки активно осваивали новые земли и основали множество колоний”.
Учитель предлагает учащимся вспомнить, что такое колония, и какой народ Древнего Востока основывал свои колонии, с какой целью. – ФИНИКИЯ
Итак, тема сегодняшнего урока: Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей VIII—VI вв д.н.э. Как вы думаете, что нам предстоит сегодня выяснить? «Что дала грекам колонизация»? ответить на вопросы
“Как вы думаете, зачем греки создали множество колоний?”
Предположения учащихся:
1) колонии нужны были для того, чтобы развивать торговлю (этот ответ основан на знаниях учащихся о финикийских колониях);
2) греки основывали свои колонии, чтобы завоевать другие народы.
Изучение нового материала
1. Причины основания греческих колоний.
Из «Истории» Фукидида1
Поработайте с историческим текстом и ответьте на вопрос: кто его автор и к какому типу источников он относится?
В Аттике же при скудости ее почвы очень долго не было гражданских междоусобиц, и в этой стране всегда жило одно и то же население. ...самые могущественные изгнанники из всей Эллады2 стекались в Афины, где они чувствовали себя в безопасности. Получая права гражданства, эти пришельцы настолько увеличили уже с древних времен население города, что афиняне впоследствии высылали поселения даже в Ионию3, поскольку сама Аттика была недостаточно обширна, чтобы вместить такое множество народа.
…эллины стали высылать колонии в заморские страны. Так афиняне заселили Ионию и множество островов, Италию же и Сицилию – большей частью пелопоннесцы, так же как и некоторые области в остальной Элладе. Все эти поселения были основаны уже после Троянской войны
1.Фукидид – древнегреческий историк из Афин
2 .Эллада – название Греции: так ее называли греки
3. Иония – западное побережье Малой Азии
Проверим ваши гипотезы! Пятиклассники работают с текстом и выявляют причины основания греческих колоний. Называя причины, учащиеся подтверждают ответ цитатами из источника (например,обращают внимание на “скудость почв в Аттике”, на рост населения в Афинах и Греции в целом и делают выводы о том, что земли и хлеба всем не хватало, возникала угроза голода, отмечают и другие причины, названные в тексте учебника).
Давайте сделаем вывод: Греция — каменистая бесхлебная страна, край пастухов и рыбаков. Плодородных долин было мало. Перенаселение грозило ей голодом. Спасаясь от голода, Греция искала новых земель для заселения.
А кто и по каким причинам покидал Грецию? (Демос – бедняки, Изгнанники – аристократы и вожди демоса, Купцы)
2. В каких местах греки основывали свои колонии.
Учитель демонстрирует анимированную карту и предлагает учащимся определить, в каких направлениях и где греки основывали свои колонии.
Покажите моря, какие основывали греки, крупные колонии. Назовите колонии на Чёрном море (Оливия, Херсонес) В Италии (Тарент) , на Сицилии (Сиракузы, Мессина), в Северной Африке (Кирена, Навкратис).
У греческой колонизации было три направления. Первое — на запад: там были заселены берега Южной Италии и Сицилии (где вырос город Сиракузы), а передовые поселения продвинулись еще дальше. Второе — на север: через Мраморное море в Черное море и по его берегам, вплоть до нынешних Ольвии, Херсонеса, Керчи и Риони. Третье — на юг: через Средиземное море, в Кирену и окрестные места.
Выполните, пожалуйста, задание в контурной карте.
II. Фрагмент. Фукидид
Города, основанные в последнее время 4, когда мореплавание сделалось более безопасным, а денежные средства возросли, строились на самом побережье, укреплялись стенами и занимали предпочтительно перешейки (ради торговых удобств и для защиты от вражеских соседей).
Работа с картиной. Вопросы к иллюстрации:
1 Где происходит действие картины? – на берегу моря, скорее всего это колония. Гавань куда пристают корабли.
2. Что мы видим на первом плане – два греческих корабля – один военный, второй торговый. Сравните военный и торговый корабль. Для чего, с какой целью строились эти корабли. Сравните их размер и форму. Было ли различие в скорости и движении. Греки называли одни свои корабли – «многоместные» и «крутобокие», а другие – «многовесельные» и «быстролетные».
К каким из кораблей, изображенных на рисунках, можно отнести первые эпитеты, а к каким – вторые? Как использовались те и другие корабли?
Торговый корабль – для перевозки товаров, он вместительнее военного. Военный корабль благодаря обтекаемой форме, большому числу гребцов обладал боль шей скоростью, подвижностью, способностью крепким поворотам.
3. Как защищён город? Стенами и отрядом воинов? О чём это говорит, какие могли быть отношения с соседними племенами у колонистов?
4. Что доказывает, что это греческое поселение? – Храм на холме.
5. Обратите внимание, как тесно расположены дома друг к другу.
Учитель: Новые города были независимы от старых, откуда выселились их жители, и нимало не эксплуатировались ими. Это было отношение взрослых детей к родителям: независимое, но с почтением. Государство, основавшее колонию, так и называлось по-гречески: «метрополия», то есть «город-мать».
Отправляясь в путь, переселенцы обращались к дельфийскому Аполлону за советом, куда ехать, зажигали факел от священного огня «города-матери», садились на суда с женами и детьми и плыли к чужим берегам. Там договорами или силой отбирали у местных племен кусок прибрежной земли, ставили храмы, возводили дома и засевали поля.
Иногда целые города бросали старые места и переправлялись на новые. Когда персы осадили ионийский город Фокею, то фокейцы всем народом сели на корабли, бросили в море кусок железа, сказали: «Когда это железо всплывет из моря, тогда и мы вернемся под власть персов!» — и отплыли в западные моря.
Потомок аргонавтов Батт с острова Феры был заикою. Он отправился в Дельфы спросить, как ему избавиться от заикания. Оракул сказал: «Выведи поселение в Ливию». Батт удивился, потому что спрашивал он совсем не об этом, но послушался оракула. Греки высадились на песчаном ливийском берегу, и Батт вышел в степь вознести молитву Аполлону. Вдруг он услышал страшное рычание: перед ним стоял лев. Батт взмолился к Аполлону, чтобы бог охранил его, безоружного, и от потрясения молитва слетела с его губ внятная и незаикающаяся. Так Батт избавился от недуга, а в Ливии была основана Кирена.
Рассказ сопровождается просмотром слайдов с 7 по 11
3. Развитие торговли.
Изучение вопроса строится на основе беседы с учащимися.
Учитель сообщает, что греки-колонисты стремились наладить тесные торговые отношения с местным населением.
Далее учитель предлагает пятиклассникам подумать и ответить, что продавали и что покупали греческие купцы. Новые города росли и богатели. Из колоний везли в Грецию зерно, металлы, рабов, из Греции в колонии — вино, оливковое масло, изделия кузнецов игончаров (результат беседы и дополнения к ответам детей отражаются на слайдах 12-13).
Учитель:
Греческие города в Италии величали себя «Великой Грецией», и о привольной жизни в них рассказывались чудеса. В Таренте было больше праздников в году, чем будней; тарентинцы говорили: «Мы одни живем по-настоящему, а все другие лишь учатся». В сицилийском Акраганте дома и обеды были так роскошны, что философ Эмпедокл сказал: «Здешние люди строятся так, словно им жить вечно, а едят так, словно им завтра умереть». А в Сибарисе были такие богачи, которые спали на розовых лепестках и еще жаловались, что им жестко. Слово «сибарит» с тех пор стало означать лентяя и неженку:
Физкульминутка
4. Отношения греков-колонистов с местным населением. Греки и скифы. ( этот пункт можно оставить на самостоятельное изучение учащихся)
Данный вопрос рассматривается на основе чтения текста учебника (с.146-148)
Важно, чтобы учащиеся пришли к пониманию:
во-первых, как строились отношения греков-колонистов с местным населением (в частности со скифами);
во-вторых, что греки, покинув свою родину и поселившись в чужой стране, сохраняли свои обычаи, язык, веру в богов, политическое устройство.
5. Значение греческой колонизации.
Учитель задает вопросы: “Что дала колонизация грекам? Чему она способствовала? Колонизация разобщила или объединила греков?”
Ребята, подтвердились ли наши предположения, сделанные в начале урока?
Подведение итогов урока
учащиеся закрепляют полученные знания при помощи выполнения небольшого теста с самопроверкой.
Тест для самопроверки учащихся
1.Греки покидали Родину и основывали свои поселения из-за:
а) увеличения притока рабов в полисы Греции
б) угрозы голода
в) вторжения племен дорийцев с севера.
2. Где греки основывали свои колонии?
а) в глубине чужих территорий
б) во внутренних районах балканского полуострова
в) на побережье Средиземного и Черного морей.
3. Товары, которые греки везли в колонии, - это:
а) оливковое масло, вино, оружие
б) рабы, зерно, оливковое масло
в) зерно, мед, шкуры животных.
4. Греческие колонии:
а) подчинялись метрополиям
б) превращались в самостоятельные государства
в) входили в состав государств, на территории которых были основаны.
5. Греки, жившие в разных концах побережья Средиземного и Черного морей,:
а) порывали связь с Родиной
б) забывали родной язык и перенимали культуру местных народов
в) говорили на родном языке и называли себя эллинами.
Теперь передайте свои тетради соседу и пусть он проверит, правильность выполнения вашей работы, а вы его. Затем все проверяют правильность ответов на слайде 19
В конце урока выставляются оценки и учащиеся заполняют лист самооценки