kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Конспект урока по истории для 5 класса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет собой конспект урока истории древнего мира для обучающихся 5 класса по теме "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей в VIII-VI веках до нашей эры". В рамках работы использованы тестовые технологии, метод "упражнение с ошибкой", дискуссионные моменты.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Конспект урока по истории для 5 класса" »

Конспект урока «Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей VIII—VI вв д.н.э»

учителя истории Каменских Е.Е. в 5 а классе


Цели урока:

  1. Выяснение причин и значения основания греческих колоний и освоение понятий (колония, метрополия, Эллада, эллины).

  2. Формирование умения использовать текст исторического источника при ответе на вопрос, навыка чтения исторической карты и работы с контурной картой.

  3. Формирование навыка самооценки, коммуникативных навыков.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

Актуализация опорных знаний учащихся по теме “Древняя Греция”.


Покажите на карте, где была расположена Древняя Греция?

Как назывались три части Древней Греции?

Покажите древнегреческие полисы на карте.

Как природные особенности Древней Греции повлияли на жизнь древних греков?

Вспомните понятия: демократия, демос, илоты, амфора.

Что произошло в эти даты: 594 г. до н. э. (знать и демос сообща избрали архонтом Солона).

776 г. до н. э. (первые Олимпийские игры).

Упражнение «Найди ошибку». Выполняется в парах. Проверка проводится соседними парами.

Текст 1 «Олимпийские игры»
Путешественник, прибывший на родину после долгого отсутствия, с восторгом описывает Олимпийские игры в Элладе: «Воистину, мне повезло: ведь игры проводятся только раз в пять лет! А это зрелище достойно того, чтобы увидеть его собственными глазами!
В это время священная Олимпия, место обитания эллинских богов, привлекает к себе тысячи людей со всех концов Эллады. Все желающие могут присутствовать на играх, но ни один человек не смеет показаться с оружием в руках. Победителей награждают лавровыми венками, в их честь ставят статуи в родном городе, они пользуются заслуженной славой и уважением сограждан. Церемония награждения проходит в храме Зевса Олимпийского, где находится величайшее творение несравненного Фидия. А какое захватывающее зрелище представляют собой гонки на колесницах, что устраиваются на огромном стадионе! Кони несутся, как вихрь! В одном из заездов у поворотного столба сшиблись первые колесницы, только случай да жертвы злому духу спасли возничих от верной гибели. Зато удачливые возничие были вознаграждены за смертельный риск лаврами победителей Олимпиады».

Ошибки
1. Раз в четыре года.2. Местом обитания богов считалась гора Олимп на северо-востоке Греции, область Олимпия расположена в Южной Греции. Олимпия не считалась священным местом.
2. На Олимпийских играх запрещалось присутствовать женщинам.
3. Победители в качестве награды получали не лавровые, а оливковые венки.. 
4. Награждались победители не в храме, а перед ним..
5. Гонки на колесницах устраивали не на стадионе, а на ипподроме.
6.  За победу в гонках колесниц лавры победителей получали не возничие, а владельцы колесниц.


Основная часть урока.


Звучит греческая музыка


Учитель: Представьте что, мы с вами находимся в Коринфе – богатом торговом городе, расположенном на перешейке, отделяющем Пелопонесс от Средней Греции. Тысячи греков уезжали за моря, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Почему? Что толкало их в путь, заставляло бросать родной дом и переселяться в дальние неведомые страны? Кто и по каким причинам покидал Грецию. “В VIII –VI веках до н.э., когда в Греции возникали полисы, тысячи людей уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Этот период называют Великой греческой колонизацией – временем, когда греки активно осваивали новые земли и основали множество колоний”.

Учитель предлагает учащимся вспомнить, что такое колония, и какой народ Древнего Востока основывал свои колонии, с какой целью. – ФИНИКИЯ

Итак, тема сегодняшнего урока: Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей VIII—VI вв д.н.э. Как вы думаете, что нам предстоит сегодня выяснить? «Что дала грекам колонизация»? ответить на вопросы

“Как вы думаете, зачем греки создали множество колоний?”

Предположения учащихся:

1) колонии нужны были для того, чтобы развивать торговлю (этот ответ основан на знаниях учащихся о финикийских колониях);

2) греки основывали свои колонии, чтобы завоевать другие народы.

Изучение нового материала


1. Причины основания греческих колоний.


Из «Истории» Фукидида1


  1. Поработайте с историческим текстом и ответьте на вопрос: кто его автор и к какому типу источников он относится?

В Аттике же при скудости ее почвы очень долго не было гражданских междоусобиц, и в этой стране всегда жило одно и то же население. ...самые могущественные изгнанники из всей Эллады2 стекались в Афины, где они чувствовали себя в безопасности. Получая права гражданства, эти пришельцы настолько увеличили уже с древних времен население города, что афиняне впоследствии высылали поселения даже в Ионию3, поскольку сама Аттика была недостаточно обширна, чтобы вместить такое множество народа.

…эллины стали высылать колонии в заморские страны. Так афиняне заселили Ионию и множество островов, Италию же и Сицилию – большей частью пелопоннесцы, так же как и некоторые области в остальной Элладе. Все эти поселения были основаны уже после Троянской войны


1.Фукидид – древнегреческий историк из Афин

2 .Эллада – название Греции: так ее называли греки

3. Иония – западное побережье Малой Азии

Проверим ваши гипотезы! Пятиклассники работают с текстом и выявляют причины основания греческих колоний. Называя причины, учащиеся подтверждают ответ цитатами из источника (например, обращают внимание на “скудость почв в Аттике”, на рост населения в Афинах и Греции в целом и делают выводы о том, что земли и хлеба всем не хватало, возникала угроза голода, отмечают и другие причины, названные в тексте учебника).

Давайте сделаем вывод: Греция — каменистая бесхлебная страна, край пастухов и рыбаков. Плодородных долин было мало. Перенаселение грозило ей голодом. Спасаясь от голода, Греция искала новых земель для заселения.


А кто и по каким причинам покидал Грецию? (Демос – бедняки, Изгнанники – аристократы и вожди демоса, Купцы)

2. В каких местах греки основывали свои колонии.

Учитель демонстрирует анимированную карту и предлагает учащимся определить, в каких направлениях и где греки основывали свои колонии.

Покажите моря, какие основывали греки, крупные колонии. Назовите колонии на Чёрном море (Оливия, Херсонес) В Италии (Тарент) , на Сицилии (Сиракузы, Мессина), в Северной Африке (Кирена, Навкратис).

У греческой колонизации было три направления. Первое — на запад: там были заселены берега Южной Италии и Сицилии (где вырос город Сиракузы), а передовые поселения продвинулись еще дальше. Второе — на север: через Мраморное море в Черное море и по его берегам, вплоть до нынешних Ольвии, Херсонеса, Керчи и Риони. Третье — на юг: через Средиземное море, в Кирену и окрестные места.

Выполните, пожалуйста, задание в контурной карте.

II. Фрагмент. Фукидид

Города, основанные в последнее время 4, когда мореплавание сделалось более безопасным, а денежные средства возросли, строились на самом побережье, укреплялись стенами и занимали предпочтительно перешейки (ради торговых удобств и для защиты от вражеских соседей).


Работа с картиной. Вопросы к иллюстрации:

1 Где происходит действие картины? – на берегу моря, скорее всего это колония. Гавань куда пристают корабли.

2. Что мы видим на первом плане – два греческих корабля – один военный, второй торговый. Сравните военный и торговый корабль. Для чего, с какой целью строились эти корабли. Сравните их размер и форму. Было ли различие в скорости и движении. Греки называли одни свои корабли – «многоместные» и «крутобокие», а другие – «многовесельные» и «быстролетные».

К каким из кораблей, изображенных на рисунках, можно отнести первые эпитеты, а к каким – вторые? Как использовались те и другие корабли?


Торговый корабль – для перевозки товаров, он вместительнее военного. Военный корабль благодаря обтекаемой форме, большому числу гребцов обладал боль шей скоростью, подвижностью, способностью крепким поворотам.


3. Как защищён город? Стенами и отрядом воинов? О чём это говорит, какие могли быть отношения с соседними племенами у колонистов?

4. Что доказывает, что это греческое поселение? – Храм на холме.

5. Обратите внимание, как тесно расположены дома друг к другу.


Учитель: Новые города были независимы от старых, откуда выселились их жители, и нимало не эксплуатировались ими. Это было отношение взрослых детей к родителям: независимое, но с почтением. Государство, основавшее колонию, так и называлось по-гречески: «метрополия», то есть «город-мать».



Отправляясь в путь, переселенцы обращались к дельфийскому Аполлону за советом, куда ехать, зажигали факел от священного огня «города-матери», садились на суда с женами и детьми и плыли к чужим берегам. Там договорами или силой отбирали у местных племен кусок прибрежной земли, ставили храмы, возводили дома и засевали поля.

Иногда целые города бросали старые места и переправлялись на новые. Когда персы осадили ионийский город Фокею, то фокейцы всем народом сели на корабли, бросили в море кусок железа, сказали: «Когда это железо всплывет из моря, тогда и мы вернемся под власть персов!» — и отплыли в западные моря.


Потомок аргонавтов Батт с острова Феры был заикою. Он отправился в Дельфы спросить, как ему избавиться от заикания. Оракул сказал: «Выведи поселение в Ливию». Батт удивился, потому что спрашивал он совсем не об этом, но послушался оракула. Греки высадились на песчаном ливийском берегу, и Батт вышел в степь вознести молитву Аполлону. Вдруг он услышал страшное рычание: перед ним стоял лев. Батт взмолился к Аполлону, чтобы бог охранил его, безоружного, и от потрясения молитва слетела с его губ внятная и незаикающаяся. Так Батт избавился от недуга, а в Ливии была основана Кирена.

Рассказ сопровождается просмотром слайдов с 7 по 11

3. Развитие торговли.

Изучение вопроса строится на основе беседы с учащимися.

Учитель сообщает, что греки-колонисты стремились наладить тесные торговые отношения с местным населением.

Далее учитель предлагает пятиклассникам подумать и ответить, что продавали и что покупали греческие купцы. Новые города росли и богатели. Из колоний везли в Грецию зерно, металлы, рабов, из Греции в колонии — вино, оливковое масло, изделия кузнецов и гончаров (результат беседы и дополнения к ответам детей отражаются на слайдах 12-13).

Учитель:

Греческие города в Италии величали себя «Великой Грецией», и о привольной жизни в них рассказывались чудеса. В Таренте было больше праздников в году, чем будней; тарентинцы говорили: «Мы одни живем по-настоящему, а все другие лишь учатся». В сицилийском Акраганте дома и обеды были так роскошны, что философ Эмпедокл сказал: «Здешние люди строятся так, словно им жить вечно, а едят так, словно им завтра умереть». А в Сибарисе были такие богачи, которые спали на розовых лепестках и еще жаловались, что им жестко. Слово «сибарит» с тех пор стало означать лентяя и неженку:


Физкульминутка

4. Отношения греков-колонистов с местным населением. Греки и скифы. ( этот пункт можно оставить на самостоятельное изучение учащихся)

Данный вопрос рассматривается на основе чтения текста учебника (с.146-148)

Важно, чтобы учащиеся пришли к пониманию:

  • во-первых, как строились отношения греков-колонистов с местным населением (в частности со скифами);

  • во-вторых, что греки, покинув свою родину и поселившись в чужой стране, сохраняли свои обычаи, язык, веру в богов, политическое устройство.

5. Значение греческой колонизации.

Учитель задает вопросы: “Что дала колонизация грекам? Чему она способствовала? Колонизация разобщила или объединила греков?”

Ребята, подтвердились ли наши предположения, сделанные в начале урока?

Подведение итогов урока

  • учащиеся закрепляют полученные знания при помощи выполнения небольшого теста с самопроверкой.

Тест для самопроверки учащихся


1. Греки покидали Родину и основывали свои поселения из-за:

а) увеличения притока рабов в полисы Греции

б) угрозы голода

в) вторжения племен дорийцев с севера.

2. Где греки основывали свои колонии?

а) в глубине чужих территорий

б) во внутренних районах балканского полуострова

в) на побережье Средиземного и Черного морей.

3. Товары, которые греки везли в колонии, - это:

а) оливковое масло, вино, оружие

б) рабы, зерно, оливковое масло

в) зерно, мед, шкуры животных.

4. Греческие колонии:

а) подчинялись метрополиям

б) превращались в самостоятельные государства

в) входили в состав государств, на территории которых были основаны.

5. Греки, жившие в разных концах побережья Средиземного и Черного морей,:

а) порывали связь с Родиной

б) забывали родной язык и перенимали культуру местных народов

в) говорили на родном языке и называли себя эллинами.

  • Теперь передайте свои тетради соседу и пусть он проверит, правильность выполнения вашей работы, а вы его. Затем все проверяют правильность ответов на слайде 19

  • В конце урока выставляются оценки и учащиеся заполняют лист самооценки

Приложение


Лист самооценки ученика(цы) _____________________________________________________


Критерии

Отлично

Хорошо

Могло быть и лучше

1. Я активно работал(а) весь урок





2. Я старался(лась) отвечать на вопросы учителя и делать выводы




3. Я внимательно слушал(а) своих одноклассников




4. Я выполнил(а) задания в рабочей тетради




5. Я справился(лась) с тестом по теме урока





Лист заполняется самостоятельно каждым учеником путем проставления знаками «+» или «٧» в соответствующих графах таблицы.

Домашнее задание: § 32, вопросы и задания (письменно).


1 Фукидид – древнегреческий историк из Афин

2 Эллада – название Греции: так ее называли греки

3 Иония – западное побережье Малой Азии

4 Города, основанные в последнее время ... – имеются в виду греческие колонии, такие как Милет, Самос, Сиракузы и др.

7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Конспект урока по истории для 5 класса"

Автор: Каменских Елена Евгеньевна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171198

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока истории 6 класс "Восточные славяне" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-istorii-6-klass-vostochnyie-slavianie"
    ["file_id"] => string(6) "175435"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424270847"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока истории для 7 класса "Предпосылки петровских преобразований""
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt_uroka_istorii_dlia_7_klassa_priedposylki_pietrovskikh_prieobrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "455859"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1518110656"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока истории 5 класс "Военные походы фараонов" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-istorii-5-klass-voiennyie-pokhody-faraonov"
    ["file_id"] => string(6) "124401"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414692111"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока истории 5 класса на тему "Братья Гракхи""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-istorii-5-klassa-na-tiemu-brat-ia-grakkhi"
    ["file_id"] => string(6) "258698"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448552068"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Конспект урока истории 5 класс"
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt_uroka_istorii_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "345088"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474490630"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства