kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Натиск с Запада"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока "Натиск с Запада".

Цель урока: рассмотреть процесс образования Тевтонского ордена, рассказать о борьбе северных земель Руси с экспансией шведов и крестоносцев, познакомиться жизнью и деятельностью выдающегося полководца Александра Невского.

Задачи урока:

Образовательные – изучить процесс образования Тевтонского ордена; выявить  главные цели и основные направления его деятельности; рассмотреть ход решающих битв; объяснить понятия «Орден меченосцев» и «Тевтонский орден»;

Развивающие – продолжать развивать умения работать с картой, схемами битв при изучении походов крестоносцев, Невской битвы и Ледового побоища; развивать умения делать выводы, давать оценку рассматривая события борьбы русских войск с крестоносцами и немецкими рыцарями; давать оценку исторической личности изучая жизнь и деятельность Александра Невского;

Воспитательные – воспитывать чувства патриотизма, любви к своей Родине на примере изучения героической борьбы русских воинов с иноземными захватчиками; способствовать воспитанию целеустремленности и стремления к самосовершенствованию путем показа основных событий жизни и деятельности народного героя Александра Невского.

Тип урока: комбинированный

В разработке присутствует интересная физминутка, направленная на укрепление знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Натиск с Запада" »

Тема урока: Натиск с Запада


Цель урока: рассмотреть процесс образования Тевтонского ордена, рассказать о борьбе северных земель Руси с экспансией шведов и крестоносцев, познакомиться жизнью и деятельностью выдающегося полководца Александра Невского.

Задачи урока:

Образовательные – изучить процесс образования Тевтонского ордена; выявить главные цели и основные направления его деятельности; рассмотреть ход решающих битв; объяснить понятия «Орден меченосцев» и «Тевтонский орден»;

Развивающие – продолжать развивать умения работать с картой, схемами битв при изучении походов крестоносцев, Невской битвы и Ледового побоища; развивать умения делать выводы, давать оценку рассматривая события борьбы русских войск с крестоносцами и немецкими рыцарями; давать оценку исторической личности изучая жизнь и деятельность Александра Невского;

Воспитательные – воспитывать чувства патриотизма, любви к своей Родине на примере изучения героической борьбы русских воинов с иноземными захватчиками; способствовать воспитанию целеустремленности и стремления к самосовершенствованию путем показа основных событий жизни и деятельности народного героя Александра Невского.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная

Оборудование : историческая карта «Древняя Русь в борьбе с иноземными захватчиками XIII век», указка, компьютер, проектор, презентация «Натиск с Запада».

Ход урока.


  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте свои рабочие, все лишнее убираем, оставляем только тетрадь, ручку, учебник и атлас.

Кто сегодня отсутствует?

  1. Проверка д/з.

В Прибалтике образовалось сильное государство – Ливонский орден, который угрожал независимости русских земель.

На этом уроке мы узнаем, как русские противостояли угрозе с Запада.

Но прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним, о чем мы говогили на прошлых уроках.

Итак, какая грозная опасность пришла на русские земли в 30-е гг. 13 в.?

Когда и где состоялось первое крупное сражение между русскими и монголами? Чем оно завершилось?

Почему князьям неудолось дать отпор?

Кто возглавил внашестуие на Русь после смерти Чингисхана?

Как проявлялвсь заисимость русских княжеств от Золотой Орды?

Какое княжество практически не постродало во время татара-монгольского нашествия?

Верно, Новгородская земля. Но именно этому княжеству было сужденно дать отпор натиску с Запада. (записываем тему).

  1. Изучение нового материала.

Наша тема: «Натиск с Запада. Как вы считаете, какую цель мы сегодня постараемся достичь?

План:

  1. Крестовый поход в Прибалтику.

  2. Невская битва.

  3. Ледовое побоище.

  1. От кого же исходила угроза на Западе? В IX – XIII вв. в Восточной Прибалтике происходит разложение первобытнообщинного строя, образование классов и формирование народностей: литовской, латышской, эстонской, карельской и финской. Издавна восточные славяне поддерживали связи с населением Прибалтики. В начале XIII века немецкие, шведские, датские рыцари начали захват земель восточной Прибалтики ( сейчас это территория Латвии, Эстонии и Литвы). На этих территориях жили финно-угорские и балтийские племена: эсты, латгалы, ливы, земгалы и другие.

Восточноевропейские земли издавна привлекали внимание немецких феодалов выгодным географическим положением и природными богатствами.

В конце XIII века в землях ливов появились первые католические мессионеры с целью распространение католичекой религии среди местного населения. Но насильственное крещение местных жителей не удалось.

Тогда римский папа Иннокентий III организовал в 1198 году крестовый поход против ливов во главе с епископом Альбертом. Под предлогом борьбы с язычеством и распространением католичества на самом деле шел процесс разграбления и разорения местных земель и захват территорий.

Сейчас мы с вами просмотрим видео, и вы попробуете сказать, от кого же происходила угроза.

Записываем: 1201 год – образование ордена Меченосцев.

Орден Меченосцев – объединение немецких рыцарей – монахов.

1237 год – Ливонский орден вошел в состав Тевтонского.

Тевтонский орден – это католическая государственная и военная организация крестоносцев в Восточной Прибалтике. Отличительным знаком членов ордена была белая мантия с красным или черным крестом или мечом на ней. Объединением орденов крестоносцы укрепили свои позиции в Прибалтике.

2. Одновременно с крестоносцами на север Руси начали продвигаться шведы. Вторжение шведских войск отличалось от военных действий воинов ордена тем, что это было наступление со стороны самого шведского государства.

Итак, первыми попытались воспользоваться ослаблением Руси во время монгольского нашествия шведы.

Летом 1240 года шведские суда вошли в Неву, под командованием герцога Биргера, и остановились у устья её притока – реки Ижоры. Шведы намеревались захватить сначала Ладогу, а потом и Новгород. (просмотр видео).

Новгородское вече обратилось за помощью к внуку Всеволода Большое Гнездо – князю Александру Ярославовичу. И 19 летний князь, со своей дружиной спешно прибыл в Новгород собирать ополчение.

15 июля 1240 года Александр Ярославович и его войско скрыто подошли к шведскому лагерю. Шведы не ждали русских. Часть войск высадилась на берегу, а часть осталась на кораблях. Биргер полагал, что князь робеет, ведь ему не было даже 20 лет. Опираясь на текст учебника с. 132. покажи на схеме ход битвы. (работа со схемой).

Записываем: 15 июля 1240 года – Невская битва.

Физминутка.

Сейчас мы с вами немножко разомнемся, но при этом постараемся закрепить наши знания. Я буду говорить утверждения, если утверждение верное, то вы встаете на носочки и тянетесь, если я говорю ложное утверждение, вы наклоняетесь.

  1. Первыми на западе воспользовались слабостью Руси шведы.

  2. В Новгороде была сильная неограниченная власть князя.

  3. Для защиты от шведов новгородское вече обратилось за помощью к князю Даниилу Романовичу.

  4. Невская битва состоялась 15 июля 1240г.

  5. Невская битва закончилась поражением русских.

  6. Победа Александра Ярославича принесла ему славу и прозвище Невский.

Молодцы!

3.Но в 1240 году натиск немецких рыцарей - крестоносцев усилился и они приблизились к Новгороду. (просмотр видео)

Решающее сражение между крестоносцами и русским воинами произошло на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Записываем.

Работа с призентацией.

Как высчитаете, почему битву на Чудском озере называют Ледовым побоищем? Каковы причины побед Александра Невского? Какое значение имели победы, одержанные Александром Невским?

  1. Закрепление.

А сейчас, давайте представим, что мы с вами древнерусские летописцы и нам необходимо заполнить пропуски в тексте.

Проверка результатов.

  1. Подведение итогов.

Итак, на стола х у вас лежат листочки с нарисованной лесенкой. Это «Лестница успеха». Я порошу вас оценить вашу работу на уроке.

  1. Инструктаж домашнего задания.

Параграф 19, контурные карты стр.9.

Урок закончен. Вы все егодня очень хорошо поработали, я этому очень рада. А сейчас я бы хотела узнать с каким настроением вы уйдете с урока. На столах у вас лежат смайлики. Прошу вас поднять смайлик соответствующий вашему настроению.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока "Натиск с Запада"

Автор: Новичкова Сльга Сергеевна

Дата: 06.04.2015

Номер свидетельства: 198138

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "конспект урока на тему"Византийская империя" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vizantiiskaia-impieriia"
    ["file_id"] => string(6) "233916"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443278865"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "конспект урока по литературе  Л. Толстой "Кто же настоящие герои?" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-l-tolstoi-kto-zhie-nastoiashchiie-ghieroi"
    ["file_id"] => string(6) "225829"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439910789"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Конспект   занятия   из  цикла   «Хроника Великой Отечественной  войны  на уроках русского языка»  БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ"
    ["seo_title"] => string(120) "konspiekt-zaniatiia-iz-tsikla-khronika-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-na-urokakh-russkogho-iazyka-briestskaia-kriepost"
    ["file_id"] => string(6) "319726"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460927026"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства