kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Эпоха дворцовых переворотов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель (определение учебных результатов)

Обучающие:

углубить знания учащихся о политических лидерах 18 века;

выявить причины и последствия  дворцовых переворотов;

развивающие:

развивать умения и навыки работать в микрогруппе;

анализировать исторические события;

работать с дополнительными историческими ресурсами

продолжить работу с историческими терминами, памяткой «Характеристика исторического деятеля»;

воспитывающие:

воспитывать уважение к человеку как к личности и формировать умение объективно оценивать роль личности в истории

2. Основные понятия: дворцовый переворот, фаворитизм, кондиции, конституционная монархия, абсолютизм, династия, Верховный тайный совет, бироновщина, манифест, олигархия. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Эпоха дворцовых переворотов" »

10


Эпоха дворцовых переворотов



Цель (определение учебных результатов)

Обучающие:

углубить знания учащихся о политических лидерах 18 века;

выявить причины и последствия дворцовых переворотов;

развивающие:

развивать умения и навыки работать в микрогруппе;

анализировать исторические события;

работать с дополнительными историческими ресурсами

продолжить работу с историческими терминами, памяткой «Характеристика исторического деятеля»;

воспитывающие:

воспитывать уважение к человеку как к личности и формировать умение объективно оценивать роль личности в истории



2. Основные понятия: дворцовый переворот, фаворитизм, кондиции, конституционная монархия, абсолютизм, династия, Верховный тайный совет, бироновщина, манифест, олигархия.

3. Технология развития критического мышления

4. Основная деятельность на уроке:

- работа в группах;

- составление сюжетной таблицы «Кто? Где? Когда?»

5. Ресурсы урока:

- сетевые диски «История Отечества 882-1917», «Энциклопедия истории России 862-1917»;

- А.Н.Зыков «Краткая история России в лицах», г. Канск, 1998 г.

- А.Н. Сахаров «История России» Учебник для 10 класса, М., Русское слово, 2006 г.

Даты и события:

1725 - 1727 - царствование Екатерины I

1726 - учреждение Верховного Тайного Совета

1727 - 1730 - царствование Петра II

1730 - упразднение Верховного Тайного Совета

1730 - 1740 - царствование Анны Иоанновны

1731 - учреждение “кабинета министров”

1731 - создание Тайной канцелярии

1740 - 1741 - царствование Ивана Антоновича

1741 - 1761 - царствование Елизаветы Петровны

1761 - 1762 - царствование Петра III

1762 - манифест о вольности дворянства



1. Организационный



Эпиграф:

История была и есть память каждого народа и всего человечества в целом, память которая хранит важнейшие события в жизни любого народа, воспитывает в нем чувство любви к Родине.

С.Сказкин, историк

1.Организационное начало.

2. Повторительно-обучающая работа.

2.1. Историческая разминка.

2.2. Работа над крылатыми выражениями «Остаться с носом», «Подлинная правда».

3. Индивидуальный устный опрос.



3. Работа по осмыслению и усвоению нового материала

-Ребята, с каждого урока истории, открывая ее удивительные тайны, мы с вами убеждаемся, насколько непредсказуема, удивительна и неповторима наша страна. Мы живем в великой стране. И наша с вами воспитательная программа на первом курс называется» «Я - гражданин великая страны»

Русь-Россия_ Российская империя. Родина-Отечество-Родной край.

Многие русские писатели, поэты, режиссеры, драматурги, композиторы в своих произведениях подчеркивают значимую неповторимость и любовь к нашей стране.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить

У ней особенная стать,

В Россию нужно просто верить.

Говорил Ф.И.Тютчев



Сегодня мы перевернем еще одну очень важную страницу истории родного Отечества. За 37 лет от смерти Петра 1 до воцарения Екатерины 2 трон занимали монархи, получившие престол в результате сложных дворцовых переворотов и интриг.

Сегодня мы попытаемся проанализировать:

1) как происходили дворцовые перевороты; 2) кто в них участвовал;

3) попытаемся дать личностную оценку деятельности правителей «эпохи дворцовых переворотов».

Изучив материал урока, вы должны составить сюжетную таблицу и сформулировать ответ на проблемный вопрос:

Почему в эпоху Московской Руси и допетровской России не известно случаев покушения на государя и стремления свергнуть его с престола со стороны подданных, а в 18 веке наступает эпоха дворцовых переворотов? Что изменилось? В чем причины дворцовых переворотов?

Я попросила заранее поработать со словарями русского языка и найти лексическое значение слова «Эпоха», «переворот»

(выступление студента)

По образному выражению В.О.Ключевского, этот период нашей истории получил название «Эпохи дворцовых переворотов»

Сегодня у нас работают все 5 микрогрупп.Согласно жребию, вы готовили задания, состоящие из 3 блоков: составить рассказ о личности, подготовить анкету исторических личностей и рассмотреть вопрос культурного наследия. Было поставлено условие: работать с дополнительной литературой, интернет-ресурсами, историческими источниками.

Прослеживая алгоритм нашей работы, видя высокую активность и заинтересованность в работе, у нас возникла дискуссия по вопросу объема выступлений, связанная с ограничением времени, так как вам хочется очень много показать и рассказать. Поэтому я напоминаю, что свои выступления вы строите согласно отведенному регламенту.

Все микрогруппы должны быть предельно внимательны, важные сведения не забывайте заносить в рабочую тетрадь, чтобы к итогу нашего занятия составить схему «Наследники Петра1», и сформулировать ответ на проблемный вопрос.

Внимание!!!! На полях тетрадей вам нужно сделать пометки:

Применение приема инсерт

Чтение статей с внесением на полях листа помет в соответствии с предложенной классификацией:

" V " - уже знал

" + " - новое

" ? " - не понял, нужно поискать информацию



Итак, Петр 1 умер, не оставив распоряжения, как это было предписано «Уставом о наследовании престола», о приемнике. По недостаточно доказанной версии он смог лишь написать два слова: «Отдайте все….» Император не оставил после себя сыновей. Так кому же управлять государством, на этот вопрос ответят студенты 1 подгрыппы, которые самостоятельно распределили вопросы.

По ходу изложения остальным группам необходимо составить синквейн о Екатерине !

Работа 1 микрогруппы:

Личность Екатерины1

Анкета

Культурное наследие Екатерины 1.

Проверка составления синквейна.



Следующий претендент на русский престол взял курс на отказ от наследия Петра Великого. При нем двор покинул Петербург и переехал в Москву. Ветшал в бездействии флот – любимое детище покойного императора. В мировую историю вошла его фраза6 « Я не хочу ходить по морю, как дедушка». «Царь любил играть в солдатики» - говорили о нем современники. ОН не любил русских и Россию. С самого вступления на престол старался всячески рекламировать свое безграничное поклонение Фридриху 2.

С жизнедеятельностью Петра 2 вас познакомит……

Самое сложное – это работа с дополнительной литературой, так как из общего потока информации необходимо выбрать самое главное, пришел к вывод (ФИ студента) составляя анкету.

Своим великолепием поразил костюм, который нашел и хотел бы показать вам (ФИ студент)

Создайте синквейн о Петре II.



ФИЗКУЛЬТПАУЗА



Неумолима роль женщин в истории России. В 37 лет курляндская герцогиня волею судьбы становится императрицей России. Любимым пристрастием ее становится охота. Стрелком она слыла незаурядным. Впрочем, как говорит историки, не сама по себе охота ее привлекала, а именно стрельба и обязательно по живой мишени.

Только за летний сезон 1739 года она самолично лишила жизни 9 оленей, 16 диких коз, 4 кабанов, 1 волка, 374 зайцев, 608уток, 16 чаек.

О Анне Иоанновне жребий выпал (ФИ студента)







Словарная работа К О Н Д И Ц И Я







Иван Антонович

1. Отметьте события внутренней политики периода правления Ивана Антоновича.

2. Отметьте события внешней политики периода правления Ивана Антоновича.

3. Подведите итоги правления Ивана Антоновича.

4. Сформируйте своё отношение к личности Ивана Антоновича используя материал параграфа и текст документа

«Родился он в самом конце царствования Анны Иоанновны, поэтому вопрос о том, кого назначить регентом, долго мучил и находившуюся при смерти императрицу. Анна Иоанновна хотела оставить трон за потомками своего отца Ивана V и очень беспокоилась, как бы он не перешел в будущем к потомкам Петра I. Поэтому в завещании она оговорила, что наследником является Иоанн Антонович, а в случае его смерти — другие дети Анны Леопольдовны в порядке старшинства, если они родятся. Иван Антонович был провозглашён императором при регентстве герцога Курляндского Бирона.

Через две недели после воцарения младенца в стране произошел переворот, в результате которого гвардейцы, возглавляемые фельдмаршалом Минихом, арестовали Бирона и отстранили его от власти. Новым регентом была объявлена Анна, мать императора. Неспособная управлять страной и живущая в иллюзиях Анна постепенно передала всю свою власть Миниху, а после ею завладел Остерман, отправивший фельдмаршала в отставку. Но спустя год произошел новый переворот. Дочь Петра Великого Елизавета с преображенцами арестовала Остермана, императора, его родителей и всех их приближенных.

Сначала Елизавета намеревалась выдворить «Брауншвейгскую семью» из России (так было официально указано в манифесте, обосновывающем её права на престол), но передумала, испугавшись, что за границей она будет опасна, и приказала посадить в тюрьму бывшую регентшу и её мужа.

31 декабря 1741 года был объявлен указ императрицы о сдаче населением всех монет с именем Иоанна Антоновича для последующей переплавки.

Позже, был опубликован указ об уничтожении портретов с изображением Иоанна Антоновича, а также о замене деловых бумаг, паспортов и прочих документов с именем императора на новые.

В 1742 году, в тайне от всех, вся семья была переведена в предместье Риги — Дюнамюнде, затем, в 1744 году, в Ораниенбург, а после подальше от границы, на север страны — в Холмогоры, где маленький Иван был полностью изолирован от родителей. Долгие северные походы сильно отразились на здоровье Анны Леопольдовны: в 1746 году она умерла. В 1756 году его перевезли из Холмогор в одиночную камеру в Шлиссельбургской крепости. В крепости «известный арестант» находился в полной изоляции, ему не разрешалось никого видеть, даже крепостных служителей. За все время заключения он так и не увидел ни одного человеческого лица. Однако документы свидетельствуют, что узник знал о своем царском происхождении, был обучен грамоте и мечтал о жизни в монастыре.

С 1759 года у Ивана стали наблюдать признаки неадекватного поведения. Об этом с полной уверенностью утверждала и видевшая Ивана VI в 1762 году императрица Екатерина II; но тюремщики полагали, что это лишь жалкая симуляция. Пока Иван был в заточении, предпринималось много попыток освободить свергнутого императора и вновь возвести на престол. Последняя попытка обернулась для молодого заключенного гибелью в 1764г. В возрасте 23 лет».

5. Создайте синквейн об Иване Антоновиче.



Елизавета Петровна

Как утверждает (…) следующая личность наиболее законная из всех приемников Петра 1. Целью своего царствования она провозгласила возвращение к порядкам своего отца.

Самое важное и значимое составлено в анкете (….)



1. Отметьте события внутренней политики периода правления Елизаветы Петровны.

2. Отметьте события внешней политики периода правления Елизаветы Петровны.

3. Подведите итоги правления Елизаветы Петровны.

4. Сформируйте своё отношение к личности Елизаветы Петровны используя материал параграфа и текст документа

«Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа; но с правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания».

«Елизавета была умная и добрая, но беспорядочная и своенравная русская барыня XVIII в., которую по русскому обычаю многие бранили при жизни и тоже по русскому обычаю все оплакали по смерти».

«Весёлая царица была Елисавет: Поёт и веселится, порядка только нет».

Обозревая царствование императрицы Елисаветы Петровны, нельзя не отметить двух важных дел этого царствования в области внутреннего управления: распространения просвещения, которому много содействовало учреждение университета и гимназий и уничтожение внутренних таможен, сильно парализовавших русскую торговлю в продолжение долгого времени. И то, и другое дело, как мы видели, устраивалось представлениями и трудами Шуваловых. Что касается до внешней политики, то вмешательство России в Семилетнюю войну ничего не принесло ей, кроме истощения, и возбуждало всеобщее неудовольствие даже в войске.

«Обыкновенно ставят в заслугу Елисавете Петровне уничтожение смертной казни и некоторое смягчающее движение в законодательстве относительно употребления пыток при расследованиях; но мы не видим тут смягчения нравов и проявления человеколюбия, потому что в рассматриваемую эпоху продолжались страшные пытки - рвание ноздрей, битье кнутом, урезанье языка и тяжелые ссылки, часто даже людей совершенно невинных... Народные массы не наслаждались довольством, спокойствием и безопасностью: несомненным свидетельством этому служат разбойничьи шайки, препятствовавшие не только торговле и промыслам, но даже мирному состоянию обывателей, - а крестьянские возмущения, постоянно требовавшие укрощения воинскими командами, разразились народными волнениями в близкое этому царствованию время императрицы Екатерины Второй.



Петр III

1. Отметьте события внутренней политики периода правления Петра III.

2. Отметьте события внешней политики периода правления Петра III.

3. Подведите итоги правления Петра III. .

4. Сформируйте своё отношение к личности Петра III используя материал параграфа и текст документа

«Екатерина: «Время он проводил в ребячествах неслыханных...Он был упрям и вспыльчив, был слабого и хилого сложения…С десятилетнего возраста он пристрастился к пьянству… Он большей частью проявлял неверие... Его ум был ребяческим... Он приходил в отчаяние. Это часто с ним случалось. Он был труслив сердцем и слаб головой. Он любил устриц...»

«Общество чувствовало в действиях правительства шалость и каприз, отсутствие единства мысли и определённого направления. Всем было очевидно расстройство правительственного механизма. Всё это вызывало дружный ропот, который из высших сфер переливался вниз и становился всенародным. Языки развязались, как бы не чувствуя страха полицейского; на улицах открыто и громко выражали недовольство, безо всякого опасения порицая государя»

«Уже с утра он был в своём рабочем кабинете, где заслушивал доклады , потом спешил в Сенат или коллегии. В Сенате за наиболее важные дела он брался сам энергично и напористо»

«За время 186-дневного царствования, если судить по официальному «Полному собранию законов Российской империи», было принято 192 документа»

5. Создайте синквейн о Петре III.

3. Стадия осмысления:

- Каковы, на ваш взгляд, причины дворцовых переворотов?

Составление кластера:

Причины дворцовых переворотов:

1. отсутствие широкой народной опоры режима (такая опора в виде института Земского собора была упразднена);

2. отсутствие четких механизмов передачи власти, а соответственно, неоднозначность трактовок о легитимной фигуре преемника;

3. зависимость правительства в принятии политических решений от позиции гвардии.

- О ком идет речь?

А) «При Петре она светила светом не собственным, но заимствованным от великого человека» С. Соловьёв

Б) «Эта грубая, двухметровая по высоте и восьмипудовая по весу, необразованная и ленивая женщина все свое время проводила за картами и в пирах. Особенно Анна любила стрелять по воронам»

В) «Во дщери Петр опять на трон взошел,

В Елизавете все дела свои нашел…

Кто? Годы правления Кто поддержал? Основное содержание правления Итоги

Екатерина I 1725-1727 Гвардейские полки, ближайшие соратники Петра, А. Меньшиков Создание Верховного тайного совета, ограничение функций Сената. Установление очередности престолонаследия. Открытие Академии наук, организация экспедиции на Камчатку. Разрешение дворянам заниматься торговлей и промышленностью, увольнения из армии на три года Начало отказа от наследия Петра Великого.

Усиление эксплуатации крестьян, рост повинностей, разорявших хозяйство.

Ухудшение боевой подготовки армии

Петр II 1727-1730 Аристократи

ческие круги, Долгорукие Двор переехал в Москву, бездействие флота

Анна Иоанновна 1730-1740 Эпоха немецкого владычества, А. Остерман, Э. Бирон Ликвидация Верховного тайного совета, создание Кабинета министров. Создание кадетского корпуса, ограничение дворянской службы. Отмена майората. Право помещиков определять крепостным меру наказания за побег, сбора подушной подати с крестьян. Отмена протекционистского тарифа

Иоанн Антонович 1740-1741 Немецкое дворянство, А. Остерман, Б.Миних

Елизавета II 1741-1761 Гвардейцы, А. Разумовский, Шуваловы Отмена смертной казни. Право помещиков ссылать крепостных в Сибирь. Восстановление полномочий Сената. Семилетняя война. Отмена внутренних таможен. Учреждение Дворянского, Купеческого банков

Петр III 1761-1762 Не имел опоры Дарование вольности российскому дворянству. Секуляризация церковных земель

О матерь своего народа!

Тебя произвела природа

Дела Петровы окончать!»

А. П. Сумароков

Г) “За 186 дней своего царствования он издал 192 указа, из них указы о вольности дворянства, прекращении преследований иноверцев… свидетельствовали о незлобивом характере правителя”

Д) «Божию милостью, мы, Екатерина II,

Объявляем верным подданным нашим…

Россия вдоволь натерпелась от чехарды вокруг престола.

России я обязана всем, даже именем - Екатерина!

Стремиться буду к общей цели - сделать всех счастливыми!»

Составление сюжетной таблицы «Кто? Где? Когда?»

Применение приема «круги по воде»:

На слайде - слово «ПЕРЕВОРОТ» (в столбик по одной букве).

подберите ассоциативные ряды на -п-, теперь на -е-, на -р- и т. д.

Согласны ли Вы, с оценкой дворцовых переворотов, данной В. И. Лениным «Были до смешного легки»?

ИТАК, возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока:

Почему в эпоху Московской Руси и допетровской России не известно случаев покушения на государя и стремления свергнуть его с престола со стороны подданных, а в 18 веке наступает эпоха дворцовых переворотов? Что изменилось? В чем причины дворцовых переворотов?





5. Задание на дом (на выбор):

1) Составить синквейн на любого из правителей;

2) Написать сочинение - рассуждение «Что было бы, если бы Петр I назначил наследника…»










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему: "Эпоха дворцовых переворотов"

Автор: Шляхова Елена Эдуардовна

Дата: 01.03.2015

Номер свидетельства: 180824

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект открытого урока по истории Отечества в 8 классе тема: "Эпоха дворцовых переворотов"."
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-istorii-otiechiestva-v-8-klassie-tiema-epokha-dvortsovykh-pierievorotov"
    ["file_id"] => string(6) "308510"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458591205"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "конспект урока с использованием ИКТ на тему: "Дворцовые перевороты в России" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-s-ispol-zovaniiem-ikt-na-tiemu-dvortsovyie-pierievoroty-v-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "100110"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402365965"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "План-конспект урока "Внутрення политика Екатерины II" "
    ["seo_title"] => string(56) "plan-konspiekt-uroka-vnutriennia-politika-iekatieriny-ii"
    ["file_id"] => string(6) "107413"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403250926"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства