kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по истории Отечества в 8 классе тема: "Эпоха дворцовых переворотов".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Дать  учащимся  представление  о  дворцовых  переворотах.

Задачи

Образовательные:  раскрыть  сущность  частой  смены  правителей;  показать  рост  дворянских  привилегий;  подчеркнуть,  что  дворцовые  перевороты  не  нарушали  господствующего  положения  дворянства.

Коррекционно-развивающие: способствовать  запоминанию и  воспроизведению  изученного  материала.

Воспитательные: воспитывать  патриотические  чувства  у учащихся.

Основные  термины  и  понятия:

Дворцовые  перевороты,  фаворит.

Оборудование  и  материалы:  Схема  «Дворцовые  перевороты», портреты  Елизаветы Петровны, Петра II, Анны Иоанновны, Петра III,  Екатерины II,  карточки  с  заданиями,  презентация «Дворцовые  перевороты».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по истории Отечества в 8 классе тема: "Эпоха дворцовых переворотов".»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Ленинградской









Урок истории Отечества в 8 классе





Учитель: Т.В.Касаткина











2015-2016 учебный год

Цель: Дать учащимся представление о дворцовых переворотах.

Задачи

Образовательные: раскрыть сущность частой смены правителей; показать рост дворянских привилегий; подчеркнуть, что дворцовые перевороты не нарушали господствующего положения дворянства.

Коррекционно-развивающие: способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала.

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства у учащихся.

Основные термины и понятия:

Дворцовые перевороты, фаворит.

Оборудование и материалы: Схема «Дворцовые перевороты», портреты Елизаветы Петровны, Петра II, Анны Иоанновны, Петра III, Екатерины II, карточки с заданиями, презентация «Дворцовые перевороты».


Ход урока.

  1. Орг.момент.

Упражнение «Вверх по радуге»

Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох. Представьте, что вместе с вдохом вы взбираетесь вверх по радуге. А выдыхая – съезжаете с неё, как с горки.

  1. Повторение пройденного материала.

-Сегодня у нас интересная и одновременно сложная тема урока.

1.Работа по вопросам.

- Какую династию мы сейчас изучаем?

Биографическая задача: Был очень высокого роста, круглолицый, темноволосый. Ходил быстро и делал такие большие шаги, что окружающие не поспевали за ним бегом. Он легко скатывал в трубку серебряную тарелку, разгибал руками подкову.

- О ком идёт речь?

Назовите правильно его имя, фамилию, отчество. (Пётр I - Романов Пётр Алексеевич)

Пётр I один из самых ярких представителей династии Романовых.

Блиц-игра (Слайд 1)

Рост Петра I -

Имя жены Петра I -

Город, построенный Петром I -

Война со Швецией –

Титул Петра I -

Задание. Соотнесите даты и события.

1703 г. Полтавская битва

1700 г. Основание Санкт-Петербурга

1721 г. Окончание Северной войны

1709 г. Начало Северной войны

Индивидуальное задание для слабоуспевающего ученика.

-Представьте, что вы находитесь в художественном музее. Чьи портреты вы видите? (Три портрета императоров. Найдите Петра I)

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

-Сколько ремёсел знал Пётр I?

(Всего Пётр I освоил около 15 ремёсел: столяра, токаря, маляра, оружейника, кузнеца, паяльщика, часовщика, типографа, кораблестроителя, архитектора, плотника, слесаря, картографа, штурмана, артиллериста. Он научился навигации, изготовлению часов, брал уроки рисования и граверного дела, учился изготовлять бумагу, осваивал ремесло каменщика, садовника, а также посещал анатомический театр, где изучал строение человеческого тела и практиковался в хирургии).

- А какое ремесло он так и не смог освоить? (плести лапти – дело лапотное) Воскликнув в сердцах: «нет ремесла мудренее лапотного…».

- Какие нововведения появились при Петре I?
а) в одежде появился европейский покрой (парики, укороченные камзолы);
б) бритье бород;
в) русские люди стали грамотными и образованными;
г) стали выпускаться книги, газеты и появились первые публичные библиотеки.
Ещё будучи в Голландии Пётр отправлял на родину посылки с семенами и указами культивировать новые овощи. В этот период в России появились баклажаны, савойская капуста, сельдерей, петрушка, кольраби, тмин, фенхель, сахарная свекла, шалфей, мята, шпинат, эстрагон, фасоль. Одним из главных огородных нововведений является подсолнечник. Одним из самых удачных нововведений стал картофель.

В 1700 г. Пётр издал указ, по которому начало года стали считать 1 января. Открыл школу математических и навигационных наук, инженерную и медицинскую школы в Москве. В русский язык вошли около 5 тысяч новых слов, заимствованных из европейских языков. Менялись внутреннее убранство домов и состав питания.

Работа над терминами.
Ассамблеи Царские игры.

Верфь Дворянские праздничные вечера, с участием женщин.

Потехи Гребное судно.

Галера Старший сын императора.

Цесаревич Специальное место для строительства кораблей.


  1. Актуализация знаний. Объявление новой темы урока.

Вступительное слово учителя:

Прежде чем объявить тему сегодняшнего урока, ответьте на вопрос:

– Как в Русском государстве решался вопрос с наследованием трона (великокняжеского, царского)?

Порядок престолонаследования от отца к старшему сыну существовал на Руси с древнейших времен, конечно при условии, если наследник был. Такой порядок просуществовал вплоть до эпохи Петра I. В 1722 году Петр издает указ о престолонаследии, по которому император должен сам назначать наследника. Среди ученых историков сложилось мнение, что, скорее всего Петр пошел на этот шаг, опасаясь за судьбу своих реформ, у которых было немало противников, в том числе и сын – царевич Алексей. Скоропостижно умирая в 1725 году, Петр не успел сделать завещание и наследника не назначил. После смерти императора борьба за трон стала характерной чертой десятилетий, за 37 лет с 1725 по 1762 г. на русском престоле один за другим побывало 6 императоров.

Этот период крупнейший русский историк В. О. Ключевский позднее назовет “Эпохой дворцовых переворотов”. Начинается острая борьба за власть между придворными дворянскими группировками. В ходе борьбы усиливается то одна, то другая группировка и каждая стремилась “посадить” на трон своего человека. Сегодня на уроке мы познакомимся с этой сложнейшей и интереснейшей эпохой – “Эпохой дворцовых переворотов”.

Запись темы урока в тетрадь.


  1. Изучение нового материала.

Рассказ учителя по плану. (Слайд)

1. Екатерина I. (1725-1727гг)
2. Пётр II. (1727-1730гг)

3. Анна Иоанновна. (1730-1740гг)

4. Иван Антонович.

5. Елизавета Петровна (1741-1761гг)
6. Пётр III (1761-1762)

7. Екатерина II.

Объяснение термина «дворцовые перевороты»

Дворцовые перевороты - период с 1725-1762 год, когда один правитель сменял другого при помощи гвардейских полков.

Мы по ходу урока будем заполнять таблицу.


Работа с таблицей

Имя правителя

Родство с Петром I

Годы правления

1. Екатерина I

жена

1725-1727

2. Пётр II

внук

1727-1730

3. Анна Иоанновна

племянница

1730-1740

4. Иван Антонович

сын племянницы Анны Ивановны

1740-1741

5. Елизавета Петровна

дочь

1741-1761

6. Пётр III

внук

1761-1762

7. Екатерина II

жена внука Петра III

1762- 1796


  1. Рассказ учителя о Екатерине I. (1725-1727гг.)(Слайд)

После смерти Петра I одни хотели сделать императором его внука Петра II, другие стояли за императрицу - Екатерину I. В этой борьбе за власть победила Екатерина I и её сторонники. На стороне Екатерины I был и ближайший друг Петра I Александр Меншиков. Управляла страной Екатерина I всего два года с 1725 года по 1727 год.

Императрица не то, что управлять государством, даже писать не умела. После 3-х месяцев упражнений научилась писать только подпись на гос.бумагах. Всё своё недолгое правление она провела в празднике, пила вино, танцевала на балах ночи напролёт.

Распорядок дня Екатерины I:

16.00 вставала с постели

20.00 обедала

Ночью прогуливалась в саду до утра

В 10.00 утра ложилась спать

Главным человеком при дворе был Александр Меньшиков, благодаря которому Екатерина пришла на престол. Теперь он фактически управлял страной. Екатерина создала Верховный тайный совет для правления страной, сама она не правила, на заседания не являлась. Беспорядочный образ жизни подорвал здоровье императрицы, она сильно располнела, получила целый букет заболеваний. Всем стало ясно, что Екатерина долго не протянет. Меньшиков добился завещания, по которому наследником становился царевич Пётр Алексеевич при условии, если он женится на дочери Меншикова. В 6 мая 1727 году Екатерина скончалась. В народной памяти она осталась, как добрая весёлая царица боевая подруга Петра Великого.

(Заполнение таблицы.)

  1. Пётр II. ( 1727-1730гг.)(Слайд)

1727 год. Страной правит Верховный тайный совет, а на престоле находится 12-летний подросток Пётр II.

Просмотр отрывка фильма «Романовы. Пётр II».

За 12 дней до свадьбы он охотился и заболел чёрной оспой. В то время умирал от оспы каждый 6-ой человек. Через неделю стало ясно, что надежды на спасение нет. 19 января 1730 года Пётр II. (Заполнение таблицы.)

Физминутка.

Умная (думающая) шляпа Цель: активизирует процесс мышления, развивает межполушарные связи, позволяет быть внимательным, всё запоминать. Задание. Потереть ладони друг о друга, взять воображаемую шляпу обеими руками. Затем медленно одеть на голову. Массажировать уши под счёт до 8 сверху вниз 2-3 раза, большой палец впереди. Детям предлагается надеть воображаемую шляпу, которая поможет им справиться с любыми трудностями.

  1. Анна Иоанновна. (1730-1740 гг.) (Слайд)

Верховный тайный совет решил поставить на трон женщину. Решено было позвать на царство племянницу Петра I- Анну Иоанновну. Ей было 37 лет. Умом она не отличалась. Анна Иоанновна никогда бы не смогла стать императрицей, потому что не являлась прямой наследницей Петра I. Поэтому «Верховники» думали, что при ней они сохранят свою власть. Они предложили Анне грамоту, в которой ограничивалась её власть. Она не должна была вступать в брак, назначать наследника, вести войны, вводить новые налоги, присваивать воинские звания и т.д. Анна, чтобы стать императрицей, сначала подписала эти условия. А когда вступила на престол, то разорвала грамоту, отказалась выполнять их. Она вызвала из Курляндии своего фаворита Э.Бирона. В эпоху дворцовых переворотов модно было при себе иметь фаворитов - любимцев императора или императрицы. Фактически он управлял Россией. Он ненавидел всё русское и назначал на все государственные должности немцев. Посылал по сёлам и деревням отряды, которые отнимали у крестьян последнее. За неуплату подати крестьян били, сажали в темницы, ссылали в Сибирь. Многие люди бежали к казаками. Хозяйство страны стало приходить в упадок.

Распорядок дня Анны Иоанновны:

8.00 пила утренний кофе

10.00 работала, принимала министров, подписывала указы.

Затем верховая езда с Бироном.

Около полудня обедала с семьёй Бирона.

Послеобенный сон занимал около часа.

Всё остальное время она развлекалась.

Она часами глазела в окно, играла в карты, около каждого окна было приготовлено ружьё, чтобы императрица могла в любой момент выстрелить в пролетающую ворону, ездила часто на охоту убивала рогатиной медведей. Развлечениям при дворе уделялось особое внимание. Начали ставить итальянские спектакли, оперы, комедии, возникла первая в России балетная школа. Но в тоже время Анна любила наблюдать за драками шутов и карликов. Её шутами были 10 лилипутов, 1 калмычка, несколько инвалидов, разжалованные в шуты графы, аристократы, князья. Она закатывала целые праздники при дворе, не терпела только пьянство. Анна Иоанновна назначила своим наследником сына племянницы, младенца Ивана Антоновича (1740-1741 гг.), а регентом (опекуном) назначила своего фаворита Бирона (Герцог Курляндский). Таким образом, Анна Иоанновна она хотела отблагодарить своего фаворита и обеспечить его будущее. Он не устраивал никого. В дело вмешалась гвардия. 9 ноября 1740 года ночью Бирона свергли, то есть совершили ещё один дворцовый переворот. Малолетнего Ивана Антоновича с его материю отправили в тюрьму, где он прожил до 24 лет и умер. (Заполнение таблицы.)

  1. Елизавета Петровна. (1741-1761гг.) (Слайд)

Елизавета Петровна - дочь Петра I, продержалась на троне 20 лет. Прежде всего, она начала возвращать из ссылки тысячи русских. Со всех государственных постов изгонялись немцы. Её фаворит граф Разумовский приучил её к украинской кухне: борщ с чесноком и галушками готовили ей почти каждый день. Вообще императрица любила хорошо поесть и имела свои привычки. Например, могла выпить чарку водки с редькой, есть жирное на ночь, пила много кофе. Особенно она обожала сладкое. Специально выписанные их Франции и Италии кондитеры возводили из конфет и пирожных, мармеладов огромные сооружения, от которых ломились столы на пирах. Не слишком здоровым был и режим дня императрицы. Так же как когда-то её мать Екатерина I она вела преимущественно ночной образ жизни, ей трудно было уснуть после балов, а ещё она боялась возможности дворцового переворота. Поэтому она никогда дважды не ложилась спать в одной комнате, в её апартаментах не заканчивался ремонт, вырубались новые двери и окна, всё было рассчитано на то, чтобы

предполагаемые заговорщики запутались.

Елизавета обожала балы и маскарады. Императрица была очень красива. Все обязаны ей восхищаться. При дворе существовал диктат моды. Императрица издавала особые установления, в чём нужно было приходить на бал, с указанием цветов, бантов и отделки. Все торговцы, привозившие из-за границы дорогие ткани, обязаны их показывать Елизавете, чтобы она могла отобрать самые лучшие. Платье она никогда не надевала дважды и часто меняла наряды по несколько раз за вечер. Гардероб Елизаветы составляли около 15 тысяч платье, несколько тысяч туфель и два сундука шёлковых чулок.

В первый год своего правления Елизавета назначила своим наследником племянника, немецкого принца Петра Ульриха. Ему было 14 лет. Он жил и воспитывался за границей в немецких традициях. Не любил русских. В 1761 году Елизавета умерла.

(Заполнение таблицы.)

  1. Пётр III Фёдорович. (1761-1762гг.) (Слайд)

1762 год на троне 34-летний Пётр III. Мать его Анна Петровна - дочь Петра I. В 11 лет полностью осиротел, в 14 лет его забрала в Россию тётка Елизавета Петровна, в 17 лет его женили на 16-летней немецкой принцессе – Софье Фредерике Августе Ангальт-Цербстской. Оба они приняли православие. После крещения его назвали Петром III, а принцессу - Екатерина II.

Петру невеста не приглянулась, красивая, но чужая. Пётр Фёдорович своими выходками весь двор приводил в замешательство. Мог обзывать иностранных министров, отличался взбалмошным характером, некоторыми странностями в поведении, его считали умственно отсталым. Но при этом хорошо разбирался в географии, владел немецким, французским даже латинским языком, только русский знал плохо. Перспектива быть Российским императором его раздражала.

Едва, начав править, Пётр начал возрождать немецкие порядки в России. Дворяне не захотели этого терпеть. Екатерина же в совершенстве выучила русский язык, разговаривала на нём без акцента. Изучала культуру, традиции, обычаи России. Во время богослужения Пётр III смеялся, разговаривал, и вообще, вёл себя вызывающе. А его жена Екатерина II наоборот соблюдала все посты, молилась и вела себя благопристойно. На её фоне он выглядел дико. Со временем они совсем перестали общаться. Находясь в одном дворце, они даже не виделись друг с другом. Каждый из них жил своей жизнью. Пётр III даже год не побыл у власти. Екатерина, жена Петра III, с помощью гвардии свергла его с престола. Пётр III был убит, а Екатерина II стала императрицей. (Заполнение таблицы.)

Чтение стихотворения учащимся.

Приход к власти Екатерины Второй

Иван Есаулков


Принцесса Цербстская* сначала
Язык усердно изучала,
И нравы русской старины
В короткий срок изучены!

Она умом своим блистала:
Вольтера, Монтескье читала.
А Пётр был ежедневно пьян,
Не по её вине – изъян!

Супругу он совсем оставил,
Россией же недолго правил:
Все недовольны им... и вот
Произошёл переворот.

Её давным-давно готовы
Во всём поддерживать Орловы.
Составлен быстро манифест,
А муж отправлен под арест.

Так после смерти Петра Великого произошло шесть дворцовых переворотов. В течении 37 лет шесть правителей сменилось на российском престоле. Возросла роль придворных фаворитов и гвардии. Ведь именно они помогали каждому новому правителю захватить власть. (Заполнение таблицы.)

  1. Закрепление изученного.

- Почему период с 1725-1762 го называется периодом дворцовых переворотов?

- Сколько дворцовых переворотов произошло за 37 лет?

- Кто такие фавориты?

Задание:

Восстановите последовательность правления императоров.

(Слайд)

  1. Подведение итогов.

Выставление оценок.

  1. Домашнее задание.

Стр.141-144, индивид. задание: рассказ для дополнительного чтения «Императорский двор» Гусариной А., выучить термин - фаворит Кожевник А.


8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Касаткина Татьяна Владимировна

Дата: 21.03.2016

Номер свидетельства: 308510


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства