kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока с использованием ИКТ на тему: "Дворцовые перевороты в России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема  «Дворцовые перевороты» -

2 урока /профильный уровень – 10 класс/

 

Учебник:  История России XVIII –XIX века (профильный уровень) Н.И. Павленко, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовская / Под ред. Н.И. Павленко. М., Дрофа, 2007;

 

Тип урока: изучения нового материала, лабораторно-практическое занятие.

Цели урока:

  • раскрыть особенности исторического периода;
  • охарактеризовать внутреннюю политику и внешнюю политику преемников Петра I;
  • развитие умения  характеризовать историческую личность;
  • формирование умения получать знания из различных источников.
  • сравнительный анализ политики эпохи дворцовых переворотов.

Оборудование:

Учебник:  История России XVIII –XIX века (профильный уровень) Н.И. Павленко, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовская / Под ред. Н.И. Павленко. М., Дрофа, 2007;

Историческая карта «Россия во второй половине XVIIIв.»;

Мультимедийный проектор;

Презентация «Дворцовые перевороты»;

Раздаточный материал (тексты исторических документов,  отрывки из работ историков).

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока с использованием ИКТ на тему: "Дворцовые перевороты в России" »



Тема «Дворцовые перевороты» -

2 урока /профильный уровень – 10 класс/


Учебник: История России XVIII –XIX века (профильный уровень) Н.И. Павленко, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовская / Под ред. Н.И. Павленко. М., Дрофа, 2007;


Тип урока: изучения нового материала, лабораторно-практическое занятие.


Цели урока:

  • раскрыть особенности исторического периода;

  • охарактеризовать внутреннюю политику и внешнюю политику преемников Петра I;

  • развитие умения характеризовать историческую личность;

  • формирование умения получать знания из различных источников.

  • сравнительный анализ политики эпохи дворцовых переворотов.


Основные даты и события:
      17251727 гг. — царствование Екатерины I.
      17271730 гг. — царствование Петра II.
      17301740 гг. — царствование Анны Ивановны.
      17351739 гг. — русско-турецкая война.
      17401741 гг. — царствование Ивана VI Антоновича.
      17411761 гг. — царствование Елизаветы Петровны.
      17571761 гг. — участие России в Семилетней войне.
      17611762 гг. — царствование Петра III.
      1762 г. — Манифест о вольности дворянства.


Термины и понятия:
     Дворцовые перевороты - период в истории России, который характеризуется частой сменой правителей, борьбой за власть придворных группировок, которые опирались на гвардию.

Гвардия – элитные воинские части.

Легальный - (от лат. legalis — законный), разрешенная деятельность какой-либо организации, ее узаконение, придание юридической силы какому-либо акту, действию.

Кондиции — условия вступления на престол российской императрицы Анны Ивановны. Выдвинуты в 1730 г. Верховным тайным советом с целью ограничения монархии в пользу аристократической верхушки. Анна Ивановна приняла кондиции, позднее отвергла их и распустила Верховный тайный совет.

Персоналии: Екатерина I Алексеевна, Петр II, Анна Ивановна (Анна Иоанновна), Анна Леопольдовна, Э. И. Бирон, Елизавета Петровна, Иван VI Антонович, Б. К. Миних, Петр III Федорович, А. Г. Разумовский, П. С. Салтыков, Фридрих II Великий, И. И. Шувалов, П. И. Шувалов.

Оборудование:

Учебник: История России XVIII –XIX века (профильный уровень) Н.И. Павленко, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовская / Под ред. Н.И. Павленко. М., Дрофа, 2007;

Историческая карта «Россия во второй половине XVIIIв.»;

Мультимедийный проектор;

Презентация «Дворцовые перевороты»;

Раздаточный материал (тексты исторических документов, отрывки из работ историков).

План изучения нового материала:

1. Причины и характер дворцовых переворотов.

2. Дворцовые перевороты.

Ход урока:

I. Вводная беседа:

«Основные черты, причины особенности развития России 20-60гг. XVIIIв.»

Правление Петра Великого открыло новый этап в развитии российской цивилизации. Россия приобрела европеизированные черты государственного устройства: управление и юрисдикция, армия и флот были реорганизованы на европейский манер.
28 января 1725 г скончался Петр I, не успев сделать распоряжения о наследнике престола. По выражению историка В.О.Ключевского этот период в истории России получил название “Эпоха дворцовых переворотов”.

      Вопросы к учащимся:

  1. Как Петр I предполагал решить вопрос о престолонаследии?

  2. Можно ли считать указ о наследии престола 1722 г. причиной дворцовых переворотов?


 Предваряя разговор о самих дворцовых, познакомимся с генеалогической таблицей династии Романовых, определить, кто мог претендовать на российский престол после смерти Петра Великого.

Слайды 14-15

Учащиеся могут выделить претендентов: дочери Петра – Анна и Елизавета, дочь его брата-соправителя Ивана – Анна, внук Петра Великого – Петр Алексеевич, жена – Екатерина Алексеевна.

Обратить внимание на то, что влияние на политическое развитие страны недворянского сословия было незначительным. В этих условиях возрастала роль гвардии, выражавшей интересы дворянства. Отсюда дворцовый характер переворотов. Делая выводы, формулируем совместно с учащимися предпосылки, причины и черты дворцовых переворотов.

Слайд 1-4

Предпосылки

1.Ослабление правящей династии в период петровских реформ:

  1. конфликт Петра и Алексея, гибель наследника;

  2. изменение системы престолонаследия;

  3. установление династических связей с германскими государствами, что увеличило число претендентов на престол;

2.Создание Петром гвардии – элитных воинских полков

Причины:

  1. - система наследования власти, установленная Петром Великим

  2. - отсутствие легальной оппозиции

Основные черты:

  1. - частая смена правителей

  2. -участие в решении вопроса о власти узкой группы лиц

  3. - -опора правителей в борьбе за власть на гвардию

II. Задание на урок

Слайд 5
Заполнить таблицу «Эпоха дворцовых переворотов»

Правитель

Опора правителя

Внешняя политика

Внутренняя политика

Екатерина I

1725-1727




Петр II

1727- 1730




Анна

1730-1740




Иван Антонович

1740-1741




Елизавета Петровна

1741-1761




Петр III

1761-1762






III. Дворцовые перевороты

1. Династический кризис и правление Екатерины I

Слайд 6

Екатерина, дочь литовского крестьянина Самуила Скавронского, вторая жена Петра Великого. В 1715 году при крещении в православную веру была наречена Екатериной Алексеевной. Екатерина была женщиной подверженной влияниям. Для решения важных государственных дел был учрежден Верховный тайный совет, важнейшую роль при дворе играл Александр Меньшиков. В годы правления Екатерины I была открыта Академия наук, организована экспедиция В.Беринга, учрежден орден Святого Александра Невского. Уменьшен подушный сбор, отменено участие армии в его сборе и ее квартирование по уездам. Дворяне получили право торговли во всех городах и пристанях (до этого торговля считалась привилегией купечества). В царствование Екатерины I Россия вела войну с турками в Дагестане и Грузии. Замысел Екатерины возвратить герцогу Голштинскому отнятый датчанами Шлезвиг привел к военным действиям с Англией и Данией.

После смерти императрицы вновь возник вопрос о престолонаследии (возвращаемся к генеалогической схеме и к вопросу о претендентах на престол).

“Екатерина с Меньшиковым и другими желала оставить престол одной из своих дочерей, но общему мнению, единственным законным наследником являлся внук Петра князь Петр.” (Ключевский).

/учащиеся заполняют таблицу/


2. Петр II - правление 1727- 1730 гг.

Слайды 7-8

Петр Алексеевич, внук Петра I, вступил на престол по завещанию императрицы Екатерины I. Чтобы не потерять влияния при новом государе, Меншиков обручил Петра со своей дочерью Марией и вскоре удалил от двора неугодных. Самовластие и заносчивость временщика раздражали придворных и молодого императора. Этим воспользовались князья Долгорукие, убедившие Петра арестовать Александра Меншикова и сослать в Сибирь, а все его имущество конфисковать. Для укрепления своей власти при дворе Долгорукие 19 ноября 1729 года организовали обручение Петра II с княжной Екатериной Долгорукой. Петр II объявил себя противником преобразований Петра I и ликвидировал созданные дедом учреждения. Вся полнота власти перешла к Верховному тайному совету.

«Александр Меншиков - «счастья баловень безродный, полудержавный властелин» - сообщение учащегося. Приложение 1.

/учащиеся заполняют таблицу/


3. Анна Иоанновна правление - 1730-1740гг.

Слайд 9

Анна Иоанновна была избрана на престол в январе 1730 года после того, как, не оставив завещания, скончался от оспы император Петр II. При избрании на престол Анна Иоанновна подписала "кондиции", предъявленные ей Верховным тайным советом и ограничивавшие ее верховную власть. Приложение 2.

Работа с документом «КОНДИЦИИ», ПОДПИСАННЫЕ АННОЙ ИОАННОВНОЙ В 1730 г.

Вопросы к документу:

1. Какие ограничения накладывал документ на власть императрицы?

2. К кому переходила реальная государственная власть?

3. К каким изменениям государственного строя это могло привести?


Однако при вступлении на престол Анна разорвала подписанные ею в Митаве "кондиции". Анна Иоанновна не получила в юности должного воспитания и образования и до конца дней оставалась малограмотной. Ее любимыми развлечениями были верховая езда и охота. Став императрицей, Анна начала возвышать иностранцев и подвергла опале русскую знать. Власть в стране фактически принадлежала канцлеру Остерману и фавориту Анны, Бирону.

Однако в сфере образования произошли некоторые позитивные изменения: был учрежден Сухопутный шляхетный кадетский корпус для дворян, при Сенате было создано училище по подготовке чиновников, при Академии наук открылась семинария на 35 юношей. 1730 г. — отмена указа о единонаследии 1714 г. 1731 г. — создан Кабинет министров. 1736 г. — замена бессрочной службы дворян 25 годами. 1736 г. — указ о вечноотданных, закреплявший за мануфактурами не только пришлых работников, но и членов их семей

/учащиеся заполняют таблицу/


Работа с фрагментом из работы историка Н.И. Павленко

С1. Под каким названием вошёл в историю период, описан­ный в документе? Кем были составлены кондиции, и кому было предложено их подписать?

С2. Используя текст документа и свои знания по курсу ис­тории, ответьте, какова была цель кондиций и почему ее не уда­лось реализовать (укажите не менее трёх причин).

СЗ. Как оценивает автор «затейку» верховников? Какие до­воды он приводит для обоснования своей оценки? Укажите не менее двух доводов.


4. Иоанн Антонович - правление 1740-1741 гг.

Слайд 10

Иоанн Антонович, сын принцессы Анны Леопольдовны Мекленбургской и принца Антона-Ульриха Брауншвейг-Люнебургского, был возведен на престол после смерти своей двоюродной бабки, императрицы Анны. Регентом назначен герцог Бирон. 9 ноября 1740 года в результате дворцового переворота Бирон был арестован и отправлен в ссылку, а правительницей государства провозгласили мать императора Анну Леопольдовну. В ноябре 1741 года, дочь Петра I Елизавета Петровна арестовала правительницу и ее семью, в том числе годовалого императора Иоанна VI. В 1744 году Анна Леопольдовна с семьей была тайно сослана в Холмогоры. Здесь Иоанн провел около 12 лет в полном одиночестве. Однако когда в 1756 году по Холмогорам поползли слухи о пребывании в городе бывшего императора, Иоанн Антонович был переведен в Шлиссельбург и содержался в одиночном заключении.


5. Елизавета Петровна правление - 1741-1761 гг.

  1. Слайд 11

  1. В ночь на 25 ноября 1741 года при поддержке гвардейских офицеров дочь Петра I Елизавета Петровна совершила дворцовый переворот и была провозглашена императрицей. Елизавета Петровна была "умной и доброй, но беспорядочной и своенравной русской барыней", соединявшей "новые европейские веяния" с "благочестивой отечественной стариной". (В.О.Ключевский) Императрица стремилась вернуться к порядкам времен Петра I . Сенат приобрел прежнее значение и стал высшим органом управления в государстве: к административно-судебным функциям Сената прибавились и законодательные. При набожной императрице возросло и значение Синода и духовенства, преследовались раскольники. Купечеству, как и дворянству, государство открыло дешевый кредит, учредив Заемный и Государственный банки. В 1754 году уничтожены внутренних таможен, шло развитие системы монополий. Усиленно велась политика по славянскому заселению южных окраин. При Елизавете Петровне были реорганизованы военно-учебные заведения.

1744 г. — отмена смертной казни. 1754 г. — отмена внутренних таможен.
1746 г. — указ, разрешавший только дворянам покупать людей и крестьян с землей и без земли. 1760 г. — помещики получили право ссылать неугодных крестьян в Сибирь без суда и судебного постановления


  1. Участие России в Семилетней войне.

Самостоятельная работа с текстом учебника и исторической картой «Россия во второй половине XVIIIв.».


Задание для самостоятельной работы:

Определить: причины войны, причины участия России в войне, выделить основные этапы войны, причины побед русской армии.

/учащиеся заполняют таблицу/


6. Петр III правление - 1761-1762гг.

Слайд13

Был внуком Петра I и внуком сестры Карла XII. До приезда в Россию Карл-Петр-Ульрих Голштейн-Готторпский готовился занять шведский престол. 18 февраля 1762 года Петр III выпустил Манифест о пожаловании "всему российскому благородному дворянству вольности и свободы".

Работа с документом «МАНИФЕСТ О ДАРОВАНИИ ВОЛЬНОСТИ РОССИЙСКОМУ ДВОРЯНСТВУ, 18 ФЕВРАЛЯ 1762 г.»Приложение 4.

1. Чем объясняет император необходимость введения ПетромI обязательной службы дворян?

2. Опираясь на текст документа, назовите причины издания «Манифеста..» императором?

3.Какие права получали дворяне в соответствии с «Манифестом»?

Петр III велел оставить в церквях только иконы Божьей Матери и Спасителя, а священникам обрить бороды и сменить православное церковное облачение на лютеранское. Кроме того, император ввел в русской армии прусские порядки. Петр говорил жене, что "непригоден русским и русские непригодны ему", и был убежден, что погибнет в России. Петр III отказался от дальнейшего участия России в Семилетней войне и всех русских завоеваний. Принят указ о секуляризации церковных земель. Прекращено преследование староверов по религиозным мотивам. Предпринята попытка вывести из Петербурга гвардию, лишив ее возможности влиять на политическую жизнь страны .


IV. Итоги работы на уроке. Анализ таблицы

Анализ таблицы можно провести в виде дискуссии по вопросу о судьбе петровских реформ. На обсуждение выносятся следующие вопросы: как изменялось положение дворянства в изучаемый период? Можно ли считать, что политики эпохи дворцовых переворотов были продолжателями дела Петра Великого?

Правитель

Опора правителя

Внешняя политика

Внутренняя политика

Екатерина I

1725-1727

Гвардейские полки, Верховный тайный совет


Война с Турцией на Кавказе (Дагестан, Грузия),


учрежден Верховный тайный совет, открыта Академия наук, организована экспедиция В.Беринга


Петр II

1727- 1730

Гвардейские полки, Верховный тайный совет



Вся полнота власти перешла к Верховному тайному совету, роспуск госучреждений созданных Петром

Анна

1730-1740

Гвардейские полки, немецкое дворянство


Договор с Англией 1734г., война за «польское наследство» 1733-1735гг.,русско-турецкая война 1735-1739гг.


Создание Кабинета министров, сокращение службы для дворян, расширение привилегий.


Иван Антонович

1740-1741

Немецкое дворянство



Елизавета Петровна

1741-1761

Гвардейские полки,


1741-1743гг –русско-шведская война, участие в Семилетней войне 1756-1763 гг

Отмена внутренних таможенных пошлин; открытие Московского университета и Академии художеств; начало генерального межевания земель; усиление крепостного права.


Петр III

1761-1762

Не имел опоры в обществе

Подписание договора с Пруссией, подготовка к войне со Швецией


Манифест «О вольности дворянства»;

Секуляризация церковных земель;

Ликвидация тайной канцелярии



V. Домашнее задание: §47-48. Выполнить письменное задание:

Сравните положение социальных групп в период царствования Петра Великого и в период Дворцовых переворотов. Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным (не менее двух различий).


Источники и ресурсы:

  1. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» ,CD-ROM . 2009

  2. Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца XX века М.,: Дрофа, 2001

  3. Учебник: История России XVIII –XIX века (профильный уровень) Н.И. Павленко, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовская / Под ред. Н.И. Павленко. М., Дрофа, 2007;

  4. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах М.: Эксмо, 2004

  5. Полное издание реальных заданий ЕГЭ М.,ФИПИ, М.2008, с.163

  6. Энциклопедия истории России, CD-ROM, электронное издательство «Коминфо»

































Приложения:

Приложение 1.

Сообщение учащегося «МЕНШИКОВ Александр Данилович « счастья баловень безродный, полудержавный властелин»

МЕНШИКОВ Александр Данилович (1673/1674, Москва (?) — 12 (23) ноября 1729, Березов, ныне Березово Тюменской области), российский государственный деятель, фаворит и сподвижник Петра I., светлейший князь (1707), генералиссимус (1727).

Достоверных сведений о происхождении Меншикова нет. При его жизни существовали полуофициальные версии о том, что его отец принадлежал к литовскому дворянству и, попав в русский плен, служил сперва царю Алексею Михайловичу, а затем Федору Алексеевичу, который сделал его придворным конюхом. Наиболее достоверным считается утверждение, что отец Меншикова имел небольшую лавку по продаже пирожков, которые и разносил его сын. Подобное происхождение, а также род занятий Меншикова в детстве исключали возможность получения им образования: он умел подписываться, но вряд ли мог писать. Неизвестно также, умел ли он читать. Однако несомненно, что Меншиков был человеком способным, обладал острым умом и крепкой памятью, проявил себя талантливым администратором и храбрым военным. Его карьера началась со вступления в петровскую потешную роту, а вскоре он стал денщиком царя. В этом качестве он принимал участие в событиях 1689, связанных с отстранением от власти царевны Софьи, ездил вместе с царем в Переславль-Залесский и в Архангельск, участвовал в Азовских походах. В 1697-98 гг. Меншиков в качестве волонтера принимал участие в Великом посольстве.

По возвращении в Россию Меншиков принял активное участие в следствии по стрелецкому бунту и позднее хвастался, что отрубил головы 20 стрельцам. К этому времени он стал доверенным лицом царя, повсюду сопровождал его. 1700 он получил первое земельное пожалование, к 1702 уже имел должность гофмейстера царевича Алексея Петровича, а осенью этого же года отличился при взятии Нотебурга (Шлиссельбурга) и был назначен комендантом крепости с поручением создать в Карелии металлургические заводы и найти место для основания корабельной верфи на Балтике, с чем Меншиков успешно справился. За участие в сражении с эскадрой адмирала Нумерса в мае 1703, в котором он командовал одним из двух отрядов, Меншиков был награжден орденом Андрея Первозванного, а после основания Петербурга стал первым губернатором будущей столицы. В 1705 он командовал русской кавалерией в Польше, позднее Меншиков выиграл Калишское сражение, участвовал в битвах при Добром и Лесной, захватил ставку Мазепы Батурин, командовал кавалерией в Полтавской битве, принял капитуляцию шведов под Переволочной. По окончании военной кампании 1709г. Меншиков был пожалован чином фельдмаршала и огромными земельными владениями, став одним из самых богатых людей России. В 1712-13 Меншиков командовал русскими войсками в Померании и руководил взятием Штеттина.

На всех должностях, на которые назначал его Петр, Меншиков проявлял себя человеком талантливым, энергичным, инициативным, смелым и настойчивым. Он в точности выполнял приказы царя и зарекомендовал себя его верным и убежденным сторонником. В окружении царя Меншиков был наиболее близким ему человеком; письма к нему Петра отличались особой сердечностью. Получавший от царя все возможные награды и титулы, Меншиков отличался при этом непомерным тщеславием и корыстолюбием. Он не упускал ни одной возможности для личного обогащения, не брезговал взятками и казнокрадством. Князь оставался одним из ближайших сотрудников Петра: в 1718 он принимал участие в следствии и суде над царевичем Алексеем, был воспитателем царевича Петра Петровича.

Несколько лет после смерти его покровителя стали для Меншикова временем взлета к вершинам могущества и стремительного падения. В январе 1725 он принял активное участие в решении судьбы престола и фактически именно его стараниями на трон была возведена Екатерина I. С этого момента он стал фактически первым лицом в государстве, выступил инициатором создания Верховного тайного совета и стал фактически его руководителем. Меншиков вернул себе потерянную в 1723 должность президента Военной коллегии, претендовал на трон герцога Курляндского и собирался выдать дочь замуж за царевича Петра Алексеевича, для чего в мае 1727 добился от умирающей императрицы подписания завещания в его пользу, а также ареста противников этого плана — А. И. Дивиера, П. А. Толстого и их единомышленников. По воцарении Петра II Меншиков был произведен в генералиссимусы и полные адмиралы, было объявлено о помолвке императора с Марией Меншиковой. Однако вскоре он заболел и упустил из своих рук контроль над императором, который тяготился опекой будущего тестя. Ситуацией воспользовались представители старых аристократических родов, с которыми Меншиков пытался примириться, Голицыны и Долгорукие. В сентябре 1727 Меншикову был объявлен сперва домашний арест, а затем ссылка в Раненбург, однако вскоре над ним было учинено новое следствие и весной 1728, лишенный всех чинов и имущества, в сопровождении лишь нескольких слуг он был сослан в Березов. Здесь на руках у Меншикова умерла дочь, а вскоре скончался и он сам.

А. Б. Каменский

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»


Приложение 2

«КОНДИЦИИ», ПОДПИСАННЫЕ АННОЙ ИОАННОВНОЙ В 1730 г.

Понеже по воле всемогущего бога и по общему желанию российского народа мы по преставлении всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли и, следуя божественному закону, правительство свое таким образом вести намерена и желаю, дабы оное в начале к прославлению божеского имени и к благополучию всего нашего государства и всех верных наших подданных служить могло. — Того ради, чрез сие наикрепчайше обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашея веры греческого исповедания, такожде, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

1) Ни с кем войны не всчинять.

2) Миру не заключать.

3) Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.

4) В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.

5) У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.

6) Вотчины и деревни не жаловать.

7) В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить.

8) Государственные доходы в расход не употреблять — и всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать. А буде чего почему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.

Вопросы к документу:

1. Какие ограничения накладывал документ на власть императрицы?

2. К кому переходила реальная государственная власть?

3. К каким изменениям государственного строя это могло привести?


Приложение 3

Из работы историка Н.И. Павленко.

«Нам остаётся ответить на вопрос, волновавший как совре­менников, так и потомков: почему намерение верховников ог­раничить самодержавие потерпело неудачу, почему надорванные кондиции стали кульминацией в победе самодержавия? Причин несколько, но главная из них кроется в отсутствии консолида­ции среди господствующего сословия — она наступила несколь­кими десятилетиями позже.

Волею случая Верховный тайный совет был укомплектован преимущественно выходцами из аристократии, причем предста­вителями двух фамилий: Долгоруких и Голицыных. Составлен­ные ими кондиции отражали интересы прежде всего этих двух фамилий. Вчитайтесь в кондиции и их преамбулу, состоявшие из 12 пунктов, и вы обнаружите только два, в реализации кото­рых были заинтересованы широкие круги дворянства: обяза­тельство императрицы заботиться об укреплении и расширении православия и лишение императрицы возможности распоряжаться без суда жизнями и имениями дворян. Остальные же де­сять пунктов были нацелены на удовлетворение интересов двух аристократических фамилий и имели в виду не изменение по­литического строя в стране, а ограничение власти конкретного монарха в пользу конкретных фамилий.

Сказанное даёт основание считать «затейку» верховников олигархической, удовлетворяющей притязаниям всего двух фа­милий. Отсюда брали начало все последующие ошибочные дей­ствия верховников».

Вопросы к тексту:

С1. Под каким названием вошёл в историю период, описан­ный в документе? Кем были составлены кондиции, и кому было предложено их подписать?

С2. Используя текст документа и свои знания по курсу ис­тории, ответьте, какова была цель кондиций и почему ее не уда­лось реализовать (укажите не менее трёх причин).

СЗ. Как оценивает автор «затейку» верховников? Какие до­воды он приводит для обоснования своей оценки? Укажите не менее двух доводов.

Полное издание реальных заданий ЕГЭ М.,ФИПИ, М.2008, с.163


Приложение 4

МАНИФЕСТ О ДАРОВАНИИ ВОЛЬНОСТИ РОССИЙСКОМУ ДВОРЯНСТВУ, 18 ФЕВРАЛЯ 1762 г.


Безсмертные славы премудрый монарх, любезный государь дед наш, Петр Великий и император всероссийский, какую тягость и коликие труды принужден был сносить единственно для благополучия и пользы отечества своего, возводя Россию к совершенному познанию, как военных, гражданских, так и политических дел, тому не только вся Европа, но и большая часть света неложный свидетель.

Но как к возстановлению сего нужно было в наипервых, яко главный в государстве член, благородное дворянство, приучить и показать, сколь есть велики преимущества просвещенных держав в благоденствии рода человеческого против безчисленных народов, погруженных в глубине невежеств; то по сему в тогдашнее ж время самая крайность настояла российскому дворянству, оказывая отличные свои к ним знаки милости, повелел вступить в военные и гражданские службы и сверх того обучать благородное юношество не только разным свободным наукам, но и многим полезным художествам, посылая оных в европейские государства и для того ж самого учреждая и внутрь России разные училища, дабы с наивящшею поспешностью достигнуть желаемого плода.

Правда, что таковые учреждения, хотя и в начале частию казались тягостными и несносными для дворянства, лишаться покоя, отлучаться домов, продолжать против воли своей самим военную и другие службы, и детей своих в оных записывать, от которой некоторые укрывались, подвергая себя за то не только штрафам, но и лишались имений своих, как нерадивые о своем и потомков своих добре.

Упомянутому ж установлению, хотя оное в начале несколько и с принуждением сопряжено было, но весьма полезное, последовали все со времени Петра Великого владеющие российским престолом, а особливо любезная наша тетка, блаженной памяти государыня императрица Елисавета Петровна, подражая делам государя, родителя своего, знание политических дел и разные науки распространила и умножила под своим покровительством в Российской державе; но что ж из всего того произошло, мы с удовольствием нашим видим, и всяк истинный сын отечества своего признать должен, что последовали от того неисчетные пользы, истреблена грубость в нерадивых о пользе общей, переменилось невежество в здравый разсудок, полезное знание и прилежность к службе умножило в военном деле искусных и храбрых генералов, в гражданских и политических делах поставило сведущих и годных людей к делу, одним словом заключить, благородные мысли вкоренили в сердцах истинных России патриотов безпредельную к ним верность и любовь, великое усердие и отменную в службе нашей ревность, а потому и не находим мы той необходимости в принуждении к службе, какая до сего времени потребна была.

И тако мы, в разсуждении упомянутых обстоятельств, по данной нам от всевышнего власти, из высочайшей нашей императорской милости, отныне впредь на вечные времена и в потомственные роды жалуем всему российскому благородному дворянству вольность и свободу, кои могут службу продолжать, как в нашей империи, так и в прочих европейских союзных нам державах, на основании следующего узаконения:

1) Все находящиеся в разных наших службах дворяне могут оную продолжать, сколь долго пожелают, и их состояние им позволит…

3) Кто ж, будучи в отставке, некоторое время или после военной, находясь в статской и других наших службах, пожелает паки вступить в военную службу, таковые приняты будут.. 9) Но как мы сие наше всемилостивейшее учреждение всему благородному дворянству, на вечные времена фундаментальным и непременным правилом узаконяем, то в заключение сего, мы нашим императорским словом, наиторжественнейшим образом утверждаем, навсегда сие свято и ненарушимо содержать в постановленной силе и преимуществах и нижепоследующие по нас законные наши наследники в отмену сего в чем-либо поступить могут, ибо сохранение сего нашего узаконения будет им непоколебимым утверждением самодержавного всероссийского престола; напротиву ж того мы надеемся, что все благородное российское дворянство, чувствуя толикие наши к ним и потомкам их щедроты, по своей к нам всеподданической верности и усердию побуждены будут не удаляться, ниже укрываться от службы, но с ревностью и желанием в оную вступать, и честным и незазорным образом оную по крайней возможности продолжать, не меньше и детей своих с прилежностью и рачением обучать благопристойным наукам, ибо все те, кои никакой и нигде службы не имели, но только как сами в лености и праздности все время препровождать будут, так и детей своих в пользу отечества своего ни в какие полезные науки не употреблять, тех мы, яко суще нерадивых о добре общем, презирать и уничтожать всем нашим верноподданным и истинным сынам отечества повелеваем, и ниже ко двору нашему приезд или в публичных собраниях и торжествах терпимы будут.

Полное собрание законов Российской империи. Т. XV. №11444.


Вопросы к тексту:

1. Чем объясняет император необходимость введения ПетромI обязательной службы дворян?

2. Опираясь на текст документа, назовите причину и издания «Манифеста..» императором?

3.Какие права получали дворяне в соответствии с «Манифестом»?













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока с использованием ИКТ на тему: "Дворцовые перевороты в России"

Автор: Ильина Наталья Валерьевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100110


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства