Тема урока: РОССИЯ В XVII ВЕКЕ.
Тип урока: обобщающий урок в форме игры- путешествия с использованием мультимедийной презентации
Цель:
Обобщить знания учащихся о событиях, произошедших в России в 17 веке
Задачи:
Образовательная:
1. Представить причинно – следственные связи народных выступлений в XVII веке.
2. Рассмотреть ход и последствия городских восстаний 1640-50-х гг..
3. Охарактеризовать основные положения Соборного уложения 1649 года.
Развивающая:
1. Используя средства ТСО, компьютерную презентацию, развивать умения сопоставлять исторические даты и явления; сравнивать изменения социального положения крестьян, посадских людей, дворян.
2. Организовать работу с историческими источниками.
3. Продолжить формировать умение работать с дополнительной литературой, раздаточным материалом.
Воспитательная:
1.Способствовать развитию познавательного интереса к истории.
2. Формировать патриотические, нравственные чувства и любовь к Отечеству.
Основные понятия: «Бунташный век», интервенция, крепостное право, Соборное Уложение, старообрядчество, «тягло».
Оборудование: компьютерная презентация, карта «Россия в XVII в»; раздаточный материал по теме.
Ход урока:
Организационный момент.
Вступительное слово
«Бунташный» век - век потрясений,
Век изменений и побед.
Народ утратил всю свободу,
Потёк тиранства долгий век.
Но не смирился православный,
Борьбу суровую повел.
Весь век боролся беспощадно,
Но нет конца у той борьбы...
Продолжая изучать XVII век, сегодня мы остановимся на таком его определении, как «бунташный». Ведь XVII век запомнился Руси как век Смуты, крестьянских восстаний под предводительством И.Болотникова и С.Разина, рядом городских восстаний, Соловецким бунтом и стрелецкими восстаниями.
И поэтому цель нашего урока: на примере нескольких городских восстаний доказать, что XVII век был действительно «бунташный».
Сегодня мы с вами совершим путешествие в Россию 17 века: пройдем по улочкам её городов, вспомним события, произошедшие в это неспокойное время, Цели нашего путешествия:
1.Итак, мы отправляемся в путешествие. И сразу же попадаем на «Заставу вопросов», которая откроет нам дальнейший путь.
Учащимся предлагаются вопросы для беседы: блиц- опрос.
- Вспомните наиболее значимые события и факты политической жизни России в XVII веке.
1.Что означает термин «Смутное время»?
2.Как звали первого царя из династии Романовых?
3.Назовите годы правления Михаила Романова.
4.В каком году произошло избрание царем Михаила Романова?
5.Что такое династический кризис?
6.Ког называли «Боярским Царем»?
7. Кто такой «тушинский вор»?
8. Как назывался день, когда крестьянам было разрешено переходить к другому хозяину?
9. О ком говорили : «испечен в польской печке, а заквашен в Москве»?
10.Кого называем « посадскими людьми»?
11.Дайте определение Земского собора.
12. Какой период 17 века охватывает «смутное время»?
13. «Всплакнула, да и признала в…мужа своего, но тайно…» О ком идет речь?
2.
Теперь мы попали в «Тупичок дат», где вы должны показать свои знания событий 17 века. Необходимо соотнести даты и события. Ваши знания помогут нам двигаться дальше.
Соедините соответствующие даты и события.
а) 1606 – 1607 гг. 1) образование Второго ополчения
б) 1611 г. 2) Соборное Уложение
в) 1649 г. 3) образование Первого ополчения
г ) 1612 г. 4) восстание Ивана Болотникова
Впишите даты важнейших событий 17 века.
Смоленская война ____________
Крестьянская война под руководством С.Разина ____________
Церковная реформа Никона ___________
Соляной бунт ____________
Медный бунт ____________
Деулинское перемирие ___________
Мы благополучно вышли из «Тупика» и попали на «Площадь портретов». Кого здесь только нет: и цари, и самозванцы, и холопы. Все они сыграли какую- то роль в развитии нашего государства. Вам необходимо по описанию определить о ком идет речь.
А) Зять палача и сам в душе палач…
…он правит нами,
Как царь Иван (не к ночи будь помянут).
Что пользы в том, что явных князей нет…
Уверены ль мы в бедной жизни нашей?
Нас каждый день опалы ожидают,
Тюрьма, Сибирь, клобук иль кандалы.
А там – в глуши голодна смерть иль петля.
Пушкин А.С. (Б.Годунов)
Сообщение учащихся о Борисе Годунове.
Б) До пяти лет жил в женском тереме. В 16 лет стал царём. Во время его царствования произошли крупные народные восстания. Но все они были подавлены. Произошло также воссоединение Украины с Россией. (А.М.Романов)
В) Был руководителем волнений на юге России. Собрал большое войско, рассылая так называемые «прелестные письма». Ненавидел воевод и церковников. В народе о нём сложено много песен и стихов. (С.Разин)
Г) Он ополченье собирал,
Всех одевал, всех обувал,
Кормил, поил и снаряжал,
И всех вооружал.
И эту рать в туманной мгле,
По нераспаханной земле,
Где колос уж давно не цвел,
К Москве, к столице он повел. (К.Минин)
Д) Тень Грозного меня усыновила,
… из гроба нарекла,
Вокруг меня народы возмутила
И в жертву мне Бориса обрекла… (Лжедмитрий 1)
А теперь восстановите порядок правления всех правителей 17 столетия и впишите годы их правления. 12 слайд.
Лжедмитрий 1 _____________
Алексей Михайлович Романов _____________
Борис Федорович Годунов _____________
Семибоярщина _____________
Василий Иванович Шуйский _____________
Михаил Федорович Романов _____________
5.Посмотрите, мы попали на ярмарку – «Ярмарку пословиц» того времени. Нам необходимо объяснить смысл пословицы и определить, в среде какого слоя населения она могла возникнуть.
«Идет дождь, несет он рожь» (крестьяне)
«Городское телятко разумнее деревенского дитятки» (городское население)
Кто в холопах бывал, тот и бит, чаю, бывал» (холопы)
«Не всем чернецам в игуменах быть» (священнослужители)
«Подьячий карман – что утиный зоб: не набьешь» (крестьяне о приказчиках)
6. А вот впереди «Картинная галерея». Она нам поможет увидеть воочию самые яркие события этого неспокойного времени.
О каких событиях повествуют работы художников?
1. «Ополчение»
2. «Начало боя крестьянской армии Болотникова с царскими войсками у Нижних Котлов под Москвой» Лисснер Э.Э.
3. «Корабли Степана Разина на Волге» Василий Суриков.
4. И.Е.Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
5. В.И. Суриков «Боярыня Морозова»
Короткие сообщения учащихся о картинах.
Сообщение о боярыне Морозовой
Василий Иванович Суриков вошел в историю русского искусства прежде всего как исторический живописец. В своих произведениях он показал историю, "творимую и движимую самим народом".
Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова, наряду с протопопом Аввакумом, стала символом раскола Русской православной церкви. Именно она, отстаивая старую веру, пошла против самого царя и патриарха Никона, отреклась от всех своих сословных привилегий, от роскоши, в которой жила, богатства, которое имела, пожертвовала сыном и добровольно сравнялась с "простецами". Народ признал ее своей и такой сохранил в памяти, ее образ оживает в песне, в предании...
То, что мы видим на картине, произошло 17 или 18 ноября 1671 г. (7180-го по старинному счету "от сотворения мира"). Боярыня уже три дня сидела под стражей "в людских хоромах в подклете" своего московского дома.
На картине Сурикова боярыня обращается к московской толпе, и она не скрывает своего сочувствия вельможной узнице. В доме боярыни находили хлеб и кров и странники, и нищие, и юродивые. Люди ее сословия ставили Морозовой в вину как раз приверженность к "простецам. Но был еще один человек, к которому в тот ноябрьский день простирала два перста Морозова, для которого она бряцала цепями. Этот человек - царь Алексей Михайлович.
«Поход за зипунами».
Зипун — в старину — верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.
В 1667 году предводителем казаков стал Степан Тимофеевич Разин — знатный, домовитый казак, сын возможного участника Азовского сидения Тимофея Рази. Всего весной 1667 года вблизи Волго-Донской переволоки собралось 600—800 казаков, но к ним прибывали все новые люди и число собравшихся возросло до 2000 человек.
По своим целям это был обычный воровской казачий поход «за зипунами». Но он отличался от аналогичных предприятий своими масштабами, что неизбежно вело к столкновениям столь крупного казачьего отряда с царскими воеводами и к превращению воровского похода в восстание, поднятое разинской голытьбой
И.Е.Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
По легенде, письмо было написано в 1676 году атаманом Иваном Сирко «со всем кошем Запорожским» в ответ на ультиматум султана Османской империи Мехмеда (Мухаммеда) IV. Оригинал письма не сохранился, однако в 1870-х годах этнографом-любителем Я. П. Новицким была найдена копия, сделанная в XVIII веке. Он передал её известному историку Д. И. Яворницкому, который однажды зачитал её, как курьёз, своим гостям, среди которых был, в частности, И. Е. Репин. Художник заинтересовался сюжетом, и в 1880 году начал первую серию этюдов.
7. Теперь мы в «Переулке ошибок». Если нам не удастся исправить все ошибки, сделанные автором этого документа, может измениться весь ход истории. А это может привести к невероятным последствиям. Читаем вслух документ и исправляем ошибки.
По инициативе воспитателя царя Михаила Федоровича Никиты Одоевского была проведена налоговая реформа. Увеличили налоги и установили низкую цену на сахар. Результатом реформы стало восстание в Москве в 1650 году. В жалобах, которые подавали восставшие, высказывалась мысль о необходимости все вопросы решать без участия выборных судей. Не выполнив ни одного требования восставших, царская власть приступила к демократизации системы управления.
8. А впереди Баррикадная улица. Посмотрите здесь толпится народ. О чем они говорят? Определите о каких событиях идет речь.
I. Иностранец. Да, насилу тогда государь Алексей Михайлович сладил с народным бунтом. И бояр пришлось на расправу отдать, и шурина своего Бориса Морозова в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь выслать. Но шло время, крепла власть царская, и уже по-новому заговорил он с народом.
1-й горожанин. Пришел на торг, все деньги потратил, да так ничего и не купил. Сколько ни есть медяшек, а на приличное платье не станет. Ефимок же совсем не осталось – все отдал в налоги да купцам. Как год дожить, ума не приложу.
2-й горожанин. Слышно, что теперь богат тот, кто к производству денег подход имеет. Глянь, как Никитка Осеев разодет, да женка его вся в дорогих нарядах, да дом с резными наличниками. Сказывают, что тайно они «воровские деньги» готовят, да государственным знаком метят. А деньги те не казенные, потому и не стоят ничего.
Стрелец. Получил третьего дня жалованье медными деньгами, а купец требует серебро за товар. Нет справедливости! Надо вновь к государю идти, как в 1648 г. Пусть наведет порядок, да примерно накажет виновных, чтоб иным неповадно было.
1-й горожанин. И то правда, надо к царю идти…
2-й горожанин. Не у царя надо искать правды, а у бояр забрать то, что наше по справедливости…
Заполнение таблицы
Здесь мы должны определить причины и последствия народных выступлений. Самостоятельно заполняете таблицу в рабочих листах.
9. Все народные волнения повлияли на принятие государем решений: в 1649 году на Земском соборе был принят новый свод законов Соборное Уложение.
- Какие основные положения Соборного Уложения вы знаете?
Посмотрите на выдержку из Уложения и выполните задание.
«Будет кто каким умышлением учнет мыслить на государево здоровье злое дело, и про то его злое умышление кто известит, и по тому извету умышление сыщется допряма. Такого по сыску казнить смертью. А будет кто сведав в каких людях скоп и заговор или иной какой злой умысел. А государю про то не известит его за то казнить смертью без всякой пощады».
ЗАДАНИЕ: Сформулируйте: сущность преступления, форма наказания, кого подвергали наказанию.
4. Площадь портретов вывела нас на улицу исторических понятий.
Земский собор
Крепостное право
Интервенция
Реестровые казаки
Соборное Уложение
Старообрядчество
Итог урока.
Итак, вы согласны с мнением многих историков о том, что 17 век – «бунташный» век.
Заканчивается наше путешествие по России 17 века. Подведем итоги. Чем знаменательно это столетие? Что оно принесло России и всему миру?
Народу удалось защитить государственную независимость от польско- шведских интервентов
Окончательное закрепление крепостного права
Россия приобрела территории
Произошел раскол в христианской церкви
Усиливалась самодержавная власть царя
Выросли привилегии дворянства – социальной опоры царского самодержавия
Отжившие порядки тормозили развитие новых экономических отношений, что приводило к ухудшению положения народа и как следствие, к социальной борьбе, которая характеризует XVII век как «бунташный».
Домашнее задание
Повторить основные события XVII века
Составить кроссворд по теме «Россия в веке»