kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории на деятельностной основе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок спректирован на основе системно-деятельностного подхода с помощью ИКТ технологии, технологии проблемного обучения, технологии обучения в сотрудничестве. Урок предполагает развитие образовательных компетенций учащихся. У учащихся развивается умение анализировать информацию, делать выводы.

На уроке используются архивные материалы, аудио файлы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории на деятельностной основе »


Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Кировский»

Кировского района Приморского края








Конспект урока по истории
в 9 классе





Тыл в годы Великой Отечественной войны





подготовила

учитель истории и обществознания

Терентьева Светлана Аннамурадовна














Кировский 2015

Цель урока:  изучить жизнь советского тыла в годы Великой Отечественной войны и помочь учащимся осознать меры ответственности каждого труженика тыла за вклад в общее дело Великой Победы.


Задачи урока:

  • изучить роль тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг, роль государства в формировании взглядов и настроений государства, роль тыла в годы ВОВ.

  • проанализировать исторические документы и сделать выводы

  • способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к героическому прошлому своего народа.


Вид урока: урок изучения нового материала


Основные понятия: тыл, мобилизация, Государственный Комитет Обороны, доблестный труд.


Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карта ВОВ, презентация, музыкальное сопровождение


Ход урока


Учитель: На фоне песни «Вставай, страна огромная!» и плаката «Родина – мать зовет» учитель говорит о продолжении изучения раздела, посвященного Великой Отечественной войне, и называет тему урока.


Какая цель урока стоит перед нами?


Цель урока: изучить роль тыла в годы войны.


Мы сегодня с вами должны познакомиться с жизнью советского тыла, его ролью как одного из факторов победы над фашистской Германией.

 

Эпиграф урока высказывание В.О. Ключевского «В истории России войны – это тяжкий труд всего народа».


Вопросы к изучению:

1. «Отечество в опасности»

2. Эвакуация. Жизнь людей в тылу.

3. Образование и наука.

5. Православная Церковь в годы войны.





«Отечество в опасности»

Работа учащихся с историческими документами.

В полдень первого дня войны с обращением к народу выступил первый заместитель председателя СНК, нарком В.М. Молотов (первой группе предлагается изучить текст этого обращения и ответить на вопросы к тексту) (Приложение 1)

 «3 июля 1941 года по радио выступил Сталин, обращаясь к  народу: «Братья и сёстры». В речи говорилось о необходимости единства народа перед лицом смертельной опасности (второй группе предлагается изучить текст этого обращения и ответить на вопросы к тексту) (Приложение 2)

Сталин называет войну, которую развязали фашисты, всенародной, Отечественной. Обращаясь к народу со словами «Братья и сестры!», Иосиф Виссарионович говорит об общей для всех беде, которая нависла над Советским Союзом. Чувство единства многонационального народа и власти в час смертельной опасности позволило забыть многие обиды и ошибки властей и мобилизовать все силы и проявить свои лучшие качества. Эти чувства и настроения стали главной предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и в тылу.

Учитель: Начальный период войны показал, что наш многонациональный народ в час смертельной опасности способен забыть многие обиды и ошибки властей, мобилизовать все силы и проявить свои лучшие качества. Эти чувства и настроения стали главной предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и в тылу.


Эвакуация. Жизнь людей в тылу

Учитель: Угроза захвата немцами наиболее развитых промышленных районов страны потребовала организовать вывоз наиболее ценного оборудования, созданного трудом сов. Людей в первые годы пятилеток. Началась грандиозная эвакуация на Восток заводов и фабрик, оборудования, МТС,

Предстояло в короткий срок под налётами авиации вывезти тысячи предприятий и миллионы людей. Такой практики мировая история ещё не знала. Для организации этой колоссальной работы был создан Совет по эвакуации. Уже за первые 5 месяцев войны удалось направить из прифронтовых восточных район страны более 2 тыс. крупных предприятий и свыше 12 млн. человек 

Порой станки и оборудование монтировались прямо под открытым небом для того, чтобы срочно обеспечить выпуск так необходимых фронту оружия и боеприпасов  

К станкам, вместо ушедших на фронт мужчин,  встали женщины и дети. Работали дети 12 – 13 лет по 11 12 часов в сутки. Порой дети не дотягивались до станков и им под ноги ставили ящики. 




Заполнение схемы «Труд в тылу»?



Учитель:

Героические усилия советских людей не пропали даром. К середине 1942 года завершился переход экономики на военный лад, а выпуск военной продукции предприятиями страны превзошёл по объёму германский.

 Не обошла война и наше село. Из нашего села  на фронт ушли не вернулись с полей сражения, не считая раненных и пропавших без вести. «Всё для фронта, всё для победы!» С этими мыслями жили и трудились наши односельчане в годы войны, проводившие на фронт сыновей, отцов, мужей.


Образование и наука


Учитель: вся тяжесть в эти грозные годы легла на плечи женщин и детей Их труд  золотыми буквами вписан в героическую летопись нашей истории. Военное лихолетье нанесло удар по системе образования. Были разрушены десятки тысяч школьных зданий. В уцелевших часто размещались военные госпитали. О развитии науки в годы войны


Практическое задание: покажите на карте районы, куда были эвакуированы научные центры и учреждения Академии наук. (Научные центры переместились на Восток – в Казань, на Урал, в Среднюю Азию.)


Вопросы для закрепления:

1. В какой области работали ученые - Чаплыгин С.А., Келдыш М.В., Христанович С.А.?

Ответ. В области аэродинамики

2. Что изобрел Иоффе А.Ф. в годы Великой отечественной войны?

Ответ. Первый советский радиолокатор

3. Кто создал первый самолет истребитель?

Ответ. Лавочкин С.А.


Вывод.  Советские учёные внесли огромный вклад в победу. Все основные изобретения были сориентированы на разгром врага.


Деятели культуры – фронту

     Учитель: С первых дней войны деятели отечественной  культуры вносили весомый вклад в достижение победы. На фронт ушли более тысячи писателей и поэтов, в том числе М.А. Шолохов, А.А, Фадеев, К.М.Симонов, А, Т, Твардовский и мн. другие. Каждый четвёртый из них не вернулся с войны. Литература военного времени пользовалась большим успехом и признанием, как на фронте, так и в тылу. Мужество героев – блокадников было воспето в «Ленинградской поэме» О. Бергольц.

Подвиг защитников Сталинграда увековечили «Дни и ночи» К.М. Симонова.

     Для выезда на линию фронта создавались фронтовые театры. Более 40 тысяч деятелей искусства побывали на фронте за годы войны.  Самым любимым музыкальным жанром стала лирическая песня «Вечер на рейде» В. Соловьёва – Седого, «Тёмная ночь» Богословского, «В лесу прифронтовом» Блантера.

Особый зрительский успех имели фронтовые  песни артистов эстрады. Наиболее известными исполнителями лирических песен были К. Шульженко, Л. Русланова, М. Бернес.

    Если до войны советская культура помогала людям «строить и жить», то теперь она помогала им побеждать. (песня «Темная ночь»)

Звучит песня и предлагается учащимся проанализировать песню


Церковь в годы войны

В годы войны церковь заняла активную позицию, пробуждая и укрепляя патриотические чувства верующих, благословляя их на ратный подвиг и трудовые свершения, но и оказала значительную помощь государству, проявила заботу об укреплении боевой мощи Красной Армии. По призыву митрополита Сергия были собраны средства на танковую колонну имени Дмитрия Донского. Священники на оккупированных территориях поддерживали связь с подпольем, партизанами, оказывали помощь мирному населению. Многие из них были убиты гитлеровцами.

 Такая позиция Церкви получила всемирную поддержку со стороны, как населения, так и власти. В сентябре 1943 года состоялась встреча руководителей церкви со Сталиным, который пошёл навстречу их пожеланиям и разрешил избрать нового патриарха (им стал Сергий) образовать Священный Синод, открыть несколько духовных семинарий, освободил из заключения священников.

Эти шаги власти были  связаны с возрождением религиозной жизни на оккупированной территории. Кроме того, государству не удалось искоренить религиозные верования крестьян, которые составляли большую часть Красной армии.

Вывод. Ответы учащихся.

Чрезвычайные меры (Увеличение рабочего времени, отмена выходных, суровые наказания за опоздания, эвакуация и налаживание производства на Урале, подчинение жизни тыла фронту и т.д.), предпринятые руководством страны, позволили создать экономические предпосылки коренного перелома.


Учитель:

Советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны.

Он обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора.  Родина высоко оценила подвиг тружеников тыла, 199 тысячи из них было присвоено звание героев Советского Союза, более 204 тыс. награждены орденами и медалями

Специальной медалью за добросовестный труд в ВОВ было награждено 16 млн. рабочих, колхозников, представителей интеллигенции.

Призыв компартии «Всё для фронта, всё для победы!» был активно поддержан всем советским народом.

События Великой отечественной войны оставили в душе наших людей такой след, который вот уже многие годы не стирается. И чем дальше в историю уходят военные годы, тем ярче перед нами предстаёт Великий подвиг советского народа, отстоявшего честь, свободу и независимость своей Родины, избавившего человечество от фашистского рабства,

Великая Отечественная война показала сущность души русского человека, глубокое чувство патриотизма, колоссальную обдуманную жертвенность. Именно русский народ победил во второй мировой войне и об этом надо помнить всегда

Каждый из нас после сегодняшнего урока прочувствовал, как и почему пришла к нам победа… Какую цену мы за неё заплатили. Глазами потомков заглянули в прошлое, попытались встать на место наших предков, понять, что двигало ими в те далёкие дни. И совершенно прав поэт писавший:

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть,

Она как, правда, нам нужна

Домашнее задание.  Написать эссе на тему: вклад членов моей семьи в разгром врага.









Приложение 1


Из выступления по радио И.В.Сталина 3 июля 1941г.

Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается… Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель, разрушение национальной культуры и национальной государственности  народов Советского Союза, их онемечивание, превращение в рабов… Дело идёт, таким образом, о жизни и смерти народов СССР… Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили свою работу на новый, военный лад, всё подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага… Целью этой всенародной Отечественной войны является не только ликвидация опасности, нависшая над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма.


Как оценил Сталин характер войны, которую развязали фашисты?

Какой по характеру являлась эта война для советского народа?



Приложение 2


Из выступления по радио Заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров Союза СССР и Народного Комиссара Иностранных Дел тов. В.М. Молотова


Граждане и гражданки Советского Союза!

Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах…

Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством…

Правительство Советского Союза выражает твёрдую уверенность в том, что всё население нашей страны, все рабочие, крестьяне, и интеллигенция, мужчины и женщины отнесутся с должным уважением к своим обязанностям, к своему труду... Весь наш Советский народ теперь должен быть сплочён и един,  каждый из нас теперь должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженности, достоянной настоящего Советского патриота, чтобы обеспечить все нужды Красной Армии, флота и авиации, чтобы обеспечить победу над фашистской Германией…

Правительство призывает Вас все граждане и гражданки Советского Союза ещё теснее сплотить свои ряды, вокруг нашего Советского правительства, вокруг нашего великого вождя тов. Сталина.

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.


В чем выражает уверенность правительство Советского Союза, обращаясь ко всему Советскому народу?

Какой призыв к гражданам и гражданкам Советского Союза звучит в этой речи?



























Список литературы


  1. Пиховая В.Г. Государственность России: идеи, люди, символы. – М: «Просвещение», 2008

  2. История Отечества: справочник школьника – Москва: «Просвещение», 2008

  3. Медведев Р.А. Окружение Сталина. - Москва: «Просвещение», 2008

  4. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. - Смоленск: «Русич», 1999



Интернет - ресурсы

http://ru.wikipedia.org



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока истории на деятельностной основе

Автор: Терентьева Светлана Аннамурадовна

Дата: 15.01.2015

Номер свидетельства: 155485

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Разработка урока истории  на деятельностной основе "
    ["seo_title"] => string(53) "razrabotka-uroka-istorii-na-dieiatiel-nostnoi-osnovie"
    ["file_id"] => string(6) "156111"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421375098"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка в 3 классе  по теме: «Устойчивые сочетания слов». "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-ustoichivyie-sochietaniia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "217464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433352772"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект  урока по литературному  чтению   на тему " А. Н. Толстой "Фофка"" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-na-tiemu-a-n-tolstoi-fofka"
    ["file_id"] => string(6) "101713"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402428152"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Разработка  конспекта урока в 5 классе по истории с реализацией ФГОС   по теме: «Религия древних египтян» "
    ["seo_title"] => string(114) "razrabotka-konspiekta-uroka-v-5-klassie-po-istorii-s-riealizatsiiei-fgos-po-tiemie-rielighiia-drievnikh-ieghiptian"
    ["file_id"] => string(6) "227009"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440574564"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект к уроку истории в 5 классе по теме "Религия древних египтян" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-k-uroku-istorii-v-5-klassie-po-tiemie-rielighiia-drievnikh-ieghiptian"
    ["file_id"] => string(6) "227208"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440655354"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства