1.Что такое история 1.В первые термин «история» вел в оборот историк Геродот 2.Работа с высказываниями об истории Французского историк Марк Блок: «История – это наука о людях во времени» Слова В. О. Ключевского: «Предмет истории – то в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, неконченный процесс, как вечный закон. Изучая дедов, узнаем внуков, т. е. изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются …». Слова Цицерона: «История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины», «История – учительница жизни» - назовите главную цель предмета истории? 3.Придумайте предложения с различными значениями слова «история» 2.Как работать с картой 1.Работа со схемой 2.Работа с атласом и контурной картой - какие континенты можете назвать? - какие страны на них изображены? - какие океаны изображены? - давайте попытаемся прочитать карту на стр.45 3.Всеобщая, всемирная история 1.Для каждого человека важна история своего Отечества. Мы живем на большой планете, которая расположена сразу в двух частях света – Европа, Азия - перечислите какие страны входят в состав Европы и Азии? 2.На земле 6 частей света, стран более 200 - назовите части света? 3.Прошлое народов всего мира с древнейших времен до наших дней называют всеобщей или всемирной историей 4.В 5 классе мы познакомимся с историей Древнего мира - почему и зачем нужно знать всеобщую историю? 4.О чем рассказывает история Древнего мира Откройте оглавление учебника и посмотрите содержание. - назовите сколько разделов в учебнике? - историю каких древних государств мы будем изучать? 5.Исторические источники - Как ученые узнают о жизни древних людей? 1.Исторические источники – это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом - А что относится к историческим источникам? 2.Виды исторических источников: 1.Этнографические: обряды, обычай Этнография (народоведение) изучает бытовые и культурные особенности народов мира. 2.Вещественные: орудия труда, оружие, предметы быта, археологические находки - О чем могут рассказать эти находки? Археология изучает вещественные исторические источники. 3.Письменные документы -Почему историки не всегда могут воспользоваться письменными источниками? 4.Устные: былины, фольклор, миф - Какие мифы, легенды, сказания вам известны? - Какие сведения можно почерпнуть из этих исторических источников? - Какие исторические источники вы можете обнаружить в своем доме? Генеалогия – изучает родословную Геральдика – наука изучающая гербы Нумизматика – наука изучающая монеты Сфрагистика – наука изучающая печати Хронология - наука изучающая системы летоисчисления и календари народов мира Палеография - наука изучающая письменные источники Метрология - наука изучающая меры длины, площади, объема, веса |