1.Организационный момент. | - Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, меня зовут Василина Васильевна. Проверьте у всех на столе порядок. Давайте сядем правильно и настроимся на урок. Долгожданный дан звонок -Начинается урок. Чтоб историю узнать Книги надо нам читать. | Приветствуют учителя. Наводят порядок. Настраиваются на урок. | Личностные: правильная посадка за партой, умение настраиваться на урок, контролировать свое поведение |
2.Актуализация знаний. | -Ребята, прежде чем начать с вами урок давайте вспомним, что же такое история? -А сейчас вы должны будите расположить в правильном порядке карточки с названиями периодов всемирной истории (на доске) - Самая длительная эпоха в истории человечества? -Когда и где появились первые люди? -В какую эпоху происходило рождение первых цивилизаций? -В какой эпохе существовали рыцари и замки? -В какой эпохе был создан пароход и паровоз? - В какой эпохе живём мы, и сколько она уже продолжается? - Ребята, а вы бы хотели узнать историю своей страны, начиная с древних времён? - Сегодня мы начинаем новый раздел «Страницы истории России». -Как вы думаете, что мы узнаем из этого раздела? -Ребята, откройте учебники на странице 24 и прочитайте тему нашего урока. Какие цели мы поставим перед собой? | История-это наука о прошлом человечества с момента его зарождения. -Первобытная история, История Древнего мира, история Средних веков, Новая история, Новейшая история. - Первобытная -Древний мир -Средневековья -Новое время -Новейшая история, около 100 лет - да -мы будем изучать, как появилась Русь, узнаем важные даты из истории России и т. д. -Государство Русь -Узнать, где и когда возникло государство | Регулятивные: определить цели деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельности учащихся. Коммуникативные: умение слушать, вести диалог в соответствии с целями общения |
Работа по теме урока. Работа по карте. Работа по учебнику. | - А кто знает, кто такие восточные славяне? -Ребята, восточные славяне-это предки русских, украинцев и белорусов. В середине первого тысячелетия нашей эры, на пространстве Восточной Европы жили восточные славяне. Восточные славяне объединились племенами, которые к VIII веку объединились в союзы племен, а их возглавляли князья. -Ребята, а кто такие князья? -В 862 году новгородцы призвали на княжение Рюрика, а после него новгородским князем стал Олег. Так же его называют Вещий Олег. -Давайте опишем образ Вещего Олега? -Как вы думаете, какими чертами характера обладал Вещий Олег? -В 882 года Олег объединил под своей властью Новгород и Киев и так возникло государство Русь со столицей в Киеве. -Давайте запишем эту дату в тетрадь (882 год-возникновение государства Русь) -Какой это век? -Ребята, посмотрите на карту на странице 24, перед вами карта Руси IX-XI века. -Познакомьтесь с условными знаками. -Давайте найдем границу Руси к середине XI века (показываю границы Руси на доске) -А что означает светло- зеленая территория? -А что обозначает ярко зеленая территория? Как изменилась территория? -Что вы еще видите на карте? -Как она выглядит? -Что еще изображено на карте? - Покажите на карте, как проходил этот путь. -Где начинался? -Назовите через какие города он проходил? -А где он заканчивался? -Ребята, давайте обсудим, как управлялось государство. -Кто управлял государством? -Чем он занимался? -Чем занимались бояре? -А чем занимались дружинники? -Ребята, назовите заслуги князя Олега? | Восточные славяне — культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках Князь — титул правителя славянского племени Ответы детей -его изображали в воинских доспехах. -разумный и справедливый владыка, «могущий воитель» 9 век. Проводите карандашом границу Руси в учебнике -это территория Руси в конце IX века -это территория Руси в конце XI века -территория Руси значительно увеличилась. -Границу государств к середине XI века -Черная пунктирная линия -Показаны важнейший торговый путь «из варяг в греки» красной линией -Князь Владимир и крещение Руси - с территории Балтийского моря. -Новгород, Псков, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Киев, Переславль. -на территории Черного моря. Олег. -правил государством. -они помогали князю в решении вопросов. -служили князю. -объединил Новгород и Киев, заключил мирный договор между Русью и Византией. | Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательных действий. Личностные: умение делать нравственный выбор. Познавательные: структурирование знаний. |
Физкультминутка | -А сейчас давайте немножко отдохнем Повторяйте за мной Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик видно не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. -Молодцы, присаживайтесь | Повторяют движения поднимают ручки вверх и встают на носочки наклоны вперед, доставая пальчиками до пола разводят руки в стороны качают головой поднимают ручки вверх тянутся вверх, вставая на носочки | Коммуникативные: умение активно включаться в коммуникацию со сверстниками |
Работа по теме урока. Работа по учебника. | -Молодцы, а теперь найдите страницу 27 и прочитайте заголовок. -Ребята, давайте дадим описание Князя Владимира. -Назовите года правления. - Как выглядит князь? -Как вы думаете какие у него черты характера? -Как князь охранял границы государства? -Про какого богатыря говорится в учебнике? -А каких еще былинных богатырей вы знаете? -В былинах его величают Красным Солнышком. -Как вы думаете, почему его так называют? Этот титул ему присвоил народ за доброту, за открытие новой славянской эпохи, за единую веру – христианство, -Князь Владимир вошел в историю как креститель Руси -Кто знает, какая религия была на Руси до Христианства? -А что значит язычество? -Верно, до христианства славяне поклонялись многим богам. Иэто были силы природы: Солнце, ветер, гром, молния. А еще славяне верили в духов: в доме – домовой, в воде – водяной и русалки, в лесу – леший. -Христианство пришло на Русь из Византии. Сам князь Владимир принял крещение в византийском городе Херсонесе в Крыму. А что такое крещение? Как этот обряд проходит? -После того, как князь принял христианство, он приказал креститься киевлянам. -В 988 год произошло крещение Руси. Какой это век? Запишите эту дату в тетрадь. -А сейчас кто найдет и прочитает в учебнике как же происходило крещение? -Какие изменения стали происходить в стране после крещения? | 980-1015года. на голове Владимира — золотая корона, которую русские князья не носили, а одет он в византийское украшенное золотом платье. -добрый, благородный. -к югу от Киева он поставил богатырские заставы. -про Илью Муромца - Алеша Попович, Добрыня Никитич. -Язычество -Вера в множество богов -Обряд. С помощью которого человека приобщают к христианской церкви -X век. -Владимир повелел всем жителям города прийти к реке. После того как люди вошли воду, священники совершили обряд крещения. -С христианством на Руси стали распространятся грамотность и просвещение. Начали развиваться искусство и ремесла, например, строительное. По всей Руси сооружали прекрасные церкви и соборы. | |
Этап закрепления. Работа в парах. | -Ребята, а сейчас давайте проверим, как вы усвоили новую тему. -А сейчас я вам предлагаю поработать в парах и выполните задания, которые находятся у вас на листочках. ЗАДАНИЕ 1 -Ответьте на вопросы. 1.Когда возникло государство Русь? 2.Столица Руси? 3. Кто принял крещение в византийском городе Херсонесе в Крыму? 4.В каком году произошло крещение Руси? ЗАДАНИЕ 2. Укажите, какое утверждение истинное, а какое ложное: 1.862 году новгородцы призвали на княжение Олега. 2.После Олега князем стал Рюрик. 3.Крещение Руси было в 988-ом году. 4.Князь Владимир вошел в историю как креститель Руси. 5.Одним из былинных героев был Илья Муромец. -А сейчас проверьте и посмотрите на доску. Если выполнили всё верно ставим знак +, если есть ошибки- знак вопроса. | | Регулятивные: учитывать разные мнения и стремиться ккоординации различных позиции. |
Домашнее задание. Подведение итогов. Рефлексия. | -Домашним заданием у вас будет найти и прочитать былину о Илье Муромце. А на уроке вы перескажите былину. -Итак, ребята, давайте подведем итоги нашего урока -Какую тему мы проходили на уроке? -О чем мы говорили на уроке? -А сейчас я хочу, чтобы оценили свою работу на уроке. -У вас на столах лежат карточки. Вам нужно соединить левую и правую часть. Например, на уроке я работал активно или пассивно. | -Образование государство Русь. Крещение Руси -Когда появилась Русь, кто объединил Русь в государство, какую территорию она имела, когда произошло крещение Руси, при каком князе и т.д. Оценивают свою работу | Регулятивные: понимание причин успеха в учёбе Регулятивные: осуществлять итоговый контроль по результату |