Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории: Коллективизация в Казахстане.»
Тема: Коллективизация в Казахстане.
Цель обучения:
8.4.1.2 анализировать последствия насильственной коллективизации на сельское хозяйство;
8.1.1.1 определять причины и последствия демографических изменений;
8.3.1.7 анализировать последствия политики командно-административной системы в 20–30 гг. ХХ века
Критерии оценивания:
- Выделяет последствия насильственной коллективизации на сельское хозяйство;
- Характеризует причины и последствия демографических изменений;
-оценивает последствия политики командно-административной системы в 20–30 гг. ХХ века
Уровень мыслительных навыков: Применение, НВП
Исторический концепт: Причина и следствие, интерпретация,
ПСМ
ПСМ
Вопросы:
Опишите что вы видите на иллюстрации?
Как вы думаете, о чем говорит этот памятник?
Как вы думаете к какому периоду истории это относится?
Задание 1 Изучите источники А,Б ответьте на вопросы и определите каким образом проходила коллективизация в Казахстане
Источник А лозунг секретаря Казахского крайкома РКП(б) Голощекина Ф.И.
«Политика партии в ауле – это коллективизация и ликвидация кулачества и байства как класса». По его суждению: «основной формой, которая, действительно, выведет казахские бедняцкие и середняцкие хозяйства из их полунищенского состояния, может быть только кооперирование и коллективизация. … Кто энергично будет проводить нашу политику, тот с нами, того мы будем считать действительными работниками Соввласти. Кто этого не будет проводить, кто будет искажать ее – тот не с нами, тот против нас, — мы с ними будем бороться, как с врагом»
Источник Б информация Каркаралинского окружного комитета ВКП(б) на 24 апреля 1930 года о колхозном строительстве
: «… в результате организовалось два колхоза, при чем колхоз Егенды имеет 49 хозяйств 247 едоков, лошадей крупных 86, мелких 82, коров 72, 81 верблюд, 877 баранов, 269 коз и ни одного сельскохозяйственного орудия. Колхоз не знает, что будет делать. Предправления колхоза Акимбеков заявляет, что население не заинтересовано, вошло в колхоз только от испуга, заявляя, что не знаем как быть: организовываться, осесть на одном месте не можем, кругом соль, нет пахотной земли, нет воды….
Какую должность занимал Голощекин?
Что по мнению Голощекина выведет казахские бедняцкие и середняцкие хозяйства из их полунищенского состояния?
Докажите что коллективизация носила насильственный характер
Как вы думаете, почему население колхоза Егенды находилось в растерянности и не знало что делать?
Дескрипторы
Отмечаеткакую должность занимал Голощекин.
Объясняет что по мнению Голощекина выведет казахские бедняцкие и середняцкие хозяйства из их полунищенского состояния.
Приводит аргументу в доказательство того что коллективизация носила насильственный характер.
Высказывает свое мнение о том, с какими трудностями столкнулось местное население при образовании колхозов
Задание 2 Изучите представленные источники и выделите последствия коллективизации
Источник В
Источник С информация Каркаралинского окружного комитета ВКП(б) на 24 апреля 1930 года о колхозном строительстве
Начался массовый убой колхозниками скота в связи с обобществлением колхозами скота на 100 процентов…Теперь приходится думать как жить, чтобы не умереть с голода. 26 марта в колхозах Жана – Тала и Жалдуз заколото 102 головы. В Абралинском районе, в связи с полным обобществлением скота, бедняки колхоза голодают»
Источник Д Из отрывка «Письма пятерых» лето 1932 года
«….В области животноводства Казахстан имеет катастрофическое сокращение поголовья скота: осталось 1/8 часть поголовья 1930 г (5 млн из 40 млн). Этот урон, беспримерное уничтожение скота, происходило не только у бая и кулака, не только у середняка и бедняка-единоличников, но и, главным образом, в обобществленном стаде колхозов и колхозников …»
Вопросы:
Сравните численность казахов по переписи 1926 г. и 1937 г.
Сравните поголовье скота в СССР за этот же период
Как вы думаете каким образом связаны эти два процесса?
Дескрипторы:
Отмечает снижение численности население по переписям 1926 г. и 1937 г.
Отмечает снижение поголовья скота.
Высказывает мнение о том, как снижение поголовья скота могло оказать влияние на снижение роста населения и наоборот
Задание 3. Опираясь на анализ исторических источников написать эссе на тему «Последствия политики командно-административной системы в 20–30 гг. ХХ века» где должно отражаться
- какой позиции придерживался «центр» по отношению к национальным республикам
-как повлияло политика партии на экономику , этнический, численный состав населения Казахстана
-сделать общий вывод
Дескрипторы :
Характеризует идеологию партии
Оценивает влияние политики партии на экономику , этнический, численный состав населения Казахстана
Делает общий вывод по последствиям командно-административной системы
Галиев Р.М. –учитель истории, Школа-гимназия эстетического направления, г.Уральск