Просмотр содержимого документа
«"Кимакский каганат" (7 класс)»
Поурочный план-конспект урока.
Дата:
Класс: 7-й класс
Предмет: История Казахстана
Урок № 7.
Тема : Кимакский каганат.
Цель:
Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: политический состав и образование государства, общественный строй, политическое положение, хозяйство, ремесла и культура кимаков.
Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить обучению навыкам составления схем и планов, формулированию выводов и контрольных вопросов,
Воспитательнаясодействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.
Тип урока: комбинированный урок
Методы : интерактивный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Оборудование: карта, доска, учебник
Содержательная часть урока:
Этапы урока
Этап урока
Время
Приемы, методы
Что делают ученики
Что делает учитель
Организационный
1-3 минут
Уяснение порядка и темпа совместной работы.
Приветствие, контроль присутствия учащихся на уроке, определение порядка и темпа совместной работы.
Усвоение положения в Центральной Азии после распада Тюркского каганата.
Объяснение значения тюрков и перечисление тюркоговорящих народов. Руководство и управление деятельностью учащихся
Усвоение новых знаний
15-20 минут
Объяснительно-иллюстративный,
самостоятельной познавательной деятельности учащихся
Создание опорного конспекта
Объяснение нового материала с упором на составление плана-схемы темы
Закрепление новых знаний
1-3 минут
Репродуктивный
Ответы на вопросы учителя, определение уровня первоначального усвоения, при необходимости – коррекция знаний
Вопросы на усвоение по объясненному материалу (при необходимости – объяснение моментов, вызывающих трудности в усвоении)
Информация о домашнем задании, инструктаж
1-3 минуты
Запись в дневник
(при необходимости в тетрадь)
При необходимости – возможные варианты выполнения домашнего задания
Времени всего
45 минут
2. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
Проверка домашнего задания
Устный индивидуальный опрос.
Какие племена входили в состав огузских племен? Назовите территорию проживания огузов. Пеннперечислите города и назовите столицу Огузов.
Как происходил процесс создания огузского государства?
С какими государствами старались поддерживать дружественные, союзнические отношения Огузское государство? Почему? Против кого выступали Огузы?
Расскажите о промыслах и ремеслах Огузов. Что вы можете сказать о хозяйстве Огузов?
Дайте определение терминам «жабгу», «иналы», «кюль-еркины».
Какова судьба огузского государства?
Подготовка к усвоению нового материала
В начале VIII века на территории Казахстна оформился не только союз Огузов. В это же время на землях Центрального Казахстана стали селиться племена кимаков, пришедших из Монголии. Но и они в конечном итоге были ассемилированы местными этносами, самым главным из которых являлись тюрки.
Усвоение новых знаний
Образование Кимакского каганата.
Первоначально кимаки, которых называли ЯНЬМО, проживали на территории северо-западной Монголии. В середине VII века кимаки начали расселяться в Прииртышье и районе севернее Алтайских гор. А в VIII – XI веке начали двигаться в трех направлениях
На северо-запад – к южному Уралу.
На юго-запад – к бассейну Сырдарьи и Южному Казахстану.
На юг – к северо-восточному Семиречье.
Первые упоминания относятся о государстве кимаков содержатся в трудах АЛЬ-ЯКУБИ (IX век).
Т
Земли Западного, Северного и Центрального Казахстана (Западный Алтай, Тарбагатай и Аллаколь)
ерритория:
Средний Иртыш
Джунгарские
ворота
Столица – КИМАКИЯ (Имекия) на реке Иртыш.
Этнический состав.
Существует единственный источник, рассказывающий о происхождении кимаков – труд персидского историка ГАРДИЗИ (XI век). Согласно ему, кимаки происходят от татар.
После распада Уйгурского каганата в 840 году часть племен уйгуров присоеинилась к кимакам. Именно тогда сложиласб конфедерация 7 кимакских племен – эймур, имак, кыпчак, татар, байандур, ланиказ и ажлар. Со второй половины IX века в состав кимакских племен относили уже 12 конфедератов. Самым крупным и сильным из них были КЫПЧАКИ, которые расселились от Иртыша и Алтая на востоке до Волги и южноуральских гор на западе.
Общественное устройство.
ЖАБГУ (с Х века - КАГАН),
В каганате существовала удельно-племенная система. Каганат делился на 12 улусов,
вождей которых назначал каган из представителей племенной знати.
ШАД-ТУТУКИ, МАЛЫЕ КАГАНЫ И МАЛЫЕ ДЖАБГУ
Вожди – правители племен
Осуществляли сбор налогов, обязательную долю которых брал каган
ЖАТАКИ,
Обедневшие кочевники,
переходившие у кимаков на оседлый образ жизни
Осуществляли сбор налогов, обязательную долю которых брал каган
Историки говорят, что кимаки обладали собственной письменностью на основе древнетюркского алфавита, о чем свидетельствуют арабские источники и археологические памятники – бронзовые зеркала, найденные в Прииртышье с нанесенными на них надписями.
Также у кимаков насчитывалось 16 городов, 12 из которых были размещены на берегах Иртыша.
Население каганата в основном занималось скотоводством, у кого совсем не имелось скота или его было мало, переходили к оседлому образу жизни.
Политическая история:
Кимакские правители захватили часть земель токузогузов, совершали набеги на их города в Восточном Туркестане.
Каганы кимаков вторгались в страну Енисейских киргизов.
Кимаки поддерживали торговые связи с Волжской Булгарией, Средней Азией, Огузами, карлуками и кыргызами.
В начале XI века кимакский каганат пал, власть перешла к кыпчакам.
Причины ослабления:
Центробежные тенденции кыпчакских ханов, стремившихся к самоопределению;
Усиление внутренних междоусобиц:
Миграция кочевых племен из Центральной Азии.
Закрепление новых знаний
Какие племена входили в кимакский союз?
Какой у кимаков существовал общественный строй?
Расскажите о внешней политике Кимакского каганата?
Расскажите, из каких источников мы определяем, что кимаки обладали своей письменностью?
Какие ремесла существовали у кимаков?
Дайте определение терминам «жатаки», «джабгу», «шад-тутуки».
Информация о домашнем задании, инструктаж
Домашнее задание – записи в тетради, § , стр. учебника