Просмотр содержимого документа
««Киевская Русь при первых князьях»»
МОУ «Школа № 13 г. донецка»
«Киевская Русь при первых князьях»
Урок по истории Отечества в 7 классе
Ютилова С. Ю., учитель истории
29.11.2017
Тематический модуль № 2.
«Образование и становление Древнерусского государства (IX век). Донецкий край в эпоху поздних кочевников».
Урок № 8 Дата: 06.12.2017 г.
Тема: «Киевская Русь при первых князьях»
Цель: изучение деятельности первых киевских князей, их внешней и внутренней политики, форм и средств их осуществления, итогов правления;
- развивать умения соотносить имя личности и события в истории, осмысленно и полностью воспроизводить изученный материал, давать развёрнутый ответ, развитие умений работы с историческими источниками и исторической картой;
- закрепление и расширение понятийного аппарата учащихся.
Задачи:
Воспитание у детей коммуникативности, интереса к истории своего государства
Формирование у учащихся представлений об основных направлениях внутренней и внешней политики первых киевских князей; закрепление знаний о государстве.
Содействие учащимся в развитии познавательных интересов, логического мышления, потребностей самостоятельного приобретения знаний.
Тип урока: комбинированный
Основные понятия и даты: погост, уроки, реформа, 882-912гг, 912-945гг, 945-957гг, 957-972гг
Оборудование и средства обучения:
Мультимедийный проектор с экраном;
Карточки «Вставь пропуски в текст»,
Карточки с отрывками из текстов документов
Демонстрационный материал:
Настенная карта «Киевская Русь в 9-11 вв.»
Мультимедийная презентация
Использованная литература:
Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России: с древнейших времен до конца XVI в. 6 кл.» - М., Просвещение, 2016.
Хрестоматия по истории России
Ход учебного занятия
Организационный этап (приветствие, проверка отсутствующих)
Этап проверки домашнего задания
А) Рассказать с помощью плана о возникновении Древнерусского государства
(Приложение 1);
Б) Задания в парах на местах «Вставь пропуски в текст» (Приложение 2);
В) Фронтальная разминка (пока учащиеся готовят задания у доски и на местах):
«Путаница» (какие понятия зашифрованы на слайде + дать их определение) – Приложение 3
Каким историческим термином мы назовем эту картину? (демонстрация слайда или учебной картины «»Полюдье»)
Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Этот город будет матерью городов русских»?
Демонстрируется слайд.
3. Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала
План урока: 1. Деятельность князя Олега 2. Правление князя Игоря 3. Княгиня Ольга Мудрая (Святая) 4. Походы князя Святослава
- Сегодня на уроке мы будем говорить о начальном периоде в развитии Древнерусского государства, о первых киевских князьях (записывают тему урока). Мы будем работать с учебником, документами, картой и узнаем, что общего было в их деятельности и что особенного. А чтобы вам легче было разобраться по ходу урока, мы будем заполнять таблицу.
Демонстрируется слайд. Таблица «Первые киевские князья» (только названия колонок).
Учащиеся переносят ее в тетради.
Имя князя
Годы правления
Итоги правления
Символ правления
Заполненная таблица (Приложение 4)
Этап усвоения новых знаний
- Как звали 1-го киевского князя, который объединил Новгород и Киев?
(Слайд. Портрет Олега.)
Мы уже знаем, как начинался процесс формирования Древнерусского государства, познакомились с событиями 862 года, объединением основных центров – Киева и Новгорода Олегом в 882 году. Сегодня продолжим разговор о первых русских князьях и узнаем, какова их роль в создании и укреплении государства Русь.
Олег – первый киевский князь. Правил в Киеве в 882-912 гг. по разным версиям, был или знатным военачальником в дружине Рюрика или близким его родственником. Именно Олег перенес центр княжества в Киев, убив Аскольда и Дира. Он постепенно объединил большую часть земель восточных славян. Весь путь из «варяг в греки» оказался под его властью.
В 907 году Олег повел воинов на Царьград – столицу Византии. В этом походе участвовало 80 тысяч русских воинов, которые плыли на 2 тыс. ладьях. Византийцы перегородили гавань огромной цепью, чтобы русские корабли не смогли подойти к городу. Тогда Олег приказал вытащить корабли на берег и поставить их на колеса. Подняли паруса, и попутный ветер погнал корабли к стенам Царьграда.
Византийцы испугались и запросили мира. В знак победы Олег прибил к воротам Царьграда свой щит. А еще был подписан выгодный для русских купцов торговый договор.
Обратимся к договору 907 года. Одни историки считали договор плодом вымысла автора «Повести временных лет», так как в византийских и других документах он не упоминается; другие полагали, что он является исторической реальностью, но по-разному оценивали его содержание. (Текст распечатан)
Оцените содержание договора.Слайд 14.
Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню - сколько захотят [...] и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов...
Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно [...] Если русские явятся не для торговли, то пусть … пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей... И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек...
Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир.
Но византийцы попытались нарушить договор. И тогда Олег совершил в 911 г еще один поход в Константинополь, и все права русских купцов были не только восстановлены, но и еще больше расширены. Например, купцов должны были кормить и поить бесплатно, устраивать баню, когда им захочется. Русские купцы могли приезжать в Византию без своих товаров, только за греческими товарами.
В народе Олег получил прозвище Вещий. Он правил в Киеве 33 года, потом умер от укуса змеи. А по другой версии, он уплыл за море, и следы его затерялись».
- Каковы же итоги правления Олега? Символ правления?
Демонстрация слайда.
Князь Игорь.Слайд 18.
Кто и в связи с чем произнёс слова?
«Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика».
Игорь Старый (Старой). Его прозовут так за долгие годы державной работы, состоявшей в основном из постоянных военных походов во все стороны от стольного града Киева.
Слайд 19.
Смерть во время полюдья в 945 году. Древляне не числились в составе войска, потерпевшего разгром в Византии. Возможно, поэтому Игорь решил поправить положение за их счёт. Игорь произвольно увеличил величину дани прежних лет, при её сборе дружинники творили насилие над жителями. На пути домой Игорь принял неожиданное решение. Прочитайте документ на стр. 48 – 49. Слайд 20.
Заполнение таблицы
- Что известно о князе Игоре?
- Запишите 3 предложения – итоги его деятельности.
О деятельности других киевских князей вы будите готовить рассказ сами, работая в группах.
- Почему так страшно и жестоко отомстила Ольга?
- Только ли этой местью запомнилась Ольга на Руси?
Рассказ 2 группы.
Княгиня Ольга.Слайд 23.
Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, во святом крещении Елена. Ольга – одна из немногочисленных правителей женщин в истории России. Но её роль в укрепление мощи древнерусского государства недооценить невозможно. После смерти простой народ назвал ее хитрой, церковь – святой, «Начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земле, летописи - «мудрейшей из людей».
Почему? Разберёмся.
Группа № 2
- Прочитайте учебник на стр. 43, 4 - 5 абзац и документ (Историк С.М.Соловьев о княгине Ольге «…И в Константинополе, во дворце императорском, … Ольга отличалась ловкостию, находчивостию, хитростию; перехитряет императора, как прежде перехитрила древлян. Император, говорит предание, предложил Ольге свою руку; та не отреклась, но прежде потребовала, чтоб он был ее крестным; император согласился но когда после таинства повторил свое предложение, то Ольга напомнила ему, что по христианскому закону крестный не может жениться на своей крестнице. «Ольга! Ты меня перехитрила!» - воскликнул изумленный император и отпустил ее с богатыми дарами»)
- Что известно об Ольге? Как характеризует ее случай в Византии?
Дайте определения понятиям погост, урок, реформа.
- Составьте 3 предложения – итоги ее деятельности.
- Почему РПЦ считает 24 июля днем памяти княгини Ольги?
- Какой символ правления мы внесем в таблицу?
Группа № 3
- В 957г Ольга передала правление своему сыну Святославу. Выступление 3 группы.
- Почему Святослав смог разгромить таких сильных противников? Символ правления?
Князь Святослав Игоревич Храбрый. Слайд 29.
Внимательно рассмотрите карту в учебнике на стр. 47 и прочитайте документ на стр. 45 «Честь и слава Отечества. Походы Святослава»: «В лето 964, когда князь Святослав вырос и возмужал, начал он воев собирать многих и храбрых; ходя легко, как барс, вел он многие войны. В походах не возил с собой ни обозов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину ли, зверину, или говядину, жарил ее на углях и ел. Не имел походного шатра, но спал подстелив подклад и положив седло в головах. Таковы были и другие его вои. И посылал в иные земли посланников со словами: «Иду на вы!»…«Повесть временных лет»
- Какие славянские земли подчинил Святослав?
-Какие походы совершил (когда и куда)?
-Почему так удачно воевал?
После работы и ответов учащихся – Слайд 30с комментариями учителя.
Вятичи (присоединил племя)
Волжская Булгария (разорил земли булгар)
Хазарское царство (разгромил хазарские города Итиль, Саркел, Семендер, государство уничтожено)
Тмутараканское княжество (образовано, зависимое от Руси)
Византия (переговоры после сражений, возвращение и смерть Святослава).
Рассказ учителя:
Святослав завоевал огромные земли. Он решил перенести столицу из Киева в г. Переяславец (на Дунае). А как Византия отнесется к усилению своего соседа – Древнерусского государства?
Византийский император уговорил печенегов напасть на Киев. Узнав об этом, Святослав поспешил на помощь, отогнал врагов. Но не захотел оставаться в Киеве. Тогда киевляне упрекнули его: «Князь, ты ищешь чужих земель, а своей Роной пренебрегаешь». И тогда Святослав посадил на киевский престол своего старшего сына Ярополка, а сам отправился на Дунай.
Но в 971 г. Византия начала войну со Святославом. Была очень жестокая битва («Да не посрамим земли русской. Ляжем тут костьми. Ибо мертвые сраму не имут»). Обе стороны несли большие потери заключили перемирие. Святослав отправился в Киев, но печенеги подстерегли его в засаде и убили. Хан приказал вставить череп Святослава в золотую оправу и использовал его как чашу (в знак признания доблести князя).
Слайды 31 - 33.Чем отличалось правление князя Святослава от деятельности других князей? (Внешняя политика Святослава была необычной по своему размаху и планомерности. Святослав был одним из выдающихся полководцев своего времени. Вся его жизнь прошла в походах и сражениях. Александр Македонский Восточной Европы, военачальник и дипломат).
Слайд 34.Сыновей Святослав «рассадил» по землям: Ярополк – Киев, Олег – Древлянские земли, Владимир – Новгород.
Заполнение таблицы
- Составьте 3 предложения – итоги его деятельности
Итогом работы каждой группы является небольшой рассказ, который сопровождается показом слайдов с портретами князей.
Этап проверки понимания учащимися нового материала
- Так что же общего было в деятельности первых русских князей?
5. Этап закрепления нового материала
«Древо познания»
На доске нарисован ствол дерева. «Листья» – карточки с вопросами. На каждом «листе» указана стоимость вопроса. Учащиеся по желанию снимают карточку. (Приложение 5)
Этап инструктажа учащихся по выполнению домашнего задания
Прочитать § 5, выучить новые слова и даты
Этап подведения итогов
Что нового мы узнали сегодня на уроке? Деятельность первых киевских князей укрепила авторитет Руси или нет? Докажите.
Подведение итогов, выставление оценок
Приложение 1
План ответа на вопрос «Возникновение Древнерусского государства»
Что такое государство.
Когда возникло Древнерусское государство?
Причины образования государства у восточных славян.
Зачем славяне пригласили варягов?
Какие 2 центра заняли (основали) варяги?
Как и когда произошло их объединение.
Приложение 2
Задание для работы в парах
Вставьте пропущенные слова в текст.
Главой Руси был ……(1) ….. . Он опирался на свое войско - …(2).. . Все племена, признавшие власть Киева, заключали с великим князем …(3).. . С ноября по апрель киевский князь с дружиной объезжал подвластные земли и собирал дань. Это называлось …(4)…. . Во время войны собиралось ….(5) ….. . Им руководил …(6). . В городах все важнейшие вопросы решало …(7). .
Приложение 3
«Путаница»
чеев (вече)
вочестязы (язычество)
гирява (варяги)
локиво (волоки)
локоцияниза (колонизация)
Приложение 4
Имя князя
Годы правления
Итоги правления
Символ правления
Олег
882-912
Объединил почти все земли восточных славян; 907, 911 – походы на Царьград, заключил торговый договор
Игорь
912-945
Подчинил древлян,
941, 944 -походы на Царьград
(неуд) (догов)
Ольга
945-957
Провела реформу (погост, уроки), приняла христианство
Святослав
957-972
Подчинил вятичей, уличей, тиверцев; походы в Болжскую Булгарию, Хазарию, на Дунай
Приложение 5
«Древо познания»
- Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Как повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его» (1 б)
- Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Иду на Вы!» (1 б)
- Как погиб князь Игорь? (1 б)
- Какому князю посвятил А.С.Пушкин свою поэму? (1 б)
- Какие изменения внесла княгиня Ольга в управление Древнерусским государством? В чем их значение? (3 б)
- Что общего было в деятельности первых русских князей? (3 б)
- Чем отличалось правление Святослава от деятельности других князей? (2 б)
- Что такое полюдье? (1 б)
- Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь» (1 б)
- Что такое погост? (1 б)
- Покажите на карте направление походов Святослава и опишите их словами. (3 б)