Казахстан в годы иностранной интервенции и гражданской войны/
Казахстан в годы иностранной интервенции и гражданской войны/
иностранной интервенции и гражданской войны».
Задачи:
Систематизировать теоретический материал;
проанализировать причины победы «красных» в гражданской войне;
продолжить формирование умений и навыков анализа и синтеза исторического материала;
продолжить воспитание патриотизма, любви к истории.
Методы и методические приемы: проблемно-поисковый, работа в группах.
Оборудование и материалы: видеоплеер, карта, атласы, тексты заданий и исторических источников.
Организационная форма урока: класс делится на 3 группы, выбирается в каждой группе лидер, который ведет учет баллов в оценочном листе. Каждый ученик ведет индивидуальные записи в тетради.
Ход урока
I. Вводно-мотивационная часть
II. Постановка проблемы:
Почему в Гражданской войне победили «красные» или почему все другие проекты были отвергнуты?
II. Просмотр фильма /электронный учебник/
IV. Проверка теоретических знаний: Учащиеся должны раскрыть опорную схему.
Причина, повод
Военные действия
Политика военного коммунизма.
Итоги войны
Алаш-Орда и Советы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Казахстан в годы иностранной интервенции и гражданской войны/»
Казахстан в годы иностранной интервенции и гражданской войны
Цвета сражались друг с другом, И красный цвет был всех бойчей. Их больше падало под вьюгой, Они сразили палачей. Октябрь, Октябрь! Мне страшно жаль Те красные цветы, что пали… Сергей Есенин
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Казахстан в годы иностранной интервенции и гражданской войны».
Задачи:
Систематизировать теоретический материал;
проанализировать причины победы «красных» в гражданской войне;
продолжить формирование умений и навыков анализа и синтеза исторического материала;
продолжить воспитание патриотизма, любви к истории.
Методы и методические приемы: проблемно-поисковый, работа в группах.
Оборудование и материалы: видеоплеер, карта, атласы, тексты заданий и исторических источников.
Организационная форма урока: класс делится на 3 группы, выбирается в каждой группе лидер, который ведет учет баллов в оценочном листе. Каждый ученик ведет индивидуальные записи в тетради.
Ход урока
I. Вводно-мотивационная часть
II. Постановка проблемы:
Почему в Гражданской войне победили «красные» или почему все другие проекты были отвергнуты?
II. Просмотр фильма /электронный учебник/
IV. Проверка теоретических знаний: Учащиеся должны раскрыть опорную схему.
На семиреченский фронт была переброшена дивизия атамана Анненкова.
Декрет ВЦИК о всеобщей воинской повинности.
Мятеж Чехословацкого корпуса, захват ряда городов Сибири, Урала, Поволжья, Казахстана.
Войска Восточного фронта отбросили колчаковцев за Урал.
Принято решение о строительстве железной дороги Александров — Гай — Эмба.
Принятие «Декрета об образовании Автономной Киргизской Советской социалистической республики».
Введение продразверстки.
В. И. Ленин подписал Декрет о Революционном Комитете по управлению Киргизским (Казахским) Краем.
Антисоветский мятеж в Верном.
№ 2 Какие меры не относятся к политике «военного коммунизма»?
Разрешение частной торговли.
Трудовая повинность.
Продовольственная разверстка.
Приватизация средних и мелких предприятий.
Разрешение брать землю в аренду.
Уравнительное распределение продуктов.
Демократизация общественной жизни.
Крайняя централизация управления.
№ 3 О каких событиях идет речь?
1. Его отряд по Волге спустился к Астрахани, переплыл Каспийское море и высадился на полуострове Бузачи. Пробираясь через безводную пустыню на верблюдах и лошадях, он прибыл на станцию Челкар и передал оружие и боеприпасы командованию Актюбинского фронта.
2. Мятежники захватили ряд городов Сибири, Урала, Среднего Поволжья и северо-восточного Казахстана. Белые легионеры при поддержке местной контрреволюции 27 мая захватили Челябинск, 31 — Петпропавловск, в июне — Кокчетав, Акмолинск, Омск, Павлодар, Семипалатинск, Кустанай.
3. Численность вооруженных бойцов колебалась между 4–6 тысячами, а в отдельные периоды увеличивалась до 8–10 тыс. Тринадцать месяцев партизаны сдерживали наступление крупных белоказачьих частей под командованием Анненкова.
VI. Работа с историческими источниками /анализ/ по группам
I группа
Проанализируйте приведенный документ и ответьте на вопрос: Стремились ли большевики к затягиванию гражданской войны и поощряли ли излишнюю жестокость и насилие?
Ленин много сделал, чтобы гражданская война была закончена как можно быстрее и резко — без «хвостов». На это была направлена и военная стратегия мощных операций, и политика компромиссов и амнистий. Опыт многих стран показал, что часто гражданская война переходит в длительную «тлеющую» форму, и в этой форме соединяясь с «молекулярным» насилием, наносит народу очень тяжелые травмы. В целом гражданская война ленинского периода имела «два завершения» — решительную и резкую победу красных над белыми в Крыму и прекращение стихийного крестьянского сопротивления через переход к НЭПу. Это мы помним довольно четко, надо только задуматься над тем фактом, что завершение обеих войн было чистым. Это — вовсе не обычная и тривиальная в гражданских войнах вещь. Напротив, общим правилом является длительное изматывающее противостояние после номинального окончания войны (В Испании преследования республиканцев после войны стоили народу почти стольких же жертв, как и боевые действия. По деревням на крышах домов республиканских солдат сидели в ожидании их тайного возвращения засады фашистов. Сидели год за годом, иногда уже сыновья «первой смены» караульщиков. Эти юноши мало знали о войне, но выслеживали тех, кто должен был вернуться — уже стариком. До сих пор в деревнях жители делятся на «красных» и «франкистов», и браки между детьми их семей — редкость).
Официальная мифология героизировала ту войну, и в тень ушли некоторые важные явления. К ним надо отнести суровые преследования советской власти против тех красных, которые затягивали боевые действия, когда белые уже склонялись к тому, чтобы разоружиться. Это называлось «красный бандитизм». В конце войны имели место судебные процессы против таких нарушителей общей политической линии (иногда под суд в полном составе шли городские партийные организации). Чтение документов о тех процессах поражает.
С. Г. Кара-Мурза «Проект Ленина — «путь к обрыву или путь к спасению»
II группа
Проанализируйте приведенные документы и ответьте на вопрос: Почему население терпело продразверстку, проводимую большевиками?
Придя к власти именно в катастрофических условиях, большевики повели дело исходя их здравого смысла… Обеспечить минимальное снабжение города через рынок при быстрой инфляции, разрухе в промышленности и отсутствии товарных запасов было невозможно. Реально покупать хлеб на свободном рынке рабочие не могли. Были приняты чрезвычайные меры.
Заводам предложили создать и послать в хлебные районы рабочие отряды. Половина добытого ими зерна поступала предприятию, сформировавшему отряд, половина передавалась Наркомпроду. Эти отряды составили затем единую Продармию, которая к декабрю 1918 г. насчитывала 41 тыс. человек (Сама численность Продармии (1 человек на 500 крестьянских дворов) показывает, что сопротивление крестьян продразверстке красных не было упорным).
Эти меры устранили угрозу голодной смерти (но не голода) в городах и в армии. В 1918/19 году было собрано 110 млн. пудов хлеба, а в 1919/20 году — 260 млн. пудов. Это немного по сравнению с продразверсткой, что была объявлена царским правительством на 1917 г., но зато это было собрано. Пайками было обеспечено 34 млн. человек — практически все городское население и часть сельских кустарей. Пенсиями и пособиями (в натуре, продовольствием) были обеспечены 9 млн. семей военнослужащих.
За счет внерыночного распределения городское население получало от 20 до 50% потребляемого продовольствия (эта величина колебалась от губернии к губернии). Остальное давал черный рынок («мешочничество»), на который власти смотрели сквозь пальцы. Было разрешено заготавливать продукты заводам и фабрикам для своих работников. Советы сумели наладить связи с сетью потребкооперации и через нее организовать прямой товарообмен. Тот факт, что большевики без всякого доктринерства и болтовни, не имея еще государственного аппарата, обеспечили скудными, но надежными пайками все городское население России, имело огромное значение для того, чтобы «проект Ленина» был принят в целом. Ведь этих пайков не дало ни царское, ни Временное правительство, которые действовали в гораздо менее жестких условиях (а белые снабжением населения вообще не занимались).
С. Г. Кара-Мурза «Проект Ленина — «путь к обрыву или путь к спасению»
III группа
Проанализируйте приведенные документы и ответьте на вопрос: Почему представители Алаш Орды перешли на сторону Советской власти?
Из статьи А. Байтурсынова «Революция и киргизы»
Провозглашение «Декларации прав народов России» можно считать началом внимательного отношения к казахскому национальному вопросу, я могу от чистого сердца сказать и успокоить моих товарищей, что, предпочитая Советскую власть колчаковской, мы не ошиблись.
Из Постановления Реввоенсовета Туркестанского фронта об амнистии алашордынцев, перешедших на сторону Советской власти
4 ноября 1919 г.
… Объявить всему населению…, что Советская власть, борясь всеми средствами и силами за утверждение господства трудящихся, никогда не руководствовалась и не руководствуется в своей внутренней политике чувствами мести и злобы… … Объявить полное прощение всему киргизскому населению, прямо или косвенно принимавшему участие в борьбе против Советской России.
VII. Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока (синтез)
VIII. Обобщение учителя. Выводы.
В статье историка Шевоцупова есть такие строки: Если история чему-то способна научить потомков, то главный урок гражданской войны состоит в отказе от насаждения нетерпимости, от сталкивания различных слоев общества, от насилия и произвола как метода государственного строительства, как способа «осчастливить народ». И давайте задумаемся над одной мыслью известного французского историка: «Чувствительные люди, рыдающие над ужасами революции, уроните несколько слезинок над ужасами, ее породившими».
IX Тесты
X Подведение итогов, выставление оценок.
XI. Домашнее задание.
Любая война — это всегда трагедия. Напишите историческое эссе на тему: «Трагедия гражданской войны».