Тема :Казахстан в годы иностранной интервенции и гражданской войны Цель: систематизировать знания учащихся по периоду истории Казахстана в годы иностранной интервенции и гражданской войны Задачи: 1. Охарактеризовать причины, характер, ход, итоги гражданской войны и интервенции 2. Формировать умения пользоваться дополнительной литературой, анализировать ее Закрепить знание исторических терминов; продолжить развитие умений сопоставлять различные точки зрения, давать им оценку, делать выводы; работать с исторической картой 3. Продолжить воспитание патриотизма и любви к истории родного края Методы и методические приемы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, интерактивный, работа в группах. Ресурсы: карта «Гражданская война», задания, исторические источники, презентация, оценочные листы Этапы урока: I. Психологический настрой (видеоролик «Дружба – это не работа») Вступительное слово учителя: Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на “своих” и “чужих”, обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства. Независимо от того, кто победил, главной жертвой гражданской войны был народ. II. Презентация III. Постановка проблемы: Почему в гражданской войне победили «красные» или почему все другие стороны были отвергнуты? IV. Работа с терминами Что такое «гражданская война», «интервенция», «террор» V Работа в группах Класс делится на 3 группы, выбирается в каждой группе лидер, который ведет учет баллов в оценочном листе. Задание для 1 группы. Установить правильную последовательность событий на этом этапе используется модуль «обучение критическому мышлению» Установите правильную последовательность событий: 1. На Семиреченский фронт была переброшена дивизия атамана Анненкова. 2. Декрет ВЦИК о всеобщей воинской повинности. 3. Мятеж Чехословацкого корпуса, захват ряда городов Сибири, Урала, Поволжья, Казахстана. 4. Войска Восточного фронта отбросили колчаковцев за Урал. 5. Принято решение о строительстве железной дороги Александров — Гай — Эмба. 6. Принятие «Декрета об образовании Автономной Киргизской Советской социалистической республики». 7. Введение продразверстки. 8. В. И. Ленин подписал Декрет о Революционном Комитете по управлению Киргизским (Казахским) Краем. 9. Антисоветский мятеж в Верном. Задание для 2 группы. Исключить лишние суждения не относящиеся к политике «военного коммунизма» Какие меры не относятся к политике «военного коммунизма»? 1. Разрешение частной торговли. 2. Трудовая повинность. 3. Продовольственная разверстка. 4. Приватизация средних и мелких предприятий. 5. Разрешение брать землю в аренду. 6. Уравнительное распределение продуктов. 7. Демократизация общественной жизни. 8. Крайняя централизация управления.
Задание для 3 группы. Рассказать и показать на карте события, о котором идет речь? О каких событиях идет речь? 1. Его отряд по Волге спустился к Астрахани, переплыл Каспийское море и высадился на полуострове Бузачи. Пробираясь через безводную пустыню на верблюдах и лошадях, он прибыл на станцию Челкар и передал оружие и боеприпасы командованию Актюбинского фронта. 2. Мятежники захватили ряд городов Сибири, Урала, Среднего Поволжья и северо-восточного Казахстана. Белые легионеры при поддержке местной контрреволюции 27 мая захватили Челябинск, 31 — Петпропавловск, в июне — Кокчетав, Акмолинск, Омск, Павлодар, Семипалатинск, Кустанай. 3. Численность вооруженных бойцов колебалась между 4–6 тысячами, а в отдельные периоды увеличивалась до 8–10 тыс. Тринадцать месяцев партизаны сдерживали наступление крупных белоказачьих частей под командованием Анненкова. VI. Проверка теоретических знаний: Тесты №1 Гражданская война в Казахстане №2 Политика военного коммунизма №3 Последствия Гражданской войны в Казахстане VII. Дополнительный материал (работа с одаренным). Исторический портрет А.В. Колчак VIII. Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Тем не менее, как известно, победу одержала Красная Армия. Хотелось бы знать, почему плохо вооруженная, голодная, разутая и малоопытная армия одержало победу не только над внутренней контрреволюцией, но и изгнала из страны войска других государств? IX. Рефлексия ( на стикерах дети писали свои выводы по уроку) выставление оценок. X. Д/з. Любая война — это всегда трагедия. Напишите историческое эссе на тему: «Трагедия гражданской войны». Оценочный лист Ф.И. | Активность на уроке | Дизайн | Соблюдение правил работы в группе | Работа в группе | Знание терминов | Публичное выступление | Оценка учителя | итоговая | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 6 баллов – оценка «5» 5-4 балла – оценка «4» 3-2 балла- оценка «3» |