kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Медно-каменный век на территории Казахстана (энеолит).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Медно-каменный век на территории Казахстана (энеолит).

     Цель урока: 1. Дать представление учащимся о медно-каменном веке.

    Охарактеризовать медно-каменный век и особенности  изготовления  первых орудий труда из меди.

    2. Развивать память, мышление, воображение, умение анализировать, делать выводы, высказывать свое мнение, интеллект учащихся.

    3. Воспитывать у учащихся интерес к прошлому страны, патриотизм, национальное самосознание.

   Тип урока: комбинированный.

   Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый,       интерактивный, творческий, репродуктивный.

      Оборудование: интерактивная доска, карта.

   Ожидаемый результат: уметь высказывать свою точку зрения. Знать об особенностях энеолита.

Ход урока

  1. Актуализация изученных знаний:

Орг момент (приветствие учащихся и разделение учащихся по группам)

Повторение изученного

  1. Исторический диктант

-На сколько периодов делится каменный век?

-какой период охватывает палеолит?

- какой период охватывает мезолит? 

- когда были изобретены лодка и рыболовная снасть ?

- человек эпохи мустье?

- где нашли кроманьонца?

-что такое ретушь?

- что такое микролититы?

-в какую эпоху наступила  резкое похолодание на земле?

-Эпоха глиняных горшков это -?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Медно-каменный век на территории Казахстана (энеолит). »

Учитель: Кунуспаева Г.З.

СОШ № 31, г Уральск.

Класс: 6

Предмет: история Казахстана


Тема: Медно-каменный век на территории Казахстана (энеолит).


Цель урока: 1. Дать представление учащимся о медно-каменном веке.

Охарактеризовать медно-каменный век и особенности изготовления первых орудий труда из меди.

2. Развивать память, мышление, воображение, умение анализировать, делать выводы, высказывать свое мнение, интеллект учащихся.

3. Воспитывать у учащихся интерес к прошлому страны, патриотизм, национальное самосознание.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый,       интерактивный, творческий, репродуктивный.

      Оборудование: интерактивная доска, карта.


Ожидаемый результат: уметь высказывать свою точку зрения. Знать об особенностях энеолита.


Ход урока


  1. Актуализация изученных знаний:

Орг момент (приветствие учащихся и разделение учащихся по группам)

Повторение изученного

  1. Исторический диктант

-На сколько периодов делится каменный век?

-какой период охватывает палеолит?

- какой период охватывает мезолит?

- когда были изобретены лодка и рыболовная снасть ?

- человек эпохи мустье?

- где нашли кроманьонца?

-что такое ретушь?

- что такое микролититы?

-в какую эпоху наступила резкое похолодание на земле?

-Эпоха глиняных горшков это -?

2. Заполни таблицу

Основные этапы

Районы обнаружения

Эпоха

Австралопитек



Питекантроп



Синантроп



Неандерталец



Кроманьонец



3.Распредели орудия труда

Палка – копалка, гарпун, силки , лодка, ткацкий станок, микролиты, бифас, чоппер, рубило, скребки, лук и стрелы.

-Пелеолит

-Мезолит

-Неолит


2 этап. Формирование новых понятий.

Сообщение темы и цели урока: сегодня мы будем говорить об энеолите – медно – каменном веке, эпохе открытия первого металла – меди.

Синектикивная работа учащихся

(учащиеся в группах изучают материал и составляют постер)

Задание для групп: 

1 группа Особенности эпохи Энеолит (Медно-каменный век) 
В период медно-каменного века, т.е. энеолита человек начал пользоваться орудиями из металла. Это примерно 3000-2800 лет до н.э.

В природе такие металлы, как золото, серебро, медь встречались в готовом виде – самородках. Самым первым металлом стала медь. Почти 5 тыс. лет назад люди впервые стали выплавлять этот металл. Начался новый исторический период в жизни людей, когда каменные орудия труда стали постепенно вытесняться медными. Это был энеолит – время появления первых металлических орудий из меди, наряду с которыми стали употребляться и каменные орудия.

Пользуясь в течение миллионов лет каменными орудиями, человек постепенно эволюционным путем достиг такого уровня развития, что мог изготовить орудия из металла. Первым металлом, который освоил человек, была медь. Археологические раскопки доказывают, что человек нашел медь случайно. Людям было трудно передвигать большие камни, из которых делали орудия, до постоянных стоянок Поэтому они разводили костры на камне и раскаленную поверхность заливали водой, отчего он раскалывался на мелкие части. 
В это время из камня ручейками вытекали легко расплавляемые металлы - медь, свинец, олово. Так люди начали осваивать технику изготовления медных орудий труда.

2 группа: Орудия из меди

Однако орудия из меди были непрочными, не годились для тяжелых работ и поэтому не могли полностью вытеснить и заменить каменные орудия. Таким образом эпоху, на протяжении которой одновременно применялись каменные и медные орудия труда, в истории называют Энеолитом (от греч. Энео"медь", лuт-"камень"). Однако появление медных орудий способствовало развитию сознания человека, открыло широкий путь для социально-экономического развития. Внедрение' в жизнь людей медных орудий привело к деградации кремниевой индустрии в целом, обеднению наборов каменных орудий. 
Появляются новые объекты материальной культуры: плоскодонная, богато орнаментированная керамика, мелкая пластика, жилища. 
3 группа: памятники энеолита

Памятники энеолита чаще всего встречаются на юге Казахстана. 
Среди памятников эпохи энеолита, найденных на территории Казахстана, ученые особо выделяют памятники Ботайской культуры
Ботайская культура свое название получила по наиболее характерному для нее поселению у разъезда Ботай Акмолинской области, датируется 3-2 тысячелетиями до Н.Э. 
Ботайская культура была определена В.В. 3айбертом. В целом открыто больше 20 поселений, относящихся к ботайской культуре. 
Поселения обычно располагались на берегах небольших степных рек: Тургай, Терсаккан, Тобол, Убаган, Чаглинка, Иманбулак. 
Наиболее богатым материалом и информацией среди них располагает поселение Ботай. Это поселение, предположительно, просуществовало до XIV -ХН вв. до н.э. Во время раскопок найдены следы от 158 жилищ. В процессе исследований выяснилось, что это были постройки последнего периода существования поселения. Остатки жилищ более ранних этапов уничтожены при строительстве последних. 
Производственно-хозяйственные орудия изготовлялись из различных пород камня, глины, кости. Функциональные определения говорят о сложном хозяйственном укладе населения. Например: 
костяные элементы узды, застежки для пут - свидетельствуют о начале одомашнивания лошади. Каменные булавы, ножи, кинжалы, наконечники стрел, дротиков, копий связаны с охотой. Гарпуны указывают на рыболовную деятельность. При строительстве жилищ использовались различные деревообраба тывающие инструменты: 
топоры, тесла, долота, стамески, струги, резцы, ножи, скобели. Наличие инструментов для обработки и шлифовки шкур, игл, проколов, шил говорит О многоукладном характере хозяйственной жизни Ботайцев. 
4 группа: Обряды захоронения у Ботайцев

Умерших хоронили на территории поселения в старых жилищах, вокруг погребенных укладывали вдоль стен десятки лошадиных черепов. В одном из жилищ в стенной нише обнаружен мумифицированный глиной череп мужчины. Под порогом жилищ нередки захоронения собак, очевидно, ритуального характера. 
Обряды захоронения и некоторые ритуалы, с одной стороны, указывают на следы тотемизма, с другой - на поклонение духам предков. Памятники ботайской культуры по своим признакам близки памятникам степной зоны Южного "Урала и хвалынской культуры Поволжья. На юго-востоке материалы ботайской культуры перекликаются с находками афанасьевской культуры (Алтай) и устьнарымской (Восточный Казахстан). Однако, несмотря на общие черты, культуры сформировались не одновременно и находились на разных уровнях развития и взаимовлияния. 
Таким образом, начало энеолита связано с появлением здесь новой формы хозяйствования подвижного скотоводства. Взаимодействие местного населения с соседними племенами со временем привело к появлению в Мангистау новых культур кочевников бронзового века.

Выступление каждой из групп по теме.



3 этап. Первичное закрепление.




1.Вен диаграмма










  1. Кластер с категоризацией



 Рефлексия-анкета:

На уроке я работал

Активно

пассивно

Своей работой на уроке я

Доволен

не доволен

Материал урока мне был

Полезен

Бесполезен

Мое настроение

Стало лучше

Стало хуже



Домашнее задание: § 6 с. 32-33, Эссе «Один день в эпохе энеолит»



















Приложение. Задания для групп

1 группа Особенности эпохи Энеолит (Медно-каменный век) 
В период медно-каменного века, т.е. энеолита человек начал пользоваться орудиями из металла. Это примерно 3000-1800 лет до н.э.

В природе такие металлы, как золото, серебро, медь встречались в готовом виде – самородках. Самым первым металлом стала медь. Почти 5 тыс. лет назад люди впервые стали выплавлять этот металл. Начался новый исторический период в жизни людей, когда каменные орудия труда стали постепенно вытесняться медными. Это был энеолит – время появления первых металлических орудий из меди, наряду с которыми стали употребляться и каменные орудия.

Пользуясь в течение миллионов лет каменными орудиями, человек постепенно эволюционным путем достиг такого уровня развития, что мог изготовить орудия из металла. Первым металлом, который освоил человек, была медь. Археологические раскопки доказывают, что человек нашел медь случайно. Людям было трудно передвигать большие камни, из которых делали орудия, до постоянных стоянок Поэтому они разводили костры на камне и раскаленную поверхность заливали водой, отчего он раскалывался на мелкие части. 
В это время из камня ручейками вытекали легко расплавляемые металлы - медь, свинец, олово. Так люди начали осваивать технику изготовления медных орудий труда.

2 группа: Орудия из меди

Однако орудия из меди были непрочными, не годились для тяжелых работ и поэтому не могли полностью вытеснить и заменить каменные орудия. Таким образом эпоху, на протяжении которой одновременно применялись каменные и медные орудия труда, в истории называют Энеолитом (от греч. Энео"медь", лuт-"камень"). Однако появление медных орудий способствовало развитию сознания человека, открыло широкий путь для социально-экономического развития. Внедрение' в жизнь людей медных орудий привело к деградации кремниевой индустрии в целом, обеднению наборов каменных орудий. 
Появляются новые объекты материальной культуры: плоскодонная, богато орнаментированная керамика, мелкая пластика, жилища. 
3 группа: памятники энеолита

Памятники энеолита чаще всего встречаются на юге Казахстана. 
Среди памятников эпохи энеолита, найденных на территории Казахстана, ученые особо выделяют памятники Ботайской культуры
Ботайская культура свое название получила по наиболее характерному для нее поселению у разъезда Ботай Акмолинской области, датируется 3-2 тысячелетиями до Н.Э. 
Ботайская культура была определена В.В. 3айбертом. В целом открыто больше 20 поселений, относящихся к ботайской культуре. 
Поселения обычно располагались на берегах небольших степных рек: Тургай, Терсаккан, Тобол, Убаган, Чаглинка, Иманбулак. 
Наиболее богатым материалом и информацией среди них располагает поселение Ботай. Это поселение, предположительно, просуществовало до XIV -ХН вв. до н.э. Во время раскопок найдены следы от 158 жилищ. В процессе исследований выяснилось, что это были постройки последнего периода существования поселения. Остатки жилищ более ранних этапов уничтожены при строительстве последних. 
Производственно-хозяйственные орудия изготовлялись из различных пород камня, глины, кости. Функциональные определения говорят о сложном хозяйственном укладе населения. Например: 
костяные элементы узды, застежки для пут - свидетельствуют о начале одомашнивания лошади. Каменные булавы, ножи, кинжалы, наконечники стрел, дротиков, копий связаны с охотой. Гарпуны указывают на рыболовную деятельность. При строительстве жилищ использовались различные деревообраба тывающие инструменты: 
топоры, тесла, долота, стамески, струги, резцы, ножи, скобели. Наличие инструментов для обработки и шлифовки шкур, игл, проколов, шил говорит О многоукладном характере хозяйственной жизни Ботайцев. 
4 группа: Обряды захоронения у Ботайцев

Умерших хоронили на территории поселения в старых жилищах, вокруг погребенных укладывали вдоль стен десятки лошадиных черепов. В одном из жилищ в стенной нише обнаружен мумифицированный глиной череп мужчины. Под порогом жилищ нередки захоронения собак, очевидно, ритуального характера. 
Обряды захоронения и некоторые ритуалы, с одной стороны, указывают на следы тотемизма, с другой - на поклонение духам предков. Памятники ботайской культуры по своим признакам близки памятникам степной зоны Южного "Урала и хвалынской культуры Поволжья. На юго-востоке материалы ботайской культуры перекликаются с находками афанасьевской культуры (Алтай) и устьнарымской (Восточный Казахстан). Однако, несмотря на общие черты, культуры сформировались не одновременно и находились на разных уровнях развития и взаимовлияния. 
Таким образом, начало энеолита связано с появлением здесь новой формы хозяйствования подвижного скотоводства. Взаимодействие местного населения с соседними племенами со временем привело к появлению в Мангистау новых культур кочевников бронзового века.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Медно-каменный век на территории Казахстана (энеолит).

Автор: Кунуспаева Г.З.

Дата: 21.05.2015

Номер свидетельства: 214105

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Отчет о проведении "Исследовании в действии""
    ["seo_title"] => string(48) "otchiet_o_proviedienii_issliedovanii_v_dieistvii"
    ["file_id"] => string(6) "402683"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490271532"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства