Отдел образования Староюрьевского района
МБОУ Староюрьевская средняя общеобразовательная школа
Староюрьевского района Тамбовской области
Модульный урок (2 часа) в 9 классе
Подготовила: КОНОВАЛОВА ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА,
учитель истории и обществознания
МБОУ Староюрьевской средней общеобразовательной школы учебный корпус № 2 Староюрьевского района Тамбовской области
2015 г.
Цели урока:
Обобщение и углубление знаний учащихся о Великой Отечественной войне,
формирование представлений о закономерности победы СССР над фашистской Германией.
Раскрытие исторического значения Победы, на конкретных примерах
показать, что итоги Великой Отечественной войны определили ход послевоенной истории и превратили проблему войны и мира в глобальную.
Развитие навыков самостоятельной работы с научной и научно-популярной
литературой, обучение приёмам ведения научной полемики, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Развитие творческих способностей учащихся.
Воспитания любви и уважения к Родине, родному краю, знакомство на конкретных примерах с героизмом и патриотизмом советского народа и наших земляков. Привитие интереса к краеведческому поиску.
Оборудование урока.
Карты «Великая Отечественная война Советского Союза. 1941-1945 г.г.», «Вторая мировая война. 1939-1945 г.г.»; портреты полководцев; плакаты о Великой Отечественной войне; фотоальбом «Киноэпопея о Великой Отечественной войне»; выставка книг «И помнит мир спасённый»; папка с подборкой краеведческого материала о родном крае, презентация «Застыл солдат у школьного порога…» ( о выпускниках школы- участниках Великой Отечественной войны)
Эпиграф урока.
Помните!..
Покуда сердца стучатся — помните! Какой ценой завоёвано счастье, Пожалуйста, помните!
Р. Рождественский.
( Звучит песня «Священная война» куплет и припев).
1 этап.
Великая Отечественная война является важнейшей составной частью Второй мировой войны. Она была самой тяжёлой из всех войн, когда-либо пережитых нашей Родиной.
По масштабам ведения боевых действий, участию людских масс, применению огромного количества техники, напряжению и ожесточенности она превосходила все войны прошлого. Чрезвычайно тяжёлым был путь советских воинов по дорогам войны. Четыре долгих года, почти полторы тысячи дней и ночей, героически боролись советский народ и его доблестные Вооруженные Силы за победу. Война принесла нашему народу неслыханные потери и разрушения. Поэтому столь важно и внимательно еще раз вглядеться в происходившее на фронтах Великой Отечественной войны, как разворачивались крупнейшие военные операции и события. Не менее важно понять, что ощущали рядовые участники этих событий, что скрывается за цифрами потерь и стрелками на картах.
В процессе работы вам предстоит узнать:
в чём состоит всемирно-историческое значение победы СССР в ВеликойОтечественной войне;
какова цена Победы Советского Союза в войне;
какой вклад внесли ваши семьи, родственники в эту Победу;
каковы были истоки массового героизма советского народа на фронте и в тылу;
каковы же были итоги Великой Отечественной войны;
какое значение они имеют для понимания актуальных проблем современности; чему учит опыт Великой Отечественной войны; о спорных проблемах истории;
Вам предстоит также развить уже имеющиеся у вас навыки работы и научиться: сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы; находить альтернативные варианты решения поставленных проблем; правильно распределять время работы над заданиями; оценивать свою работу и работу товарищей;
работать с атласом и контурной картой;
выполняя задания, используйте следующие источники сведений: атлас и контурные карты «Великая Отечественная война»;
учебники «История России.20 – начало 21 века», «Новейшая история зарубежных стран. 20-начало 21 века»; рабочие тетради по истории России; краеведческий материал; дополнительный материал, используя художественные, научные, научно-популярные книги.
Для решения поставленных задач предлагаю рабочую гипотезу: в итогахВеликой Отечественной войны — истоки многих процессов и явлений современности. Эта рабочая гипотеза будет корректироваться на последующих уроках, при изучении послевоенной истории нашей страны, а также на изученных уже исторических фактах и событиях зарубежных стран.
(Запись на доске темы и гипотезы).
2 этап.
Цель работы - показать, что Великая Отечественная война является составной частью Второй мировой войны.
Предлагаю выполнить задания.
Задание 1.
Вспомните и назовите хронологические рамки Второй мировой войны, дату вступления в войну СССР и хронологические границы Великой Отечественной войны.
Заданиее 2.
Определите главные отличия Второй мировой войны от Первой. В чём сходство? Сопоставьте причины двух войн.
Задание З.
Назовите основные периоды Великой Отечественной войны. Какие события, на ваш взгляд, послужили вехами, отделяющими один период от другого?
Задание 4.
О каких спорных проблемах истории Второй мировой войны и Великой Отечественной войны вы знаете? Отчего по вашему мнению, зависит позиция того или иного историка, исследующего эти проблемы?(Учащиеся готовили опережающее задание по этой теме заранее).
Найдите задание № 5. (смотри приложение 1)
Прочитайте его. Что вы думаете по этому вопросу? Свою точку зрения обоснуйте.
3 этап.
Цель работы - показать решающую роль СССР в разгроме фашистского блока; раскрыть значение главных сражений Великой Отечественной войны, определившие исход Второй мировой войны продолжить работу над понятием «коренной перелом».
Задание 6. (смотри приложение 2)
Проанализируйте следующие таблицы. Можно ли на основе приведённых данных сделать вывод о том, где происходили главные сражения, определившие в конечном счете исход Второй мировой войны.
Задание 7. (смотри приложение 3)
О чём свидетельствуют эти признания? Какие чувства они у вас вызывают?
Задание 8.(смотри приложение 4)
Как вы оцениваете эти высказывания? Правомерны ли они? Свою точку зрения аргументируйте.
Контрольное задание. Работа с контурной картой: отметьте на контурной карте главные сражения и военные операции Великой Отечественной войны.
Следовательно, встав во главе государств антигитлеровской коалиции, СССР сыграл решающую роль в разгроме фашистского блока. Именно это, как бы его ни извращали фальсификаторы, определяет историческое место победы советского народа в минувшей войне.
4 этап.
Цель работы - показать на ярких примерах и фактах какова была цена Победы СССР;раскрыть истоки массового героизма советских людей на фронте и втылу.
Задание 9.(смотри приложение 5)
О каких качествах советских людей, обеспечивших победу, свидетельствуют эти документы?
При наличии времени возможны дополнительные задания. (смотри приложение 9)
Задание 10.(смотри приложение 6)
Какие выводы можно сделать на основе этих данных? В чём, на ваш взгляд, проявился народный характер Великой Отечественной войны?
Задание 11.(смотри приложение 7)
Можно ли согласиться с данным тезисом? Почему он вызывает возражения? Каковы главные факторы, обеспечившие победу советского народа в Великой Отечественной войне?
Контрольное задание, (смотри приложение 8).
В истории войны существует один спорный вопрос: советские военоначальники победили германских, благодаря своему военному гению или тому, что мостили себе дорогу к победе трупами своих солдат? Выскажите своё мнение.
Сообщения обучающихся: «Военное искусство советских полководцев», «Потери СССР в мировой войне».
Из каких показателей складывается эта сумма людских потерь страны? Какая из цифр, отражающих потери СССР в войне, кажется вам наиболее убедительной?
Приведите примеры порождённых войной материальных разрушений в нашей стране.
Сообщение « Мои земляки в годы войны» с использованием презентации.
Выступление участника Сталинградской битвы и блокадного Ленинграда. Участие их в уроке обговаривается заранее. Совместно с приглашенными обсуждаем их выступления, на что они должны обратить внимание.
Далее класс слушает ученическое сообщение «Моя семья в годы войны». Такие творческие сочинения-рассуждения выполняет весь класс, на этот урок выбирается лучшее. Задание все получают в начале изучения темы о войне.
Звучит песня «День Победы».
Учитель обращается к стенду «Вечная память героям - староюрьевцам», который оформлен учащимися школы в ходе краеведческого поиска. Учащиеся выявили выпускников школы, ушедших на войну и не вернувшихся с войны. Объявляется минута
молчания.
Задание 12.(организуется дискуссия). Учащиеся заранее знакомятся с её вопросами.
- Что стало бы с миром в случае поражения антифашистских сил? Какая участь была уготована СССР? Насколько реальна была вероятность победы нацизма?
Учащиеся в конце дискуссии формулируют вывод самостоятельно. Мы с вами знаем из ранее изученного материала, что идея справедливого возмездия нацистским преступникам родилась ещё в ходе войны.
Сообщение учащегося о работе международного трибунала в Нюрнберге.
Задание 13.
Проанализируйте представленный материал и раскройте значение Нюрнбергского процесса.
Сообщение ученика «Итоги войны и цена Победы».
Из выше сказанного, следует отметить, что Нюрнбергский процесс объективно был призван способствовать предотвращению будущих войн. Развязывание войны рассматривалось как преступление. Но, к сожалению, до сих пор в локальных масштабах совершаются многочисленные преступления против мира, и агрессивные действия при этом обычно остаются безнаказанными. Примером является вооруженный конфликт в бывшей Югославии - самый кровавый в Европе конфликт после Второй мировой войны. Чеченская война. События на Украине.
Задание 14.
Какими мерами, на ваш взгляд, мировое сообщество может предотвратить военные конфликты и войны?
Может ли, в решении этой задачи полезен, быть опыт Нюрнберга?
Задания 12, 13 , 14 рассчитаны на изучение проблем в подгруппах.
этап.
Цель работы - обобщить уже известные учащимся факты и показать, как технические достижения времён Великой Отечественной войны повлияли на политическое развитие послевоенного мира и на военную стратегию державы.
Сообщения учащихся:
о создании новых видов вооружения и боевой техники (факты приводятся);
о развитии военного искусства;
о влиянии накопленного тогда опыта на появление современного оружия
(конкретные факты).
Обсуждаем всем классом проблему:
В чём состоит опасность ядерного оружия?
Таким образом, мы ясно с вами видим, что появление ядерного оружия способствовало нарастанию конфронтации между бывшими союзниками, началу холодной войны. Изобретение атомной бомбы и последующие научно-технические разработки превратили проблему войны и мира в глобальную, решить которую возможно лишь коллективными усилиями всех государств. Военное присутствие СССР в Восточной Европе привело к установлению в освобождённых странах коммунистических режимов, чья политическая практика способствовала формированию негативного отношения многих народов к нашей стране. Что касается СССР, то победа в войне подняла международный авторитет нашей страны, а также авторитет Сталина в глазах советского народа. В СССР ещё более упрочнились тоталитарная система и культ личности.
этап.
Задача - проверить, была ли достигнута поставленная в начале урока цель
(решение рабочей гипотезы).
Рассмотрев тему «Итоги и последствия Великой Отечественной войны», обобщая суждения об итогах и последствиях, мы с вами можем уже частично решить рабочую гипотезу, предложенную вам в начале нашего занятия.
Задание. Заполните таблицу «Великая Отечественная война: итоги и последствия».
Итоги | Последствия |
1 . Уничтожение фашизма как одной | 1. | Рост авторитета СССР и США, |
из форм тоталитаризма | | превращение их в сверхдержавы. |
совместными усилиями стран | | Международный суд над |
антигитлеровской коалиции при | | нацизмом. |
решающей роли СССР. | | |
2. Огромные людские потери и | 2. | Послевоенные экономические |
материальные разрушения. | | трудности и демографические |
| | проблемы. |
3 . Развитие военного искусства, | 3. | Основа для разработки и |
совершенствование вооружений. | | производства новых видов |
| | вооружения. |
4. Появление ядерного оружия. | 4. | Начало холодной войны, гонка |
| | вооружений. |
5. Освобождение советскими | 5. | Образование мировой системы |
войсками Центральной и Юго- | | социализма. |
Восточной Европы. | | |
6. Рост международный авторитета | 6. | Усиление тоталитарного режима в |
СССР и расширение его границ. | | нашей стране. Культ личности. |
Вывод: превращение проблемы войны и мира в глобальную. |
7 этап.
Предлагаю учащимся оценить свою работу на уроке по 10-балльной шкале, ответив на вопросы:
1. Как я усвоил материал?
а) Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9-10 б.
б) Усвоил новый материал частично - 7-8 б.
в) Мало что понял, необходимо ещё поработать - 4-6.
2. Как я работал?
а) Сам справился со всеми заданиями - 9-10 б.
б) Допускал ошибки - 7-8 б.
в) Сделал много ошибок - 4-6 б.
3. Как работала подгруппа?
а) Дружно, совместно подбирали задания - 9-10 б.
б) Не все активно участвовали в обсуждении - 7-8 б.
в) Работа была вялая, неинтересная, много ошибок - 4-6 б.
Оценки за урок.
Сообщения учащихся.
(Темы объявляются заранее и вывешиваются на стенде в классе).
Потери СССР в мировой войне.
Мои земляки в годы войны.
а) Об учителях нашей школы.
б) О выпускниках школы - ветеранах войны.
в) Герои Советского Союза - наши земляки.
Моя семья в годы войны (сочинение).
Международный трибунал в Нюрнберге и Токио.
Итоги войны и цена Победы.
Роль накопленного опыта в технических достижениях времён 2 мировой войны на появление современного оружия (факты).
Развитие военного советского искусства.
Советские полководцы в годы войны.
Использованная литература.
1. А. А. Данилов, Л.Г. Косулина
История России.XX -начало XXI века, М., Просвещение, 2010 г.
2.О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа. Всеобщая история. Новейшая история.
М., «Просвещение», 2010 г.
3. А. А. Кредер
Новейшая история зарубежных стран. 1914-1997 г.г. М., ЦГО, 1999 г.
4. П.Н. Бобылев и другие.
Великая Отечественная война. Вопросы и ответы. М., Политиздат, 1985 г.
5. В.А. Кондратьев, З.Н. Политов
Говорят погибшие герои. М., Политиздат, 1986 г.
6. Д. Волкогонов
Урок даёт история. М., 1989 г.
7. С. Жуковский, И. Жуковская
СССР в годы Великой Отечественной войны. Фрагменты нового учебника газ. «История» № 5, 1998 г., с. 5-15.
8. К. Яздурдыев
Краеведческий материал на уроках по истории Великой Отечественной войны. Пивш № 1, 1984 г., с. 54-56.
9. Н.А. Сырейщикова
На уроке ветераны. Пивш № 4, 1985 г., с. 26-28.
10. И.Ф. Немченко
Произведения искусства на уроках по истории Великой Отечественной войны. Пивш № 4, 1985 г., с. 28-30.
11. Книга памяти, т. 8, Тамбов, 1995 г., с. 391-511.
12. А. А. Данилов, Л.Г, Косулина
История России. 20 век. Рабочая тетрадь для учащихся 9-х классов, ч. 2. М., 2010г.
13. Е.А. Гевуркова, А.Г. Колосков
Задания для самостоятельных работ по истории. М., Просвещение,
1991 г.