Урок с использованием электронных образовательных ресурсов.
На уроке рассматриваются события начального периода Великой Отечественной войны
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
- Организационный момент
Доведение до учащихся целей и основных задач урока
- Подведение к получению нового знания
Учитель показывает плакат И. М. Тоидзе, 1941 г. «Родина-мать зовет» (ЭОР №1) и задаёт вопросы с целью актуализации уже имеющихся знаний у учащихся:
1.О чем говорит этот плакат? (Суровая женщина в красном - олицетворение Отчизны - протягивая текст военной присяги, зовет на фронт защищать родную землю, потому что началась Великая Отечественная война. Благодаря этому плакату Родина получила вполне конкретный образ. Матери, которая призывает вступить в ряды Красной армии и идти на смертный бой.)
2. Какова была ситуация на Западном фронте к лету 1941 года? (Война началась рано утром 22 июня 1941 г. мощными ударами воздушных и механизированных армий Германии. Уже в первый день немецкая авиация разбомбила 66 аэродромов и уничтожила 1200 советских самолетов, до лета 1943 г. завоевав господство в воздухе.
29 июня 1941 г. в стране было введено военное положение. На следующий день был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО), в руках которого сосредоточилась вся полнота государственной, партийной и военной власти (функции Верховного Совета, Правительства и ЦК партии). Председателем ГКО стал И.В.Сталин. Для стратегического руководства вооруженными силами 23 июня была создана Ставка Главного Командования (впоследствии Ставка Верховного Главнокомандования), которую также возглавил Сталин.
Уже в первый месяц войны Красная Армия оставила почти всю Прибалтику, Белоруссию, Молдавию и большую часть Украины. Она потеряла около 1 млн. бойцов, в том числе 724 тыс. пленными. Были разгромлены практически все армии Западного фронта, по которому Германия нанесла главный удар, стремясь овладеть «воротами Москвы» — Смоленском. Это была катастрофа.)
3. Дайте характеристику готовности СССР к войне. ( В 1935-1941 гг. руководством СССР был проведен ряд крупных мер по повышению боеготовности Советских Вооруженных Сил:
1) перевод Красной Армии в 1935-1939 гг. на кадровую основу;
2) введение всеобщей воинской обязанности в 1939 г.;
3) создание и развертывание серийного производства нового поколения танков и самолетов в 1939-1941 гг., до войны;
4) стратегическое мобилизационное развертывание Вооруженных Сил в 1939-1941 гг. из армии мирного времени в армию военного времени (до войны), с 98 дивизий до 303 дивизий;
5) создание и сосредоточение на западных границах в 1939- 1941 гг. армий прикрытия невиданной в истории человечества для мирного времени численности в 186 дивизий, с учетом 16 дивизий второго стратегического эшелона, прибывших в армии прикрытия до войны;
6) подготовка Западного ТВД к войне - аэродромы, укрепрайоны, дороги.
В апреле-июне 1941 г., с нарастанием угрозы войны, были приняты дополнительные срочные меры по повышению боеготовности, включавшие:
- призыв в апреле-мае 793 тыс. резервистов для пополнения войск западных военных округов почти до штатов военного времени;
- Директива Начальника Генштаба от 14 апреля о срочном приведении в боеготовность всех долговременных огневых сооружений, укрепленных районов с установкой в них оружия полевых войск при отсутствии табельного;
- скрытая переброска с 13 мая из внутренних округов войск второго стратегического эшелона в западные округа с приведением их при этом в боеготовность - 7 армий 66 дивизий (16, 19, 20, 22, 24 и 28-я армии, 41-й стрелковый, 21-й и 23-й механизированные корпуса);
- приведение в боеготовность 63 дивизий резервов западных округов и выдвижение их ночными маршами, скрытно, с 12 июня в состав армий прикрытия этих округов (Директива НКО от 12.6.41);
- приведение в боеготовность и скрытый вывод под видом учений в месте сосредоточения 52 дивизий второго эшелона армии прикрытия из мест постоянной дислокации (Приказ НКО от 16.6.41);
- вывод дивизий первого эшелона армий прикрытия в укрепрайоны по телеграмме Начальника Генштаба от 10.6.41 и Указанию Наркома Обороны от 11.6.41 - с начала июня;
- приведение всех войск ПрибОВО и ОдВО в готовность 18-21.6.41;
- создание с апреля 1941 г. командных пунктов и занятие их 18-21 июня срочно сформированными фронтовыми управлениями;
- создание группы армий С.М.Буденного на линии Днепра - 21.6.41;
- досрочный выпуск по Приказу НКО от 14 мая изо всех училищ и направление выпускников в западные приграничные округа;
- Приказ НКО № 0367 от 27.12.40 и его повторение 19.6.41 о рассредоточении и маскировке самолетов и т.п.;
- направление Зам. Наркома Обороны генерала К.А.Мерецкова И.В.Сталиным в ЗапОВО и ПрибОВО для проверки боеготовности ВВС округов 14.6.41;
- издание Директивы НКО и Ставки (№ 1) о приведении в боеготовность войск западных военных округов (подписана 21.6.41 в 22.00, т.к. С.К.Тимошенко и Г.К.Жуков уже в 22.20 вышли от Сталина, получив одобрение им этой Директивы и отправив ее с Н.Ф.Ватутиным на узел связи Генштаба).
Всего в боевую готовность до нападения немцев были приведены, таким образом, 225 из 237 дивизий Красной Армии, предназначенных для войны против Германии и ее союзников по планам обороны.
Не были проведены в жизнь до войны только две важные меры - всеобщая мобилизация в стране и ввод войск в предполье укрепрайонов.)
Учащиеся самостоятельно формулируют основной вопрос урока: «Каковы последствия внезапного нападения Германии на СССР?»
- Изучение нового материала
Учитель предлагает прослушать аудиозапись выступления И.В. Сталина (Аудиофрагмент Выступление И.В. Сталина 3 июля 1941г. ЭОР №2) А затем задаёт вопрос: Какие задачи ставил И.В. Сталин перед народом?
Учащиеся слушают речь Сталина и формулируют задачи, выдвинутые И.В. Сталиным перед народом.
Затем идет работа с интерактивной картой «Начало Великой Отечественной войны» (Анимация. «Начало Великой Отечественной войны», ЭОР №3)
Вопросы учителя по карте:
1.Когда произошло внезапное вторжение немецких войск на территорию Советского Союза?
2.Какие еще страны вступили в войну?
3.Какие территории были захвачены врагом летом 1941 года?
4.Когда началась блокада Ленинграда?
5. После какого сражения Гитлер вынужден был отложить наступление на Москву?
6. Когда началась битва за Москву?
Вернемся к главному вопросу урока: «Каковы последствия внезапного нападения Германии на СССР?» (обучающиеся отвечают)
- Закрепление Учитель предлагает выполнить тесты (Интерактивное задание
"Начало Великой Отечественной войны". ЭОР №4) Обучающиеся выполняют задание.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание: § 20 и вопросы к нему. Задание отдельным учащимся подготовить сообщения на тему: «Героизм советских пограничников в первые дни войны», «Героическая оборона Брестской крепости».
Литература:
1. Учебник Данилов Д.Д., Клоков В.А.,Кузнецов А.В. и др История России. XX - начало XXI века. М.: «БАЛЛАС 2010»
2. Компакт-диск «От Кремля до Рейхстага». Разработчик: Республиканский мультимедиа центр, Московское городское объединение архивов.
Электронные образовательные ресурсы:
4.http://files.school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов