kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Начальный период Великой Отечественной войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием электронных образовательных ресурсов.

На уроке рассматриваются события начального периода Великой Отечественной войны

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент

Доведение до учащихся целей и основных задач урока

  1. Подведение к получению нового знания

Учитель показывает плакат   И. М. Тоидзе, 1941 г.  «Родина-мать зовет» (ЭОР №1) и задаёт вопросы с целью   актуализации уже имеющихся знаний у учащихся:

1.О чем говорит этот плакат? (Суровая женщина в красном - олицетворение Отчизны - протягивая текст военной присяги, зовет на фронт защищать родную землю, потому что началась Великая Отечественная война.  Благодаря этому плакату Родина получила вполне конкретный образ. Матери, которая призывает вступить в ряды Красной армии и идти на смертный бой.)

 

2. Какова была ситуация на Западном фронте к лету 1941 года? (Война началась рано утром 22 июня 1941 г. мощными ударами воздушных и механизированных армий Германии. Уже в первый день немецкая авиация разбомбила 66 аэродромов и уничтожила 1200 советских самолетов, до лета 1943 г. завоевав господство в воздухе.

29 июня 1941 г. в стране было введено военное положение. На следующий день был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО), в руках которого сосредоточилась вся полнота государственной, партийной и военной власти (функции Верховного Совета, Правительства и ЦК партии). Председателем ГКО стал И.В.Сталин. Для стратегического руководства вооруженными силами 23 июня была создана Ставка Главного Командования (впоследствии Ставка Верховного Главнокомандования), которую также возглавил Сталин.

Уже в первый месяц войны Красная Армия оставила почти всю Прибалтику, Белоруссию, Молдавию и большую часть Украины. Она потеряла около 1 млн. бойцов, в том числе 724 тыс. пленными. Были разгромлены практически все армии Западного фронта, по которому Германия нанесла главный удар, стремясь овладеть «воротами Москвы» — Смоленском. Это была катастрофа.)

3. Дайте характеристику готовности СССР к войне. ( В 1935-1941 гг. руководством СССР был проведен ряд крупных мер по повышению боеготовности Советских Вооруженных Сил:

1) перевод Красной Армии в 1935-1939 гг. на кадровую основу;

2) введение всеобщей воинской обязанности в 1939 г.;

3) создание и развертывание серийного производства нового поколения танков и самолетов в 1939-1941 гг., до войны;

4) стратегическое мобилизационное развертывание Вооруженных Сил в 1939-1941 гг. из армии мирного времени в армию военного времени (до войны), с 98 дивизий до 303 дивизий;

5) создание и сосредоточение на западных границах в 1939- 1941 гг. армий прикрытия невиданной в истории человечества для мирного времени численности в 186 дивизий, с учетом 16 дивизий второго стратегического эшелона, прибывших в армии прикрытия до войны;

6) подготовка Западного ТВД к войне - аэродромы, укрепрайоны, дороги.

В апреле-июне 1941 г., с нарастанием угрозы войны, были приняты дополнительные срочные меры по повышению боеготовности, включавшие:

- призыв в апреле-мае 793 тыс. резервистов для пополнения войск западных военных округов почти до штатов военного времени;

- Директива Начальника Генштаба от 14 апреля о срочном приведении в боеготовность всех долговременных огневых сооружений, укрепленных районов с установкой в них оружия полевых войск при отсутствии табельного;

- скрытая переброска с 13 мая из внутренних округов войск второго стратегического эшелона в западные округа с приведением их при этом в боеготовность - 7 армий 66 дивизий (16, 19, 20, 22, 24 и 28-я армии, 41-й стрелковый, 21-й и 23-й механизированные корпуса);

- приведение в боеготовность 63 дивизий резервов западных округов и выдвижение их ночными маршами, скрытно, с 12 июня в состав армий прикрытия этих округов (Директива НКО от 12.6.41);

- приведение в боеготовность и скрытый вывод под видом учений в месте сосредоточения 52 дивизий второго эшелона армии прикрытия из мест постоянной дислокации (Приказ НКО от 16.6.41);

- вывод дивизий первого эшелона армий прикрытия в укрепрайоны по телеграмме Начальника Генштаба от 10.6.41 и Указанию Наркома Обороны от 11.6.41 - с начала июня;

- приведение всех войск ПрибОВО и ОдВО в готовность 18-21.6.41;

- создание с апреля 1941 г. командных пунктов и занятие их 18-21 июня срочно сформированными фронтовыми управлениями;

- создание группы армий С.М.Буденного на линии Днепра - 21.6.41;

- досрочный выпуск по Приказу НКО от 14 мая изо всех училищ и направление выпускников в западные приграничные округа;

- Приказ НКО № 0367 от 27.12.40 и его повторение 19.6.41 о рассредоточении и маскировке самолетов и т.п.;

- направление Зам. Наркома Обороны генерала К.А.Мерецкова И.В.Сталиным в ЗапОВО и ПрибОВО для проверки боеготовности ВВС округов 14.6.41;

- издание Директивы НКО и Ставки (№ 1) о приведении в боеготовность войск западных военных округов (подписана 21.6.41 в 22.00, т.к. С.К.Тимошенко и Г.К.Жуков уже в 22.20 вышли от Сталина, получив одобрение им этой Директивы и отправив ее с Н.Ф.Ватутиным на узел связи Генштаба).

Всего в боевую готовность до нападения немцев были приведены, таким образом, 225 из 237 дивизий Красной Армии, предназначенных для войны против Германии и ее союзников по планам обороны.

Не были проведены в жизнь до войны только две важные меры - всеобщая мобилизация в стране и ввод войск в предполье укрепрайонов.)

Учащиеся   самостоятельно формулируют основной вопрос урока: «Каковы последствия внезапного нападения Германии на СССР?»

  1. Изучение нового материала

Учитель предлагает прослушать аудиозапись выступления И.В. Сталина (Аудиофрагмент Выступление И.В. Сталина 3 июля 1941г. ЭОР №2) А затем задаёт вопрос:  Какие задачи ставил И.В. Сталин перед народом? 

Учащиеся слушают речь Сталина и формулируют задачи, выдвинутые  И.В. Сталиным перед народом.

Затем идет работа с интерактивной картой «Начало Великой Отечественной войны» (Анимация. «Начало Великой Отечественной войны», ЭОР №3)

Вопросы учителя по карте:

1.Когда произошло внезапное вторжение немецких войск на территорию Советского Союза?

2.Какие еще страны вступили в войну?

3.Какие территории были захвачены врагом летом 1941 года?

4.Когда началась блокада Ленинграда?

5. После какого сражения Гитлер вынужден был отложить наступление на Москву?

6. Когда началась битва за Москву?

Вернемся к главному вопросу урока: «Каковы последствия внезапного нападения Германии на СССР?» (обучающиеся отвечают)

  1. Закрепление Учитель предлагает выполнить тесты (Интерактивное задание

  "Начало Великой Отечественной войны". ЭОР №4) Обучающиеся выполняют задание.

  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание: § 20 и вопросы к нему. Задание отдельным учащимся подготовить сообщения на тему: «Героизм советских пограничников в первые дни войны», «Героическая оборона Брестской крепости».

Литература:

1. Учебник Данилов Д.Д., Клоков В.А.,Кузнецов А.В. и др История России. XX - начало XXI века. М.: «БАЛЛАС 2010»

2. Компакт-диск «От Кремля до Рейхстага». Разработчик: Республиканский мультимедиа центр, Московское городское объединение архивов.

Электронные образовательные ресурсы:

4.http://files.school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Просмотр содержимого документа
«Начальный период Великой Отечественной войны»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Наумовка муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан









Конспект урока по истории России

в 9 классе

«Начало Великой Отечественной войны»





Подготовила

учитель истории и обществознания

Ионцева Ольга Михайловна







Наумовка

2015

Урок с использованием электронных образовательных ресурсов.

На уроке рассматриваются события начального периода Великой Отечественной войны

Цель урока: Рассмотреть и проанализировать начальный период Великой Отечественной войны

Задачи:

Обучающие: Рассмотреть события, которые привели к началу Великой Отечественной войны, определить военные планы и соотношение сил Германии и СССР накануне ВОВ; на основе изучения и анализа документов выяснить причины военных поражений РККА в начальный период Великой отечественной войны.


Развивающие: Формировать умение и навыки анализа исторических фактов на основе документов; развивать представления о сложности и противоречивости исторических событий и умение аргументировать свою точку зрения; развивать творческую деятельность учащихся, включая их в решения проблемных задач.


Воспитательные: Воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну; воспитывать настойчивость в достижении учебной цели, умение отстаивать свои взгляды и прислушиваться к чужому мнению.


Тип урока: Урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная и фронтальная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, аудиосистема

Учебные материалы: учебник Данилов Д.Д., Клоков В.А.,Кузнецов А.В. и др История России . XX - начало XXI века. М.: «БАЛЛАС 2010», электронные образовательные ресурсы: компакт- диск «От Кремля до Рейхстага», компакт-диск с интерактивными картами.


Используемые педагогические технологии:

1. Информационно - коммуникативные технологии;

2. Проблемное обучение.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Доведение до учащихся целей и основных задач урока

  1. Подведение к получению нового знания

Учитель показывает плакат И. М. Тоидзе, 1941 г. «Родина-мать зовет» (ЭОР №1) и задаёт вопросы с целью актуализации уже имеющихся знаний у учащихся:


1.О чем говорит этот плакат? (Суровая женщина в красном - олицетворение Отчизны - протягивая текст военной присяги, зовет на фронт защищать родную землю, потому что началась Великая Отечественная война. Благодаря этому плакату Родина получила вполне конкретный образ. Матери, которая призывает вступить в ряды Красной армии и идти на смертный бой.)


2. Какова была ситуация на Западном фронте к лету 1941 года? (Война началась рано утром 22 июня 1941 г. мощными ударами воздушных и механизированных армий Германии. Уже в первый день немецкая авиация разбомбила 66 аэродромов и уничтожила 1200 советских самолетов, до лета 1943 г. завоевав господство в воздухе.

29 июня 1941 г. в стране было введено военное положение. На следующий день был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО), в руках которого сосредоточилась вся полнота государственной, партийной и военной власти (функции Верховного Совета, Правительства и ЦК партии). Председателем ГКО стал И.В.Сталин. Для стратегического руководства вооруженными силами 23 июня была создана Ставка Главного Командования (впоследствии Ставка Верховного Главнокомандования), которую также возглавил Сталин.

Уже в первый месяц войны Красная Армия оставила почти всю Прибалтику, Белоруссию, Молдавию и большую часть Украины. Она потеряла около 1 млн. бойцов, в том числе 724 тыс. пленными. Были разгромлены практически все армии Западного фронта, по которому Германия нанесла главный удар, стремясь овладеть «воротами Москвы» — Смоленском. Это была катастрофа.)

3. Дайте характеристику готовности СССР к войне. ( В 1935-1941 гг. руководством СССР был проведен ряд крупных мер по повышению боеготовности Советских Вооруженных Сил:

1) перевод Красной Армии в 1935-1939 гг. на кадровую основу;

2) введение всеобщей воинской обязанности в 1939 г.;

3) создание и развертывание серийного производства нового поколения танков и самолетов в 1939-1941 гг., до войны;

4) стратегическое мобилизационное развертывание Вооруженных Сил в 1939-1941 гг. из армии мирного времени в армию военного времени (до войны), с 98 дивизий до 303 дивизий;

5) создание и сосредоточение на западных границах в 1939- 1941 гг. армий прикрытия невиданной в истории человечества для мирного времени численности в 186 дивизий, с учетом 16 дивизий второго стратегического эшелона, прибывших в армии прикрытия до войны;

6) подготовка Западного ТВД к войне - аэродромы, укрепрайоны, дороги.

В апреле-июне 1941 г., с нарастанием угрозы войны, были приняты дополнительные срочные меры по повышению боеготовности, включавшие:

- призыв в апреле-мае 793 тыс. резервистов для пополнения войск западных военных округов почти до штатов военного времени;

- Директива Начальника Генштаба от 14 апреля о срочном приведении в боеготовность всех долговременных огневых сооружений, укрепленных районов с установкой в них оружия полевых войск при отсутствии табельного;

- скрытая переброска с 13 мая из внутренних округов войск второго стратегического эшелона в западные округа с приведением их при этом в боеготовность - 7 армий 66 дивизий (16, 19, 20, 22, 24 и 28-я армии, 41-й стрелковый, 21-й и 23-й механизированные корпуса);

- приведение в боеготовность 63 дивизий резервов западных округов и выдвижение их ночными маршами, скрытно, с 12 июня в состав армий прикрытия этих округов (Директива НКО от 12.6.41);

- приведение в боеготовность и скрытый вывод под видом учений в месте сосредоточения 52 дивизий второго эшелона армии прикрытия из мест постоянной дислокации (Приказ НКО от 16.6.41);

- вывод дивизий первого эшелона армий прикрытия в укрепрайоны по телеграмме Начальника Генштаба от 10.6.41 и Указанию Наркома Обороны от 11.6.41 - с начала июня;

- приведение всех войск ПрибОВО и ОдВО в готовность 18-21.6.41;

- создание с апреля 1941 г. командных пунктов и занятие их 18-21 июня срочно сформированными фронтовыми управлениями;

- создание группы армий С.М.Буденного на линии Днепра - 21.6.41;

- досрочный выпуск по Приказу НКО от 14 мая изо всех училищ и направление выпускников в западные приграничные округа;

- Приказ НКО № 0367 от 27.12.40 и его повторение 19.6.41 о рассредоточении и маскировке самолетов и т.п.;

- направление Зам. Наркома Обороны генерала К.А.Мерецкова И.В.Сталиным в ЗапОВО и ПрибОВО для проверки боеготовности ВВС округов 14.6.41;

- издание Директивы НКО и Ставки (№ 1) о приведении в боеготовность войск западных военных округов (подписана 21.6.41 в 22.00, т.к. С.К.Тимошенко и Г.К.Жуков уже в 22.20 вышли от Сталина, получив одобрение им этой Директивы и отправив ее с Н.Ф.Ватутиным на узел связи Генштаба).

Всего в боевую готовность до нападения немцев были приведены, таким образом, 225 из 237 дивизий Красной Армии, предназначенных для войны против Германии и ее союзников по планам обороны.

Не были проведены в жизнь до войны только две важные меры - всеобщая мобилизация в стране и ввод войск в предполье укрепрайонов.)


Учащиеся самостоятельно формулируют основной вопрос урока: «Каковы последствия внезапного нападения Германии на СССР?»


  1. Изучение нового материала

Учитель предлагает прослушать аудиозапись выступления И.В. Сталина (Аудиофрагмент Выступление И.В. Сталина 3 июля 1941г. ЭОР №2) А затем задаёт вопрос: Какие задачи ставил И.В. Сталин перед народом?

Учащиеся слушают речь Сталина и формулируют задачи, выдвинутые И.В. Сталиным перед народом.

Затем идет работа с интерактивной картой «Начало Великой Отечественной войны» (Анимация. «Начало Великой Отечественной войны», ЭОР №3)


Вопросы учителя по карте:

1.Когда произошло внезапное вторжение немецких войск на территорию Советского Союза?

2.Какие еще страны вступили в войну?

3.Какие территории были захвачены врагом летом 1941 года?

4.Когда началась блокада Ленинграда?

5. После какого сражения Гитлер вынужден был отложить наступление на Москву?

6. Когда началась битва за Москву?


Вернемся к главному вопросу урока: «Каковы последствия внезапного нападения Германии на СССР?» (обучающиеся отвечают)


  1. Закрепление Учитель предлагает выполнить тесты (Интерактивное задание

"Начало Великой Отечественной войны". ЭОР №4) Обучающиеся выполняют задание.


  1. Подведение итогов урока.


  1. Домашнее задание: § 20 и вопросы к нему. Задание отдельным учащимся подготовить сообщения на тему: «Героизм советских пограничников в первые дни войны», «Героическая оборона Брестской крепости».



Таблица 1.


Приложение к плану-конспекту урока

Начало Великой Отечественной войны

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Плакат. И. М. Тоидзе, 1941г.: Родина-мать зовет!

Иллюстрация с помощью Мультимедиапроектора

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0d90202d-1c75-4671-9f15-cb1d83dca048/%5BIS9IR_4-34%5D_%5BPD_02-r%5D.jpg

2

Аудиофрагмент

Выступление И. В. Сталина 3 июля 1941 г.


Прослушивание при помощи аудиосистемы

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bcc5bac6-2494-4121-abc6-750645747ec0/%5BIS9IR_4-36%5D_%5BSF_01%5D.mp3

3

Анимация

Начало Великой Отечественной войны

Прослушивание и демонстрация с помощью аудиосистемы и мультимедиапроектора

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/659a08b7-55b9-41fd-9788-432e249fb07d/%5BIS9IR_4-34%5D_%5BMA_01%5D.swf

4

Интерактивное задание

Задания к параграфу "Начало Великой Отечественной войны"

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f5f3956a-8afb-41fa-a2c1-00af95909f36/index_listing.html



Литература:

1. Учебник Данилов Д.Д., Клоков В.А.,Кузнецов А.В. и др История России . XX - начало XXI века. М.: «БАЛЛАС 2010»

2. Компакт-диск «От Кремля до Рейхстага». Разработчик: Республиканский мультимедиа центр, Московское городское объединение архивов.

Электронные образовательные ресурсы:

4.http://files.school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Начальный период Великой Отечественной войны

Автор: Ионцева Ольга Михайловна

Дата: 04.12.2015

Номер свидетельства: 262055

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "«НАПАДЕНИЕ ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ НА СССР, ПРИЧИНЫ НЕУДАЧ КРАСНОЙ АРМИИ В НАЧАЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»"
    ["seo_title"] => string(80) "napadieniie_fashistskoi_giermanii_na_sssr_prichiny_nieudach_krasnoi_armii_v_nach"
    ["file_id"] => string(6) "352937"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477649529"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Тесты по истории 11 класс по теме: Великая Отечественная война "
    ["seo_title"] => string(71) "tiesty-po-istorii-11-klass-po-tiemie-vielikaia-otiechiestviennaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "109529"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1404721536"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Контрольный тест по истории 11 класс по теме: Великая Отечественная война "
    ["seo_title"] => string(82) "kontrol-nyi-tiest-po-istorii-11-klass-po-tiemie-vielikaia-otiechiestviennaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "109534"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1404724140"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Народное образование в Калмыкии в условиях Великой Отечественной войны "
    ["seo_title"] => string(79) "narodnoie-obrazovaniie-v-kalmykii-v-usloviiakh-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "186718"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426411740"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
    ["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "220207"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434545723"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства