Урок подготовлен к 70-летию Победы в ВОВ.
Тема урока: «Великая Отечественная Война и математика».
Цели урока:
- закрепить представление учащихся о многозначных числах и арифметические действия с многозначными числами;
- научить использовать многозначные числа на практике;
-воспитывать патриотические чувства, уважение к ветеранам ВОВ.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята!
9 мая 1915 года наша страна будет отмечать 70-летие нашей Победы над фашисткой Германией в Великой Отечественной Войне.
Прошло около 70 лет со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне. Неисчислимые жертвы понесла страна во имя независимости, свободы и общественных идеалов: миллионы погибших и раненых, страдания от голода, тысячи разрушенных городов и деревень, сотни тысяч угнанных на фашистскую каторгу.
Несмотря ни на что советский народ выстоял и победил.
? Мы с вами, ребята, потомки тех героев: солдат и мирных тружеников тыла, и, по долгу памяти не вправе забывать эти страшные, тяжёлые годы в истории нашей Родины. Сегодня на уроке мы узнаем, сколько стоила нам Победа, поговорим о ВОВ в цифрах.
Вопрос:
Когда началась ВОВ? (ответы учащихся)
- Да, 22 июня, 1941 года, 4 часа утра- начало войны, а закончилась 9 мая 1945 года. Сколько дней и ночей продолжалась война? ( 1418 дней и ночей).
Задание №1.(фронтальная работа)
Подсчитайте, сколько это лет? Сколько месяцев?
1418:365=3( 328 ост) ? 4 года. ( без 37 дней)
3? 12+11=36+11?47 месяцев.
Задание №2 (устно) Прочитать числа:
( учитель озвучивает значение данных чисел)
11 944 100 ( погибло всего)
6 885 000 ( на полях сражений)
4 559 000 ( в плену и без вести пропавших)
13 7000 ( из мирного населения)
26 600 000 ( общая сложность потерь граждан Советского Союза за время ВОВ)
1 710 (разрушено городов)
70 000 ( деревень)
32000 (фабрик и заводов)
98 000 ( колхозов)
В далеком 41 началась дорога в победоносный 45 год. С момента вторжения в пределы нашей Родины германское командование нацеливало основные усилия вермахта на Москву. Сражение длилось около 7 месяцев ? с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. В этой гигантской битве участвовало с обеих сторон более 3 млн. человек, до 22 тыс. орудий и минометов, около 3 тыс. танков, более 2 тыс. самолетов. Операцию по захвату столицы фашисты назвали «Тайфун». Они мечтали о том, что не знавшие поражения германские войска, подобно урагану, ворвутся в Москву и сметут главное препятствие ? нашу Родину. На Москву нацеливалась почти половина самолетов, более трети артиллерии, находившейся на восточном фронте, а танковых и моторизованных дивизий на нее бросалось больше, чем в 1940 году против Бельгии, Франции и Нидерландов вместе взятых. Героизм, мужество, стойкость советских воинов на фронте, самоотверженный труд жителей Москвы и Подмосковья при возведении оборонительных сооружений, партизанская война в тылу врага ? главные составляющие того, что позволило остановить врага.
В Московскую битву было втянуто практически всё население столичной области и Москвы.
Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. Население довоенной Москвы составляло 4 215 тысяч человек, а после призыва в армию осталось 2,5 млн. человек.
На защиту родной столицы поднялся весь советский народ. Каждый житель считал своим долгом хоть чем-нибудь помочь делу обороны. На заводах и фабриках столицы создавались отряды ополченцев. Они вместе с регулярными частями Красной армии героически, не жалея своих жизней, защищали подступы к городу. Те, кому не под силу было держать оружие в руках, возводили оборонительные сооружения, противотанковые рвы. Женщины и дети копали траншеи. Школьники старших классов убегали на фронт.
Эй!
Слышишь, ты!
Ты! Родня в Москве?
Вставай за них,
Вставай, если нет!
А вы что притихли,
Слушай меня!
Теперь вся Москва –
Наша родня!
Ум, эрудиция и смекалка всегда помогают нам и на войне, и в мирное время. Партизаны не имели боеприпасов, оружия. Все это они должны были или добыть в бою или изготовить боеприпасы своими силами.
Задача 1 о порохе.
Порох состоит из селитры, серы и угля. Масса селитры в 6.5 раз больше массы серы, а масса угля составляет 1/9 массы серы и селитры вместе. Сколько пойдет каждого из веществ на приготовление 25 кг пороха?
Ответ:3 кг серы, 19.5 кг селитры, 2.5 кг угля.
Неоценимый вклад внесла Москва в разгром фашистских агрессоров. Исход битву под москвой положил начало коренному повороту в ходе всей Великой Отечественной Войны. За выдающиеся заслуги городу решением Президиума Верховного Совета в 1965 году присвоено звание “город-герой”.
- А что вы понимаете под словосочетанием город – герой? Почему так его назвали?
- Какие вы знаете города- герои? ( Брестская крепость, Киев, Керчь, Минск, Москва, С-Петербург(Ленинград), Волгоград(Сталинград), Мурманск, Тула, Смоленск, Одесса, Новороссийск)
Учитель:
Каждый из этих городов видел ожесточённые бои, стойкость и мужество, героизм его защитников, но слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира и с той поры напоминает о битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооружённые столкновения прошлых времён.
Началом Сталинградской битвы, её первым днём в историографии принято считать 17 июля 1942 года. Завершением битвы, её последним днём , считается 2 февраля 1943 года.
Задача 2. Сколько дней продолжалась защита Сталинграда?
Решение: (с комментариями учителя)
июль 1942 года -14 дней
август -31
сентябрь - 30
октябрь - 31
ноябрь - 30
декабрь - 31
январь 1943года- 31день
февраль - 2
Всего- 200 дней.
Перевес сил был на стороне противника. И всё же германская армия под командованием генерала- фельдмаршала Паулюса была разгромлена, что потрясло Германию. Сталинградская битва окончательно разрушила миф о непобедимости армии Гитлера.
-Как вы думаете, почему наша армия одержала победу под Сталинградом?
( ответы учащихся, комментарии учителя)
Учитель:
Много горьких фактов описывают эту войну, но Ленинградская блокада стала одним из страшнейших моментов ВОВ. Она длилась 880 дней и была прорвана 27 января 1944 года.
- Что такое блокада? ( ответы учащихся)
В блокированном Ленинграде оставались приблизительно 2 400 000 жителей, и в период фашистской блокады от голода умерли не менее 800 жителей.
Таня Савичева, ленинградская школьница, была дочерью пекаря и портнихи, младшей в семье и всеми любимой. Отец рано умер. Мать работала много, чтобы поднять пятерых детей. У неё, портнихи ленинградского Дома моды, всегда было много заказов, она неплохо зарабатывала. Искусные вышивки украшали уютный дом Савичевых - нарядные занавески, салфетки, скатерти. В семье Савичевых все были музыкально одарены. Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне у Чудского озера. Уехать успел только Миша.
Начало войны изменило планы. Семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, помогать фронту. Мать шила обмундирование для бойцов. Брат Леонид, из-за плохого зрения, в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе. Сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, дяди Тани, несли службу в ПВО. Таня вместе с другими ребятами помогала взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи.
Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки ожидания, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка, начиная с декабря 1941 года, записывала даты смерти своих родных, умерших от голода.
Сестра Женя работала по 2 смены на заводе. Ещё и сдавала кровь для раненых бойцов, сил не хватило – умерла прямо на заводе. Скоро отвезли на Пискаревское кладбище и бабушку – сердце не выдержало. В «Истории Адмиралтейского завода» есть такие строки: «Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен. Однажды он не пришел на смену в цех, сообщили, что он умер…».
Таня все чаще открывала записную книжку – один за другим ушли из жизни ее дяди, а потом и мама. Однажды девочка подведет страшный итог: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».
Трагедия этой семьи типична для блокадного Ленинграда: сколько погибло от голода людей, сколько вымерло семей!
Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Летом 1942 года девочку эвакуировали из Ленинграда вместе с другими истощенными голодом ленинградскими детьми в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки.
Жители откармливали и согревали сиротские души. Многие из них окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась в больнице от неизлечимой болезни ? прогрессирующей дистрофии.
Задача 3.
Во время блокады ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей – вдвое меньше. Сколько грамм составляла норма хлеба для нерабочего населения? ( 125 г) Какую часть буханки хлеба весом 1 кг составляет эта норма? (восьмую)
А сейчас послушайте отрывок «Кусочек хлеба» (из книги Воскобойникова «Девятьсот дней мужества»)
Погиб при обороне Ленинграда Петр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей 3 года. Обессиленные от голода, в пустой промерзшей квартире ждут прихода мамы. Ее слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимовна торопливо делит принесенную ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб – на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестренок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось… умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба стало больше: 1/16 часть буханки вместо 1/24. Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребенком кусочек хлеба как память. Она поняла, что сила духа ее, ее детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.
Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосик, поступив в ПТУ № 13 Ленинграда, передала эту семейную реликвию училищному музею.
Самостоятельно решить задачи:
Задачи о блокадной восьмушке хлеба: (тема «Действия с обыкновенными дробями»)
o Какую часть буханки составляет 1/3 от восьмушки? (1/24 часть буханки)
o Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки? (Примерно 41,66 г.)
o На сколько граммов хлеба в1/16 части содержится больше, чем в 1/24 части хлебного пайка? ( Примерно на 21 г.)
Задачи на движение:
· Разведывательному кораблю (разведчику), двигавшемуся в составе эскадрильи, дано задание обследовать район моря на 70 миль в направлении движения эскадры. Скорость эскадрильи – 35 миль в час, скорость разведчика – 70 миль в час. Определить, через сколько времени разведчик возвратится к эскадре.
Решение: 1) 70 – 35= 35(км) – расстояние между кораблями через час.
2) 70 + 35 = 105(км/ч) – скорость сближения.
3) 35 : 105 = 1/3(ч) =20(мин) – необходимо на обратный путь кораблю.
4) 1ч +20мин = 1ч 20 мин – разведчик возвратится.
Ответ: корабль (разведчик) вернётся к эскадре через 1 час 20 минут после отбытия.
· Разведчик получил приказ произвести разведку впереди эскадрильи и вернуться через 3 часа. Через какое время после оставления эскадрильи разведывательный корабль должен повернуть назад, если его скорость 60 узлов, а скорость эскадрильи 40 узлов?
Ответ: корабль должен повернуть назад к эскадре через 2 часа 30 минут после отплытия.
Вопросы:
- В каком городе закончилась война над армией Вермахта?
- Кто победил в этой войне?
Верно, ребята, и победители за храбрость и героизм при защите своей земли и освобождении всего человечества от фашизма были отмечены орденами и медалями:
каждый пятый , воевавший на полях ВОВ отмечен наградой, всего же звание Героя Советского Союза присвоено 11 681 воину, а 2 532 человека являются полными кавалерами ордена Славы.
Застыли ели в карауле,
Синь неба мирного ясна.
Идут года. В тревожном гуле
Осталась далеко война.
Но здесь, у граней обелиска,
В молчанье голову склонив,
Мы слышим грохот танков близко
И рвущий душу бомб разрыв.
Мы видим их - солдат России,
Что в тот далёкий грозный час
Своею жизнью заплатили
За счастье светлое для нас...
- Это так, ребята, наш народ- победитель этой войны, спаситель всего мира от фашистской чумы!
Помните об этом , гордитесь своими предками и будьте достойны их памяти!
Итоги урока:
? Что нового вы узнали сегодня из истории нашей Родины?
? Что на вас больше всего произвело впечатление?
Домашнее задание: используя дополнительные источники найти и составить таблицу данных о численности военной техники , участвующей в Сталинградской битве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Великая Отечественная Война и математика »
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа № 947г. Москвы ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА и математика Выполнила: учитель математики Якшева Наталия Юрьевна
Начало Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года
Окончание – 9 мая 1945 года
ВОВ длилась 1418 дней и ночей
22 июня 1941 год утро 4 часа
Прочитать числа:
11 944 100 ( погибло всего)
6 885 000 ( на полях сражений)
4 559 000 ( в плену и без вести пропавших)
13 7000 ( из мирного населения)
26 600 000 ( общая сложность потерь граждан Советского Союза за время ВОВ)
1 710 (разрушено городов)
70 000 ( деревень)
32000 (фабрик и заводов)
98 000 ( колхозов)
БИТВА ПОД МОСКВОЙ
1941 год
Чтобы поработить наш народ, надо было захватить столицу нашего государства - Москву. Гитлер хотел, чтобы от города ничего не осталось. Решено было затопить Москву, поставив огромные плотины вокруг города.
Но Москва не сдалась. День и ночь люди готовились к обороне. 600 самолетов - истребителей охраняли небо Москвы.
С первых дней войны москвичи начали создавать дивизии народного ополчения, куда вступили более 150 тысяч добровольцев.
Основную роль в московском контрнаступлении сыграл Западный фронт под командованием Георгия Жукова.
Разгром фашистских войск под Москвой стал решающим событием первого года Великой Отечественной войны. Был окончательно сорван план "молниеносной" войны и развеян миф о непобедимости гитлеровской армии.
УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР О ПРИСВОЕНИИ ГОРОДУ МОСКВЕ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ «ГОРОД- ГЕРОЙ»
За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовым героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы Союза Советских Социалистических Республик города Москвы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменовании 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. присвоить городу Москве почетное звание «Город-Герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
.
Сталинградская битва
Этапы
I этап
17 июля -
18 ноября 1942 года - оборона.
II этап
19 ноября 1942 -
2 февраля 1943 гг. - контрнаступление, окружение и разгром.
17 июля 1942 года День начала Сталинградской битвы.
12 день сражения…
Нарком обороны И.В.Сталин. Приказ № 227: «…Отступать дальше – значит загубить себя и Родину…Отныне железный закон –
НИ ШАГУ НАЗАД!»
2 февраля 1943 г. в 16 часов историческая Сталинградская битва закончилась
Победа в Сталинградской битве над одной из сильнейших армий мира - немецко-фашистской — далась Красной Армии дорогой ценой.
Общие же потери Красной Армии в Сталинградской битве составили1 млн 130 тыс. солдат и офицеров, в том числе безвозвратные потери —около 480 тыс. человек,4341 танк,15 728 орудий и минометов,2769 самолетов.
Это была выдающаяся победа советского народа.
Под Сталинградом были пленены 24 генерала во главе с генерал-фельдмаршалом Ф. Паулюсом
Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня.
В Санкт-Петербурге открыта мемориальная доска в память о Тане Савичевой, написавшей блокадный дневник
Задача
На изготовление дневной нормы хлеба в блокадном Ленинграде требовалось
40 граммов соломы и столько же опилок, муки в
2 раза меньше чем соломы, а отрубей на 5 граммов больше, чем муки. Узнайте вес кусочка хлеба, который съедали жители блокадного Ленинграда.
В 22 часа 43 минуты по центрально-европейскому времени 8 мая война в Европе завершилась безоговорочной капитуляцией вооружённых сил Германии. Боевые действия продолжались 1418 дней.