"История образования казахского народа и Казахского ханства"
"История образования казахского народа и Казахского ханства"
Цель: Сформировать у учащихся знания о периоде становления страны как суверенного государства, раскрыть условия его образования. Показать его значение для решения исторической судьбы казахского народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"История образования казахского народа и Казахского ханства"»
История Казахстана. 5 класс.
Тема: История образования казахского народа и Казахского ханства (1 час).
Цель: Сформировать у учащихся знания о периоде становления страны как суверенного государства, раскрыть условия его образования. Показать его значение для решения исторической судьбы казахского народа
Задачи:
образовательная: изучение условий и причин образования Казахского ханства. На основе работы с текстом выделить этапы образования Казахского ханства. В ходе анализа доказать, что первое казахское государство появилось не в результате войн, а благодаря добровольному объединению разрозненных казахских племён;
развивающая: продолжить отрабатывать навыки индивидуальной работы с учебником, создание условий для развития умений доказательно излагать материал, выявлять причинно-следственные связи;
воспитательная: продолжить формирование чувства патриотизма, интереса к историческому прошлому человечества, уважения к представителям различных этнических групп, воспитание толерантности и гуманности.
Методы: словесный, репродуктивный, наглядный.
Средства и оборудование: презентация к уроку, карта, портреты ханов
Тип урока: комбинированный.
Литература: учебник.
План урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний. Объявление новой темы.
Изучение нового материала.
Домашнее задание.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Организационный момент.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, дети! Садитесь.
2. Проверка домашнего задания.
§ 26, пересказ, проверка знание терминов и дат.
3. Актуализация знаний. Объявление новой темы.
История формирования казахского народа очень сложна и начинается в древние времена. Для формирования народа требуются сотни, а то и тысячи лет. Тогда на казахской земле жили сакские племена, внешне относящиеся к европеоидному типу. Уклад жизни, традиции тех древних племен были схожи с бытом, обычаями казахов, живших в более поздние времена. Через многие столетия саки, гунны, усуни, канглы начинают сближаться с родственными кочевыми племенами тюрков, тюргешей, кипчаков, найманов, аргынов, дулатов и др.
4. Изучение нового материала.
На формирование казахского народа оказали свое влияние монгольские племена. Родственные отношения, установленные тюркскими родами и племенами с монголами, повлияли на их внешний облик.Между племенами и родами укрепляются хозяйственные связи, родственные отношения. У племен, населявших территорию Казахстана, складывалась общность языка, схожесть во внешности, обычаях, обрядах, традициях, хозяйственной деятельности.
Племена, в XIV – XV вв. населявшие Казахстан, говорили на тюркском языке. Тесные взаимоотношения, установленные между ними, привели к стиранию их различий. Так сформировался казахский народ.
Народ – все население страны. Народом называют человеческое сообщество, проживающее на определенной территории, объединяемое общим языком, духовной культурой, укладом жизни, родственными узами, схожими чертами. Ученые выдвигают разные предположения о происхождении слова «казах». В древнетюркском языке это слово имело значение «свободные люди». Султаны Жанибек и Керей также оказали влияние на формирование казахского народа, они заложили основы казахской государственности, создали Казахское ханство. При их правлении весь подвластный им народ стал называться «казахи». Так сформировался казахский народ, населявший территорию Казахстана, объединенный внешним сходством, общим языком, культурой.
В состав казахского народа вошли аргыны, найманы, дулаты, кереи, усуни, канглы, кипчаки, алшыны, коныраты, уаки, жалаиры, табыны, адаи и др. Общим языком общения этих племен являлся казахский язык.
С казахским народом тесно взаимосвязано понятие «жуз». Есть разные мнения по поводу его происхождения. На территории, населенной казахским народом, сформировались три жуза.
аргын, найман, кипчак, уак, керей, конырат. Эти племена населяли Центральный и Восточный Казахстан, земли до Бетпакдалы
12 родов Байулы (адай, алшын, жаппас, алаша, байбакты, бериш, маскар, таз, есентемир, ысык, кызылкурт, шеркеш), Жетыру (табын, тама, кердери, кереит, жагалбайлы, телеу, рамадан), 6 родов Алимулы (каракесек, карасакал, торткара, кете, шомекей, шекти). Племена Младшего жуза населяли побережье Каспийского моря, долины рек Жайык (Урал), Иргиз, Тобол.
В XV в. центральную часть Казахстана занимало ханство Абулхаира. Абулхаир был жестоким правителем, он безжалостно расправлялся с племенами, проявлявшими неповиновение его власти. Набеги джунгар нарушили налаженную жизнь, быт народа, привели в упадок хозяйство. Народ мечтал о мирной жизни. Многие султаны тоже проявляли несогласие с политикой, проводимой ханом Абулхаиром. Султаны Керей и Жанибек открыто противостояли Абулхаиру. Многие казахские племена и роды откочевали из ханства Абулхаира во владения султанов Керея и Жанибека. Возглавив племена и роды, султаны взяли на себя ответственность за судьбы людей, перед ними стояла задача создания самостоятельного независимого государства.
Хан Есен-Буга (1434 – 1462 гг.), правивший в Жетысу, встретил отделившихся из ханства Абулхаира султанов Керея и Жанибека с распростертыми объятиями, выделил им земли в Козыбасы на побережье реки Чу. Число людей, откочевавших во владения султанов, достигло 200 тыс. Султаны Керей и Жанибек в Козыбасы установили ханскую ставку. Так было основано первое государство казахов – Казахское ханство (1465–1466 гг).