kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История Донского края в древности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок, проведённый в 5 классе решает одну из главных задач современного образования -необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Формирование у обучающихся универсальных учебных действий – требование федерального государственного образовательного стандарта Урок, проведённый в 5 классе решает одну из главных задач современного образования -необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Формирование у обучающихся универсальных учебных действий – требование федерального государственного образовательного стандарта образования. Данный урок является первым по учебной теме «История родного края». Урок является фундаментальной основой для изучения следующего за ним модуля. На предыдущих занятиях были даны отдельные факты об истории Ростовской области. На данном уроке необходимо было расширить знаниевое поле учащихся, ввести новые понятия, дать оценку не столько событиям далекого прошлого, сколько заинтересовать обучающихся данной темой, показать взаимосвязь мировой истории и истории нашей местности. На следующих за проведенным урок по теме «История Донского края в древности» учащиеся должны осознать, что история Донского - это часть мировой истории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«история Донского края в древности»

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, (сл.1)

ребята и уважаемые гости. Ребята, сегодня мы должны показать, как мы умеем работать в необычной обстановке, постараться показать свои лучшие качества. Надеюсь, наше сотрудничество будет удачным.


Ребята, давайте посмотрим в окно. Что мы видим? А если мысленно мы перенесемся дальше, то где мы окажемся? (сл.2) ( в степи)

Какие эпитеты и метафоры вы можете подобрать к слову «степь».


Посмотрите, (сл.3)

что сказал о нашей степи в начале XX века Максимилиан Волошин в своём стихотворении «Дикое поле»:


Голубые просторы, туманы,
Ковыли, да полынь, да бурьяны...
Ширь земли да небесная лепь!
Разлилось, развернулось на воле
Припонтийское Дикое Поле,
Тёмная Киммерийская степь.


- Как поэт называет донскую степь (Дикое поле). Согласны вы с этим определением? (нет). Но чтобы поспорить с поэтом, необходимо знать историю донской степи. Об этом мы и будем сегодня говорить.

Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. (сл.4)

( история Донского края в древности),


значит какова цель нашего урока? (сл.5) ( узнать древнюю историю Донского края)


Давайте определим задачи. (сл. 6 6 6)

Что мы сегодня должны узнать? ( Где расположена донская степь. Охарактеризовать природно-климатические условия. Выяснить, какие народы проживали в степи в древности. Чем они занимались.)

Чему мы будем сегодня учиться? (работать в группе, работать с текстом, выделять главное, делать выводы)

Какие качества будем воспитывать в себе? ( интерес к своей малой родине, уважение к прошлому, культуру общения)

В связи с этими задачами предлагаю план нашей работы (сл.7)

  1. Местоположение донской степи.

  2. Донской край в древности.

  3. Народы, населявшие степь в древности.


Ребята, Вы прекрасно знаете, что в нашей степи в любое время года много солнца. Но в этом году весна выдалась дождливая, и все мы уже соскучились за теплом. Так давайте поможем теплу поскорее наступить, создав собственные солнышки. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать один лучик, который необходимо прикрепить к солнышку. За этим будут следить участники под №5.

Итак, давайте начнем. На столах у каждой группы есть конверт с заданиями. Откройте их. Для каждого участника есть рабочий лист. Подпишите его. Он поможет вам следить за выполнением нашего плана, и в конце урока, опираясь на ваш рабочий лист участник 4 группы должен будет рассказать о древней истории нашей степи.

Посмотрите на первое задание. Это линия ваших знаний. (сл.8)

Для начала давайте определим точку отсчета. Знаем мы что-нибудь о древней истории нашего края? (говорили на уроках о заселении Северного Причерноморья греками и о скифском царе Скиле). Значит нашей отправной точкой отсчета будет второе деление. По ходу урока вы самостоятельно будете отмечать, насколько вы продвинулись в изучении истории донского края.


Ребята, приступим к выполнению нашего плана. (сл.9)

Давайте посмотрим на карту и определим местоположение территории, о которой мы сегодня говорим. ( Донская степь расположена между Черным, Азовским и Каспийским морями. В древности они назывались Понт Эвксинский, Меотийское озеро и Гирканское море, и были соединены проливом, ныне здесь протекает река Маныч)


Но нас интересует история донской степи, (сл.10)

поэтому в своих рабочих листах на контурных картах отметьте границы Ростовской области. ( На западе Ростовская область граничит с Донецкой и Луганской областями Украины, на севере — с Воронежской областью, на юге — с Краснодарским и Ставропольским краями, Республикой Калмыкия, на востоке — с Волгоградской областью.)


Конечно, еще больше нас интересует наша малая родина – Ремонтненский район. Определите местоположение Ремнонтненского района (Район располагается в юго-восточной части области. Граничит на востоке с Зимовниковским и Орловским районами, на севере с Заветинским, на востоке и юге с Калмыкией)


Что ж, мы справились с заданием, поэтому все получают лучики на каждого члена команды. №5 Не забудьте прикрепить их к своему солнышку, а каждый - отметить свое продвижение по линии знаний.


А теперь переходим ко второму пункту плана. Посмотрите на приложение №2. 1,2,3 группам предложен один и тот же текст, но каждая группа, прочитав текст, должна будет ответить на свои вопросы, затем мы поделимся знаниями друг с другом. Ответ должен быть четким. Правильно подготовиться вам поможет алгоритм и задание №3 в рабочих листах.

(сл.11) 1 группа должна будет рассказать об изменении природно-климатических условий на донской земле.

2 группа определит, как изменялись занятия людей и орудия труда на протяжении каменного и бронзового веков.

3 группа покажет нам, как меняли общественные отношения.

4 группа будет готовит особое задание, которое представит нам в конце урока. Они же должны будут обобщить знания, полученные сегодня на уроке.

На работу группы отводится 5 минут.


Выступления представителей групп (остальные заполняют пропуски в тексте на рабочих листах) (сл.12, 13, 14)


Что ж, все справились с заданием, поэтому все получают лучики. Прикрепите их и не забудьте отметить свое продвижение по линии знаний.


Пора нам перейти к следующему пункту плана: Народы, населявшие Донскую степь в древности.

Вы опять будете работать в своих группах, но по другому принципу. (сл.15)

1, 2, 3 группы получают свой текст о народе, жившем в древности на территории Донского края. В течение 3 минут вы должны прочитать текст, ответить каждый только на свой вопрос, составив таким образом связный текст. Обратите внимание на вопросы и подсказки в рабочих листах. Закончив предложение, вы составите ответ на ваш вопрос. Отвечать должны участники №1,2,3,4. 4 группа продолжает свою работу.

Выступление групп (сл.16,17,18) (остальные заполняют пропуски в последнем предложении – названия народов на рабочих листах)


Замечательно справились с заданием, поэтому все получают лучики. №5, прикрепите их к солнышкам. Не забудьте отметить свое продвижение по линии знаний.


Но, ребята, мы все время говорим о Донской степи, о нашем бескрайнем поле в целом. Интересно, а что же мы знаем о событиях, происходивших в древности на территории Ремонтненского района. Об этом нам расскажут участники 4 группы(сл.19)


Вот мы и узнали много нового об истории Донского края в древности. Посмотрите на ваши ленты знаний. На каком отрезке мы находимся. Как вы видите, наши знания не имеют конца, и вы самостоятельно можете продолжить изучение этой темы.


А сейчас, представитель 4 группы выступит в роли экскурсовода в музее. К вам пришли пятиклассники. Вы должны коротко познакомить посетителей с историей родного края. Можно подсматривать в рабочие листы. (Обобщающий ответ Безручко )

Теперь вернемся к стихотворению Волошина. (сл.20)

Опираясь на знания истории Донского края, подберите эпитеты к слову «поле», «степь» (подбирают по 1 эпитету).


Я считаю правильней назвать наше поле «гостеприимным», ведь и сейчас на территории Ростовской области живут представители различных народов. И для всех одинаково растет трава, дует ветер и светит солнце.

Давайте посмотрим на наши солнца. Ребята, я тоже сегодня активно работала и собрала своё солнце. (сл.21,22,23,)

Прошу вас проанализируйте собственную работу. Если вам на уроке было уютно и комфортно, то нарисуйте улыбку. Если вы узнали много нового, нарисуйте глазки. Если вы заинтересовались историей родного края и хотите узнать о ней больше, нарисуйте носик. (рисуют солнышки)

Посмотрите, как светлее и теплее стало в классе от наших улыбающихся, желающих много знать, солнышек.

Наш урок подходит к концу, я желаю вам, чтобы над вашими головами всегда светило доброе солнце, небо было мирным, а ваше поле богатым.

До свидания(сл.23).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
история Донского края в древности

Автор: Тимченко Елена Николаевна

Дата: 25.11.2015

Номер свидетельства: 258380

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "спецкурс по ДОУ  "Я - житель г.  Волгодонска" "
    ["seo_title"] => string(44) "spietskurs-po-dou-ia-zhitiel-gh-volghodonska"
    ["file_id"] => string(6) "192287"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427443486"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Творческий проект "Тапочки для папочки""
    ["seo_title"] => string(43) "tvorchieskii-proiekt-tapochki-dlia-papochki"
    ["file_id"] => string(6) "272597"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452011191"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Воспитательное мероприятие "Мой родной край - ДОНБАСС""
    ["seo_title"] => string(55) "vospitatiel-noie-mieropriiatiie-moi-rodnoi-krai-donbass"
    ["file_id"] => string(6) "250662"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447098978"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Разработка классного часа по теме "Край мой - гордость моя""
    ["seo_title"] => string(60) "razrabotka_klassnogho_chasa_po_tiemie_krai_moi_ghordost_moia"
    ["file_id"] => string(6) "402158"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490113384"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Классный час "Достойные сыны Отечества" "
    ["seo_title"] => string(42) "klassnyi-chas-dostoinyie-syny-otiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "206295"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1430146717"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства