Познакомить с понятиями «историческая карта», «план», «контурная карта»; показать какую информацию несет историческая карта; формировать навыки работы с исторической картой, планом, контурной картой
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Историческая карта»
Историческая карта
Цель урока: познакомить с понятиями «историческая карта», «план», «контурная карта»; показать какую информацию несет историческая карта; формировать навыки работы с исторической картой, планом, контурной картой
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
- Что изучает наука археология?
- Как работаю археологи?
I. Изучение нового материала.
План
Прошлое по карте.
История на плане.
Прошлое по карте.
Задание:
Прочитайте первые три абзаца §5 учебника. Определите, какие бывают карты и для чего они нужны людям.
- С какой картой вы познакомились в начальной школе?
- Назовите, какие бывают карты. Что на них изображено?
Как используют карту люди различных профессий? Какую помощь она им оказывает?
- Историк тоже не может обойтись без карты.
В тетрадь: историческая карта – это изображение Земли или большой части земной поверхности в различные времена истории человечества.
- На исторической карте обозначаются места сражений, старинные крепости, линии фронтов, торговые пути, города, памятники культуры, которые относятся к определенному времени.
- Рассмотрите карты на стр. 46-47, 48 учебника.
Историческая карта
Помогает увидеть, какие изменения произошли на какой-либо территории
Отвечает на вопрос, где произошло событие
- Составители карт должны во много раз уменьшать изображение Земли и ее больших частей, чтобы они уместились на листе бумаги. Многие объекты на карте обозначены условными знаками. Их объяснения даются в разделе «Условные обозначения». Карта раскрашена различными цветами, содержит надпись.
Задание:
Внимательно рассмотрите карту «Отступление французской армии в 1812 году» на с. 46 учебника.
- О каких событиях истории нашей страны рассказывает эта карта?
- Через какие города проходило отступление французской армии?
Задание:
Найдите на карте «Московская Русь в XIV-XVI веках» (с. 48) условные обозначения.
- Как они изображаются?
- В каком месте располагается перечень условных обозначений?
Правила работы с настенной картой
1. При показе территорий (государств, княжеств, областей) следует проводить указкой по границе.
2. Город обозначен кружком, следует показать его, а не надпись.
3. Карты всегда нарисованы так, что верх карты – это север, низ – юг, слева – запад, справа – восток. Движение по карте сопровождается обычно комментарием: двигались в восточном или западном направлении.
4. Реки нужно показывать от истока к устью, т.е. по течению.
5. Следует использовать специальную терминологию при работе с картой. Например, берега нужно называть правый и левый: «войска расположились на левом берегу…», населенный пункт или какой-то объект «выше» или «ниже» по течению реки.
2. История на плане
Задание: найдите в учебнике, что такое план (в тетрадь понятие) и рассмотрите в учебнике примеры планов (с. 49-50, 51).
Отличие карты от плана
Карта
План
Изображение большой части земной поверхности
Изображение на плоскости небольшой части территории.